Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журналистика

Программа журналисткой школы

Михаил Вейсберг
Программа школы для журналистов и редакторов
(напоминаю, что программы сложена избыточно, чтобы у участников была
возможность выбрать наиболее важное для себя)

Шесть тематических блоков.
(Шведский стол)

А. Что нужно знать о взаимодействии СМИ и общества
1. Чему и как учат журналистов у нас и за рубежом. Конфликт между общегуманитарным
образованием и практическими технологиями ремесла.
2. Общественное устройство, представление о макросреде. Тенденции развития
макросреды как места где будет действовать издание и как объекта освещения в
издании
3. Роли СМИ в обществе, комплект ролей, их соотношение, разные взгляды на
роли и их приоритезацию. Отличия и сходство разных СМИ: телевидения, прессы,
радио, Интернета
4. Газетно-журнальная отрасль. Основные тенденции - мировые и отечественные.
Два рынка на которых зарабатывают издатели прессы. Сегменты рынка, типы и форматы
изданий.

Б. Журналист собирает информацию
5. Работа журналиста по сбору информации. Базовые коммуникативные навыки.
(+ навыки коммуникации на разных уровнях внутри редакции). Источники информации.
Вопросы. Инструменты сбора информации.
6. Монитор информации, дайджесты, Интернет. Позиция - референт, поисковик,
проводник (сравнение с позициями Писатель, Миссионер, Репортер)

В. Жанры - основные формы журналистских текстов
7. Жанры - зачем они? Формат подачи информации, игра с читателем и редактором
по правилам.
8. Новость, короткая заметка. Принцип пирамиды, как выявить суть. Раскрученная
новость, комментированная новость. Группировка новостей, приоритетизация. Глубина
обработки (разжевывания) новости, факта.
9. Интервью, беседа. Повод, интересность личности или события, вопросы,
разговор, а не расшифровка монолога, ключевые идеи. Интервью по Интернету. Экспресс-интервью
(эксперт).
10. Репортаж. Любовь к деталям, правда детали. Передача атмосферы и ощущений.
Умение быть глазами и ушами читателя. Поводы для репортажей - не только события.
<<На дальней станции сойду>>.
11. Статья. Группировка фактов, логичность выводов, фокусировка темы. Видны
ли возможности и угрозы (риски). Структура изложения. Обзоры - как разновидность
статьи.
12. Очерк, история о человеке. История успеха, дело, результат, ценности,
преодоление сложностей, развитие, ошибки, сдвиг характера, личное и публичное,
образ жизни.

Г. Журналистское мастерство
13. Подготовка к сбору инфо и написанию материала. Что можно узнать заранее.
Гипотеза - имеет ли она право на существование. Типовой набор вопросов.
14. Фокусировка темы. Многотемье. О чем это? Почему это будут читать? Можно
ли перефокусировать готовый материал? (тот, кто плохо сфокусировал - будет пере-фо-ку-си-ровать).
15. Отличие взгляда журналиста прессы от радио и ТВ. Скажи - почему так произошло
и что будет дальше. Причинно-следственные связи. Прогноз, тенденции, альтернативы
на которые можно влиять.
16. Отстраненность или субъективность журналиста. Кому нужно твое личное
мнение? Когда оно нужно, а когда - нет.
17. Освещение разных тем, их специфика. Политика, экономика, социальное,
семейное, молодежное, права человека.
18. Нужно ли быть специалистом в теме и насколько. Как работать со специалистами-экспертами.
Как использовать их информацию. Есть ли смысл представляться читателю более умным
за счет специалистов.
19. Заголовочный комплекс: заголовок, подзаголовок, первый абзац, разбивка
текста на смысловые подзаголовки, <<выносы>> в теле текста.
20. Визуализация информации. Чем это будет проиллюстрировано. Планирование
иллюстраций. Подключение дизайнеров и фотографов. Схемы, таблицы, графики, рисунки,
репродукции.

Д. Личности: журналист-редактор-читатель
21. Личность журналиста, роли - репортер, аналитик (обозреватель), публицист,
бывалый (спецкор, циник, наставник).
22. Роли редактора: представитель читателей и рекламодателей, менеджер, переупаковщик
реальности.
23. Читатели, какие они. Что им надо: новости, польза, развлечения, присоединение.
(Развлекательное под видом полезного. Или польза, развлекая. Манипулирование
на присоединении)
24. Нарезка реальности издания под читателя

Ж. Организация работы редакции
25. Стратегия редакции. Анализ читателей, рекламодателей, конкурентов. Ключевые
компетенции. Конкурентные стратегии. Разработка стратегии и долгосрочных планов.
Организация реализации стратегии.
26. Планирование работы редакции.
27. Менеджмент: подбор, расстановка, обучение людей, мотивация, оценка.
28. Коммерческая зона: продажи рекламы, розница, подписка, продвижение. Сотрудничество
коммерческой и редакционной групп: как эффективнее, кто главнее?

Ответить   veisberg Sat, 1 Oct 2005 12:41:44 +0300 (#446959)

 

Ответы:

Возможно ли получить какой-то материал в написанном виде?

РАДОСТИ И СВЕТА! С уважением - Шпренгер Александр a_shpreng***@m*****.ru

Original Message From: "veisberg" <mbe***@c*****.com>
To: "lit.writer.zhurnalistika (433538)" <a_shpreng***@m*****.ru>
Sent: Saturday, October 01, 2005 3:41 PM

Ответить   Sat, 1 Oct 2005 16:37:09 +0600 (#447019)

 

Привет Михаил!

Прошу сообщить о планах на Челябинск в декабре.

01.10.05, veisberg<mbe***@c*****.com> написал(а):

в

на

Экспресс-интервью

пере-фо-ку-си-ровать).

произошло

умным

рисунки,

переупаковщик

Ключевые

Сотрудничество

--
С уважением Валерий Хвалев
Мастерская Своего Дела
Моя рассылка "Анти-МЛМ. Бизнес с человеческим лицом".
http://subscribe.ru/catalog/directmarketing.masterdelo

Ответить   Sat, 15 Oct 2005 14:31:42 +0600 (#456065)

 

Карьера или Свое Дело?

Для карьерного роста в России (за другие страны говорить не будем) необходима
преданность вышестоящему руководству, готовность выполнять приказания не раздумывая,
готовность жертововать личными интересами и заставлять других приносить в жертву
свои интересы.

Для построения карьеры необходимо брать на себя как можно больше обязанностей
и перераспределять их среди своих подчиненных. Это похоже на захват рынка. Только
конкретный человек действует внутри компании и проявляет инициативу, перехватывает
нити управления смежными задачами на себя.

Вначале это происходит без дополнительной оплаты, и если человек справляется,
то либо руководство начинает более дорого оценивать деятельность карьериста,
либо появляется возможность надавить на директора с требованием повысить оплату.

Такой карьерист - мечта любого руководителя. Ценность такого человека определяется
количеством проблем и задач, которые он может оттянуть на себя, освобождая более
ценное время руководителя.

Но, как правило, доход простого карьериста не оправдывает его надежд. "Зарплата
большой не бывает". И воплощение мечты настоящего карьериста - это прильнуть
к системе распределения ресурсов. Государство построено на принципе распределения
ресурсов, и поэтому среди государственных деятелей мы видим большое количество
тех, кто занимается не распределением, а перераспределением, ну понятно, что
к своей пользе.

Последняя сделка по приобретению Газпромом Сибнефти показывает укрепление и увеличение
государственной собственности, и в перспективе - ну ведь просто так никто не
отдаст "потом и кровью" купленное (это намек на Юкос), передачу управление государством
не по демократическому принципу, а по наследственному - конечно не наследнику,
а как сейчас модно говорить - преемнику.

Просто в таком государстве живем. И для очень многих людей подобное становится
НОРМАЛЬНЫМ. Риск потерять распределительную жилу приводит человека к ...чему?

Участие и разделение такого мировоззрения приводит к тому, человек теряет свою
индивидуальность, подстраиваясь под СИСТЕМУ.

