Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Организация маркетинга. Как не прогореть?


С недавнего времени работаю в отделе маркетинга и рекламы в региональной компании, занимающейся предоставлением санаторно-курортных и гостиничных услуг. В настоящее время функционал и обязанности сотрудников нашего отдела совершенно не прописаны, соответственно в отделе творится полный хаос. Большинство работников выполняют различные поручения управляющих, и не понятно, кто кому подчиняется. Кроме того, у нас имеется отдел продаж, который в большей степени похож на колл-центр и занимается не поиском клиентов, а телефонным консультированием клиентов (отрабатывают только тех клиентов, которые им звонят). Я задался целью структурировать два наших отдела, составить положение о каждом отделе, разработать и прописать обязанности и функционал работников. Сегодня мне пришла мысль, а быть может объединить два отдела в один - Отдел продаж, маркетинга и рекламы? Внутри отдела выделить группы: Группа продаж, группа маркетинга и рекламы. Как Вы считаете, есть ли жизнь у такой структуры? Или всё же отделы должны существовать по отдельности в связи с разным направлением задач? И правильно ли что отделы подчиняются напрямую генеральному директору? Может быть, нужно ещё одно связующее звено? Мне было бы очень интересно узнать, как видите эту структуру Вы. Спасибо.

Алексей

***

Ситуация, которую Вы описали – типичная. С точки зрения науки примерно в 80-90% компаний организация маркетинга почти не нулевом уровне. Другими словами в подавляющем большинстве компаний ситуация примерно такая же как и у вас. Причин такой ситуации много. Иногда кому-то выгодна ситуация хаоса, потому что как известно в «мутной воде хорошо ловится рыба». Иногда в компании нет квалифицированных специалистов, чтобы организовать маркетинг или чтобы поддерживать его в качественном состоянии. Иногда нет понимания сути маркетинга, поэтому лишь бы как организованный маркетинг – это уже победа. Во многом такая ситуация сложилась благодаря появлению большого числа раскрученной коммерческой литературы по маркетингу, продажам, рекламе очень низкого качества. Такая литература завернута в красивые обертки, чтобы хорошо продавалась, но за ней пустота, в ней нет реальной и полезной информации, а есть «многобукв», чтобы она выглядела внушительно.

В классическом варианте реклама и продажи – это просто инструменты маркетинга, аналогично как PR, брендинг и тому подобное. Рассматривать эти инструменты отдельно от маркетинга нельзя просто потому, что они вообще теряют смысл. Ну, это примерно как рассматривать колесо автомобиля отдельно от автомобиля. В автомобиле оно играет вполне определенную функцию, а если нет автомобиля, приходится изобретать новые назначения. Оно вроде как было колесо, так и остается им. Однако его назначение уже другое. Например, колеса можно использовать при изготовлении асфальта, если превратить их в стружку, для создания импровизированных заборчиков на дачах и в других местах, для создания цветников, для детских игр и тому подобное. Примерно также используются продажи, реклама и прочие инструменты маркетинга, если они применяются отдельно от него. Возвращаясь к колесу, если бы оно умело мыслить, ему было бы обидно, когда его используют, например, в качестве цветника или пилят на стружки для изготовления асфальта.

По всей видимости, вы мало читали такой литературы, поэтому интуитивно все правильно ощущаете и стараетесь бороться со сложившейся практикой. В норме маркетинг, продажи, реклама должны быть объединены в единую систему, причем взаимосвязанную систему. Обычно эта система и называется служба маркетинга (отдел, департамент и так далее). Во главе такой системы стоит именно маркетинг, потому что только он обеспечивает главный процесс – создание потребителей, потребностей и рынка. Реклама в такой системе играет роль реактивации созданных посредством маркетинга потребителей, а продажи – это расход потребителей и потребностей. Суть в том, что посредством маркетинга происходит внедрение идей и как следствие создание потребителей и потребностей. Без всего этого реклама и продажи работать не будут, что можно наблюдать в вашей компании. Специалистов набрали, нагрузить их чем-то надо, чтобы было, за что платить заработную плату, вот и нагружают поручениями руководства и работой в «колл-центре».

Надо отметить, что организация маркетинга начинается с разработки процесса маркетинга. Соответственно, прежде чем строить организационную структуру службы маркетинга, нужно построить процесс маркетинга. Суть этого процесса - преобразование посредством маркетинга идей в деньги или другими словами монетизация идей посредством маркетинга и его инструментов. Когда у вас будет такой процесс, тогда станет ясно, какие есть функции, какие должны быть должности и какие под них нужны люди. В рамках процесса понятно, кто, чем, когда и как занимается, что нужно для обеспечения работы, кто кому подчиняется, какие у кого задачи. Под процесс маркетинга потом строится организационная структура, разрабатываются положения об отделах и других подразделениях, должностные инструкции. Что касается схемы подчинения, то службу можно подчинить генеральному директору, но тогда ему придется всем этим управлять. Обычно он занимается другими делами, соответственно целесообразно иметь промежуточное звено в виде заместителя генерального директора по маркетингу и далее начальника каждого подразделения.

Как вы понимаете, предложить вам конкретную конфигурацию структуры службы маркетинга не представляется возможным до тех пор, пока нет процесса маркетинга, который позволит генерировать деньги именно в рамках вашей компании и вашего рынка. Можно конечно заимствовать некую стандартную схему, но ее эффективность будет около 5-10% от максимально возможного уровня, который можно достичь в том случае, если применять специально разработанную структуру. Разработка процесса маркетинга и структуры под него – это уже частная консультация, потому как нужно собрать некоторую информацию, проанализировать ее, сделать соответствующие расчеты, в том числе по необходимой мощности структуры. Ну и не стоит забывать, что есть такая важная составляющая процесса маркетинга как магические слова. В вашем случае нужны магические слова для санитарно-курортного и гостиничного маркетинга. Поэтому кроме разработки самого процесса, необходимо подготовить список таких слов и использовать их в дальнейшем в маркетинге, рекламе, продажах, брендинге. Организация маркетинга без хорошей базы таких слов не будет полноценной.

Нужна дополнительная информация о том, как организовать маркетинг? Перейдите в консультатеку по маркетингу и читайте другие консультации по маркетингу. Нужны консультации по другим вопросам? Перейдите в общую консультатеку. Хотите получить консультацию по своему вопросу? Перейдите в консультариум. Для перехода в нужный раздел нажмите на соответствующий баннер ниже.

noomarketing.net
noomarketing.net
noomarketing.net

В избранное