Идеология нашего бизнеса - предоставить современные
и результативные технологии всем, кто строит или совершенствует дистрибуторскую
систему продаж Подробнее..
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Сегодня в выпуске - "Как мотивировать торговых представителей увеличить количество торговых точек?" - практический опыт Николай Дорощука.
Одна из дистрибуторской компаний поставила перед собой цель – увеличить количество торговых точек до 1 000. На тот момент работало активно 600 торговых точек и их обслуживало 10 торговых представителей. У каждого торгового представителя был свой показатель по торговым точкам. Кто-то из торговых представителей работал с 90 торговыми точками, а кто-то с 30-тью. Было известно, что каждый торговый представитель может работать, при правильной схеме работы, минимум со 100 торговыми точками. И
организация поставила перед собой цель, а соответственно потом и перед торговыми представителями – КАЖДЫЙ торговый представитель должен работать со 100 торговыми точками. Были установлены критерии, по которым определялось, что торговая точка «сработала» - общая сумма оборота по торговой точке к концу месяца должна составлять минимум 1 000 грн.
Для каждого торгового представителя установили цель – 100 т.т. При выполнении цели выплачивался бонус – 300 грн., а при не выполнении штраф 200 грн. С точки зрения «кнута и пряника» все было сделано правильно (хотя не было создано зоны «как бы не попасть»), а вот с точки зрения практики по итогам первого месяца только 2-ва торговых из 10 получили бонус, а 8-мь были оштрафованы. Через месяц ситуация кардинально не изменилась – 3 торговых представителя получали бонус, остальные были оштрафованы. На третий
месяц количество торговых представителей, которые получали бонус не увеличилось.
Руководство утвердилось в том, что те, кто работает в не полную силу, должны получать меньше: «Почему торговому представителю Иванову, который работает с 60-тью торговыми точками, мы должны платить также как Петрову, который работает со 100 торговыми точками?». Можно понять и принять политику руководства, только вот цель они так и не достигли. Естественно в этом можно винить торговых представителей, только это не поможет достичь поставленной цели. В другой дистрибуторской компании с этой задачей (каждый
торговый представитель должен работать со 100 т.т.) справились на 90%. Как они это сделали?
Каждого торгового представителя они сравнили со спортсменами, которые имеют различную физическую подготовку. Те торговые представители, которые работали со 90 т.т. уже способны поднимать штангу в 90 кг, а те торговые представители, которые работали с 30 т.т. способны поднимать штангу в 30 кг.
Да, каждый может поднимать штангу в 100 кг., но для этого необходима поэтапная нагрузка. Торговому представителю, который подымает штангу в 30 кг, также тяжело добавить к штанге 10 кг., как и торговому представителю, который сейчас подымает штангу в 90 кг. И если торговому представителю, который подымает штангу 30 кг, сразу установить вес в 100 кг, он ее не подымет, а если и подымет, то может подорвать себе здоровье.
Как они разработали систему заработной платы? Они составили таблицу, из которой было видно различную «физическую» подготовку торговых представителей
Торговый представитель
Кол-во т.т. на данный момент
Иванов
80
Петров
30
Сидоров
60
Далее, каждому торговому представителю установили равномерную нагрузку (см. 3-ю и 4-ю колонку), но при этом была доведена цель, к которой должен стремиться торговый представитель – 100 т.т. (см. 5-ю колонку)
Торговый представитель
Кол-во т.т. на данный момент
Иванов
80
90
--
100
Петров
30
40
50
100
Сидоров
60
70
80
100
Для каждой колонки был разработан бонус.
Торговый представитель
Кол-во т.т. на данный момент
Бонус 1 100 грн.
Бонус 2 200 грн.
Бонус 3 300 грн.
Иванов
80
90
--
100
Петров
30
40
50
100
Сидоров
60
70
80
100
Каждый торговый представитель может получить бонус в 300 грн, но только при условии выполнения цели – 100 т.т.
Торговый представитель Иванов мог получить бонус 1 или бонус 3. Петров и Сидоров мог получить бонус 1, 2, 3, при выполнении соответствующих планов. Три важных момента, которые помогли направить всех торговых представителей на выполнении цели – 100 т.т.
Промежуточные планы действовали только 1 месяц. В следующем месяце у Иванова не будет промежуточных планов. У Петрова планы увеличились на 10 т.т., т.е., чтобы получить бонус 1, ему необходимо достичь показателя в 50 т.т. Такой же подход и к Сидорову – он мог получить бонус 1 90 т.т.) или бонус 3 – 100 т.т. Данная система заработной платы действовала 3 месяца. После трех месяцев сохранялся только один бонус – 300 грн.Тем, торговым представителям, которые не улучшили свои показатели за 3 месяца, грозило
увольнение. Данная схема заработной платы помогла направить 90% торговых представителей на достижении цели – 100 т.т.