Вообще-то я собирался написать про свою свежую колонку в PC Magazine. Похвастаться, сами понимаете, написать "о тенденциях привлечения известных блоггеров в СМИ во всем мире". Но потом я увидел книжку "Фотошоп для чайников" возле ноута своего отца. И меня перемкнуло.
Дело в том, что в штатах, где я жил - эта серия называется "... For Dummies". Для дурачков, то бишь. И
еще есть конкурент - Complete Idiots Guide To .... Чем идиот от дурачка отличается, я не знаю, но тем не менее.
Судя по многомиллионным тиражам, у них обоих все путем. И дело не в том, что дураков или идиотов так много, нет эти книги читают и вполне "шаристый" народ, очевидно, что спрос на упрощение велик. Знаете, кто еще вовремя подхватил идею "дурацкого маркетинга"? МТВ. Вы видели когда-нибудь JackAss
или Джони Ноксвила? Ну, там, придурки, которые собственный пердеж поджигали. Или обвешивались мясом и шли к питбулям. Или отбивали себе яйца различными способами? Мегапопулярное шоу было в свое время с миллионами поклонников и тысячами подражателей.
В принципе, ничего дурного в этом нет само по себе. Существует запрос на упрощение - значит нужно упрощать и доступным языком объяснять. Существует запрос на дурачество и клоунаду - ну так это вообще почти вечное. Настораживать меня движение "...для дураков"
начало только тогда, когда я начал читать журнал Эксперт.
Лично мне журнал очень нравится. У меня нет нареканий ни по объему, ни по содержимому (если не брать чушь про региональные страницы, где все сводиться к тому что нужно развивать кластеры - либо автомобильный кластер, либо кластер глубинной переработки древесины, либо либо машиностроительный кластер). Меня пугает реклама семинаров и симпозиумов в Эксперте.
Если у вас Эксперт под рукой,
откройте любую рекламу, где Эксперт является информационным спонсором. Открыли? Теперь пробегитесь по темам выступлений? Они все однотипные, вроде
"Будущее рынка силовых агрегатов - межотраслевая конкуренция или международная кооперация?"
или
"Паровая генерация в России - чем Россия отличается от Запада"
Такие заголовки могут казаться невинными. Кто-то скажет, что это от лени или просто продукт штампомозга. Но мне кажется, что это продукт движения "Все просто обо всем
сложном или холодный термоядерный синтез для чайников".
Люди поняли (а скорее всего их научили), что если придать предложению определенную форму и использовать определенные слова - то даже очевидная нелепица будет выглядить умно. Могу доказать.
"Плюсы и минусы снабжения шпалоукладчиц техническим спиртом" "Продать на органы - Калмыкский опыт внебюджетного финансирования детских домов" "Пшел нахуй и в ебло - экспресс технологии разрешения конфликтных ситуаций в сфере обслуживания"
Лично для меня, параноика, появление подобных вещей в экспертной и бизнес среде означает, что чайники переросли свою нишу и стремятся на чужую интеллектуальную территорию. И ничего хорошего это не сулит.