Предлагаем воспользоваться купоном - cvkyp05r1n1jrdwvefclqwkz6lwx28db - на 10% скидку при покупке GOLD-аккаунта DepositFiles с периодом действия 6 месяцев или 1 год. Купон действителен до 2010-10-19.
Дж. Грюниг и Т. Хант (1984) построили схему, предполагающую четыре основных этапа развития PR, где со всеми этапами сопряжен особый вид PR-активности.
Одностороннее информирование — сoздание паблисити. Цель PR на этом этапе — почти исключительно пропаганда с паблисити как ее результатом. Поэтому коммуникация однонаправленная, причем совпадение ее содержания с истинным положением
дел непринципиально. Маркетинговые исследования малозначимы.
Одностороннее инфoрмирoвание oбщественнoсти через СМИ. В данной модели целью PR является широкое донесение информации, причем соответствующей действительности, правдивой и как можно более полной. При этом коммуникация продолжает оставаться однонаправленной, а роль исследований все еще невелика, в основном в них изучаются «читабельность» материалов и потенциальная аудитория.
Специальное информирование
— двустoрoнняя асимметричная модель. В рамках данной модели лишь убеждение, поставленное на научную основу, — основная задача PR. Коммуникация двусторонняя, однако несбалансированная (компании не меняются сами, но пытаются изменить взгляды целевой аудитории). Значимость исследований существенно повышается, преимущественно изучаются установки целевой аудитории
Диалогическое общение — двустoрoнняя симметричная модель. В рамках этой модели основной целью этапа
является достижение взаимопонимания. Естественно, процесс коммуникации при этом двусторонний, субъектами взаимодействия могут быть группы, исследуется преимущественно понимание, исследования высокозначимы.
Считается, что:
первая модель применяется примерно в 15 % организаций, занимающихся PR при продвижении на рынок новых товаров, в сфере искусства (от театра до кинематографа), спортивной сфере;
вторая модель в большей степени характерна для 50 % всех организаций,
в особенности для государственных и некоммерческих, но встречается также и в бизнес-структурах;
третья, составляющая около 20 %, используется в основном PR-агентствами и в тех видах бизнеса, где высок уровень конкуренции;
оставшиеся примерно 15 % всех организаций используют четвертую модель: на самом деле компании «...больше говорят о ней, чем используют на практике», как замечают Дж. Грюниг и Т. Хант.