Виктор ГЮГО. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Мировая литература
|
|
Книга 8 |
|
Гренгуар и весь Двор чудес были в страшной тревоге. Уже больше месяца
никто не знал, что случилось с Эсмеральдой и куда девалась ее козочка.
Исчезновение Эсмеральды очень огорчало герцога, египетского и его
друзей-бродяг; исчезновение козочки удваивало скорбь Гренгуара. Однажды
вечером цыганка пропала, и с тех пор она как в воду канула. Все поиски были
напрасны. Несколько задир-эпилептиков поддразнивали Гренгуара, уверяя, что
встретили ее в тот вечер близ моста Сен-Мишель вместе с каким-то офицером;
но этот муж, обвенчанный по цыганскому обряду, был последователем
скептической философии, и к тому же он лучше, чем кто бы то ни было, знал,
насколько целомудренна была его жена. По собственному опыту он мог судить о
той неодолимой стыдливости, которая являлась следствием сочетания свойств
амулета и добродетели цыганки, и с математической точностью рассчитал
степень сопротивления этого возведенного в квадрат целомудрия. Итак, в этом
отношении он был спокоен.
Следовательно, объяснить себе исчезновение Эсмеральды он не мог. От
этого он очень страдал. Он даже похудел бы, если бы только это было
возможно. Он все забросил, вплоть до своих
литературных занятий, даже свое обширное сочинение De figuris regularibus
et ir regularibus1
Однажды, когда он в унынии проходил мимо башни, где находилась судебная палата по уголовным делам, он заметил группу людей, толпившихся у одного из входов во Дворец правосудия.
- Что там случилось? - спросил он у выходившего оттуда молодого человека.
- Не знаю, сударь, - ответил молодой человек. - Болтают, будто судят какую-то женщину, убившую военного. Кажется, здесь не обошлось без колдовства; епископ и духовный суд вмешались в это дело, и мой брат, архидьякон Жозасский, не выходит оттуда. Я хотел было потолковать с ним, но никак не мог к нему пробраться, такая там толпа. Это очень досадно, потому что мне нужны деньги.
- Увы, сударь, - отвечал Гренгуар, - я охотно одолжил бы вам денег, но если карманы моих штанов и прорваны, то отнюдь не от тяжести монет.
Он не осмелился сказать молодому человеку, что знаком с его братом архидьяконом, к которому после встречи в соборе он так и не заглядывал; эта небрежность смущала его.
Школяр пошел своим путем, а Гренгуар последовал за толпой, поднимавшейся по лестнице в залу суда. Он был того мнения, что ничто так хорошо не разгоняет печали, как зрелище уголовного судопроизводства, - настолько потешна глупость, обычно проявляемая судьями. Толпа, к которой присоединился Гренгуар, несмотря на сутолоку, продвигалась вперед, соблюдая тишину. После долгого и нудного пути по длинному сумрачному коридору, извивавшемуся по дворцу, словно пищеварительный канал этого старинного здания, он добрался наконец до низенькой двери, ведущей в залу, которую он благодаря своему высокому росту мог рассмотреть поверх голов волновавшейся толпы.
В обширной зале стоял полумрак, отчего она казалась еще обширнее. Вечерело; высокие стрельчатые окна пропускали слабый луч света, который гас прежде чем достигал свода, представлявшего собой громадную решетку из резных балок, покрытых тысячью украшений, которые, казалось, шевелились во тьме. Кое-где на столах уже были зажжены свечи, озарявшие низко склоненные над бумагами головы протоколистов. Переднюю часть залы заполняла толпа; направо и налево за столами сидели судейские чины, а в глубине, на возвышении, с неподвижными и зловещими лицами; множество судей, последние ряды которых терялись во мраке. Стены были усеяны бесчисленными изображениями королевских лилий. Над головами судей можно было различить большое распятие, а всюду в зале - копья и алебарды, на остриях которых пламя свечей зажигало огненные точки.
- Сударь! - спросил у одного из своих соседей Гренгуар. - Кто эти господа, расположившиеся там, словно прелаты на церковном соборе?
- Направо - советники судебной палаты, - ответил тот, - а налево советники следственной камеры; низшие чины - в черном, высшие - в красном.
- А кто это сидит выше всех, вон тот красный толстяк, что обливается потом?
- Это сам председатель.
- А те бараны позади него? - продолжал спрашивать Гренгуар, который, как мы уже упоминали, недолюбливал судейское сословие. Быть может, это объяснялось той злобой, какую он питал к Дворцу правосудия со времени постигшей его неудачи на драматическом поприще.
- А это все докладчики королевской палаты.
- А впереди него, вот этот кабан?
- Это протоколист королевского суда.
- А направо, этот крокодил?
- Филипп Лелье - чрезвычайный королевский прокурор.
- А налево, вон тот черный жирный кот?
- Жак Шармолю, королевский прокурор духовного суда, и члены этого суда.
- Еще один вопрос, сударь, - сказал Гренгуар. - Что же делают здесь все эти почтенные господа?
- Судят.
- Судят? Но кого же? Я не вижу подсудимого.
- Сударь, это женщина. Вы не можете ее видеть. Она сидит к нам спиной, и толпа заслоняет ее. Глядите, она вот там, где стража с бердышами.
- Кто же эта женщина? Вы не знаете, как ее зовут?
- Нет, сударь. Я сам только что пришел. Думаю, что дело идет о колдовстве, потому что здесь присутствуют члены духовного суда.
- Итак, - сказал наш философ, - мы сейчас увидим, как все эти судейские мантии будут пожирать человечье мясо. Что ж, это зрелище не хуже всякого другого!
- А вы не находите, сударь, - спросил сосед, - что у Жака Шармолю весьма кроткий вид?
- Гм! Я не доверяю кротости, у которой вдавленные ноздри и тонкие губы, - ответил Гренгуар.
Окружающие заставили собеседников умолкнуть. Давалось важное свидетельское показание.
- Государи мои! - повествовала, стоя посреди залы, старуха, на которой было накручено столько тряпья, что вся она казалась ходячим ворохом лохмотьев - Государи мои! Все, что я расскажу, так же верно, как верно то, что я зовусь Фалурдель, что сорок лет я живу в доме на мосту Сен-Мишель, против Тасен-Кайяра, красильщика, дом которого стоит против течения реки, и что я аккуратно плачу пошлины, подати и налоги. Теперь я жалкая старуха, а когда-то была красавицей-девкой, государи мои! Так вот, давненько уж мне люди говорили: "Фалурдель, не крути допоздна прялку по вечерам, дьявол любит расчесывать своими рогами кудель у старух. Известно, что монах-привидение, который в прошлом году показался возле Тампля, бродит нынче по Сите. Берегись, Фалурдель, как бы он не постучался в твою дверь". И вот как-то вечером я пряду, вдруг кто-то стучит в мою дверь. "Кто там?" - спрашиваю. Ругаются. Я отпираю. Входят два человека. Один черный такой, а с ним красавец-офицер. У черного только и видать, что глаза, - горят как уголья, а все остальное закрыто плащом да шляпой. Они и говорят мне: "Комнату святой Марты". А это моя верхняя комната, государи мои, самая чистая из всех. Суют мне экю. Я прячу экю в ящик, а сама думаю: "На эту монетку завтра куплю себе требухи на Глориетской бойне" Подымаемся наверх. Когда мы пришли в верхнюю комнату, я отвернулась, смотрю - черный человек исчез. Я удивилась. А красивый офицер, видать, знатный барин, сошел со мною вниз и вышел. Не успела я напрясть четверть мотка, как он идет назад с хорошенькой девушкой, прямо куколкой, которая была бы краше солнышка, будь она понарядней. С нею козел, большущий козел, не то белый, не то черный, этого я не упомню. Он-то и навел на меня сомнение. Ну, девушка - это не мое дело, а вот козел! Не люблю я козлов за их бороду да за рога Ни дать ни взять - мужчина. И кроме того, от них так и разит шабашем. Однако я помалкиваю. Я ведь получила свое экю. Правильно я говорю, господин судья? Проводила я офицера с девушкой наверх и оставила их наедине, то есть с козлом. А сама спустилась вниз и опять села прясть. Надо вам сказать, что дом у меня двухэтажный, задней стороной он выходит к реке, как и все дома на мосту, и окна в первом и во втором этаже выходят на реку Вот, значит, я пряду. Не знаю, почему, но в мыслях у меня все монах-привидение, - должно быть, козел мне напомнил про него, да и красавица была не по-людски одета. Вдруг слышу - наверху крик, что-то грохнулось о пол, распахнулось окно. Я подбежала к своему окну в нижнем этаже и вижу - пролетает мимо меня что-то темное и бултых в воду. Вроде как привидение в рясе священника. Ночь была лунная. Я очень хорошо его разглядела. Оно поплыло в сторону Сите Вся дрожа от страха, я кликнула ночную охрану. Господа дозорные вошли ко мне, и так как они были выпивши, то, не разобрав, в чем дело, прежде всего поколотили меня. Я объяснила им, что случилось. Мы поднялись наверх - и что же мы увидели? Бедная моя комната вся залита кровью, капитан с кинжалом в горле лежит, растянувшись на полу, девушка прикинулась мертвой, а козел мечется от страха. "Здорово, - сказала я себе, хватит мне теперь мытья на добрых две недели! Придется скоблить пол, вот напасть!" Офицера унесли, - бедный молодой человек! И девушку тоже, почти совсем раздетую. Но это еще не все. Худшее еще впереди На другой день я хотела взять экю, чтобы купить требухи, и что же? Вместо него я нашла сухой лист.
Старуха умолкла. Ропот ужаса пробежал по толпе.
- Привидение, козел - все это попахивает колдовством, - заметил один из соседей Гренгуара.
- А сухой лист! - подхватил другой.
- Несомненно, - добавил третий, - колдунья стакнулась с монахом-привидением, чтобы грабить военных.
Даже Гренгуар склонен был признать всю эту страшную историю правдоподобной.
- Женщина по имени Фалурдель! - с величественным видом - спросил председатель. - Имеете вы еще что-нибудь сообщить правосудию?
- Нет, государь мой, - ответила старуха, - разве только то, что в протоколе мой дом назвали покосившейся вонючей лачугой, а это обидно. Все дома на мосту не бог весть как приглядны, потому что они битком набиты бедным людом, однако в них проживают мясники, а это люди зажиточные, и жены у них красавицы и чистюли.
Судебный чин, напоминавший Гренгуару крокодила, встал со своего места.
- Довольно! - сказал он. - Прошу господ судей не упускать из виду, что на обвиняемой найден был кинжал. Женщина, именуемая Фалурдель! Вы принесли с собой сухой лист, в который превратилось экю, данное вам дьяволом?
- Да, государь мой, - ответила она, - я отыскала его. Вот он.
Судебный пристав передал сухой лист крокодилу, - тот, зловеще покачав головой, передал его председателю, а тот - королевскому прокурору церковного суда. Таким образом лист обошел всю залу.