Если человек работает на рядовой должности, он принижает собственную личность,
снимает с себя всякую ответственность, и пассивно участвует в системе. Карьерист
делает более сознательный выбор и своими действиями укрепляет систему. Жертвуя
при этом личностью.

При этом ощущение "неполноты" жизни заставляет успешных и благополучных людей
искать развлечения, приключений, выброса адреналина. Приводит к нарастающему
чувству одиночества, ведь делиться с ближним своими "достижениями" в сфере перераспределения
неудобно, а роскошь общения не заменяет никакая другая ценность.

Это я все описал для полного понимания, чтобы карьеристы увидели реальность своего
выбора, его последствия для общества и для себя лично. Правда для многих количество
выгод перевешивает все соображения о благе общества, но в результате человек
теряет возможность развития вне системы, возможность достичь "простого, человеческого
счастья".

Потребность в развитии личности приводит человека к пониманию, что его потребности
не ограничиваются потреблением, но еще больше он нуждается в созидании. Творческий
потенциал человека больше, чем его потребительская "корзина".

Полностью почувствовать полноту жизни можно занимаясь тем, что действительно
нравится. Напряжение тех, кто увидел возможность создать что-то новое, не идет
ни в какое сравнение, ни со сплавом по горным рекам, ни с рулеткой.

Первым этапом становится создание своего бизнеса - как обучающий этап. Поиск
идеи, организация, поиск клиентов - шаги в трудном, но необходимом пути.

Создание Своего дела требует более полной отдачи. Человек погружается в мир собственных
чувств. В этом мире он сам судья и подсудимый, адвокат и прокурор. Его цель -
достичь мастерства, совершенства. В Своем деле не бывает отгулов, отпусков и
прогулов тоже нет.

А самое интересное, совершенно отсутствует вопрос "Что делать, когда делать ничего
не хочешь".

Человек, занимающийся своим делом, со всеми общается на равных. У него нет начальников.
Даже попытки представить государство в виде начальства - неверны. Они могут общаться
как партнеры, но не как подчиненные.

Карьерист всегда будет чувствовать подчиненность или начальственность. На равных
с ним поговорить очень тяжело. Его мир полярен - кто-то на одном полюсе, кто-то
на другом.

Сколько ни говори халва, слаще не станет. Сколько не расписывай преимущества
создания Своего дела, людей, решившихся взять свою жизнь в свои руки, прибавляется
очень мало. Почему? Система затянула? Примеров мало? Или есть свои соображения?

Завтра с утра каждый снова сделает свой выбор. Тот выбор, который определяется
его мировоззрением. Вы уже самостоятельные люди. Если не нравится та жизнь, которой
живешь, может пора что-то менять?

Ключевой вопрос стоит в том, создаете ли вы свой ресурс или распределяете созданное?
Что вы сейчас отдаете, и что будете отдавать через много лет? Будет ли у вас
то, чем вы сейчас распоряжаетесь?

Ответить   Алексей Музыка Wed, 19 Oct 2005 11:21:38 +0400 (#459065)

 

лМЕ БННАЫЕ ОНМПЮБХКНЯЭ. рНКЭЙН ЛМНЦН ДКХММШУ ОПЕДКНФЕМХИ, КСВЬЕ ЙНПНВЕ ХУ ДЕКЮРЭ
МЮ ЛНИ БГЦКЪД.
яРХКЭ ЯДЕКЮРЭ ВСРЭ ОНОПНЫЕ.
х ЙНМЕЖ, ОН-ЛНЕЛС, МЕ НВЕМЭ - МЕГЮБЕПЬЕММНЯРЭ ЙЮЙЮЪ-РН ВСБЯРБСЕРЯЪ.

-----Original MessageFrom: юКЕЙЯЕИ лСГШЙЮ <muzika***@m*****.ru>
To: "lit.writer.zhurnalistika" <goldentow***@m*****.ru> (5943980)

рНКЭЙН

АНКЕЕ

СБЕКХВЕМХЕ

ЦНЯСДЮПЯРБНЛ

ОЕПЕПЮЯОПЕДЕКЕМХЪ

ЯБНЕЦН

ЯНАЯРБЕММШУ

-

Х

МХВЕЦН

МЮВЮКЭМХЙНБ.

