На Северном Кавказе в ближайшее время может начаться строительство, по масштабам не уступающее олимпийскому. Как пишет "КоммерсантЪ", к 2020 г. там могут появиться пять новых горнолыжных курортов и два аэропорта - для обеспечения их туристами.
Глава рабочей группы, занимавшейся подготовкой проекта, вице-спикер Законодательного собрания Краснодарского края, глава комиссии по совершенствованию деятельности Олимпийского комитета России Ахмед Билалов рассказал газете, что курорты будут построены в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария). Проект по поручению президента РФ Дмитрия Медведева курирует полпред в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), вице-премьер
Александр Хлопонин.
Инвестиции в строительство превысят бюджет олимпийского проекта более чем в два раза. На пять курортов планируется потратить 451,44 млрд рублей. На долю государства из этой суммы приходится только 60 млрд, которые уйдут на строительство дорог и инженерных сетей. Больше всего - 272 млрд руб. - вложат институциональные инвесторы, еще 119,28 млрд, как ожидается, обеспечат частные инвесторы и банки.
Самым крупным из новых горнолыжных курортов станет комплекс в Мамисоне. На его постройку потратят почти 180 млрд рублей. На 1,5 тыс. га там планируется оборудовать 300 км трасс и построить гостиницы на 50 тысяч туристов. Вторым по величине будет Архыз, протяженность трасс которого составит 278 км, а отели вместят 21 тысяч отдыхающих.
Как рассчитывают авторы проекта, курорты позволят создать 160 тыс. рабочих мест, их турпоток составит пять - десять миллионов человек ежегодно. Эта цифра вызывает сомнения у ряда опрошенных "Коммерсантом" экспертов. Так, гендиректор туркомпании СНП Николай Пузарин заявил, что на существующие в России горнолыжные курорты ежегодно ездят не более четырех тысяч человек, а турпоток в пять миллионов сопоставим с австрийским. Пузарин считает, что достичь такого показателя к 2020 г. не получится даже при наличии двух
новых аэропортов (их строительство предусмотрено планом).
Гендиректор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман отмечает, что из-за слишком короткого сезона - от четырех до шести месяцев - загрузка гостиниц может оказаться весьма низкой. Между тем именно строительство отелей будет самой крупной статьей расходов - на них планируется потратить 175,56 млрд рублей.
УТРО.РУ - Сергей РЯБКО
Россиянам вскоре придется выкладывать за туристические путевки гораздо больше денег. Такое мнение высказала в интервью РБК daily пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
По ее словам, туры за рубеж резко подорожают из-за 92-го приказа Минтранса и Росавиации. Он требует от чартерных перевозчиков согласовывать с регулярно летающими авиакомпаниями свои чартерные программы. Выигрывает от новых правил, в первую очередь, "Аэрофлот", который является перевозчиком на 15 самых массовых направлениях.
Упомянутый приказ вышел еще в 2008 году. Его цель - упорядочить рынок чартерных перевозок. Однако вспомнили о нем чиновники только сейчас. И теперь все зависит от того, какие условия регулярные перевозчики предложат компаниям, специализирующимся на чартерах.
Ирина Тюрина предположила, что туроператорам придется предлагать россиянам вместо чартерных рейсов регулярные. В этом случае цена билета увеличится в дват - три раза. А значит, и путевки, ведь авиаперевозка, как правило, составляет самую весомую долю в стоимости турпакета. Пока изменений на туристическом рынке не произошло. Но уже к лету эксперты прогнозируют серьезный скачок цен.
Также ощутимый материальный ущерб пассажирам наносит постоянный рост стоимости авиационного керосина, который влечет за собой соответствующее повышение расценок на билеты и турпакеты. По сведениям вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, ежегодно туристические путевки дорожают на 20% - 25%, и в первую очередь, именно благодаря увеличению топливных сборов.
УТРО.РУ - Наталья ИВАННИКОВА