- Это березовый лист, - сказал Жак Шармолю. - Вот новое доказательство колдовства.
Один из советников попросил слова.
- Свидетельница! Два человека поднялись к вам вместе: человек в черном, который на ваших глазах сначала исчез, а потом в одежде священника переплывал реку, и офицер. Который же из них дал вам экю?
Старуха призадумалась на мгновение и ответила:
- Офицер.
Толпа загудела.
"Вот как? - подумал Гренгуар. - Это заставляет меня усомниться во всей истории".
Но тут опять вмешался чрезвычайный королевский прокурор Филипп Лелье.
- Напоминаю господам судьям: в показании, снятом с него у одра болезни, тяжело раненный офицер заявил, что, когда к нему подошел человек в черном, у него сразу мелькнула мысль, не тот ли это самый монах-привидение; что призрак настоятельно уговаривал его вступить в сношения с обвиняемой и на его, капитана, слова об отсутствии у него денег, сунул ему экю, которым вышеупомянутый офицер и расплатился с Фалурдель. Следовательно, это экю - адская монета.
Такой убедительный довод рассеял сомнения Гренгуара и остальных скептиков.
- Господа! У вас в руках все документы, - добавил, занимая свое место, чрезвычайный королевский прокурор, - вы можете обсудить показания Феба де Шатопер.
При этом имени подсудимая встала. Голова ее показалась над Толпой. Гренгуар, к своему великому ужасу, узнал Эсмеральду.
Она была очень бледна, ее волосы, когда-то так красиво заплетенные в косы и отливавшие блеском цехинов, рассыпались по плечам, губы посинели, ввалившиеся глаза внушали страх.
- Феб! - растерянно промолвила она. - Где он? Государи мои! Прежде чем убить меня, прошу вас, сжальтесь надо мной: скажите мне, жив ли он?
- Замолчи, женщина, - проговорил председатель. - Это к делу не относится.
- Смилуйтесь! Ответьте мне, жив ли он? - снова заговорила она, молитвенно складывая свои прекрасные исхудалые руки; слышно было, как цепи, звеня, скользнули по ее платью.
- Ну хорошо, - сухо ответил королевский прокурор. - Он при смерти. Ты довольна?
Несчастная упала на низенькую скамью, молча, без слез, бледная, как статуя.
Председатель нагнулся к сидевшему у его ног человеку в шитой золотом шапке, в черной мантии, с цепью на шее и жезлом в руке.
- Пристав! Введите вторую обвиняемую.
Все взоры обратились к дверце; дверца распахнулась и пропустила, вызвав сильнейшее сердцебиение у Гренгуара, хорошенькую козочку с вызолоченными рожками и копытцами. Изящное животное на мгновение задержалось на пороге, вытянув шею, словно, стоя на краю скалы, оно озирало расстилавшийся перед ним необозримый горизонт. Вдруг козочка заметила цыганку и, в два прыжка перескочив через стол и голову протоколиста, очутилась у ее колен; - тут она грациозно свернулась у ног своей госпожи, будто выпрашивая внимание и ласку; но подсудимая оставалась неподвижной, даже бедная Джали не удостоилась ее взгляда.
- Вот те на! - сказала старуха Фалурдель. - Да ведь это то самое мерзкое животное! Я их узнала - и ту и другую!
Тут взял слово Жак Шармолю.
- Если господам судьям угодно, то мы приступим к допросу козы.
Это и была вторая обвиняемая.
В те времена судебное дело о колдовстве, возбужденное против животных, не было редкостью. В судебных отчетах 1466 года среди других подробностей встречается любопытный перечень издержек по делу Жиле-Сулара и его свиньи, "казненных за их злодеяния" в Корбейле. Туда входят и расходы по рытью ямы, куда закопали свинью, и пятьсот вязанок хвороста, взятых в Морсанском порту, три пинты вина и хлеб - последняя трапеза осужденного, которую братски с ним разделил палач, - даже стоимость прокорма свиньи и присмотр за ней в течение одиннадцати дней: восемь парижских денье в сутки. Иногда правосудие заходило еще дальше. Так, по капитуляриям Карла Великого и Людовика Благочестивого, устанавливались тягчайшие наказания для огненных призраков, дерзнувших появиться в воздухе.
Прокурор духовного суда воскликнул:
- Если демон, который вселился в эту козу и не поддавался доселе никаким заклинаниям, собирается и впредь упорствовать в своих зловредных действиях и пугать ими суд, то мы предупреждаем его, что будем вынуждены требовать для него виселицы или костра!
Гренгуар облился холодным потом. Шармолю, взяв со стола бубен цыганки и особым движением приблизив его к козе, спросил:
- Который час?
Посмотрев на него своими умными глазами, козочка приподняла золоченое копытце и стукнула им семь раз. Было действительно семь часов. Трепет ужаса пробежал по толпе.
Гренгуар не выдержал.
- Она губит себя! - громко воскликнул он. - Неужели вы не видите, что она сама не понимает, что делает?
- Тише вы там, мужичье! - резко крикнул пристав.
Жак Шармолю при помощи того же бубна заставил козочку проделать множество других странных вещей - указать число, месяц и прочее, чему читатель был уже свидетелем. И вследствие оптического обмана, присущего судебным разбирательствам, те самые зрители, которые, быть может, не раз рукоплескали на перекрестках невинным хитростям Джали, были теперь потрясены ими здесь, под сводами Дворца правосудия. Несомненно, коза была сам дьявол.