НАЫЮРЭЯЪ

ЙНРНПНИ

Ответить   Wed, 19 Oct 2005 17:23:31 +0400 (#459286)

 

Про себ яписал что ли?

Леша!
Главное не объяснить, Главное ДАТЬ ПОНЯТЬ
А ты что делаешь?

19.10.05, Алексей Музыка<muzika***@m*****.ru> написал(а):

Только

более

увеличение

государством

перераспределения

своего

собственных

-

и

ничего

начальников.

общаться

которой

--
С уважением Валерий Хвалев
Мастерская Своего Дела
Моя рассылка "Анти-МЛМ. Бизнес с человеческим лицом".
http://subscribe.ru/catalog/directmarketing.masterdelo

Ответить   Wed, 19 Oct 2005 23:50:58 +0600 (#459371)

 

Что то все молчат :(
Статья в газету местную, пока не отнес, как получилось?
Статья первая, хочу договориться о колонке в которой буду показывать какие
планы на 1-5 лет у людей, начиная с мэра, кончая дворником, зачем это надо,
кто придумывает куда идти и зачем, и как КАЖДОМУ принять участие в планах на
свою жизнь и жизнь вокруг.

15/12/05 0.03

Скоро Новый Год!!!
Все хотим и мечтаем о хорошем. Будем загадывать желания под ёлкой и мечтать,
чтобы они исполнились. Но, мы также знаем и с годами все больше и больше,
что все приходиться делать самому и от того, что ты делаешь сегодня, то и
будет завтра. Чудеса конечно бывают, но хотелось бы видеть их чаще.

А, что мы делаем сегодня?

Делает ли это нас счастливыми, богатыми, здоровыми, любимыми? Мы же этого
хотим, значит надо делать то, что нас и сделает такими. Поясню, если ты
куришь, будешь ли ты здоровым? Нет. Значит или ты не хочешь быть здоровым
или какое то желание не настоящее.

Я народ, я власть, как и каждый житель нашей страны и нашего города, так
написано в Конституции РФ. Президент, чиновники все работают на меня, чтобы
мне жилось хорошо. А, Вы что не знали? Вы не знали, что это они работают на
Вас, а не Вы на них. Теперь Вы знаете! Они работают на Вас и работают за
Ваши деньги, которые с Вас собирают в качестве налогов.

Опустимся по ниже в Наш Родной город. Интересно Вам, народу, что делается в
нашем городе и зачем, кто строит планы, как Вам жить и в каком городе. Что
будет завтра, в следующем году и кому это надо. Не знаете и не знали? Теперь
Вы начнете об этом узнавать и не только узнавать, но и участвовать в жизни
города и его будущем.

Многие наверное не верят, что они могут и должны принимать участие в
строительстве будущего своего города, своего предприятия, своего двора, дома
и своей жизни.

Впереди Новый Год и новая жизнь.

До встречи! На страницах газеты Вы будете узнавать куда идет город и зачем.
Об этом мы будем беседовать с нашими руководителями, детьми, военными,
женщинами, рабочими, мужчинами, молодежью, спортсменами и всеми кому еще не
безразличен наш город.

Вот Вы читатель, каким хотели бы видеть свой город? Вас кто ни будь об этом
спросил? И кто вообще решает будущее города? А кто должен?

Ответить   Fri, 16 Dec 2005 18:04:27 +0300 (#490827)

 

Привет, Троица.
Идея нормальная, тем более не на одну, а на цикл статей, если не пропадёт
желание материалы собирать.
А чё не отнёс-то до сих пор? Скоро ведь Новый год!!!
Нахрена тебе чьё-то мнение сдалось?
Саня "эко-логика".

Original Message From: Troiza <mi***@v*****.ru>
To: lit.writer.zhurnalistika (3439332) <stolyar***@m*****.ru>
Sent: Friday, December 16, 2005 9:04 PM

Ответить   Sat, 17 Dec 2005 22:43:00 +0600 (#491153)