Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 22 июня 2004 г.
Реалити-шоу «Дом 3». Как построить светлое будущее?

Весь мир театр, а люди в нем актеры.
У.Шекспир

Великий английский драматург, очевидно, очень тонко чувствовал сущность явлений. В настоящее время гениальная фраза звучала бы видимо, как «Весь мир шоу, а люди в нем участники». Причем то, что зачастую участники этих шоу являются профессиональными актерами, а вовсе не обычными людьми, ничего не меняет. К чести Шекспира стоит заметить, что он ограничился театром и не ставил масштабных социальных экспериментов.

К сожалению, в современной России реальность и шоу переплетены настолько, что отличить одно от другого все сложнее и сложнее. Неслучайна в этом смысле популярность телевизионных проектов, позиционирующих себя как реалити-шоу. После пресловутого шоу «За стеклом» многие телеканалы сочли своим долгом обязательно развернуть собственный проект в указанном формате. Особенно преуспел в этом нелегком деле канал ТНТ. Развлекательное телевидение развлекает непрерывно, серийно, каждый проект имеет продолжение. В крайнем случае, до второй цифры. Тяжело угнаться, например, за «Фабрикой звезд», но это не останавливает продюсеров.


Фабрика звёзд

А еще тяжелее угнаться за бешеным ритмом законодательной деятельности Государственной Думы четвертого созыва. Системообразующие и просто нужные законы, разработанные Правительством, принимаются конвейерным способом, так же быстро снимаются сериалы и шоу. А пленарное заседание 10 июня, более того, в принципе может даже встать в ряд уже существующих реалити-шоу. Так, например, принятие в первом чтении Жилищного кодекса вполне можно считать продолжением реалити-шоу «Дом» и «Дом-2».

В первом шоу пары-участницы вместе строили дом, который впоследствии должен был достаться одной из них. Во втором отдельные участники - юноши и девушки - должны полюбить друг друга, и «только те, кто полюбит друг друга больше всех, получат дом». Стройка дома в таком раскладе отходит на второй план, участники «строят любовь». Дело это, как показывает практика, непростое. Те, кто вовремя не полюбили друг друга или полюбили недостаточно, постепенно выбывают. Те, кто хорошо любят друг друга, по ходу шоу улучшают свои жилищные условия.


Дом

По очень похожему сценарию развивается решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. В своем послании Федеральному Собранию Президент страны обозначил основные направления развития страны на ближайшие годы. В их числе необходимо, решить вопрос, который, по мнению булгаковского героя, испортил москвичей – квартирный. И шоу началось. Легче всего было Правительству. Оно, очевидно, знало некоторые правила заранее и успело подготовиться. Поэтому успешно продемонстрировало свою любовь к народу и президенту, оперативно внеся в Государственную Думу пакет законопроектов, реализация которых должна позволить к 2010 году 30 % россиян получить главный приз – возможность приобрести квартиру. «За счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов», - сказал Президент. Основное шоу развернулось непосредственно в стенах Государственной Думы. На соревнование в любви к президенту и народу каждой фракции было отведено по 3 минуты. Причем некоторые фракции предлагали свои варианты законопроектов, не учитывая специфику жанра. В реалити-шоу особо умничать не надо, надо действовать в рамках сценария, видимо, поэтому значительной части зрителей непонятно, где берут таких отъявленных придурков для участия. Суровые законы жанра вынудили фракции КПРФ и «Родина» покинуть шоу. Отсев участников, как и положено, не помешал плановому течению представления. Оставшиеся участники большинством в 337 голосов приняли в первом чтении Жилищный кодекс и ряд других законопроектов, доказав тем самым свою любовь к Президенту и народу. К сожалению, как и в «Доме-2» непосредственно стройка дома отошла на второй план.

