Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литературное чтиво

  Все выпуски  

Блейн Харден "Побег из лагеря смерти".


Литературное чтиво
Выпуск No 9 (876) от 2014-02-13

Рассылка 'Литературное чтиво'

Уважаемые подписчики!
Просим Вас принять участие в небольшом опросе, расположенном в конце выпуска. Спасибо

   Блейн Харден "Побег из лагеря смерти"

Глава
22
   Южным корейцам это нe слишком интересно

Единственными днями рождения, имевшими ка-кое-то значение, в Лагере 14 считались даты рождения Ким Чен Ира и Ким Ир Сена. В Северной Корее эти дни являются национальными праздниками, и даже в трудовом лагере с заведомо пожизненным заключением узникам в эти даты полагался выходной.

Если же говорить о дате рождения Шина, то во времена его детства и юности никто, включая его самого, не обращал на нее никакого внимания.

Но все изменилось, когда ему исполнилось 26. Четверо его друзей устроили празднование в ресторанчике «Т. G. I. Friday's» в центре Сеула.

— Я был очень тронут, — сказал он мне во время нашей самой первой встречи в декабре 2008 года.

Но такие случаи были очень редки, и Шин не чувствовал себя счастливым. Он только что бросил подрабатывать барменом в одной из сеульских пивных. Министерство Объединения уже перестало выплачивать ему ежемесячное 800-долларовое пособие, и он не представлял, как платить три сотни за комнатку в снятой на несколько человек квартире в центре города. Он до последнего гроша выпотрошил свой счет и опасался, что вскоре придется присоединиться к армии бездомных...

У него не было ни друзей, ни любимой девушки. Он воздерживался от общения или сотрудничества с другими северокорейцами. В этом отношении он мало отличался от большинства перебежчиков. Исследования показывают, что они избегают контактов с соотечественниками и очень медленно социализируются в течение первых двух-трех лет жизни в Южной Корее.

Его мемуарная книга провалилась: из 3-тысячного тиража продалось всего 500 экземпляров. Шин сказал, что не заработал на ней ни гроша.

— Здесь люди этим не очень-то интересуются, — сказал директор Центра сбора информации корреспондентам «Christian Science Monitor» после публикации книги его организацией. — Безразличие южнокорейского общества к проблеме прав человека в Северной Корее удручает до невозможности.

Но Шин был отнюдь не первым беглецом, которому южнокорейская общественность оказала подобный прием. Кан Чхоль Хван со всей своей семьей провел 10 лет в Лагере 15. Их признали «исправившимися» и отпустили в 1987 году. Но душераздирающая история его злоключений, написанная в сотрудничестве с журналистом Пьером Риголлё и изданная в 2000 году на французском языке, не привлекала внимания в Южной Корее, пока не была опубликована в английском переводе под названием «Пхеньянские аквариумы» и не оказалась на столе президента Джоржа Буша-младшего. Он пригласил Кана в Белый дом обсудить состояние дел в Северной Корее, а позднее назвал «Пхеньянские аквариумы» «одной из самых сильных книг, прочитанных за период президентского правления».

— Мне совсем не хочется критиковать эту страну, — сказал мне Шин в первый же день нашего знакомства, — но происходящим в Северной Корее реально интересуется тысячная процента южнокорейского населения! Образ их жизни не позволяет им даже задумываться о том, что происходит за границей. Им от этого не горячо и не холодно.

Шин попал в точку: как было отмечено в заявлении Южнокорейской адвокатской коллегии, их сограждане, на словах превозносящие братскую любовь к северянам, на деле погрязли в болоте безразличия.

После выборов южнокорейского президента Ли Мён Бака в 2007 году только несколько процентов избирателей назвали Северную Корею главным поводом для беспокойства. Остальных гораздо больше интересовало повышение зарплаты.

Что до коммерческих проектов, то сотрудничество с Северной Кореей — пустая трата времени. Экономика Южной Кореи в 38 раз крупнее северокорейской, а по объему международной торговли Юг превосходит Север в 224 раза.

Тем не менее периодические воинственные выпады со стороны Северной Кореи вызывают взрывы возмущения на Юге. Особенно ярко это проявилось в 2010 году, когда северокорейская подводная лодка вторглась в территориальные воды Южной Кореи и потопила южнокорейский сторожевой корабль «Чхонан». Это стоило жизни 46 южнокорейским морякам. В другой раз четыре человека погибли в результате массированного обстрела маленького южнокорейского островка артиллерией Севера. Но жажда мести у Южной Кореи иссякает, как правило, очень быстро.

После того как международная следственная комиссия подтвердила, что «Чхонан» был потоплен торпедой северокорейского производства, избиратели Юга отказались поддержать президента Ли, заявившего, что режим Ким Чен Ира должен поплатиться за содеянное. Поэтому «эффекта 11 сентября», в результате которого США вступили в афганскую и иракскую войны, в Южной Корее не случилось. Напротив, партия Ли Мён Бака потерпела поражение на промежуточных выборах — стало ясно, что граждане Южной Кореи заинтересованы в поддержании мира и высокого уровня жизни в стране гораздо больше, чем в наказании северокорейского режима.

— Если начнется война, хоть холодная, хоть горячая, победителей в ней не будет, — сказал 27-летний сеульский продавец одежды Лим Сын Ёль. — Мы богаче и умнее Северной Кореи. Нам надо предпочитать конфронтации переговоры.

Южная Корея десятилетиями пытается понять, как вести переговоры с диктаторским режимом, сосредоточившим почти 80% своей военной мощи в стокилометровой полосе вдоль демилитаризованной зоны, надежно охраняемой границы, разделяющей две Кореи, и неоднократно угрожавшим превратить Сеул (находящийся в каких-то 50 км от этой границы) в «море огня». Каждые 10—15 лет Северная Корея совершает какие-нибудь агрессивные акции в отношении Юга. В 1968 году это была попытка убийства президента Южной Кореи силами отряда профессиональных киллеров, в 1987-м — взрыв пассажирского авиалайнера компании «Korean Air», в 1996-м — неудачная высадка отряда спецназа с подводной лодки, в 2010-м — уничтожение корвета «Чхонан» и артобстрел острова Ёнп-хён.

Эти атаки унесли жизни сотен граждан Южной Кореи, но так и не смогли заставить электорат потребовать от правительства крупномасштабных ответных мер. Не смогли они и помешать жителям Южной Кореи, ставшей четвертой экономической державой в Азии и одиннадцатой в мире, продолжать повышать уровень своего благосостояния и образования и улучшать условия жизни.

Граждане Южной Кореи весьма интересовались, во что вылилось объединение двух Германий. По результатам некоторых исследований, соответствующая нагрузка на Южную Корею будет в два с половиной раза превышать цену, заплаченную Западной Германией за присоединение Германии Восточной. Исследования показали, что за корейское объединение в первые 30 лет придется заплатить 2 трлн долларов. Оно обернется повышением налогов на 60 лет вперед, а также необходимостью в течение всего обозримого будущего вливать в северные регионы до 10% ВВП страны.

Жители Южной Кореи желают объединения с Севером, но... потом. Многие из них хотят, чтобы оно произошло уже после их смерти... в основном потому, что цена этого процесса непомерно высока.

* * *

Многие перебежчики из Северной Кореи жалуются (и обоснованно!), что южане видят в них только малообразованных, косноязычных и дурно одетых лапотников из совершенно бесполезной страны, от которой больше головной боли, чем пользы.

Доказательств того, что перебежчики с Севера с огромным трудом приживаются в Южной Корее, хватает. Уровень безработицы среди бывших северокорейцев на Юге вчетверо превышает средний по стране, количество самоубийств среди северян в два с половиной раза больше, чем среди южнокорейцев.

Жителям Юга приходится прикладывать могучие усилия, чтобы не стать изгоями в своем собственном, буквально помешанном на образовании, успехе и социальном статусе обществе. Этот социум состоит из работающих на износ, находящихся в постоянном стрессе и страхе за завтрашний день людей. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), помогающей поддерживать непрерывный экономический рост 34 наиболее богатых стран мира, граждане Южной Кореи работают больше, спят меньше и накладывают на себя руки чаще граждан остальных развитых стран.

Мало того, южнокорейцы и друг на друга смотрят безжалостным критическим взглядом. Круг поводов для повышенной самооценки человека в стране очень узок и включает в себя учебу в нескольких очень престижных университетах и высокооплачиваемые должности в таких конгломератах, как Samsung, Hyundai и LG.

— Люди здесь живут в условиях безостановочной динамики и жесточайшей конкуренции, — сказал мне Эндрю Ынги Ким, профессор социологии Университета Корё, одного из самых престижных образовательных учреждений страны: Если человеку еще в юности не удается получить набор «правильных корочек», он начинает смотреть на свою жизнь с крайним пессимизмом. Он считает, что уже ничего добиться не сможет. стремление хорошо учиться воспитывается в школьниках уже к четвертому классу, а к седьмому становится главной целью. В гонке за аттестатами и дипломами южнокорейцы тратят горы денег. Среди самых развитых в экономическом смысле стран Южная Корея занимает первое место по уровню среднедушевых расходов на репетиторов, ускоренные курсы подготовки к экзаменам и курсы английского языка. Четверо из пяти школьников прямо с начальных классов и до окончания средней школы посещают внеклассные занятия по подготовке к зачетам и экзаменам. На образование тратится около 6% ВВП страны, т. е. практически вдвое больше, чем в Штатах, Японии или Великобритании.

Зацикленность Южной Кореи на успехе приносит свои плоды. Международные экономисты нередко называют Южную Корею ярчайшим примером того, что свобода торговли, демократическое правление и бесконечное трудолюбие может превратить маленькую захолустную страну в один из главных двигателей мировой экономики.

Но настолько же поражают и гуманитарные последствия такого скачка в развитии.

В большинстве развитых и богатых стран количество самоубийств достигло пика в начале 1980-х, но в Южной Корее оно продолжает расти. В 2008-м процент самоубийств здесь в два с половиной раза превысил аналогичный показатель по США. Кроме того, он значительно превышает количество самоубийств в Японии, где концепция самоубийства является неотъемлемой частью национальной культуры. Кажется, это поветрие усугубляется стрессами амбиций, изобилием, разрушением института семьи и одиночеством.

— Мы не решаемся обращаться за профессиональной помощью во время депрессий. Мы боимся, что нас посчитают ненормальными, — сказал мне психиатр Медицинского колледжа Сеульского национального университета Ха Гю Соп, глава Корейской ассоциации по предупреждению самоубийств. — Такова мрачная оборотная сторона быстрого развития нашей страны.

Да, безразличие южнокорейцев к перебежчикам типа Шина во многом объясняется стрессами. Но есть и другой фактор: раскол общественного мнения в отношении того, насколько рискованно находиться рядом с таким опасным соседом, как Северная Корея.

В зависимости от политических ветров и общество, и правительство Южной Кореи то закрывают глаза на выходки Севера, то вступают с ним в осторожную конфронтацию. Пришедший в 2008 году к власти президент Ли ужесточил позицию в отношении Северной Кореи, прекратив почти все поставки гуманитарной помощи и увязав возможность продолжения сотрудничества с прогрессом в области ядерного разоружения и соблюдения прав человека. Результатом стали несколько жутковатых лет, отмеченных запусками ракет, замораживанием экономических отношений, перестрелками на границе и угрозами Севера развязать «тотальную войну».

До прихода президента Ли Мён Бака Южная Корея поступала в точности до наоборот. В рамках «Политики солнечного тепла» президенты Ким Дэ Чжун и Ро My Хён летали в Пхеньян на переговоры с Ким Чен Иром, охотно осуществляли широкомасштабные поставки продуктов питания и сельскохозяйственных удобрений и шли на чрезвычайно выгодные для Северной Кореи экономические сделки. Эта политика строилась на игнорировании фактов существования трудовых лагерей и не предполагала попыток установить, кто на Севере нагреет руки на прибывающей с Юга гуманитарной помощи. Тем не менее Ким Дэ Чжуну она принесла Нобелевскую премию мира.

Такой шизофренический подход к проблеме сосуществования с Северной Кореей время от времени провоцирует достойные театра Кабуки акции на границе двух Корей. Перебежчики запускают в сторону своей родины воздушные шары с привязанными к ним записками с оскорблениями в адрес Ким Чен Ира. В этих листовках они сообщают, что он пьет дорогущее импортное вино и соблазняет чужих жен, обзывают его убийцей, рабовладельцем и дьяволом.

Я сам видел, как южнокорейская полиция защищала северокорейского перебежчика по имени Пак Сан Хак от атак взбешенных унионистов и университетских интеллектуалов, настаивающих, что единственно допустимой политикой государства в отношении режима Ким Чен Ира может быть только сотрудничество без угроз и конфронтации.

До завершения акции Пак успел двинуть одному из контрпротестантов по голове с такой силой, что на слух это было похоже на удар бейсбольной клюшкой по мячику. Потом он оплевал нескольких других, вытащил газовый револьвер и выстрелил в воздух. Потом его скрутила подоспевшая полиция. И все же он не сумел спасти от противников акции баулы с антисеверо-корейскими листовками.

В итоге группе Пака удалось запустить только один из десяти аэростатов, а десятки тысяч листовок просто рассыпались по земле на этой стороне границы.

Первая моя встреча с Шином состоялась на следующий день после аэростатного фиаско. Его на акции не было. Уличные стычки не в его стиле. Он в этот момент смотрел фильмы об освобождении фашистских концлагерей войсками союзников. В одной из сцен бульдозеры выкапывали из земли трупы, которые пытался спрятать от всего мира Третий рейх.

— А ведь рано или поздно об этом же задумается и Ким Чен Ир, — сказал мне Шин. — Я надеюсь, что Америка хоть кнутом, хоть пряником, но сможет убедить Кима не убивать всех, кто сейчас сидит в лагерях.

Шин еще не сообразил, как будет зарабатывать на жизнь, где будет искать подружку и пр. Но он уже твердо решил, чему посвятит остаток своей жизни: он станет активистом-правозащитником и расскажет миру о существовании трудовых лагерей.

Для реализации этой цели он задумал уехать из Южной Кореи и перебраться в Штаты. Он принял предложение некоммерческой организации «Свобода в Северной Корее», финансировавшей его первую поездку в Америку, и готовился к переезду на юг Калифорнии.

Глава
23
   США

И вот в один прохладный вечер на исходе лета в Лос-Анджелесе Шин — в красной футболке, джинсах и сандалиях — стоит перед группкой американских тинейджеров корейского происхождения. Внешне он совершенно спокоен и приветливо улыбается исполненным внимания сидящим в пластиковых креслах детям. Сегодня он выступает с лекцией в Первой пресвитерианской церкви города Торренс. Говорить он в этот раз, равно как и во время всех остальных публичных выступлений, будет о жизни в Лагере 14.

Вот уже больше года спонсоры из «Свободы в Северной Корее» отправляли его читать такие лекции и постоянно советовали тщательно готовить выступление и ответы на вопросы. Они требовали от него четких и логичных по структуре, эмоционально заряженных рассказов (предпочтительно на английском), способных встряхнуть американскую публику, привлечь волонтеров и, возможно, мотивировать людей жертвовать деньги на защиту прав человека в Северной Корее. Как сказал мне один из руководителей «Свободы в Северной Корее»:

—Шин может стать невероятно полезным активом для нашей организации и всего нашего движения в целом. «Ты можешь быть лицом Северной Кореи», — говорим мы ему.

Но у Шина уверенности в этом не было.

Он не подготовился к выступлению... Когда его представил один из сотрудников «Свободы в Северной Корее», он поздоровался со школьниками, а потом через переводчика спросил, есть ли у них какие-нибудь вопросы. Когда какая-то девушка попросила объяснить, как ему удалось убежать, на его лице появилась болезненная гримаса.

—Вообще-то это очень личная история и вспоминать ее мне не очень приятно... Я стараюсь говорить об этом как можно меньше, — ответил он.

Он очень неохотно рассказал о своем побеге — скупо, общо и коротко.

—История моей жизни очень печальна, — сказал он, уже минут через 15 заканчивая свое выступление, — я не хочу вгонять вас в депрессию.

Слушателям было скучно, потому что они почти ничего из рассказа Шина не поняли. Один парнишка (очевидно, силившийся разобраться, кто же такой был Шин и чем он вообще занимался в Северной Корее) задал последний вопрос: каково было служить в северокорейской армии? Шин поправил парня, сказав, что он никогда не служил в Народной армии Кореи.

— Я был недостоин этого, — сказал он.

Посмотрев его выступление в церкви, я начал приставать к нему с расспросами о том, что с ним происходит. Почему ты хочешь быть борцом за права человека, если тебе так трудно говорить на публике обо всем, что с тобой происходило в лагере? Почему ты в своих рассказах опускаешь как раз те подробности, которые могут завести и заинтересовать аудиторию? - Все, через что мне пришлось пройти, касается только меня и никого больше, - ответил он, отводя глаза. - Мне кажется, большинство людей просто не в состоянии понять, о чем я им рассказываю. По ночам его продолжали преследовать кошмары. Своими криками он будил своих соседей по комнате в доме, снятом в Торренсе для волонтеров «Свободы в Северной Корее». Он отказывался от бесплатной помощи живущих и работающих в Лос-Анджелесе корееговорящих психотерапевтов. Отказывался записаться на образовательные курсы, тем более поступать в колледж.

Несколько раз он говорил мне о возникшей внутри него «мертвой зоне», из-за которой ему было трудно чувствовать хоть какие-то эмоции. По его словам, он время от времени старался притвориться счастливым, чтобы просто посмотреть, как на него будут реагировать окружающие. Но чаще всего он не предпринимал вообще ничего.

Шину было очень трудно адаптироваться к жизни в США.

Вскоре после переезда в Калифорнию весной 2009-го Шина начали изводить сильнейшие головные боли. Коллеги по правозащитной организации забеспокоились, что у него проявляется синдром посттравматического стресса. Но потом выяснилось, что боли возникают у него от недолеченного в Ханавоне зуба. Его отправили к стоматологу, тот прочистил канал, и все прошло.

Но так, почти моментально, можно было излечиться только от физической боли.

Для Шина не было (и долго еще не будет) быстрого и безболезненного метода адаптации к жизни за пределами колючей проволоки, будь он хоть в Америке, хоть в Южной Корее. Так сказали мне его друзья, да и он сам.

— Шин так и не может выбраться на свободу, — сказал мне Энди Ким, один из работников «Свободы в Северной Корее», некоторое время бывший ему самым близким другом. — Он не может позволить себе радоваться жизни, пока другие страдают в лагерях. Он считает возможность получать удовольствие от жизни крайним эгоизмом.

Энди и Шин — почти ровесники. Они часто ходили обедать в «Los Chilaquiles», недорогую мексиканскую кафешку в гипермаркете неподалеку от офиса. Еда так и оставалась единственной страстью Шина, и поэтому легче всего беседовать с ним было в корейских или мексиканских ресторанчиках. Энди на протяжении нескольких месяцев еженедельно проводил с Шином по часу в ресторане, чтобы выяснять, как у того складывается жизнь в Штатах.

Положительные сдвиги, конечно, были. Шин стал болтать и шутить. Как-то раз он поразил Эндрю и других сотрудников, заглянув в их кабинеты и сказав, что он их «любит». Но настолько же часто он неадекватно реагировал на советы тех же самых людей, воспринимая конструктивную критику за личное предательство. Шин никак не мог научиться разумно распоряжаться деньгами и нередко тратил больше, чем мог себе позволить, угощая друзей обедами и покупая им авиабилеты. В беседах с Энди он иногда со слезами на глазах обзывал себя «отбросом».

—В одни моменты Шин видит себя глазами того нового человека, которым он стал, а в другие — глазами лагерных охранников, — рассказал мне Энди. — То есть он вроде бы уже здесь, но одновременно с этим еще там.

Когда я спросил у Шина, правда ли это, он кивнул.

—Я постепенно эволюционирую и превращаюсь из животного в человека, — сказал он, — но все это происходит очень-очень медленно. Иногда я пытаюсь плакать и смеяться, как это делают окружающие, чтобы просто посмотреть, буду ли я что-то чувствовать. Но ни слез, ни смеха у меня не получается.

Его поведение полностью укладывается в поведенческие модели, выявленные исследователями у бывших узников концлагерей. Очень часто они страдают от того, что гарвардский психиатр Джудит Льюис Херман назвала «разрушением личности».

—Они страдают не только от классического синдрома посттравматического стресса, но еще и от глубинных искажений их взаимоотношений с Богом, другими людьми и самими собой, — написала Херман в книге «Психологическая травма и исцеление» о психологических последствиях политического террора. — Большинство спасшихся преследует стыд, ненависть к себе и чувство собственной никчемности.

Вскоре после переезда в Калифорнию Шина взяла под свою опеку уроженка Сеула, жена местного пастора Кён Сун Чон. Она ухаживала за ним, как за ребенком, готовила для него и следила за тем, как он приспосабливается к жизни в Америке. Когда он впервые пришел в дом пастора, она подбежала к нему и попыталась обнять, но Шин отстранился. Ему становилось не по себе при физическом контакте с другими людьми.

Но он не перестал приходить к ним на обеды, отчасти потому, что ему очень нравилась стряпня Кён. Кроме того, он подружился с детьми Кён: Юнис, активисткой-правозащитницей, с которой познакомился еще в Сеуле, и ее младшим братом Дэвидом, выпускником Йеля, тоже интересующимся проблемой прав человека. Детям Кён было около 20. Это семейство, помогающее иммигрантам из Северной Кореи, живет в Риверсайде, маленьком городке в сотне километров к востоку от Торренса. Кён и ее муж Чон Гын Ким руководят небольшой христианской миссией.

Наконец-то Шин увидел открытую, дружелюбную и любящую корейскую семью. Он с изумлением и некоторой завистью наблюдал, с каким вниманием эти люди относятся друг к другу и... к нему. Почти два года он через субботу приходил в дом Кён на семейные обеды. Он оставался ночевать, а поутру отправлялся со всеми на воскресную службу.

Почти не говорившая по-английски Кён стала звать Шина своим старшим сыном. Он старался терпеть ее объятья... и иногда даже сам обнимал ее в ответ. Он узнал, что она обожает замороженный йогурт, и перед каждым визитом забегал за ним в супермаркет. Она часто подтрунивала над ним, спрашивая:

—А когда же ты приведешь мне невестку?

Он делал ей комплименты, говоря, что она с прошлой встречи похудела и стала выглядеть гораздо моложе. Они часто уединялись и часами говорили о жизни.

—За что вы так хорошо ко мне относитесь? — сказал он как-то вдруг, резко помрачнев. — Разве вы не знаете, что я натворил?

Он сказал Кён, что «отвратителен сам себе», что не может избавиться от ночных кошмаров, в которых снова и снова казнят его мать, не может простить себе, что бросил в лагере отца, ненавидит себя за то, что выбрался на свободу по телу Пака. Еще он рассказывал, как ему стыдно, что на пути к границе страны приходилось воровать рис и одежду у полунищих людей.

Кён считает, что Шину не удастся избавиться от этого чувства вины до конца своей жизни. Но она не раз говорила ему, что совесть его мучит, потому что у него доброе сердце. А еще она сказала, что у него перед прочими северокорейцами есть очень важное преимущество: он не был отравлен ни пропагандой, ни культом личности Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

—В Шине видна, так сказать, чистота сознания, — сказала она, — ему никогда не промывали мозги.

Ее дети заметили разительные перемены в поведении Шина через пару лет его жизни в Калифорнии. Он стал демонстрировать уверенность в себе, у него улучшились социальные навыки, он стал меньше стесняться, чаще улыбаться и даже с удовольствием обниматься с близкими людьми.

—Раньше он очень смущался при встрече с моими друзьями и подругами по церкви, — говорит Юнис, — но теперь он научился даже шутить и открыто смеяться.

—Шин хорошо чувствует людей, — вторит сестре Дэвид. — Есть такая штука — любовь к людям... так вот в Шине ее, кажется, очень много.

Но сам Шин оценивал себя отнюдь не так радужно.

—Я среди хороших людей и поэтому стараюсь вести себя так же, как ведут себя эти хорошие люди, — сказал он мне, — но это очень трудно. Все эти добрые поступки не льются из меня естественным образом, как из них. В Калифорнии Шин начал приходить к мысли, что и успешный побег из лагеря 14, и удача, позволившая ему выбраться из северной кореи и китая, была промыслом божьим. Тем не менее у Шина были большие сомнения в том, что Бог смог защитить его отца от мести охранников.

То же самое касалось и чувства вины. В Лагере 14 такой концепции просто не существовало. В юношестве

Шин злился на мать за побои, за попытку побега, за то, что эта попытка стала причиной перенесенных им пыток. Он не пожалел ее даже в момент казни. Но теперь ярость уступала место чувству вины и ненависти к себе самому.

— Все эти эмоции появились сами и начали расти откуда-то изнутри меня, — сказал он.

Собственными глазами увидев, что такое семья, состоящая из любящих друг друга людей, он просто не мог примириться с памятью о том, кем он был для своих родителей.

Когда Шин ехал в Торренс, ему сказали, что он будет помогать «Свободе в Северной Корее», работая с волонтерами и выступая на мероприятиях этой организации. Взамен ему предоставляли жилье и оплачивали расходы «на жизнь». Зарплаты ему не полагалось. При содействии организации он получил 10-летнюю визу, позволявшую ему до полугода безвыездно находиться на территории США.

Иммиграционное законодательство США особым образом относится к беженцам из КНДР, и поэтому Шин, обладающий уникальным статусом перебежчика, родившегося и выросшего в лагере для политзаключенных, имел шансы быстро получить разрешение на постоянное проживание в Америке. Но он не стал подавать документы на «зеленую карту». Он просто не мог решить, где хочет жить.

Шину вообще было трудно заняться чем-то всерьез и надолго. Он записался в Торренсе на курсы английского, но уже через три месяца бросил их. Львиную долю времени он проводил в офисе «Свободы в Северной Корее», читая в Сети новости о событиях в Северной Корее и болтая о том о сем с другими владеющими корейским языком сотрудниками. Иногда он мыл полы, сортировал коробки или передвигал мебель. Он не раз говорил директору-распорядителю Ханне Сон, что к нему нужно относиться так же, как к остальным сотрудникам, но временами, получая рабочие задания, начинал дуться и злиться. Каждые полгода ему приходилось делать перерыв в работе, чтобы на несколько недель слетать в Южную Корею.

Работники «Свободы в Северной Корее» настоятельно советуют всем беженцам, которым они помогают переехать в Америку, составить «жизненный план» — список целей, помогающий новоприбывшему начать строить стабильную жизнь: свободное владение английским, профессиональная подготовка, уроки управления финансами и пр.

Шин отказался составлять такой план, и, как сказала Сон, они решили закрыть на это глаза.

— История его жизни просто поражает воображение, — сказала Сон. — Он считал, что имеет право быть исключением из правил, и мы ему это позволили. Он просто болтался туда-сюда по Торренсу. Он чувствует потребность понять, почему ему удалось выбраться живым из этого лагеря. Мне кажется, пока у него этого не получается.

За пределами Корейского полуострова нет другого места, где корейцу было бы легче всего жить, не зная других языков, чем в Лос-Анджелесе и его пригородах. В этом районе обосновались больше 300000 американцев корейского происхождения.

И в Торренсе, и в окружающих городках Шин мог спокойно ходить по ресторанам и магазинам, работать и посещать церкви, не зная никакого языка, кроме корейского. Английский он изучил ровно настолько, чтобы заказывать гамбургеры и мексиканские блюда, а также болтать о бейсболе и погоде с соседями по комнате.

Спал он на многоярусной кровати в одной из четырех комнат предоставленного «Свободой в Северной Корее» дома в сельском стиле. Вместе с ним там жили, постоянно сменяя друг друга, до 16 волонтеров и интернов студенческого возраста. В день моего визита на стоящей в кухне посудомоечной машине висела бумажка с надписью: «Пожалуйста, не открывайте меня. Я поломалась и сильно воняю». Дом был обставлен полуразвалившейся мебелью, на полу лежали вытертые ковры, а широкое крыльцо было завалено кроссовками, сандалиями и шлепанцами. Шин делил тесную комнатушку с тремя волонтерами.

Этот хаос вполне устраивал Шина. Хоть соседи по дому (как правило, родившиеся в Америке) временами вели себя очень шумно, почти не говорили по-корейски и не задерживались в доме надолго, Шин предпочитал этот калейдоскоп энергичных людей одиночеству. Такая обстановка была привычна ему со времен жизни в Лагере 14. Шин лучше спал и получал больше удовольствия от еды в окружении людей, пусть даже и незнакомых.

Когда его одолевала бессонница или мешали спать ночные кошмары, он слезал с кровати и ложился спать так, как спал в лагере, т. е. под одеялом на голом полу. На работу Шин ездил на велосипеде. Поездка через постоянно залитый солнцем Торренс занимала всего 20 минут. В расположенном в 50 км к юго-западу от центра Лос-Анджелеса Торренсе был длинный пляж, тянущийся по берегу залива Сан-та-Моника, куда Шин нередко ходил гулять. Столетние широченные бульвары Торренса были творением архитектора Фредерика Лоу Олмстеда-младшего, одного из авторов Вашингтонского Молла. Исполненный в стиле «средиземноморского возрождения» фасад средней школы Торренса часто появляется в телесериалах «Беверли-Хиллз, 90210» и «Баффи — истребительница вампиров». В Торренсе работает нефтеперерабатывающий завод компании «ExxonMobil», обеспечивающий топливом почти всю Южную Калифорнию. Почти весь первый год в Калифорнии Шин прожил в старой, переполненной людьми трехкомнатной квартире, которую «Свобода в Северной Корее» снимала в районе, граничащем с гигантским нефтехранилищем «ConocoPhillips/ Torrance Tank Farm».

«Свобода в Северной Корее» переместилась в Торренс из Вашингтона, чтобы снизить расходы на аренду помещений и попытаться сосредоточить работу на социальных «низах». В организации посчитали, что в Южной Калифорнии легче привлекать и содержать «кочевников» (так в ней называют юных волонтеров). Пройдя обучение в Торренсе, «кочевники» путешествуют по США, читая лекции и просвещая население в отношении нарушений прав человека в Северной Корее.

К концу второго года жизни Шина в Калифорнии в Торренс приехала Харим Ли. Эта стройная и поразительно привлекательная «кочевница» родилась в Сеуле и в 4-летнем возрасте переселилась с семьей в Штаты.

Впервые она увидела Шина в выложенном на YouTube видеоролике, когда жила в пригородах Сиэтла и училась на втором курсе факультета социологии в Вашингтонском университете. В этом видео Шин выступал перед работниками компании Google в калифорнийском Маунтин-Вью и отвечал на их вопросы о своей жизни. После этого она нашла мою статью о Шине в «Washington Post», в которой я привел его слова о том, что он очень хотел бы познакомиться с девушкой, но не знает, как.

Хорошо говорящая и по-английски, и по-корейски, Харим вернулась в Южную Корею, чтобы поработать переводчицей в негосударственной организации, специализирующейся на Северной Корее. После третьего курса она решила оставить учебу и вплотную заняться северокорейским вопросом. В Интернете она прочитала о «Свободе в Северной Корее» и ее программе «кочевников». Записываясь на курсы «кочевников», она даже не предполагала, что Шин живет в Торренсе, и узнала об этом только за две недели до приезда в Калифорнию. Сидя в самолете, она не могла избавиться от мыслей о Шине. Она считала его публичной персоной и настоящей знаменитостью и всю дорогу мечтала познакомиться с ним поближе. Через несколько дней в Торренсе она увидела его и постаралась найти место и время для знакомства. Они понравились друг другу сразу же. Ему в тот момент было 27, ей — 22.

В организации установлен строгий запрет на амурные связи между северокорейцами и волонтерами, многие из которых едва достигли совершеннолетия и живут в отрыве от родителей. Это правило введено для защиты как интернов, так и перебежчиков, и устранения лишних проблем в управлении программой «кочевников».

Шин с Харим это правило проигнорировали. Когда от них потребовали перестать видеться до тех пор, пока она не закончит курс подготовки, оба сильно разозлились. Харим даже пригрозила покинуть программу.

—Мы из всех сил постарались продемонстрировать, что считаем этот принцип неправильным, — сказала она мне.

Шин воспринял это требование как личное оскорбление. Он пожаловался на двойные стандарты, превращающие его в человека второго сорта, и заметил, что его лучший друг Энди Ким встречается с одной из проходящих обучение девушек.

—Это все потому, что они меня ни в грош не ставили, — сказал мне Шин. — Они думали, что имеют право руководить моей личной жизнью.

После очередной поездки в Южную Корею и нескольких месяцев тяжелых раздумий Шин ушел из «Свободы в Северной Корее». И причиной этого разрыва был не только роман с Харим. Ханну Сон бесило, что Шин время от времени отлынивал, ждал к себе особого отношения и практически не пытался выучить английский, что мешало ему выступать перед публикой и, соответственно, сильно снижало его полезность для организации. Кроме того, как понял Шин, «Свобода в Северной Корее» больше не собиралась предоставлять ему крышу над головой: Сон предупредила его о том, что в какой-то момент в будущем ему придется самостоятельно найти себе жилье.

Этот разрыв, скорее всего, был неизбежен. И в этом не было ничего необычного. В Южной Корее все давно привыкли, что беженцы с Севера часто бросают работу, жалуясь на придирки и несправедливости. Консультанты по профориентации и карьерному росту из транзитного центра Ханавон говорят, что параноидальные подозрения в отношении сослуживцев, скандальные увольнения и постоянный страх предательства со стороны окружающих — хронические проблемы, преследующие северокорейцев, пытающихся приспособиться к новой жизни. Многим из них полностью адаптироваться так и не удается.

В США наблюдаются те же самые модели поведения. Клифф Ли, уроженец Кореи, ныне проживающий в Александрии штата Вирджиния, несколько раз давал приют беженцам из Северной Кореи и тоже заметил, что адаптационные сложности укладываются в определенную схему:

— Они знают, что все, что им говорили в Северной Корее, — ложь, а потому и в Америке с огромным трудом верят в то, что говорят помогающие им организации.

Сон была чрезвычайно опечалена решением Шина уйти. Она винила себя в том, что не научила его нести ответственность за собственную жизнь и поступки. Но больше всего, по ее словам, ее беспокоило незнание, как Шин собирается жить дальше.


   Эпилог
   От прошлого не убежишь

В феврале 2011 года, через считаные дни после разрыва со «Свободой в Северной Корее», Шин сел в самолет, направляющийся в штат Вашингтон. Он переехал в дом Харим и ее родителей в Саммамише, пригороде Сиэтла, расположенном у западного подножия Каскадных гор.

Столь внезапное решение меня удивило. Кроме того, я, равно как и все его друзья из Лос-Анджелеса, беспокоился, что он повел себя слишком импульсивно и сжег мосты без достаточной на то причины. С другой стороны, в результате его переезда общаться нам стало много проще. Дело в том, что я тоже живу в штате Вашингтон. Уехав из Токио и уйдя из «Washington Post», я вернулся в Сиэтл, чтобы вплотную засесть за работу над этой книгой. Когда Шин позвонил мне на домашний телефон и на своем ломаном английском сообщил, что мы стали соседями, я пригласил его на чай.

Наша совместная работа была практически закончена, и Шин сдержал свое слово. Он позволил мне забраться даже в самые мрачные уголки своего прошлого. Но мне все-таки не хватало самой малости — понимания, чего он хочет и ждет от будущего. И вот, когда они с Харим сидели на диване у меня в гостиной, я попросил у них разрешения наведаться к ним в гости. Мне хотелось познакомиться с родителями Харим.

Ответить мне твердым отказом Шин с Харим не смогли из вежливости. Вместо этого они сказали, что у них дома большой беспорядок и поэтому нужно выбрать для моего визита подходящее время. Они пообещали перезвонить. Таким образом, не говоря этого напрямую, они дали мне понять, что для меня пришло время перестать мучить Шина своими расспросами... и чем скорее, тем лучше.

Они с Харим организовали пока что состоящую из них двоих негосударственную организацию «North Korea Freedom Plexus». Финансировать ее деятельность они решили за счет пожертвований и публичных выступлений Шина. Их амбициозные планы включают в себя открытие целой сети приютов для перешедших китайскую границу северокорейцев и тайную переправку антиправительственных брошюр в Северную Корею. Шин рассказывал, что ради воплощения задуманного он уже несколько раз побывал в приграничных районах Китая и намеревается не раз побывать там снова. В ответ на мой вопрос, не боится ли он, что в Китае, где, по слухам, постоянно действуют группы агентов северокорейских спецслужб, его схватят, он сказал, что теперь у него есть защита в виде паспорта гражданина Южной Кореи, а кроме того, он всегда действует с предельной осторожностью. Такой ответ, однако, совсем не устраивал друзей Шина, не раз отговаривавших его от поездок в Китай.

Лоуэлл и Линда Дай (семейная пара из Коламбуса, прочитавшая мой первый материал о Шине в 2008 году и заплатившая за его перелет в Штаты) восприняли новость о его уходе из «Свободы в Северной Корее» и переезде в Сиэтл с горьким разочарованием. И Дай, и Кимы из калифорнийского Риверсайда твердили Шину, что затея с новой негосударственной организацией таит в себе много опасностей и что работа в хорошо зарекомендовавшей себя и неплохо финансируемой «Свободе в Северной Корее» приносила бы гораздо больше пользы.

Шин очень сблизился с Даями. Он называет их своими «родителями» и прислушивается к их советам. После переезда в Сиэтл он принял их приглашение прилететь в Коламбус и несколько недель прогостил у них.

Дай тоже посоветовали Шину составить план своей жизни. Лоуэлл, консультант по менеджменту, считает, что Шину необходимо обзавестись собственным агентом, личным финансовым менеджером и юристом. Но, пока Шин был у них в Коламбусе, они даже не успели толком об этом поговорить, в основном потому что Шин жил по сиэтлскому времени. Он ночи напролет разговаривал с Харим в «скайпе», а потом просыпался только ближе к полудню.

—Он сказал нам, — говорит Лоуэлл, — что всем сердцем любит Харим и это помогает ему жить. Она приносит ему счастье.

В Сиэтле я еще раз встретился с Шином и Харим. Приехать к ним домой я опять не смог, потому что, по их словам, там царил все тот же беспорядок, и поэтому мы договорились встретиться кафе. В ответ на мой вопрос о том, как складываются их отношения, Харим зарделась, улыбнулась и стрельнула в Шина влюбленным взглядом. Шин даже не улыбнулся...

Я решил не сдаваться и напомнил ему, как часто он говорил мне, что считает себя неспособным полюбить женщину и уж точно жениться на ней. Неужели он стал думать иначе?

—Прежде всего нам нужно очень много поработать, — сказал он, — но когда мы сделаем все, что планировали, может появиться и какая-то надежда на прогресс в наших отношениях.

Но отношения эти не выдержали испытания временем И работой. Через полгода после переезда к Харим Шин сообщил мне, что они решили расстаться.На следующий же день Шин улетел в Огайо к Даям. Он не знал, что делать дальше, и даже подумывал улететь обратно в Южную Корею.

В последние дни его жизни в Сиэтле Шин пригласил меня на свое выступление в Корейскую Американскую Пятидесятническую церковь на севере города. В тот холодный и дождливый день Шин ждал меня у входа. Он схватил, потряс мою руку обеими своими, пристально посмотрел мне в глаза и пригласил в один из первых рядов. Он выглядел невероятно торжественно: на нем был серый деловой костюм, синяя с небрежно расстегнутым воротом сорочка и до блеска начищенные черные ботинки. В церкви было не протолкнуться.

Когда хор отпел псалмы, а пастор прочитал молитву, вышел Шин. Без тени нервозности и не пользуясь никакими заметками и бумажками, он говорил больше часа. В начале выступления он заявил корейским иммигрантам и их взрослым детям, родившимся и выросшим уже в Америке, что Ким Чен Ир гораздо хуже Гитлера. Гитлер, сказал он, воевал со своими врагами, тогда как Ким уничтожает собственный народ в тюрьмах типа Лагеря 14. Шин признался, что в лагере из него целенаправленно сделали хищника, не чувствующего ни малейших угрызений совести. « — У меня в голове была единственная мысль: выжить. А для этого я должен был доносить на всех: на друзей, родных, знакомых и незнакомых...» — сказал он.

Он искренне признался, что «почти ничего не почувствовал», когда учитель в лагерной школе насмерть забил его б-летнюю одноклассницу, найдя у нее в кармане пять кукурузных зернышек.

— Я не знал ни сострадания, ни печали, — продолжал он. — Нас с рождения воспитывали так, чтобы мы не были способны на нормальные человеческие эмоции. Теперь, на свободе, я учусь этим чувствам. Я уже научился плакать. Я чувствую, что становлюсь живым человеком. Но, освободившись физически, психологически я все еще остаюсь в тюрьме.

Ближе к концу своего выступления он рассказал, как полз по дымящемуся телу Пака. Бежать из Лагеря 14, сказал он, его побудили вовсе на какие-то высокие и благородные цели. Он не мечтал о свободе и не задумывался о правах человека. Он просто мечтал поесть мяса.

Речь Шина поразила меня. В нем не осталось ни следа от того робкого, несшего полную непонятицу человека, которого я видел полгода назад. Он взял под контроль чувство ненависти к самому себе и теперь пользовался им, чтобы заклеймить государство, отравившее его душу и уничтожившее его семью.

Как я выяснил позднее, к этому формату выступления-исповеди он пришел в результате долгих размышлений, проб и ошибок. Шин заметил, что когда выступления состоят из ответов на вопросы слушателей, они часто не могут понять его историю и откровенно скучают. Поэтому он решил наконец прислушаться к советам, от которых отмахивался несколько лет. Шин записал общие положения своего выступления, перед каждым выступлением готовил текст специально для ожидаемой публики и запоминал то, что хотел сказать. Перед выступлениями он запирался в комнате и репетировал, оттачивая интонации.

Этот труд принес свои плоды. В тот вечер на лицах беспокойно ерзавших на своих местах слушателей непрерывно мелькали эмоции: стыд, отвращение, ярость, потрясение. Некоторые плакали, не скрывая слез. Когда Шин закончил выступление, сказав, что даже один человек, отказываясь молчать, может помочь освободить десятки тысяч узников трудовых лагерей Северной Кореи, публика устроила ему овацию.

Наконец-то, пусть еще пока не в реальной жизни, а только в этой своей речи, Шин взял под полный контроль собственное прошлое.


   Послесловие

В 2011 году Шин понял, что в Соединенных Штатах у него ничего не получится, вернулся в Южную Корею и купил маленькую квартирку в Сеуле. Здесь ему было комфортнее, ведь он мог говорить на своем языке, есть привычную еду и свободно общаться с небольшой группой молодых активистов правозащитного движения. Общими усилиями они основали студию интернет-телевидения и стали приглашать на еженедельные трансляции недавних перебежчиков, чтобы поговорить об их жизни в Северной Корее и о причинах, побудивших их на побег из страны.

Шин стал одним из ведущих программы «InsideNK», эпизоды которой выкладываются на «YouTube» с английскими субтитрами. Он носит стильные очки, которые делают его похожим на какого-то авангардного академика, оказываясь в кадре, он излучает внимание, дружелюбие и искренний интерес к собеседнику. В передачах речь идет не о нем, но он время от времени делает весьма острые политические комментарии. Например, в одной из программ он сказал, что спасти свою жизнь северокорейские диктаторы смогут, только если «склонят головы и покаются перед всем миром за свою жестокость...»

Сразу после выхода « Побега из лагеря смерти » Шина разыскали журналисты. Они спрашивали его о матери. Почему он предал ее? Почему он так долго лгал об этом? Почему он решил рассказать правду в этой книге?

«Раньше я мыслил, как заключенный трудового лагеря, и совершенно не понимал таких фундаментальных вещей, как дружба и отношения в семье, — сказал он репортерам «Wall Street Journal» Эвану Рамстаду и Су А Шин. — Мне было очень стыдно вспоминать о содеянном, но перешагнуть через все это можно было единственным способом — не держать в тайне, а открыться и рассказать обо всем случившемся людям. Я начал чувствовать свою ответственность за смерть матери и считать это своим самым большим грехом. Хоть она уже и покинула этот мир, я хотел повиниться перед ней. Я признался в том, что сделал, с мыслью попросить у нее прощения».

Через неделю после выхода книги Шин отправился в Вашингтон, чтобы выступить на международной конференции по проблемам северокорейских трудовых лагерей.

В зале, битком набитом учеными, журналистами и правительственными чиновниками из Соединенных Штатов и Южной Кореи, он назвал еще одну причину своего откровения. Он сказал, что признал себя бессердечным сыном, предавшим собственную мать, чтобы всему миру стало понятно, что Северная Корея продолжает плодить малолетних рабов в лагерях типа Лагеря 14 и промывать им мозги, чтобы эти дети, как некогда он сам, не имели никакого представления о нормальных человеческих эмоциях. Эти слова настолько шокировали слушателей, что зал надолго погрузился в абсолютную тишину.

Шин даже не ожидал, что его попытки достучаться до большой публики окажутся настолько успешными. «Побег из лагеря смерти» стал международным бестселлером и был переведен на девятнадцать языков, включая корейский и китайский. Отрывки из книги публиковались в «Guardian», «Wall Street Journal», а также онлайн-изданиях «Atlantic», «Le Monde» и «Der Spiegel». На радиостанции «ВВС Radio 4» целую неделю шла радиопостановка по книге. Шину пришлось дать огромную серию мучительных интервью представителям газет, журналов, телевизионных и радиостанций со всего мира. Иногда таких интервью приходилось давать по несколько штук в день.

Какой бы унизительной и утомительной ни была эта роль, Шин стал лицом северокорейского ГУЛАГа. Его имя узнали самые важные персоны. Государственный секретарь Хиллари Клинтон упомянула его в своей речи, произнесенной в Мемориальном музее холокоста, сказав, что он «посвятил свою жизнь попыткам привлечь внимание мировой общественности к состоянию прав человека в своей стране».

Президент Южной Кореи Ли Мён Бак сказал представителям законодательной власти Соединенных Штатов, что нарушения прав человека на Севере — это проблема гораздо более важная, чем северокорейские ракеты и военная ядерная программа. Приводя в пример историю жизни Шина, главный прокурор международного трибунала по военным преступлениям сербского диктатора Слободана Милошевича призвал Совет Безопасности ООН начать расследование преступлений против человечности, совершенных северокорейским режимом. Журнал «The Economist» укорял весь мир (и самого себя) за нежелание серьезно относиться к проблеме Северной Кореи.

В редакционной статье журнала, спровоцированной публикацией «Побега из лагеря смерти», говорилось следующее: «Наверное, сами масштабы творящихся злодеяний заглушают голос общественности. Конечно, гораздо легче смеяться над северокорейским режимом, выставляя руководителей страны этакими инопланетными фриками, нежели осознавать, какие страдания он приносит людям. («The Economist» не снимает вины и с себя.) Тем не менее Северная Корея виновна практически во всех злодеяниях, которые можно квалифицировать в качестве преступлений против человечности: убийствах, использовании рабского труда, насильственных депортациях населения, пытках и сексуальном насилии».

По мере появления этой книги на прилавках книжных магазинов всего мира Шин начал путешествовать из страны в страну, объясняя, что он сделал в лагере, и напоминая людям, что такие лагеря по-прежнему существуют и работают, как фабрики по производству рабов и школьных стукачей. Почти каждый день репортеры задавали ему вопрос, не боится ли он, что власти Северной Кореи попытаются его ликвидировать.

И это отнюдь не праздный вопрос. Известны, по крайней мере, три случая, когда Пхеньян отправлял профессиональных киллеров с заданием убить слишком разговорчивых перебежчиков. Две такие попытки закончились провалом, но правительство Южной Кореи признает, что в 1997 году агентам северокорейских спецслужб удалось застрелить в Сеуле Ли Хан Ёна, племянника первой жены Ким Чен Ира и ярого критика политики Севера.

Вскоре после публикации «Побега из лагеря смерти» Северная Корея с новой силой взялась опровергать обвинения в нарушении прав человека. «Армия и народ [Северной Кореи] никогда не позволят США обрушить незыблемую социалистическую систему под предлогом "защиты прав человека"», заявило официальное Центральное телеграфное агентство Кореи. Потом оно перешло к открытым угрозам, пообещав отомстить всем перебежчикам и активистам правозащитных движений: «Те, кто осмелится посягать на достоинство верховного руководства [Северной Кореи], никогда не будут в безопасности, где бы они ни находились, и не смогут избежать безжалостной кары...»

На вопросы о своей безопасности Шин реагировал совершенно невозмутимо. Он ничего не боялся. Он сказал, что не перестанет говорить о том, что происходило с ним в Лагере 14, до тех пор, пока не рухнет северокорейский ГУЛАГ и все его узники не выйдут на свободу.


   Десять правил лагеря 14

(В лагерной школе Шина и других детей заставили выучить эти правила, чтобы они могли в любой момент прочитать их наизусть по требованию охранников.)

1. НЕ ПЫТАТЬСЯ БЕЖАТЬ.

Задержанные при попытке к побегу расстреливаются немедленно.

Заключенный, узнавший о планируемой попытке побега и не доложивший об этом сотрудникам охраны, расстреливается немедленно.

Заключенный, ставший свидетелем попытки побега, должен немедленно доложить об этом сотрудникам охраны.

Чтобы исключить возможность разработки плана побега, заключенным запрещается общение группами более чем по двое.

2.СОБИРАТЬСЯ ГРУППАМИ БОЛЕЕ ЧЕМ ПО ДВОЕ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО.

Все заключенные, собирающиеся группами более чем по двое, предварительно не получив разрешения на это от сотрудников охраны, расстреливаются немедленно.

Заключенные, без разрешения проникшие на территорию поселка, предназначенного для проживания сотрудников охраны, а также нанесшие ущерб общественной собственности, расстреливаются немедленно.

Заключенным запрещается собираться в группы в количествах, превышающих оговоренные с ответственным за данную группу сотрудником охраны.

В нерабочее время заключенным запрещается собираться в группы, предварительно не получив на это разрешение от сотрудника охраны.

В ночное время заключенным запрещается перемещаться по территории группами более чем из трех человек, предварительно не получив на это разрешения от ответственного за эту группу сотрудника охраны.

3.НЕ ВОРОВАТЬ.

Заключенный, уличенный в попытке кражи оружия или в обладании оружием, расстреливается немедленно.

Заключенный, не доложивший о попытке кражи оружия или о факте обладания оружием другим заключенным, а также в оказании любой помощи этим лицам, расстреливается немедленно.

Заключенный, уличенный в воровстве или сокрытии продуктов питания, расстреливается немедленно.

Заключенный, уличенный в преднамеренной порче используемых в лагерных производствах материалов, расстреливается немедленно.

4. БЕСПРЕКОСЛОВНО ПОДЧИНЯТЬСЯ СОТРУДНИКАМ ОХРАНЫ.

Заключенный, проявляющий враждебность или физическую агрессию в отношении сотрудников охраны, расстреливается немедленно.

Заключенный, отказывающийся беспрекословно выполнять приказы и указания сотрудника охраны, расстреливается немедленно.

Вступать в споры и демонстрировать недовольство полученными от сотрудника охраны инструкциями запрещается.

При встрече с сотрудником охраны заключенный должен поприветствовать его почтительным поклоном.

5.ЗАКЛЮЧЕННЫЙ, ЗАМЕТИВШИЙ СКРЫВАЮЩЕГОСЯ БЕГЛЕЦА ИЛИ ДРУГИХ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ, ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ СОТРУДНИКАМ ОХРАНЫ.

Заключенный, предоставивший убежище или оказавший другую помощь беглецу, расстреливается немедленно.

Заключенный, уличенный в хранении или сокрытии вещей, принадлежащих беглецу, в сговоре с оным или в нежелании сообщить о его местонахождении, расстреливается немедленно.

6.ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ ДРУГ ЗА ДРУГОМ НАБЛЮДЕНИЕ И НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ДОКЛАДЫВАТЬ О ЛЮБЫХ ФАКТАХ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Каждый заключенный должен вести наблюдение за другими и никогда не терять бдительности.

Особенное внимание следует обращать на высказывания и изменения в поведении других заключенных. Если что-то в них покажется подозрительным, необходимо немедленно сообщить об этом сотруднику охраны.

Заключенные должны прилежно посещать уроки классовой борьбы и нещадно критиковать друг друга и себя за идеологические проступки.

7.ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ОБЯЗАНЫ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯТЬ, НО И ПЕРЕВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНЫЕ РАБОЧИЕ НОРМЫ.

Пренебрежение нормами работ на день или их невыполнение приравнивается к ведению подрывной деятельности и наказывается немедленным расстрелом.

Каждый заключенный несет персональную ответственность за выполнение своей рабочей нормы.

Выполняя трудовые нормы, заключенный смывает с себя грехи перед государством, а также демонстрирует свою благодарность государству за проявляемое им милосердие.

Установленные сотрудниками охраны рабочие нормы изменению не подлежат.

8. В НЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ЛЮБЫЕ ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ МЕЖДУ РАЗНОПОЛЫМИ ЗАКЛЮЧЕННЫМИ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ.

Вступившие в физическую сексуальную связь без предварительного на то разрешения расстреливаются немедленно.

В нерабочее время запрещается любое общение заключенных противоположных полов без предварительного на то разрешения.

Без предварительного разрешения заключенным запрещается посещать душевые и санузлы, предназначенные для заключенных противоположного пола.

Без особых на то причин заключенным разного пола запрещается держать друг друга за руки или спать в одном помещении.

Без предварительного разрешения заключенным запрещается посещать жилые помещения, предназначенные для проживания заключенных противоположного пола.

9.ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ДОЛЖНЫ ИСКРЕННЕ РАСКАИВАТЬСЯ В СВОИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ОШИБКАХ.

Заключенный, не осознающий своих прегрешений перед государством, отрицающий их или высказывающий в отношении их ревизионистские суждения, расстреливается немедленно.

Заключенные должны постоянно размышлять о своих прегрешениях перед государством и обществом и изо всех сил стараться смыть с себя вину за совершение этих преступлений.

Начать новую жизнь заключенный может, только осознав свои грехи и глубоко раскаявшись в них.

10.ЗАКЛЮЧЕННЫЕ, УЛИЧЕННЫЕ В НАРУШЕНИИ ЗАКОНОВ И УСТАНОВЛЕННЫХ В ЛАГЕРЕ ПРАВИЛ, РАССТРЕЛИВАЮТСЯ НЕМЕДЛЕННО.

Заключенные должны искренне относиться к сотрудникам охраны, как к своим мудрым учителям и, неукоснительно соблюдая десять законов и правил лагеря, упорным дисциплинированным трудом стремиться смыть с себя темные пятна совершенных в прошлом ошибок и преступлений.


   Благодарности

Прежде всего эта книга, конечно, никогда не была бы написана, если б не отвага, интеллект и терпение Шина. В течение двух лет на территории двух континентов он не жалел времени и страдал от душевной боли, рассказывая историю своей жизни во всех ее даже самых жутких деталях.

Также я хочу поблагодарить члена президиума американского Комитета по правам человека в Северной Корее Лису Колакурчо, от которой впервые услышал о Шине. Корреспондент журнала «The Economist» Кеннет Кьюкир первым сказал мне, что о жизни Шина нужно написать книгу на английском языке, и дал несколько очень полезных советов относительно того, как это сделать.

В силу того, что я не владею корейским, мне приходилось во многом полагаться на помощь переводчиков. Я бы хотел выразить благодарность Стелле Ким и Дженнифер Чо из Сеула. Кроме них, мне в Сеуле помогали репортеры Юн Чон Со и Брайан Ли. В Токио помощь в области сбора информации и общей логистики я получал от Акико Ямамото. В Южной Калифорнии идеальным переводчиком и добрым другом для нас с Шином стал Дэвид Ким. Кроме того, именно от него я получал ценные советы в процессе работы над рукописью.

Ханна Сон и Энди Ким из организации «Свобода в Северной Корее» помогли мне понять проблемы с адаптацией Шина к жизни в США. В дополнение к этому Ханна Сон помогала Шину и мне планировать график встреч и перемещений. В Сиэтле большую помощь я получал от Харим Ли. В Коламбусе, штат Огайо, ценные советы и рекомендации я получал от Лоуэлла и Линды Дай — людей, которых Шин теперь считает своими родителями.

За помощь в понимании того, что происходит в Северной Корее, я благодарю замдиректора, старшего научного сотрудника вашингтонского Питерсоновского института международной экономики Маркуса Ноланда. Он, не жалея времени, щедро делился со мной своими знаниями. Одним из главных информационных ресурсов по Северной Корее для меня стали выполненные им в соавторстве с Стивеном Хаггардом исследования. Также мне помогала лучше понять все, что я услышал от Шина и других северокорей-цев, Кон Дан О, научный сотрудник Института оборонных исследований в Александрии, штат Вирджиния. Бесценным ресурсом для меня стали книги, написанные ею в соавторстве с мужем, специалистом по Северной Корее Ральфом Хассигом. В Сеуле со мной охотно делился своими знаниями исследователь Северной Кореи Андрей Ланьков, преподающий в Кукминском университете.

Два неутомимых блоггера, Джошуа Стэнтон («One Free Korea») и Кертис Мелвин («North Korean Economy Watch»), снабжали меня очень полезной и постоянно обновляемой информацией и аналитикой о состоянии экономики Севера, ее властных структур, военной машины и политики. Кроме того, ключиком к пониманию мышления рядовых северокорейцев для меня стала книга Барбары Демик «Завидовать нечему» («Nothing to Envy»).

Особую благодарность я хочу выразить сеульскому Центру сбора данных о нарушениях прав человека в Северной Корее. Этот Центр опубликовал написанные Шином на корейском языке мемуары, а также всеми силами убеждал его активно сотрудничать со мной. Кроме того, весьма ценным источником информации для меня была «Белая книга по состоянию прав человека в Северной Корее» 2008 года, составленная Коллегией адвокатов Южной Кореи.

Своими знаниями и результатами исследований со мной делился Дэвид Хок, автор книги «Секретный ГУЛАГ: Разоблачение тюремных лагерей в Северной Корее», человек, наверное, больше всех в мире сделавший для того, чтобы поведать мировой общественности о существовании и принципах действия северокорейских трудовых лагерей. Я благодарю также Сюзанн Шолте, проводящую по всему миру кампании в защиту прав человека в Северной Корее. В Сиэтле я с благодарностью пользовался советами Блейз Агеры-и-Аркас по стилю изложения и Сэма Хауи Верхове-ка по методам сбора репортерской информации.

Публикация этой книги стала возможной благодаря мастерской работе моего литературного агента Рафаэля Сага-лина. Я благодарю редактора издательства «Viking» Кэтрин Корт и ее помощницу Тару Сингх за активную поддержку этого проекта и советы, позволившие усовершенствовать рукопись.

Редактор зарубежного отдела «Washington Post» Дэвид Хоффман отправил меня в Азию и сказал накопать чего-нибудь по Северной Корее. Я колебался — он настаивал. Я сопротивлялся — он убеждал. Точно так же поддерживали меня и требовали результата редакторы Даг Джел и Кевин Салливан. Председатель совета директоров Washington Post Company Доналд Дж. Грэм всегда удивлял меня своим интересом к Северной Корее и обязательно отмечал, если мне удавалось написать по этой теме что-то любопытное.

И наконец, огромную роль в создании этой книги сыграла моя жена Джессика Коваль. Она не только читала рукопись и помогала ее править, но и убеждала меня в том, что история Шина — это самая большая удача в моей жизни. Мои дети, Люсинда и Арно, задавали мне массу интересных вопросов о жизни Шина. Конечно, они не могли до конца осознать, какие ужасы творятся в Северной Корее, но понимали, какой удивительной личностью является Шин. И я с ними совершенно согласен.

Конец.


По понедельникам с 13 января

Алексей Иванов
"Общага-на-Крови"

Возрастное ограничение 16+
Алексей Иванов 'Общага-на-Крови'

Роман "Общага-на-Крови" Алексея Иванова, создателя таких бестселлеров, как "Золото бунта", "Сердце Пармы", "Географ глобус пропил", публикуется впервые. История одной студенческой общаги, на много лет ставшей домом для персонажей этого миниатюрного эпоса, - подлинная жемчужина современной молодежной прозы. Главный герой романа - студент по прозвищу Отличник, его друзья и враги населяют микрокосм студенческой общаги. Здесь, как в сердце мироздания, происходит все то, из чего состоит человеческая жизнь: обитатели общаги пьют вино и пишут стихи, дерутся и играют на гитаре, враждуют с комендантшей Ольгой Ботовой и ее полууголовным мужем Ренатом, ненавидят и любят друг друга со всем максимализмом юности, так отчаянно, словно остальной Вселенной для них не существует...

Страсть и предательство, слезы и кровь - все это крепко-накрепко связало героев А. Иванова, и даже смерть не способна разорвать этот заколдованный круг... Блистательное чувство юмора, тонкий психологизм, отточенный стиль - все это в очередной раз убедительно подтверждает характеристику, данную в журнале "Афиша" критиком Львом Данилкиным: "Иванов - золотовалютные резервы русской литературы".

Со следующего выпуска в четверг

Ли Чайлд
"Этаж смерти"

Возрастное ограничение 16+
Ли Чайлд 'Этаж смерти'

Маргрейв - крохотный идеальный городок. Настолько идеальный, что это пугает.

Бывший военный полицейский Джек Ричер, ведущий кочевой образ жизни, приходит в Маргрейв, намереваясь покинуть город через пару дней. Однако в этот момент в Маргрейве происходит первое убийство за тридцать лет. Его вешают на Ричера, единственного чужака в городе. И для него начинается кошмар... первым действием которого становятся выходные в тюрьме, на этаже смерти, в обществе заключенных, отбывающих пожизненное заключение.

По мере того, как начинают просачиваться отвратительные тайны смертельного заговора, поглотившего весь город, растет счет трупам. И смерть становится эпидемией.


  

Наверх


Подпишитесь на рассылку:

Рассылки Subscribe.Ru
Литературное чтиво

Ваши пожелания и предложения

В избранное