Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 30 декабря 2003 г.
Пенсионная реформа: достойная старость

Не является секретом, что при выходе на пенсию громадное большинство российских граждан вольно или не вольно оказываются в достаточно затруднительной жизненной ситуации: происходит неформальный переход их из одного социального слоя в другой, как правило, малообеспеченный. Это, в свою очередь, дискредитирует не только всю отечественную пенсионную систему, но и фундамент любого благополучия - труд. Получается, что как ни трудись, все равно "на старости" останешься ни с чем.

Новая модель

Эффективность работы российской пенсионной системы не вызывает особого восторга. Несмотря на довольно значительный уровень обязательных отчислений в размере 28%, большинство пенсий не превышает 30% от средней заработной платы. В то же время в Италии отчисления составляют 29%, а пенсия - 55% от средней зарплаты по стране, в Германии - соответственно - 17% и 55%, США - 12% и 40%. При этом отметим, что затраты на пенсионное обеспечение в процентах к ВВП у них значительно ниже российских показателей, а эффективность - выше.

Сегодня действующая российская пенсионная система не выполняет своей основной социальной функции, определенной Международной организацией труда. Она заключается в уменьшении нуждаемости и предотвращении нищеты "путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)".

Нельзя сказать, что российское правительство смирилось с данной несправедливостью. Начиная с 2002 года, оно активно проводит реформирование национальной пенсионной сферы с переводом ее от распределительного к накопительному принципу. И если раньше все пенсионные отчисления шли в "общий котел", а затем распределялись на всех граждан, то сейчас ситуация иная. Будущая пенсия определяется размером всех индивидуальных накоплений конкретного лица, то есть суммой отчислений от заработной платы, а также полученного дохода от инвестирования ее накопительной части.

Кроме того, государство впервые допустило к работе с пенсионными накоплениями частный капитал. К управлению накопительной частью пенсии допущены 55 компаний. И до конца текущего года работающие граждане должны сделать ответственный выбор кому доверить ее - государству или частным компаниям.

По оценкам замминистра финансов России Беллы Златкис, выбор в пользу последних сделают более 450-500 тысяч человек, при общем количестве участвующих в пенсионной реформе 41 млн., а общая сумма переданных в управление средств составит 7-8 млрд. рублей. По мнению многих экспертов, этим правом воспользуется в первую очередь более молодое поколение, а также люди с большим достатком.

Основным достоинством управляющих компаний является более профессиональный подход к размещению средств граждан в высоколиквидные активы. Это позволит иметь доходность по накопительной части пенсии до 30-40%. Государство же в лучшем случае обещает покрыть только инфляционную составляющую, то есть доходность будет колебаться в пределах 10-12%.

В целом же управляющие компании имеют право размещать средства пенсионных накоплений в 9 видов активов. Условно их можно разделить на пять больших групп. Первая группа состоит из государственных ценных бумаг федерации (до 35% инвестиционного портфеля УК), ее субъектов (не более 40%) и муниципальных образований (не более 40%). Во вторую группу входят акции (до 65%) и облигации акционерных обществ (до 80%). Третья основана на ценных бумагах индексных инвестиционных фондов, которые размещают средства в иностранные фондовые ценности. Четвертая группа представлена ипотечными бумаги. В пятом случае речь идет о денежных средствах, размещенных в коммерческих банках, то есть на расчетных счетах и депозитах, как в иностранной валюте, так и в рублях.

При работе с этими активами у управляющих компаний имеется прямая заинтересованность в результатах инвестирования, поскольку от этого зависит их вознаграждение, а также привлечение новых клиентов.

Проблемы

Теперь будущий пенсионер должен понимать, что благосостояние в старости - во многом его личная проблема. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии, а размеры страховой и накопительной будут формироваться за счет официальных заработков. И вот здесь возникают определенные проблемы.

Сегодня у более 500 тысяч работающих граждан России не оказалось пенсионных накоплений, а у 8 млн. на счету имеются мизерные суммы. Это говорит о том, что значительная часть работодателей выплачивает зарплату своим работникам по "теневым" схемам.

Впрочем, юристы не прогнозируют вала обращений от граждан на эту несправедливость. Судиться с работодателем рискованно: ведь в этом случае можно потерять не только будущую пенсию, но и нынешнюю зарплату, пусть даже и "черную". По Трудовому кодексу обращение в суд с жалобой на работодателя не может являться основанием для увольнения. Но понятно, что работодатель найдет много других способов, чтобы уволить жалобщика.

Если эта тревожная тенденция не будет переломлена, то через 20-30 лет страна столкнется с еще более бедным слоем пенсионеров.

Вторая, не менее важная, проблема - результаты деятельности самих управляющих компаний. Во-первых, тезис о том, что на рынок придут долгосрочные пенсионные средства, не выдерживает критики. Как известно, пенсионер раз в год имеет право менять управляющую компанию или переходить из частной компании в государственную. И выбор будет прост. Не стоит сомневаться, что гражданин, обнаружив через год в извещении соседа более высокие проценты, вряд ли останется в своей УК. Он пойдет туда, где выше доходность.

В результате управляющие компании, для того чтобы задержать у себя клиентов, будут заниматься не долгосрочными вложениями, а простыми спекулятивными операциями. Так как именно они приносят максимальный доход, но в то же время являются краткосрочными.

Кроме того, для того чтобы можно было говорить о нормальном инвестировании, каждая УК должна привлечь минимум 5 тысяч будущих пенсионеров. Это позволяет ей диверсифицировать фондовый портфель. По закону у нее должны быть ценные бумаги не менее 20 разных эмитентов. А на 900-1000 тысяч рублей сформировать нормальный портфель практически невозможно.

Кроме того, управление маленьким портфелем требует от управляющего больших издержек. Например, для крупных УК, работающих с большими объемами денег, сделки на бирже обходятся дешевле. А мелким компаниям даже сложно будет найти брокера, который согласится обслуживать небольшие суммы. При этом на расходы управляющие могут взять до 1,1% от суммы пенсионных активов в управлении. Если крупные УК, имеющие льготы у банков и брокеров, уложатся в эту сумму, то мелким придется покрывать расходы за свой счет.

Поэтому, чтобы не потерять все на комиссионных, они будут вынуждены сократить количество сделок. В результате клиенты УК получат более низкую доходность, чем рассчитывали. Это позволит успешным УК перетянуть к себе основную массу застрахованных лиц. А те компании, которые не смогут в течение первых лет привлечь к себе достаточно клиентов, сами себя съедят, разорившись на издержках. Все это в совокупности может привести не только к дискредитации всей пенсионной реформы, но даже и к локальному финансовому кризису.

Виктор Прохоров


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное