Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журналистика

За 2005-10-01

Re: Программа журналисткой школы

Возможно ли получить какой-то материал в написанном виде?

РАДОСТИ И СВЕТА! С уважением - Шпренгер Александр a_shpreng***@m*****.ru

Original Message From: "veisberg" <mbe***@c*****.com>
To: "lit.writer.zhurnalistika (433538)" <a_shpreng***@m*****.ru>
Sent: Saturday, October 01, 2005 3:41 PM
Subject: Программа журналисткой школы

> Михаил Вейсберг
> Программа школы для журналистов и редакторов
> (напоминаю, что программы сложена избыточно, чтобы у участников была
> возможность выбрать наиболее важное для себя)

   2005-10-01 14:36:27 (#447019)

Программа журналисткой школы

Михаил Вейсберг
Программа школы для журналистов и редакторов
(напоминаю, что программы сложена избыточно, чтобы у участников была
возможность выбрать наиболее важное для себя)

Шесть тематических блоков.
(Шведский стол)

А. Что нужно знать о взаимодействии СМИ и общества
1. Чему и как учат журналистов у нас и за рубежом. Конфликт между общегуманитарным
образованием и практическими технологиями ремесла.
2. Общественное устройство, представление о макросреде. Тенденции развития
макросреды как места где будет действовать издание и как объекта освещения в
издании
3. Роли СМИ в обществе, комплект ролей, их соотношение, разные взгляды на
роли и их приоритезацию. Отличия и сходство разных СМИ: телевидения, прессы,
радио, Интернета
4. Газетно-журнальная отрасль. Основные тенденции - мировые и отечественные.
Два рынка на которых зарабатывают издатели прессы. Сегменты рынка, типы и форматы
изданий.

Б. Журналист собирает информацию
5. Работа журналиста по сбору информации. Базовые коммуникативные навыки.
(+ навыки коммуникации на разных уровнях внутри редакции). Источники информации.
Вопросы. Инструменты сбора информации.
6. Монитор информации, дайджесты, Интернет. Позиция - референт, поисковик,
проводник (сравнение с позициями Писатель, Миссионер, Репортер)

В. Жанры - основные формы журналистских текстов
7. Жанры - зачем они? Формат подачи информации, игра с читателем и редактором
по правилам.
8. Новость, короткая заметка. Принцип пирамиды, как выявить суть. Раскрученная
новость, комментированная новость. Группировка новостей, приоритетизация. Глубина
обработки (разжевывания) новости, факта.
9. Интервью, беседа. Повод, интересность личности или события, вопросы,
разговор, а не расшифровка монолога, ключевые идеи. Интервью по Интернету. Экспресс-интервью
(эксперт).
10. Репортаж. Любовь к деталям, правда детали. Передача атмосферы и ощущений.
Умение быть глазами и ушами читателя. Поводы для репортажей - не только события.
<<На дальней станции сойду>>.
11. Статья. Группировка фактов, логичность выводов, фокусировка темы. Видны
ли возможности и угрозы (риски). Структура изложения. Обзоры - как разновидность
статьи.
12. Очерк, история о человеке. История успеха, дело, результат, ценности,
преодоление сложностей, развитие, ошибки, сдвиг характера, личное и публичное,
образ жизни.

Г. Журналистское мастерство
13. Подготовка к сбору инфо и написанию материала. Что можно узнать заранее.
Гипотеза - имеет ли она право на существование. Типовой набор вопросов.
14. Фокусировка темы. Многотемье. О чем это? Почему это будут читать? Можно
ли перефокусировать готовый материал? (тот, кто плохо сфокусировал - будет пере-фо-ку-си-ровать).
15. Отличие взгляда журналиста прессы от радио и ТВ. Скажи - почему так произошло
и что будет дальше. Причинно-следственные связи. Прогноз, тенденции, альтернативы
на которые можно влиять.
16. Отстраненность или субъективность журналиста. Кому нужно твое личное
мнение? Когда оно нужно, а когда - нет.
17. Освещение разных тем, их специфика. Политика, экономика, социальное,
семейное, молодежное, права человека.
18. Нужно ли быть специалистом в теме и насколько. Как работать со специалистами-экспертами.
Как использовать их информацию. Есть ли смысл представляться читателю более умным
за счет специалистов.
19. Заголовочный комплекс: заголовок, подзаголовок, первый абзац, разбивка
текста на смысловые подзаголовки, <<выносы>> в теле текста.
20. Визуализация информации. Чем это будет проиллюстрировано. Планирование
иллюстраций. Подключение дизайнеров и фотографов. Схемы, таблицы, графики, рисунки,
репродукции.

Д. Личности: журналист-редактор-читатель
21. Личность журналиста, роли - репортер, аналитик (обозреватель), публицист,
бывалый (спецкор, циник, наставник).
22. Роли редактора: представитель читателей и рекламодателей, менеджер, переупаковщик
реальности.
23. Читатели, какие они. Что им надо: новости, польза, развлечения, присоединение.
(Развлекательное под видом полезного. Или польза, развлекая. Манипулирование
на присоединении)
24. Нарезка реальности издания под читателя

Ж. Организация работы редакции
25. Стратегия редакции. Анализ читателей, рекламодателей, конкурентов. Ключевые
компетенции. Конкурентные стратегии. Разработка стратегии и долгосрочных планов.
Организация реализации стратегии.
26. Планирование работы редакции.
27. Менеджмент: подбор, расстановка, обучение людей, мотивация, оценка.
28. Коммерческая зона: продажи рекламы, розница, подписка, продвижение. Сотрудничество
коммерческой и редакционной групп: как эффективнее, кто главнее?

   veisberg 2005-10-01 13:39:11 (#446959)

Вейсберг-график мероприятий

Информация от Михаила Вейсберга
Всем, кто заинтересовался школой для журналистов и редакторов.

1. На АДИ в Небуге мы договорились, что школу можно организовать с
учетом графика моих мероприятий по России. Так уже сделали в
Краснодаре-Ростове (конец октября) и в Москве (середина ноября).
График дальнейших поездок прилагаю.
2-3 декабря Челябинск
4-5 декабря Екатеринбург
13-15 декабря Москва
20-22 декабря Питер
9-14 января Карпаты (Школа стратегий - открытое мероприятие)
20-23 января Москва
29-30 января Хабаровск
2-3 февраля Владивосток
17-18 февраля Воронеж
20-21 февраля Ст.Оскол
2. В ходе переписки с организаторами придумали еще один формат -
встреча с медиа-тусовкой города: журналисты, редактора, рекламисты,
телевизионщики, союз журналистов. Я выступаю 1,5-2 часа о мировых и
российских тенеднциях развития газет и журналов, продвигаю сеть,
рассказываю о ШСД. Это можно рассматривать как ПИАР-мероприятие для
сближения с кругами СМИ, вербовки людей для сотрудничества и учебы.
Возможно, на первый раз этого было бы достаточно, а курсы можно
запланировать через два-три месяца после этой встречи
3. По инициативе Краснодара разработана также программа для издателей
и отдельно - программа для продавцов рекламы. Она будет выложена в
рассылке ШСД. Для кого-то, похоже, это более актуально, чем
журналистика
4. Программу школы журналистов и редакторов выложу в следующем письме
Если для вас это важно - пишите, не сдерживайте себя

   veisberg 2005-10-01 13:35:49 (#446950)