Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 9 декабря 2003 г.
Приватизация: прагматичный расчет

С целью повышения эффективности использования государственного имущества администрация Красноярского края в конце ноября приступила к публичной распродаже части краевой собственности. На первые торги были выставлены четыре пакета акций предприятий, относящихся к сфере услуг, в том числе ОАО "Комплекс ресторана "Красноярск" (19,8% от уставного капитала), ОАО "Гостиница "Красноярск" (25,5%), ОАО "Красноярсккрайснабсбыт" (51,1%) и ОАО "Норд" (51%).

История вопроса

Надо сказать, что итоги торгов нельзя признать удачными. ОАО "Комплекс ресторана "Красноярск" и ОАО "Норд" были сняты с аукциона из-за отсутствия заявок на их покупку, а акции ОАО "Гостиница "Красноярск" и ОАО "Красноярсккрайснабсбыт" были реализованы чуть дороже заявленной цены.


ОАО Гостиница Красноярск

Отсутствие интереса инвесторов к торгам в целом понятно. Ведь речь идет не о массовой передаче краевой собственности в частные руки, а о распродаже малоликвидного имущества. И будем откровенны, за двенадцать лет, прошедших со дня начала приватизационных процессов, у края не так уж много чего и осталось за душой. Если сделать историческую ретроспективу, то первые приватизационные сделки на территории региона были совершены еще в декабре 1991 года. Трудовые коллективы "Карабулалес" и "Сосновоборский завод автоприцепов" взяли свои предприятия в аренду с правом последующего выкупа.

В течение следующего года под "каток" приватизации попало уже 181 предприятие. В основном, это были юридические лица, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции, в том числе мясные и молочные заводы, а также организации, обслуживающие нужды сельского хозяйства.

Массовый же переход госимущества в частные руки начался в крае со второй половины 1992 года, после того, как региональная исполнительная власть утвердила список имущества, подлежащий разгосударствлению. В данный перечень вошло более 400 объектов, в том числе 15 крупных заводов ("Завод синтетического каучука", "Красноярский шинный завод", "Завод резино-технических изделий", "Сибэлектросталь", "Красноярскнефтепродукт" и др.).


Шина

Необходимо отметить, что к этому времени в стране сложилась не только достаточно хорошо проработанная приватизационная законодательная база, но и появились ваучеры. При этом трудящимся было предложено два варианта ваучерной покупки своих заводов и фабрик. Согласно первому, трудовой коллектив мог получить 15% обыкновенных и 25% привилегированных акций, а по второму - 51% обыкновенных акций. Как показывает практика, первый вариант оказался наиболее эффективным, так как в акционерные общества пришли сторонние инвесторы, которые активно стали заниматься развитием бизнеса. Но, к большому сожалению, по данному пути пошло не более 10-12% юридических лиц.

Ваучеры

Вторая половина 1992 года запомнилась жителям края не только началом массовой приватизации, но еще и тем, что на руки начали выдаваться приватизационные чеки. Всего их в Красноярском крае было выдано более 3 миллионов. При этом более 30% из них ушло в другие субъекты федерации (большей частью в Москву). Это связано с тем, что часть выданных чеков была скуплена за бесценок заезжими спекулянтами (порой за бутылку водки или спирта), а другая часть, принадлежащая пенсионерам, была вложена в чековые инвестиционные фонды (в тот период времени в крае действовало 13 местных и более 20 московских ЧИФов).

Помимо ЧИФов, не работающая часть населения могла вкладывать свои ваучеры в предприятия, акции которых выставлялись на продажу на специализированных открытых аукционах, которые в Красноярске проводились практически еженедельно. На них были проданы крупные пакеты ценных бумаг таких акционерных обществ, как "Красноярский ЦБК", "Красноярский завод комбайнов", "Сивинит", "Ачинский НПЗ", "КраМЗ" и т.д.