Дело обернулось еще хуже, когда королевский прокурор высыпал на пол из висевшего у Джали на шее кожаного мешочка дощечки с буквами. Коза тут же своей ножкой составила разбросанные буквы в роковое имя "Феб". Колдовство, жертвой которого пал капитан, казалось неопровержимо доказанным, и цыганка, эта восхитительная плясунья, столько раз пленявшая прохожих своей грацией, преобразилась в ужасающего вампира.
Но сама она не подавала ни малейшего признака жизни. Ни изящные движения Джали, ни угрозы судей, ни глухие проклятия слушателей - ничто не доходило до нее.
Чтобы привести ее в себя, сержанту пришлось грубо встряхнуть ее, а председателю торжественно возвысить голос:
- Девушка! Вы принадлежите к цыганскому племени, посвятившему себя чародейству. В сообществе с заколдованной козой, прикосновенной к сему судебному делу, вы в ночь на двадцать девятое число прошлого марта месяца, при содействии адских" сил, с помощью чар и тайных способов убили, заколов кинжалом, капитана королевских стрелков Феба де Шатопера. Продолжаете ли вы это отрицать?
- О ужас! - воскликнула девушка, закрывая лицо руками. - Мой Феб! О! Это ад!
- Продолжаете вы это отрицать? - холодно переспросил председатель.
- Да, отрицаю! - твердо сказала она и, сверкая глазами, встала.
Председатель поставил вопрос ребром.
- В таком случае, как вы объясните факты, свидетельствующие против вас?
Она ответила прерывающимся голосом:
- Я уже сказала. Я не знаю. Это священник. Священник, которого я не знаю. Тот адский священник, который преследует меня!
- Правильно, - подтвердил судья, - монах-привидение.
- О господин! Сжальтесь! Я бедная девушка...
- Цыганка, - добавил судья.
Тут елейным голосом заговорил Жак Шармолю:
- Ввиду прискорбного запирательства подсудимой я предлагаю применить пытку.
- Предложение принято, - ответил председатель.
Несчастная содрогнулась. Однако по приказанию стражей, вооруженных бердышами, она встала и довольно твердой поступью, предшествуемая Жаком Шармолю и членами духовного суда, направилась между двумя рядами алебардщиков к дверце. Дверца внезапно распахнулась и столь же быстро за ней захлопнулась, что произвело на опечаленного Гренгуара впечатление отвратительной пасти, поглотившей цыганку.
Когда она исчезла, в зале послышалось жалобное блеяние. То плакала козочка.
Заседание было приостановлено. Один из советников заметил, что господа судьи устали, а ждать окончания пытки слишком долго, но председатель возразил, что судья должен уметь жертвовать собой во имя долга.
- Строптивая, мерзкая девка! - проворчал какойто старый судья. - Заставляет себя пытать, когда мы еще не поужинали.
|
|
Поднявшись и снова спустившись по нескольким лестницам, выходившим в
какие-то коридоры, до того темные, что даже среди бела дня в них горели
лампы, Эсмеральда, окруженная мрачным конвоем, попала наконец в какую-то
комнату зловещего вида, куда ее втолкнула стража. Эта круглая комната
помещалась в нижнем этаже одной из тех массивных башен, которые еще и в наши
дни пробиваются сквозь пласт современных построек нового Парижа,
прикрывающих собой старый город. В этом склепе не было ни окон, ни
какого-либо иного отверстия, кроме входа - низкой, кованой, громадной
железной двери. Света, впрочем, в нем казалось достаточно: в толще стены
была выложена печь; в ней горел яркий огонь, наполняя склеп багровыми
отсветами, в которых словно таял язычок свечи, стоявшей в углу. Железная
решетка, закрывавшая печь, была поднята. Над устьем пламеневшего в темной
стене отверстия виднелись только нижние концы ее прутьев, словно ряд черных,
острых и редко расставленных зубов, что придавало горну сходство с пастью
сказочного дракона, извергающего пламя. При свете этого огня пленница
увидела вокруг себя ужасные орудия, употребление которых было ей непонятно.
Посредине комнаты, почти на полу, находился кожаный тюфяк, а над ним ремень
с пряжкой, прикрепленной к медному кольцу, которое держал в зубах изваянный
в центре свода курносый урод. Тиски, клещи, широкие треугольные ножи,
брошенные как попало, загромождали внутренность горна и накалялись там на
пылавших углях. Куда ни падал кровавый отблеск печи, всюду он освещал груды
жутких предметов, заполнявших склеп.
Эта преисподняя называлась просто "пыточной комнатой".
На тюфяке в небрежной позе сидел Пьера Тортерю - присяжный палач. Его
помощники, два карлика с квадратными лицами, в кожаных фартуках и в холщовых
штанах, поворачивали раскалившееся на углях железо.
Бедная девушка напрасно крепилась. Когда она попала в эту комнату, ее
охватил ужас.
Стража дворцового судьи встала по одну сторону, священники духовного
суда - по другую. Писец, чернильница и стол находились в углу.
Жак Шармолю со слащавой улыбкой приблизился к цыганке.
- Милое дитя мое! - сказал он. - Итак, вы все еще продолжаете
отпираться?
- Да, - упавшим голосом ответила она.
- В таком случае, - продолжал Шармолю, - мы вынуждены, как это ни
прискорбно, допрашивать вас более настойчиво, чем сами того желали бы.
Будьте любезны, потрудитесь сесть вот на это ложе. Мэтр Пьера! Уступите
мадемуазель место и затворите дверь.