Принятый пакет законопроектов, по замыслу разработчиков, будет способствовать формированию к 2010 году рынка доступного жилья. Число граждан, которые смогут приобрести жилье, должно увеличиться в 3 раза - с 10 % до 30 %. Нет, однако ответа на вопрос: откуда взята цифра в 10% граждан, имеющих возможность сейчас купить жилье, очевидно, это оперативные данные Федеральной службы финансового мониторинга. Нет ответа и на вопрос: что делать тем, кто не попадет в 30 % счастливчиков? Остальных, видимо, заведомо относят к нуждающимся в социальном жилье. Кстати, представители партии власти, несмотря на весь энтузиазм, проявленный при рассмотрении пакета жилищных законопроектов, не решаются оперировать конкретными цифрами. При описании будущих благ от принятия Жилищного кодекса и других законов слуги народа осторожничают и, ссылаясь на мнения неких экспертов, утверждают, что с введением ипотеки, резкого роста цен не произойдет. Некоторые смельчаки даже заявляют, что цены удастся не только стабилизировать, но и снизить.


Как построить светлое будущее?

Между тем независимые эксперты предсказывают серьезный рост цен по вполне простым причинам. Большая часть мер, предложенных Правительством, в основном, стимулирует рост спроса на жилье. Существующая динамика цен такова, что спрос и так опережает предложение жилья. То есть практически людям предложено покупать квартиры в долг по очень высоким ценам. А поскольку у граждан денег особо нет, то им будут давать их в долг. В этом смысле, как и любая другая российская реформа, жилищные преобразования проводятся только за счет населения. Фактически государство не хочет, а при наличии профицитного бюджета и значительного Стабилизационного фонда, говорить «не может» уже неудобно, проводить преобразования за свой счет. И это притом, что именно у государства есть реальные возможности для расширения предложения жилья.

Существующий строительный комплекс практически может существенно увеличить объемы строительства жилья. Одной из основных проблем, помимо пресловутых административных барьеров, является отсутствие строительных площадок, обеспеченных инфраструктурой. Застройщики не в состоянии вкладывать средства в инфраструктуру и, собственно, не должны этого делать. Так, например, в большинстве развитых стран развитие инфраструктуры и жилищное строительства - два разных бизнеса. В то же время строить дома в чистом поле бессмысленно. Ограниченность пригодных для строительства площадок и отсутствие прозрачных процедур предоставления земельных участков приводит к установлению индивидуальных отношений между застройщиками и местными властями, что многократно увеличивает стоимость жилья. В итоге разрыв между реальной строительной себестоимостью и конечной ценой квадратного метра жилья достигает сотен процентов. Устранение административных барьеров – это, безусловно, замечательно, но мы уже слишком долго наблюдаем вместо действительно четких продуманных действий по решению проблем самоотверженную борьбу бюрократов с бюрократией. На самом деле вложение государственных средств в развитие инфраструктуры в комплексе со снижением административных барьеров могло бы сделать рынок жилищного строительства более конкурентным. Ведь даже если представить, что все бюрократические препоны рухнули, и участки продаются на открытых аукционах, цены на них будут слишком высоки для небольших компаний, а выкупившие их крупные компании просто заложат эти издержки в цену квадратного метра. В итоге цены растут, монополизм никуда не исчезает. Единственный плюс - деньги пойдут в местный бюджет, а не в конкретный карман. Но от этого жилье доступнее не станет.

То, что законопроекты, мягко говоря, не идеальны, признают даже их активные сторонники. Один из основных доводов достаточно старый: «Дальше так продолжаться не может, поэтому давайте принимать, потом доработаем». Действующий сейчас Жилищный кодекс действительно был принят еще в 1983 году, и все же, наверное, это не причина принимать, не разобравшись до конца в проблемах, новый кодекс. Смысл любого кодекса в максимально полной регламентации определенной отрасли общественной жизни. Кодекс документ системообразующий, он должен направлять развитие отрасли на долгие годы. Зачем спешить..? К сожалению, в современном российском законотворчестве другие принципы: преобладает желание немедленно законодательно подкреплять все направления, озвученные Президентом. Создается ощущение, что депутаты собрались принять законов, как минимум, больше чем думы предыдущих созывов вместе взятые, а как максимум, еще и переписать все уже действующие. Кроме того, быстрая и согласованная работа Правительства и Думы, на первый взгляд, даже выглядит лучше, энергичнее, чем работа Думы предыдущих созывов. Президент сказал, Правительство разработало, Государственная Дума приняла. Все как на телевидении: закончился один проект, начинается другой. Хлеба нет, берите зрелищами. Шоу должно продолжаться.

А те, кто не выиграл дом в этот раз, смогут поучаствовать в другом проекте. А в том, что они будут, можно не сомневаться.

Михаил Лубочников


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное