Программа журналисткой школы
Михаил Вейсберг
Программа школы для журналистов и редакторов
(напоминаю, что программы сложена избыточно, чтобы у участников была
возможность выбрать наиболее важное для себя)
Шесть тематических блоков.
(Шведский стол)
А. Что нужно знать о взаимодействии СМИ и общества
1. Чему и как учат журналистов у нас и за рубежом. Конфликт между общегуманитарным
образованием и практическими технологиями ремесла.
2. Общественное устройство, представление о макросреде. Тенденции развития
макросреды как места где будет действовать издание и как объекта освещения в
издании
3. Роли СМИ в обществе, комплект ролей, их соотношение, разные взгляды на
роли и их приоритезацию. Отличия и сходство разных СМИ: телевидения, прессы,
радио, Интернета
4. Газетно-журнальная отрасль. Основные тенденции - мировые и отечественные.
Два рынка на которых зарабатывают издатели прессы. Сегменты рынка, типы и форматы
изданий.
Б. Журналист собирает информацию
5. Работа журналиста по сбору информации. Базовые коммуникативные навыки.
(+ навыки коммуникации на разных уровнях внутри редакции). Источники информации.
Вопросы. Инструменты сбора информации.
6. Монитор информации, дайджесты, Интернет. Позиция - референт, поисковик,
проводник (сравнение с позициями Писатель, Миссионер, Репортер)
В. Жанры - основные формы журналистских текстов
7. Жанры - зачем они? Формат подачи информации, игра с читателем и редактором
по правилам.
8. Новость, короткая заметка. Принцип пирамиды, как выявить суть. Раскрученная
новость, комментированная новость. Группировка новостей, приоритетизация. Глубина
обработки (разжевывания) новости, факта.
9. Интервью, беседа. Повод, интересность личности или события, вопросы,
разговор, а не расшифровка монолога, ключевые идеи. Интервью по Интернету. Экспресс-интервью
(эксперт).
10. Репортаж. Любовь к деталям, правда детали. Передача атмосферы и ощущений.
Умение быть глазами и ушами читателя. Поводы для репортажей - не только события.
<<На дальней станции сойду>>.
11. Статья. Группировка фактов, логичность выводов, фокусировка темы. Видны
ли возможности и угрозы (риски). Структура изложения. Обзоры - как разновидность
статьи.
12. Очерк, история о человеке. История успеха, дело, результат, ценности,
преодоление сложностей, развитие, ошибки, сдвиг характера, личное и публичное,
образ жизни.
Г. Журналистское мастерство
13. Подготовка к сбору инфо и написанию материала. Что можно узнать заранее.
Гипотеза - имеет ли она право на существование. Типовой набор вопросов.
14. Фокусировка темы. Многотемье. О чем это? Почему это будут читать? Можно
ли перефокусировать готовый материал? (тот, кто плохо сфокусировал - будет пере-фо-ку-си-ровать).
15. Отличие взгляда журналиста прессы от радио и ТВ. Скажи - почему так произошло
и что будет дальше. Причинно-следственные связи. Прогноз, тенденции, альтернативы
на которые можно влиять.
16. Отстраненность или субъективность журналиста. Кому нужно твое личное
мнение? Когда оно нужно, а когда - нет.
17. Освещение разных тем, их специфика. Политика, экономика, социальное,
семейное, молодежное, права человека.
18. Нужно ли быть специалистом в теме и насколько. Как работать со специалистами-экспертами.
Как использовать их информацию. Есть ли смысл представляться читателю более умным
за счет специалистов.
19. Заголовочный комплекс: заголовок, подзаголовок, первый абзац, разбивка
текста на смысловые подзаголовки, <<выносы>> в теле текста.
20. Визуализация информации. Чем это будет проиллюстрировано. Планирование
иллюстраций. Подключение дизайнеров и фотографов. Схемы, таблицы, графики, рисунки,
репродукции.
Д. Личности: журналист-редактор-читатель
21. Личность журналиста, роли - репортер, аналитик (обозреватель), публицист,
бывалый (спецкор, циник, наставник).
22. Роли редактора: представитель читателей и рекламодателей, менеджер, переупаковщик
реальности.
23. Читатели, какие они. Что им надо: новости, польза, развлечения, присоединение.
(Развлекательное под видом полезного. Или польза, развлекая. Манипулирование
на присоединении)
24. Нарезка реальности издания под читателя
Ж. Организация работы редакции
25. Стратегия редакции. Анализ читателей, рекламодателей, конкурентов. Ключевые
компетенции. Конкурентные стратегии. Разработка стратегии и долгосрочных планов.
Организация реализации стратегии.
26. Планирование работы редакции.
27. Менеджмент: подбор, расстановка, обучение людей, мотивация, оценка.
28. Коммерческая зона: продажи рекламы, розница, подписка, продвижение. Сотрудничество
коммерческой и редакционной групп: как эффективнее, кто главнее?
Возможно ли получить какой-то материал в написанном виде?
РАДОСТИ И СВЕТА! С уважением - Шпренгер Александр a_shpreng***@m*****.ru
Original Message From: "veisberg" <mbe***@c*****.com>
To: "lit.writer.zhurnalistika (433538)" <a_shpreng***@m*****.ru>
Sent: Saturday, October 01, 2005 3:41 PM