Политика – концентрированное выражение экономики.
В.И. Ленин
Правильность высказывания вождя мирового пролетариата в российских реалиях, похоже, еще долго не потеряет значения. Причем не совсем ясно, исчезнет ли это определяющее значение с исчезновением носителей старой советской идеологии или так и останется. Второй вариант вероятнее. Не случайно родилась формула «Учение … всесильно, потому что оно верно». В связи с сужением чисто политического поля некоторые политики начинают все серьезнее подходить именно к экономическим инструментам. Яркий представитель таких деятелей – Председатель правительства Республики Хакасия Алексей Лебедь. В апреле 2003 года возглавляемое им правительство подало в арбитражный суд республики иск о признании незаконной приватизации Саяно-Шушенской ГЭС.
Саяно-Шушенская ГЭС – крупнейшая гидроэлектростанция России. Среднегодовая выработка электроэнергии 24,5 млрд. кВт/ч. Основным потребителем (около 75%) электроэнергии станции является Саянский алюминиевый завод. РАО «ЕЭС России» контролирует 78,9 % акций станции, около 10 %, по оценкам экспертов, контролирует «Компания «Базовый элемент». СШГЭС является одним из важнейших налогоплательщиков в республике.
Иск хакасских властей был принят республиканским арбитражным судом к рассмотрению. Правительство республики настаивает на том, что по закону, действовавшему в 1992-1993 годах, РАО «ЕЭС России» не могло быть покупателем акций приватизируемых предприятий в связи с тем, что доля РФ в уставном капитале РАО превышает 25%. В свою очередь, РАО «ЕЭС» утверждает, что приватизация СШГЭС была проведена в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Логично предположить, что А.Чубайс все же лучше ориентируется в нормативных актах, регламентирующих приватизацию в 1992-1993 годах. Просто в силу того, что является автором многих из них.
Однако это не остановило республиканское правительство. Характерной особенностью правового поля Российской Федерации начала 90-х годов являлось то, что во многом оно было сформировано именно указами Президента, которые в подавляющем большинстве случаев носили тактический характер. Нормативное обеспечение приватизации не являлось исключением. Поэтому чисто юридическая сторона вопроса достаточно неоднозначна, и вопрос по существу выходит за ее рамки. В этом смысле важнее действительное содержание проблемы. В настоящее время наблюдатели в основном придерживаются двух, в принципе связанных, точек зрения.
Основной причиной, побудившей хакасские власти предъявить иск, является, по мнению экспертов, прекращение действия соглашения о льготных тарифах для энергопотребителей республики. Соглашение это было заключено как раз при «незаконной приватизации» Саяно-Шушенской ГЭС. По его условиям правительство Хакасии отказывалось в пользу РАО «ЕЭС» от 30% акций. В обмен Хакасия в течение 10 лет получала возможность приобретать электроэнергию по существенно сниженным тарифам. На протяжении всех этих лет самая дешевая в стране электроэнергия, потребляемая в основном алюминиевым заводом, а не страждущими гражданами республики, видимо, мешала региональной элите постичь суть «незаконной» сделки. И вот когда выяснилось, что «дешевое» электричество кончилось, шоры упали, и лидеры республики поняли, как ловко провел их коварный приватизатор Чубайс. По странному
стечению обстоятельств у председателя правительства Алексея Лебедя в 2004 году заканчивается очередной срок пребывания в должности. А идти на выборы при многократном росте тарифов на электроэнергию означает существенно сократить свои шансы. Кроме того, в этом случае можно в преддверии выборов потерять и такого ценного партнера, как «Русский алюминий».
Некоторые эксперты склонны считать, что этот процесс вообще полностью инициирован «Русалом». Как один из многих эпизодов в затяжной позиционной борьбе между «Базэлом» и РАО «ЕЭС России». Относительно дешевая электроэнергия является существенным конкурентным преимуществом российского «крылатого металла» на мировом рынке. Поэтому вполне естественно, что металлурги борются за низкие цены на электроэнергию не менее энергично, чем Чубайс за собираемость средств от ее продажи. Алексей Иванович в сложившейся ситуации просто вынужден доблестно защищать интересы хакасского народа и не только всеми доступными способами. В данном случае в судебном порядке. После полугодового разбирательства арбитражный суд Хакасии 30 сентября 2003 года отказал правительству республики в удовлетворении иска. По мнению республиканского суда, при приватизации Саяно-Шушенской
ГЭС не было допущено нарушений, которые могли бы стать основанием для признания ее результатов недействительными.