Пьера неохотно поднялся.
- Если я закрою дверь, то огонь погаснет, - пробурчал он.
- Хорошо, друг мой, оставьте ее открытой, - согласился Шармолю.
Эсмеральда продолжала стоять. Кожаная постель, на которой корчилось
столько страдальцев, пугала ее. Страх леденил кровь. Она стояла, испуганная,
оцепеневшая. По знаку Шармолю, оба помощника палача схватили ее и усадили на
тюфяк. Они не причинили ей ни малейшей боли; но лишь только они притронулись
к ней, лишь только она почувствовала прикосновение кожаной постели, вся
кровь прилила ей к сердцу. Она блуждающим взором обвела комнату. Ей
почудилось, что, вдруг задвигавшись, к ней со всех сторон устремились все
эти безобразные орудия пытки. Среди всевозможных инструментов, до сей поры
ею виденных, они были тем же, чем являются летучие мыши, тысяченожки и пауки
среди насекомых и птиц. Ей казалось, что они сейчас начнут ползать по ней,
кусать и щипать ее тело.
- Где врач? - спросил Шармолю.
- Здесь, - отозвался человек в черной одежде, которого Эсмеральда до
сих пор не замечала.
Она вздрогнула.
- Мадемуазель! - снова зазвучал вкрадчивый голос прокурора духовного
суда. - В третий раз спрашиваю: продолжаете ли вы отрицать поступки, в
которых вас обвиняют?
На этот раз у нее хватило сил лишь кивнуть головой. Голос изменил ей.
- Вы упорствуете! - сказал Жак Шармолю. - В таком случае, к крайнему
моему сожалению, я должен исполнить мой служебный долг.
- Господин королевский прокурор! - вдруг резко сказал Пьера. - С
чего мы начнем?
Шармолю с минуту колебался, словно поэт, который приискивает рифму для
своего стиха.
- С испанского сапога, - выговорил он наконец.
Злосчастная девушка почувствовала себя покинутой и богом и людьми;
голова ее упала на грудь, как нечто безжизненное, лишенное силы.
Палач и лекарь подошли к ней одновременно. В то же время оба помощника
палача принялись рыться в своем отвратительном арсенале.
При лязге этих страшных орудий бедная девушка вздрогнула, словно
мертвая лягушка, которой коснулся гальванический ток.
- О мой Феб! - прошептала она так тихо, что ее никто не услышал.
Затем снова стала неподвижной и безмолвной, как мраморная статуя.
Это зрелище тронуло бы любое сердце, но не сердце судьи. Казалось, сам
Сатана допрашивает несчастную грешную душу под багровым оконцем ада. Это
кроткое, чистое, хрупкое создание и было тем бедным телом, в которое
готовился вцепиться весь ужасный муравейник пил, колес и козел, - тем
существом, которым готовились овладеть грубые лапы палачей и тисков. Жалкое
просяное зернышко, отдаваемое правосудием на размол чудовищным жерновам
пытки!
Между тем мозолистые руки помощников Пьера Тортерю грубо обнажили ее
прелестную ножку, которая так часто очаровывала прохожих на перекрестках
Парижа своей ловкостью и красотой.
- Жаль, жаль! - проворчал палач, рассматривая ее изящные и мягкие
линии.
Если бы здесь присутствовал архидьякон, он, несомненно, вспомнил бы о
символе: о мухе и пауке.
Вскоре несчастная сквозь туман, застилавший ей глаза, увидела, как
приблизился к ней "испанский сапог" и как ее ножка, вложенная между двух
окованных железом брусков, исчезла в страшном приборе. Ужас придал ей сил.
- Снимите это! - запальчиво вскричала она и, выпрямившись, тряхнув
растрепанными волосами, добавила: - Пощадите!
Она рванулась, чтобы броситься к ногам прокурора, но ее ножка была
ущемлена тяжелым, взятым в железо дубовым обрубком, и она припала к этой
колодке, бессильная, как пчела, к крылу которой привязан свинец.
По знаку Шармолю, ее снова положили на постель, и две грубые руки
подвязали ее к ремню, свисавшему со свода.
- В последний раз: сознаетесь ли вы в своих преступных деяниях?
спросил со своим невозмутимым добродушием Шармолю.
- Я невиновна.
- В таком случае, мадемуазель, как объясните вы обстоятельства,
уличающие вас?
- Увы, монсеньер, я не знаю!
- Итак, вы отрицаете?
- Все отрицаю!
- Приступайте! - крикнул Шармолю.
Пьера повернул рукоятку, и испанский сапог сжался, и несчастная
испустила ужасный вопль, передать который не в силах человеческий язык.
- Довольно, - сказал Шармолю, обращаясь к Пьера. - Сознаетесь?
спросил он цыганку.
- Во всем сознаюсь! - воскликнула несчастная девушка. - Сознаюсь!
Только пощадите!
Она не рассчитала своих сил, идя на пытку. Бедная малютка! Ее жизнь до
сей поры была такой беззаботной, такой приятной, такой сладостной! Первая же
боль сломила ее.
- Человеколюбие побуждает меня предупредить вас, что ваше признание
равносильно для вас смерти, - сказал королевский прокурор.
- Надеюсь! - ответила она и упала на кожаную постель полумертвая,
перегнувшись, безвольно повиснув на ремне, который охватывал ее грудь.
- Ну, моя прелесть, приободритесь немножко, - сказал мэтр Пьера,
приподнимая ее. - Вы, ни дать ни взять, золотая овечка с ордена, который
носит на шее герцог Бургундский.
Жак Шармолю возвысил голос:
- Протоколист, записывайте! Девушка-цыганка! Вы сознаетесь, что
являлись соучастницей в дьявольских трапезах, шабашах и колдовстве купно со
злыми духами, уродами и вампирами? Отвечайте!
- Да, - так тихо прошептала она, что ответ ее слился с ее дыханием.
- Вы сознаетесь в том, что видели овна, которого Вельзевул заставляет
появляться среди облаков, дабы собрать шабаш, и видеть которого могут одни
только ведьмы?
- Да.
- Вы признаетесь, что поклонялись головам Бофомета, этим богомерзким
идолам храмовников?
- Да.
- Что постоянно общались с дьяволом, который под видом ручной козы
привлечен ныне к делу?
- Да.
- Наконец, сознаетесь ли вы, что с помощью дьявола и оборотня,
именуемого в просторечии "монахпривидение", в ночь на двадцать девятое
прошлого марта месяца вы предательски умертвили капитана по имени Феб де
Шатопер?
Померкший взгляд ее огромных глаз остановился на судье, и, не дрогнув,
не запнувшись, она машинально ответила:
- Да.
Очевидно, все в ней было уже надломлено.
- Запишите, протоколист, - сказал Шармолю и, обращаясь к заплечным
мастерам, произнес: - Отвяжите подсудимую и проводите назад в залу судебных
заседаний.
Когда подсудимую "разули", прокурор духовного суда осмотрел ее ногу,
еще онемелую от боли.
- Ничего! - сказал он. - Тут большой беды нет. Вы закричали вовремя.
Вы могли бы еще плясать, красавица!
Затем он обратился к своим коллегам из духовного суда:
- Наконец-то правосудию все стало ясно! Это утешительно, господа!
Мадемуазель должна отдать нам справедливость: мы отнеслись к ней со всей
доступной нам мягкостью.
|
|
Когда она, прихрамывая, вернулась в зал суда, ее встретил шепот
всеобщего удовольствия. Слушатели выражали им чувство удовлетворения,
которое человек испытывает в театре при окончании последнего антракта, видя,
что занавес взвился и начинается развязка пьесы. В судьях заговорила надежда
на скорый ужин. Маленькая козочка тоже радостно заблеяла. Она рванулась
навстречу хозяйке, но ее привязали к скамье.
Уже совсем стемнело. Свечей не подбавили; те, которые были зажжены, так
тускло озаряли зал, что нельзя было различить его стены. Сумрак окутал
предметы словно туманом. Кое-где из тьмы выступали бесстрастные лица судей.
В конце длинной залы можно было разглядеть выделявшееся на темном фоне белое
пятно. Это была подсудимая. Она с трудом дотащилась до своей скамьи.
Шармолю, шествовавший с внушительным видом, дойдя до своего места, сел,
но тут же встал и, сдерживая самодовольное чувство, вызванное достигнутым
успехом, заявил.
- Обвиняемая созналась во всем.
- Цыганка! - спросил председатель. - Вы сознались во всех своих
преступлениях: в колдовстве, проституции и убийстве Феба де Шатопера?
Сердце у нее сжалось. Слышно было, как она всхлипывала в темноте.
- Во всем, что вам угодно, только убейте меня поскорее! - ответила
она едва слышно.
- Господин королевский прокурор церковного суда! - сказал
председатель. - Суд готов выслушать ваше заключение.
Шармолю вытащил устрашающей толщины тетрадь и принялся, неистово
жестикулируя и с преувеличенной выразительностью, присущей судебному
сословию, читать по ней латинскую речь, где все доказательства виновности
подсудимой основывались на цицероновских перифразах, подкрепленных цитатами
из комедий его любимого писателя Плавта. Мы сожалеем, что не можем
предложить читателям это замечательное произведение. Оратор говорил с жаром.
Не успел он дочитать вступление, как пот уже выступил у него на лбу, а глаза
готовы были выскочить из орбит.
Внезапно, посреди какого-то периода, он остановился, и его взор, обычно
довольно добродушный и даже глуповатый, стал метать молнии.
- Господа! - воскликнул он (на сей раз по-французски, так как этого в
тетради не было). - Сатане было мало вмешаться в эту историю - он
присутствует здесь и глумится над величием суда. Глядите!
Он указал рукой на козочку, которая, увидев, как жестикулирует Шармолю,
нашла вполне уместным подражать ему Усевшись и тряся бородкой, она принялась
добросовестно воспроизводить передними ножками патетическую пантомиму
королевского прокурора церковного суда, что было, как читатель припомнит,
одним из наиболее привлекательных ее талантов Это происшествие, это
последнее "доказательство" произвело сильное впечатление. Козочке связали
ножки, и королевский прокурор снова стал изливать потоки своего красноречия.
Это продолжалось очень долго, но зато заключение речи было превосходно
Вот ее последняя фраза; присовокупите к ней охрипший голос и жестикуляцию
запыхавшегося Шармолю.
Idea, Domni coram strygu demonstrata crimi ne patente, intenlione
crimims existenie in nomitiL sanctae ecclesiae Nostrae Dominae Parisiensis
quae esl in saisina habendi ommmodam altam et balsam justi liam in ilia hac
intemerala Civilatis insuia, tenore prue seniiurn declaramus nos requirere,
primo aliquandam pecuniariam indemmtatem, secundo, amendationcm honorabilem
ante portalium maximum Nostrae Do minae, ecclesiae cathedralis, tertio
sententiam in virtute cujus ista stryga cum sua capella, seu in trivio
vulgariter dicto la Greve, seu in insula exeunte in fluulo Sequanae, juxta
pointam jardini regalis, executatae
sinf3.
Закончив, он надел свою шапочку и сел.
- Eheu! Bassa
latinitas!4 - вздохнул удрученный Гренгуар.
Возле осужденной поднялся другой человек в черной мантии. То был ее
защитник Проголодавшиеся судьи начали роптать.
- Защитник, будьте кратки! - сказал председатель.
- Господин председатель! - ответил тот - Так как моя подзащитная
созналась в своем преступлении, то мне остается сказать господам судьям одно
Текст салического закона гласит "В случае, если оборотень пожрал человека и
уличен в этом, то должен заплатить штраф в восемь тысяч денье, что равно
двумстам золотых су" Не будет ли угодно судебной палате приговорить мою
подзащитную к штрафу?
- Устаревший текст, - заметил чрезвычайный королевский прокурор.
-
Nego5, - возразил адвокат.
- Голосовать! - предложил один из советников. - Преступление
доказано, а час уже поздний.
Суд приступил к голосованию, не выходя из зала заседания. Судьи
подавали голос путем "снятия шапочки", - они торопились. В сумраке залы
видно было, как одна за другой обнажались их головы в ответ на мрачный
вопрос, который шепотом задавал им председатель. Несчастная осужденная,
казалось, следила за ними, но ее помутившийся взор уже ничего не видел.
Затем протоколист принялся что-то строчить, после чего он передал
председателю длинный пергаментный свиток.
И тут несчастная услышала, как зашевелилась толпа, как залязгали,
сталкиваясь, копья и как чей-то ледяной голос произнес:
- Девушка-цыганка! В тот день, который угодно будет назначить нашему
всемилостивейшему королю, вы будете доставлены на телеге, в рубахе, босая, с
веревкой на шее, к главному порталу Собора Парижской Богоматери и тут
всенародно принесете покаяние, держа в руке двухфунтовую восковую свечу;
оттуда вас доставят на Гревскую площадь, где вы будете повешены и удушены на
городской виселице; а также ваша коза; кроме того, вы уплатите духовному
суду три лиондора в уплату за совершенные вами преступления, в которых вы
сознались: за колдовство, магию, распутство и убийство сэра Феба де
Шатопера. Да примет господь вашу душу!
- О, это сон! - прошептала она и почувствовала, что ее уносят чьи-то
грубые руки.
|
|
В средние века каждое законченное здание занимало почти столько же
места под землей, сколько над землей. В каждом дворце, каждой крепости,
каждой церкви, если только они не возводились на сваях, подобно Собору
Парижской Богоматери, были подземелья. В соборах существовал как бы еще
другой, скрытый собор, низкий, сумрачный, таинственный, темный и немой,
расположенный под верхним нефом, день и ночь залитым светом и оглашавшимся
звуками органа и звоном колоколов. Иногда эти подземелья служили
усыпальницей. В дворцах, в крепостях это были тюрьмы или могильные склепы, а
иногда и то и другое вместе. Эти огромные сооружения, закон образования и
"произрастания" которых мы уже объяснили раньше, имели не только фундамент,
но, так сказать, корни, которые уходили в землю, ответвляясь в виде комнат,
галерей, лестниц, как и в верхнем сооружении. Таким образом, соборы, дворцы,
крепости по пояс уходили в землю. Подвалы здания представляли собой второе
здание, куда спускались, вместо того чтобы подниматься; подземные этажи этих
подвалов соприкасались с громадой наземных этажей так же, как соприкасаются
отраженные в озере прибрежные леса и горы с подножием настоящих лесов и гор.
В крепости Сент-Антуан, в парижском Дворце правосудия, в Лувре эти
подземелья служили темницами. Этажи этих темниц, внедряясь в почву,
становились все теснее и мрачнее. Они являлись как бы зонами нарастающего
ужаса. Данте не мог бы найти ничего более подходящего для своего ада. Обычно
эти воронки, темницы оканчивались каменными мешками, куда Данте поместил
Сатану и куда общество помещало приговоренных к смерти. Если какое-либо
несчастное существо попадало туда, то должно было сказать прости свету,
воздуху, жизни, ogni speranza. Выход был лишь на виселицу или на костер.
Нередко люди гнили там заживо. Человеческое правосудие называло это
"забвением". Между собой и людьми осужденный чувствовал нависающую над его
головой громаду камня и темниц, и вся тюрьма, вся эта массивная крепость
превращалась для него в огромный, сложного устройства замок, запиравший его
от мира живых.
Вот в такую-то яму, в один из каменных мешков, вырытых по приказанию
Людовика Святого в подземной тюрьме Турнель, опасаясь, видимо, побега,
ввергли Эсмеральду, приговоренную к виселице. Весь огромный Дворец
правосудия давил на нее своей тяжестью. Бедная мушка, бессильная сдвинуть с
места даже самый маленький из его камней!
Судьба и общество были одинаково несправедливы к ней: не было
надобности в таком избытке несчастий и мук, чтобы сломить столь хрупкое
создание.
