Дефицит
федерального бюджета в январе-апреле 2009 года составил 370 млрд руб.,
или 3,3% месячного ВВП. Пока Минфин без проблем закрывает дыру в
бюджете деньгами резервного фонда. При возрастающих расходах
среднемесячные доходы бюджета сократились, в результате апрельский
дефицит составил уже более 11% месячного ВВП. По ожиданиям Минфина, в
последующие месяцы расходы госказны будут только расти.
Согласно сделанной Минфином оперативной оценке
исполнения бюджета в январе-апреле 2009 года, доходы госказны составили
2,22 трлн руб. (33% от недавно обновленного плана), расходы — 2,59 трлн
(26,5% от плана). Дефицит бюджета за четыре месяца составил 370 млрд
руб., или 3,3% ВВП. Валовый продукт за четыре месяца определен в
размере 11,22 трлн руб. Невысокий размер дефицита (напомним, по итогам
года Минфин ждет его на уровне 8%) объяснятся полученным от ЦБ в начале
года "бонусом" в размере 271 млрд руб. доходов от размещения средств
суверенных фондов. Отдельно по апрелю ситуация выглядит хуже: размер
дефицита составил 11,3% от месячного ВВП. В марте он был равен 6,2%, в
феврале — 8,8% ВВП, в январе был зафиксирован 15-процентный профицит.
Пока нарастающий дефицит не беспокоит Минфин.
Дыру в размере 370 млрд руб. ведомство закрыло продажей валюты из
резервного фонда: в марте-апреле Минфин продал ее ЦБ на сумму 1 трлн
руб. (всего по постановлению правительства в первом полугодии резервный
фонд уменьшится на 1,6 трлн руб.). За апрель объем фонда снизился на
13,7% — до 3,55 трлн руб.
Несмотря на несколько подорожавшую нефть,
ситуация с доходами в апреле к лучшему не изменилась. Федеральная
таможенная служба (ФТС) в минувшем месяце собрала 218 млрд руб.— это
ровно столько, сколько она в среднем собирала за месяц в первом
квартале 2009 года. Пока таможня отстает даже от нового, заметно
урезанного годового плана сборов в размере 3,47 трлн руб.: за первую
треть 2009 года собрано лишь 25% этой суммы. В отличие от таможни,
Федеральная налоговая служба (ФНС) от графика пока не отстает. Сборы
налоговой службы в январе-апреле составили 37% годового плана. Впрочем,
собирать больше налоговики не стали: в апреле службой в бюджет
привлечено 226 млрд руб. против среднемесячных 245 млрд руб. в
январе-марте 2009 года. У ФНС план куда менее напряженный, чем у ФТС:
таможне при пересмотре бюджета-2009 задание было сокращено в 1,6 раза,
налоговой службе — в 1,9 раза.
Расходы бюджета Минфин постепенно увеличивает.
Если в феврале-марте месячные траты составили по 692 млрд руб., то в
апреле, уже по новой бюджетной росписи,— 829 млрд руб. Это уже
превышает условный месячный показатель равномерного расходования
бюджетных ассигнований в размере 814 млрд руб. Дальше же расходы будут
только нарастать: по прогнозу вице-премьера Алексея Кудрина, их большая
часть придется на вторую половину 2009 года. Впрочем, у наращивания
расходов есть существенные ограничители. Как уже писал "Ъ", Минфин
видит как минимум три вида рисков исполнения обновленного бюджета 2009
года. Это скачок инфляции, связанный с эмиссионным характером
финансирования дефицита: при превышении прогнозного показателя, равного
13%, властям придется индексировать привязанные к нему выплаты
населению. Вторая опасность — более существенное, чем ожидается,
снижение ВВП и, соответственно, доходов. ФНС и ФТС прогнозируют, что по
худшему сценарию может быть недобрано до 800 млрд руб. Третий риск —
возможные проблемы с запланированным привлечением 500 млрд руб. с
внутреннего рынка.