При обмене ваучеров на акции в крае случались и курьезы. Например, контрольный пакет акций (более 51% от уставного фонда) одного местного молочного завода был куплен физическим лицом всего за восемь приватизационных чеков. В то же время ОАО "КрАЗ" был продан за 531 тысячу ваучеров.


Приватизационный чек

В 1993-1994 годах Красноярский край расстался с собственностью в 713 акционерных обществах, в том числе в таких крупных, как "КрАЗ", "Сибтяжмаш", "Дивногорский ЗНВА", "Минусинский электрокомплекс", "Красфарма", "Красноярский завод холодильников "Бирюса", "Ачинский глиноземный комбинат" и т.д. И к началу 1995 года общее количество приватизированных предприятий достигло 811, в том числе 328 бывших в федеральной собственности и 483 - в краевой.

Начиная с 1995 года, темпы разгосударствления в регионе стали резко падать. Если в течение 1995 года в частную собственность перешло 52 предприятия, то в 1996 году - всего 8. А в 1997 году вообще не приватизировался не один объект. В результате к началу 1998 года на территории региона в госсобственности осталась всего 202 юридических лица. Всего же в период с 1992 по 1997 годы было полностью приватизировано 900 объектов.

Остатки роскоши

В настоящее время Красноярский край владеет 174 государственными унитарными предприятиями и пакетами акций в 76 акционерных обществах. При этом в 12 обществах его доля достигает 100%, в 19 - от 5 до 78% (это, в основном, юридические лица сельскохозяйственного профиля, топливно-снабжающей отрасли и строительного комплекса), а в остальных - менее 5% , в том числе в одиннадцати АО в собственности находится всего по одной акции.

Если оценивать эффективность управления госсобственностью в крае, то в принципе хвастаться нечем. При общей остаточной стоимости в 24 млрд. рублей, доход от нее не адекватен. Например, в 2000 году она принесла в доходную часть регионального бюджета около 778 млн. рублей, в 2001 году - 805 млн., 2002 году - 1517 млн. (рост произошел, в основном, из-за продажи акций ОАО "Красноярская угольная компания"), а в 2003 году планируется - 1 077,8 млн.

При этом следует учесть тот факт, что более 95% всех доходов приносит одно предприятие - Красноярский завод цветных металлов. В то же время все краевые ГУПы дают краевой казне в среднем по 6-8 млн. рублей в год.

Основной причиной такого неудовлетворительного финансово-экономического состояния ГУПов является ненадлежащий контроль за их деятельностью со стороны краевой администрации. Это относится и к подбору руководящих кадров, и к контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью. В результате доходы от управления ими не растут, а более половины ГУПов вообще являются убыточными.

Не надо забывать и о том, что на территории региона присутствует еще и федеральная собственность. Так, федеральному центру принадлежит несколько десятков пакетов акций в различных акционерных обществах ("Красэйр", "Красфарма" и др.), а также ряд ФГУПов, таких как "Химкомбинат "Енисей", "Радиозавод", "Красмашзавод", "Графитовая фабрика" и др.

В целом на 1 июня 2003 года в собственности федерального центра по всей стране осталось 9 860 федеральных государственных унитарных предприятий, а также пакеты акций 4 205 акционерных обществ. В настоящее время федеральная власть, так же как и краевая, пытается минимизировать их количество.

В течение ближайших несколько лет у государства останутся только предприятия военно-промышленного комплекса, выпускающие уникальную продукцию, а также предприятия, составляющие основу инфраструктуры, выполняющей государственные функции. В заключение можно сказать, что исполнительная власть, как на региональном, так и на федеральном уровне, достаточно хорошо учитывает современную специфику, связанную с управлением госсобственностью. И популистские заявления о том, что регулировать национальную экономику можно только через госпредприятия постепенно уходят в прошлое. Вместо них приходит жесткий прагматичный расчет, который заключается в том, что в частную собственность необходимо передать все убыточные предприятия, за исключением лишь сектора, влияющего на обороноспособность страны.

Виктор Прохоров


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное