Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сценарный подход


Сценарный подход

Статья впервые опубликована в еженедельнике нижегородских предпринимателей "Биржа"

 Русский менеджмент в условиях кризиса

  ПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ИЛИ ИГРАТЬ ЭКСПРОМТОМ?

Рекомендации компаниям для случай экономического кризиса.

 Владимир Токарев,  

директор  ООО «КЦ  «Русский менеджмент»,

кандидат технических наук

          Серьезные инвестиции требуют детальной проработки проектов с тщательным расчетом возврата вложенных средств. И потому вполне закономерно, что в середине прошлого века долгосрочное планирование стало активно применяться сначала крупными компаниями, а затем и более мелкими.

Однако нефтяные кризисы 73 и  79 годов показали, на примере американского автопрома, что  в условиях кризиса время, затраченное на составление тщательных планов, может оказаться  напрасно потерянным.

Подводные камни «сценарного подхода» к разработке планов будущего

Одна из широко распространенных рекомендаций гласит – разработайте несколько сценариев: на случай, когда все пойдет,  как примерно шло до этого момента; для очень плохой ситуации; а также для ситуации, если конъюнктура рынка для вас будет наоборот – весьма благоприятна.

Однако сценарный подход сулит большие опасности тем, кто его применяет. Мало того, что вам приходится тратить в три раза больше времени, чтобы разработать три стратегических плана своей компании Чаще всего происходит так, что неблагоприятные события в одной сфере, могут сопровождаться динамичными  положительными изменениями в других областях.

Например, в период первого «структурного кризиса» 90-х годов, когда  многие предприятия ВПК нашего региона сократили свою численность, освободилось огромное количество площадей, которые стали сдаваться  в аренду растущему новому бизнесу.

 Однако я не знаю ни одного предприятия из тех, кто сдавал  свои помещения в аренду, кто бы увидел в нарождающимся спросе на услуги управления недвижимостью серьезные перспективы  своего развития, а не просто временную возможность затыкания финансовых дыр.

В результате, новый  спрос породил и новую когорту предпринимателей – управляющие компании, которые стали рассматривать так называемую  «аренду» как одно из весьма перспективных направлений  своей деятельности.

  Стратегическая экспресс-диагностика

 Проверенным инструментом анализа ситуации на случай резкого изменения экономической конъюнктуры служит SWOT-анализ, который для таких событий мы рекомендуем провести в короткие сроки  следующим образом:

1.      Составьте список не только новых опасностей, но и возможностей, которые появились в последнее кризисное время.

2.      Уточните, каким образом кризис  повлиял на компанию – изменил ее сильные и слабые стороны.

3.      Проведите экспресс диагностику, применив для этого проверенный SWOT-анализ.

 Для иллюстрации представленного алгоритма  рассмотрим условный пример с издательством, выпускающим  деловой журнал, который специализируется на тематике менеджмента компаний.

 Силы

За время работы издательство сформировало устойчивые связи с большим кругом российский консультантов – поставщиками информации для журнала.  В условиях кризиса консультанты по управлению также столкнулись  со снижением спроса (на свои услуги) и готовы к более тесному сотрудничеству с издательством, публикующим материалы по менеджменту. Сила – наработанные связи с консультантами.

 Слабости

При всех обещаниях аналитиков, что «кризис является сильным побудительным фактором для увеличения поступления рекламы», журнал ощутил на себе существенное снижение поступления финансовых средств от большей части своих рекламодателей.

Слабость – снижение доходов в кризис от поступлений рекламы.

 Опасности

Издательство в последние годы до кризиса уменьшило размещение в своем журнале  методических материалов по научному управлению  и сделало упор на публикацию более понятных для бизнеса  материалов руководителей-практиков – о работе успешных российских компаний. Однако в условиях экономического кризиса, некоторые вчерашние победители зачастую выглядят совсем «не так свежо», как это описывалось еще совсем недавно в интервью с ними. Но что делать? В кризис у всех руководителей особый цейтнот – читать серьезную литературу просто некогда.

Опасность – нехватка времени у читательской аудитории на чтение серьезных методических статей по управлению.

 Возможности

Практика управления российскими предприятиями чрезвычайно слабая. Кризис ясно показал,  что кроме энергоресурсов нам пока нечего предложить  западному рынку, да и свои покупатели предпочитают импорт. Поэтому  в условиях экономического кризиса можно ожидать увеличения интереса к вопросам перестройки управления компанией. Чтобы выжить, нужно предложить покупателям более качественные продукты, произведенные с меньшими, чем у конкурентов издержками, а это возможно выполнить только с помощью современного управления.

Возможность  -  возросшая  в кризис потребность в управленческих знаниях.

  Проведем SWOT-анализ нашего вполне адекватного реальной ситуации примера: 

Силы

Слабости

Опасности

Возможности

Стратегия

Налаженные деловые связи с консультантами по управлению.

 

Снижение дохода от поступлений рекламы.

 

Низкий уровень восприятия бизнесом сложных методических материалов по управлению.

 

Потребность в перестройке бизнеса (по снижению издержек и повышению качества продукции).

 

Предложение рынку – организации в партнерстве с консультантами семинаров и форумов по управлению

 Пример SWOT-анализа делового издательства

 Выполнив SWOT-анализ в условиях экономического кризиса,  издательство принимает решение – наряду с изданием журнала взять на себя организацию в партнерстве с консультантами проведения семинаров и форумов по управлению. На таких мероприятиях  благодаря  личному контакту  с руководителями фирм удастся обсудить  сложные вопросы перестройки управления бизнесом   и перевести их, таким образом,  на понятный для  современных руководителей  язык.

 Рекомендации  на будущее

Не пренебрегайте расчетами при серьезных инвестиционных решениях, однако,   при этом:

 ·        Не пишите сценарий на случай «плохой ситуации»:  вы не только потеряете время, но и усложните для себя задачу  увидеть новые для себя возможности в условиях кризиса

·        Если  кризис уже произошел, проведите экспресс-диагностику своего бизнеса, чтобы вовремя скорректировать стратегию своего поведения с учетом произошедших изменений.


 

 

 


В избранное