Решение суда было опротестовано правительством Республики Хакасия в апелляционной инстанции - Арбитражном суде Сибирского федерального округа. И 12 марта 2004 года этот суд признал приватизацию Саяно-Шушенской ГЭС незаконной. Решение суда было направлено в Правительство России, и вице-премьер А.Жуков поручил министру экономического развития и торговли Г. Грефу «обеспечить принятие имущественного комплекса Саяно-Шушенской ГЭС в федеральную собственность». Это предписание немедленно вызвало отклик на фондовом рынке и общественный резонанс. Прецедент действительно потрясающий на фоне разговоров о недопустимости пересмотра результатов приватизации, приверженности либеральным ценностям и прочем. Поспешность, с которой бывший законодатель и нынешний зампред правительства принял решение о принятии имущественного комплекса в федеральную собственность, мягко говоря, поразила всех. Оно
было принято еще до истечения срока, отведенного РАО «ЕЭС России» на обжалование вердикта в вышестоящей инстанции. Впоследствии в Белом доме ситуацию пояснили довольно просто: «Никто ничего ни у кого прямо сейчас отбирать не собирается. Но порядок есть порядок: суд направил свое решение премьеру, тот – своему заму Жукову, а он, в свою очередь, министру, курирующему вопросы имущества, Грефу». Вышеупомянутый Г. Греф, видимо, был не в курсе такого порядка работы. И помимо поручения агентству по управлению федеральным имуществом проработать возможные механизмы деприватизации, написал Жукову письмо о том, что делать этого не следует, так как национализация станции может привести «к снижению доли государства в уставном капитале энергохолдинга» и другим плачевным последствиям; в связи с этим министр предложил правительству рассмотреть возможность подачи
надзорной жалобы в Высший арбитражный суд. Тем временем РАО продолжает борьбу за свою собственность всеми возможными методами. Так, 12 мая была подана надзорная жалоба в Высший арбитражный суд России, а 21 мая акционеры ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» на годовом собрании приняли решение о перерегистрации станции на территории Красноярского края. На протяжении всего этого времени правительство Республики Хакасия предлагает РАО подписать мировое соглашение. В обмен на отзыв иска хакасские власти просят продлить соглашение о льготных тарифах до 2020 года. Однако РАО ни на какие уступки идти не желает и уверено в своей судебной победе.
У этого, казалось бы, хозяйственного спора есть далеко идущие последствия. Первое - это потери республиканского бюджета. По разным оценкам, перерегистрация ГЭС приведет к выпадению до 18 процентов бюджетных доходов. Фактически Хакасия недополучит, начиная с 2005 года каждый пятый рубль, которым располагала до этого. Второе - это глубинные причины процесса. Несмотря на то, что формальные причины выглядят вполне логично, и конфликт интересов определенных экономических групп налицо, это не главное в деле о деприватизации. Как и любое неординарное событие, происходящее в стране, данный процесс является своеобразным «пробным шаром», ведь точка в вопросе о легитимности приватизации и ее результатов еще не поставлена. А проигравшими в политэкономическом эксперименте почти наверняка останутся жители и без того небогатой республики Хакасия. Ведь даже в случае возвращения СШГЭС в федеральную
собственность республика может ничего не получить. Ну а при возвращении в собственность республики 30% акций станции, РАО вправе требовать возвращения средств, недополученных по соглашению о льготных тарифах. По оценкам специалистов РАО «ЕЭС России», это около 1 млрд. рублей ежегодно. Для республики с бюджетом около 3,5 млрд. рублей цифра просто нереальная. Так или иначе, Хакасия от этой комбинации в выигрыше не останется. Важнее ответ на другой вопрос: это борьба с Чубайсом или с принципами построения экономики? Ответа на него, так же, как и на аналогичный вопрос в другом громком хозяйственном споре, окажет определяющее значение на дальнейшее развитие не только Хакасии, но и всей России.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.