В этом мире неизбежны только налоги и смерть. Бенджамин Франклин
Новый председатель Правительства России, утверждение кандидатуры которого Государственной Думой сомнения ни у кого не вызывает, на этой неделе заявил, что налоговая реформа будет завершена в течение двух лет. Таким образом, Михаил Фрадков по существу обозначил преемственность в деятельности правительства, - указанный срок был объявлен еще предыдущим премьером Касьяновым. Хотя сроки завершения по существу не имеют особого значения, важен результат реформы. Каким образом будут учтены интересы государства и его фискальных органов с одной стороны, и налогоплательщиков, граждан, предпринимателей, представителей крупного бизнеса с другой? С государством все понятно: оно свои интересы как-нибудь учтет, вопрос, в основном, в том, каким образом налоговая нагрузка будет распределена между группами налогоплательщиков?
Понятно, что снижение налогового бремени должно в перспективе стимулировать развитие экономики. Исходя из этого, Правительство России, и, в частности, основной идеолог налоговой реформы Минэкономразвития ратует за снижение ставок налогов на бизнес. Снижение ставки по НДС и отмену налога с продаж Правительство на первый взгляд даже провело себе в убыток. Однако если присмотреться, некие корыстные цели все же присутствовали. И снижение НДС, и отмена налога с продаж теоретически должны были привести к некоторому снижению розничных цен. А сокращение инфляции является одной из приоритетных общественно значимых задач. В памяти людей еще слишком живы впечатления от либерализации цен и последовавшей гиперинфляции. В то же время стабильность цен является ощутимым индикатором стабильности в стране вообще, и это тоже очень важно для власти. Что касается налога с продаж, то его отмена является логичной
в рамках построения простой и понятной системы налогообложения. Вообще сочетание двух таких косвенных налогов, как НДС и НСП в мировой практике фактически не встречается. Результаты снижения НДС в среднесрочной перспективе позитивны, во всяком случае, до введения специальных НДС-счетов, а отмена налога с продаж не принесла ощутимого снижения цен.
Следующим объектом внимания реформаторов стал единый социальный налог (ЕСН), составляющий на сегодняшний день 35,6 %. Указанный налог рассчитывается, исходя из фонда оплаты труда, и создает ряд связанных между собой проблем. Высокая ставка этого налога способствует сохранению «черных» зарплатных схем. Неофициальные зарплаты несут в себе две серьезные проблемы: помимо собственно недополучения доходов в бюджеты всех уровней от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), это еще и недополучение единого социального налога, часть которого направляется в Пенсионный фонд. То есть гражданин, получая зарплату «в конверте», мало того, что становится нарушителем налогового законодательства, он еще фактически лишает себя существенной части потенциальной пенсии. Причем ответственность и за то, и за другое возложена опять же на гражданина. Видимо, люди, которые готовят и принимают
соответствующие решения, считают, что отношения между работником и работодателем ничем не омрачены, полностью регламентированы Трудовым кодексом, а высокие стороны руководствуются исключительно принципами социального партнерства. Кроме того, видимо, бытует мнение, что рынок труда изобилует выгодными предложениями и найти хорошую высокооплачиваемую работу в России проще простого. Однако в реальной жизни ситуация, мягко говоря, далека от этого. При найме на работу очень немногие люди имеют реальную возможность ставить условием официальное начисление и выплату зарплаты. Чаще всего, действует императив: «Лишь бы деньги платили и вовремя». Естественно, что людям приходится соглашаться на условия работодателя. Потому что, для того чтобы выплатить на руки сотруднику, скажем, 10 000 рублей, при официальном начислении необходимо фактически истратить 15 586 рублей. И это если посчитать
только НДФЛ и ЕСН. Большая часть малых и средних организаций, которые, к слову сказать, обеспечивают большую часть рабочих мест в развитых экономиках, идут в таких условиях на легализацию зарплаты крайне неохотно. Многие небольшие предприятия просто не могут себе позволить платить за рабочую силу в полтора раза больше. Очевидно, что для стимулирования развития экономики налоги надо снижать. И снижение социального налога - значимый шаг в этом направлении. В то же время одно дело абстрактная категория – налоги и теоретические конструкции, обещающие экономический рост, и совсем другое - реальные доходы бюджета, которые при снижении налога начинают «выпадать».
Предполагается, что базовая ставка может быть снижена до 20 % с нынешних 35,6%. Выпадающие доходы, естественно, необходимо компенсировать. Поиски «крайнего» были недолгими. Как обычно, пострадала группа, не имеющая, к большому сожалению, собственных лоббистских групп ни в Правительстве, ни в Думе, – население. В связи с тем, что выпадает часть доходов Пенсионного фонда, предполагается, что 4 % страховой взнос на финансирование накопительной части пенсии будет уплачиваться гражданами с начисленной заработной платы. Авторы идеи учитывают и легкость администрирования нового налога. Он будет взиматься в том же режиме, что и НДФЛ. В настоящее время налог начисляется и уплачивается налоговым агентом, т.е. предприятием-работодателем. Работник в данном случае не в силах повлиять на процесс, бухгалтерия предприятия просто начнет перечислять большую часть его заработной платы
в уплату налогов. Недаром проведенный после отставки Правительства социологический опрос продемонстрировал критическое отношение россиян к налоговой реформе. Так, 32 % опрошенных считают, что реформа реализуется недостаточно успешно, 26 % опрошенных – что реформа идет не в том направлении, и лишь 13 % считают, что реформа идет успешно. Министерство финансов, правда, заявило, что речь не идет о механическом суммировании ставок. В худшем для налогоплательщика случае налоговая нагрузка возрастет с 13 до 15 %. Вторая половина страхового взноса будет зачтена гражданам при уплате НДФЛ. То есть фактически те, кто будет платить взнос на финансирование накопительной части пенсии, а это все граждане, которым до ухода на пенсию осталось более 10 лет, заплатят меньше подоходного налога.
Так или иначе, налоговая нагрузка на граждан будет увеличена. Фактически это означает снижение так называемого располагаемого дохода граждан. А наряду с не прекращающимся ростом цен на товары и услуги, отрицательные последствия нововведения могут значительно перевесить видимые плюсы. Сокращение единого социального налога, по мнению специалистов Минэкономразвития, должно способствовать легализации заработной платы, значительная часть которой все еще находится в тени. В то же время, подавляющее большинство предприятий, которые хотят и могут платить зарплату официально, уже это делают. И очень немногие из тех, кто платит «в конвертах», пойдут на легализацию при снижении ставки ЕСН. Предприятия не станут выводить зарплату из тени из опасения последующего ужесточения условий, чего вполне можно ожидать от нашей власти. Основным плюсом является освобождение части средств предприятий,
которые уже платят официальную зарплату. Эти средства, возможно, будут направлены на инвестиции. Но это скорее благое пожелание, чем факт. Фактом является то, что с заработной платы работников станут удерживать больше. Работники станут получать меньше, а в масштабах страны сокращение располагаемого дохода даже на 2 %, может привести к значительному снижению внутреннего спроса и негативно сказаться на развитии экономики в целом. Правительство, как водится, пообещало, что граждан указанное действие почти не коснется, что бюджетникам зарплаты будут соответственно проиндексированы, а для коммерческих предприятий будут найдены, по выражению и.о. министра экономического развития и торговли Германа Грефа, «экономические меры воздействия», которые, видимо, заставят их повысить зарплату сотрудникам. Вот только сможет ли Правительство, которое до сих пор не может вывести из тени большую
часть зарплат, найти эти самые «экономические меры воздействия»?
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.