И вот она здесь, затерянная в кромешной тьме, погребенная, зарытая,
замурованная. Всякий, кому довелось бы увидеть ее в этом состоянии и кто
ранее знал ее смеющейся и пляшущей на солнце, содрогнулся бы. Она была
холодна, как ночь, холодна, как смерть; ветерок не играл более ее волосами,
человеческий голос не достигал ее слуха, дневной свет не отражался в ее
глазах. Придавленная цепями, сидела она, скрючившись, перед кружкой с водой
и куском хлеба, на охапке соломы, в луже воды, натекавшей с сырых стен
камеры; неподвижная, почти бездыханная, она уже не страдала. Феб, солнце,
полдень, вольный воздух, улицы Парижа, пляска и рукоплескания, сладостный
любовный лепет, а вслед за этим - священник, сводница, кинжал, кровь,
пытка, виселица! Все это иногда возникало еще в ее памяти то как радостное
золотое видение, то как безобразный кошмар; но это было лишь ужасным,
смутным видением борьбы во мраке, либо отдаленной музыкой, звеневшей там,
наверху, на земле, и не слышной на той глубине, где была погребена
несчастная.
С тех пор как она находилась здесь, она не бодрствовала, но и не спала
- Брошенная в темницу, сломленная горем, она не могла более отличить явь от
сна, грезу от действительности, день от ночи. Все смешивалось, дробилось,
колебалось и расплывалось в ее мыслях. Она не чувствовала, не понимала, не
думала, порою лишь грезила. Никогда еще живое существо не стояло так близко
к небытию.
Так, оцепенев, заледенев, окаменев, она почти не слышала, как раза
два-три где-то над головой с шумом открывался люк, не пропуская при этом ни
малейшего света; через этот люк чья-то рука бросала ей корку черного хлеба.
А между тем эти регулярные посещения тюремщика были единственно оставшейся у
нее связью с людьми.
Лишь одно еще заставляло ее бессознательно напрягать слух. Над ее
головой сквозь заплесневевшие камни свода просачивалась влага, и через
равные промежутки срывалась капля воды. Узница тупо прислушивалась к звуку,
который производили эти капли, падая в лужу подле нее.
Эти падавшие в лужу капли были здесь единственным признаком жизни,
единственным маятником, отмечавшим время, единственным звуком, долетавшим до
нее из всех земных шумов.
Время от времени в этой клоаке мглы и грязи она ощущала, как что-то
холодное, то там, то тут, пробегало у нее по руке или ноге; тогда она
вздрагивала.
Сколько времени пробыла она в узилище? Она не знала. Она помнила лишь
произнесенный где-то над кем-то смертный приговор, помнила, что ее потом
унесли и что она проснулась во мраке и безмолвии, закоченевшая от холода.
Она поползла было на руках, но железное кольцо впилось ей в щиколотку, и
забряцали цепи. Вокруг нее были стены, под ней - залитая водой каменная
плита и охапка соломы. Ни фонаря, ни отдушины. Тогда она села на солому. И
только время от времени, чтобы переменить положение, она переходила на
нижнюю ступеньку каменной лестницы, спускавшейся в склеп.
Она попробовала считать мрачные минуты, которые ей отмеривали капли, но
вскоре это жалкое усилие больного мозга оборвалось само собой, и она
погрузилась в полное оцепенение.
И вот однажды, то ли днем, то ли ночью (полдень и полночь были
одинаково черны в этой гробнице) она услышала над головой более сильный шум,
чем обычно производил тюремщик, когда приносил ей хлеб и воду. Она подняла
голову и увидела красноватый свет, проникавший сквозь щели дверцы или крышки
люка, который был проделан в своде каменного мешка.
В ту же минуту тяжелый засов загремел, крышка люка, заскрипев на ржавых
петлях, откинулась, и она увидела фонарь, руку и ноги двух человек. Свод, в
который была вделана дверца, нависал слишком низко, чтобы можно было
разглядеть их головы. Свет причинил ей такую острую боль, что она закрыла
глаза.
Когда она их открыла, дверь была заперта, фонарь стоял на ступеньках
лестницы, а перед ней оказался только один человек. Черная монашеская ряса
ниспадала до самых пят, такого же цвета капюшон спускался на лицо. Нельзя
было разглядеть ни лица, ни рук. Это был длинный черный саван, под которым
чувствовалось что-то живое. Несколько мгновений она пристально смотрела на
это подобие призрака. Оба молчали. Их можно было принять за две
столкнувшиеся друг с другом статуи. В этом склепе казались живыми только
фитиль в фонаре, потрескивавший от сырости, да капли воды, которые, падая со
свода, прерывали это неравномерное потрескивание однообразным тонким звоном
и заставляли дрожать луч фонаря концентрическими кругами, разбегавшимися по
маслянистой поверхности лужи.
Наконец узница прервала молчание:
- Кто вы?
- Священник.
Это слово, интонация, звук голоса заставили ее вздрогнуть.
Священник продолжал медленно и глухо:
- Вы готовы?
- К чему?
- К смерти.
- Скоро ли это будет? - спросила она.
- Завтра.
Она уже радостно подняла голову, но тут голова ее тяжело упала на
грудь.
- О, как долго ждать! - пробормотала она. - Что им стоило сделать
это сегодня?
- Значит, вам очень плохо? - помолчав, спросил священник.
- Мне так холодно! - молвила она.
Она обхватила руками ступни своих ног, - привычное движение бедняков,
страдающих от холода, его мы заметили и у затворницы Роландовой башни, зубы
у нее стучали.
Священник из-под своего капюшона, казалось, разглядывал склеп.
- Без света! Без огня! В воде! Это ужасно!
- Да, - ответила она с тем изумленным видом, который придало ей
несчастье. - День сияет для всех. Отчего же мне дана только ночь?
- Знаете ли вы, - после нового молчания спросил священник, - почему
вы здесь находитесь?
- Кажется, знала, - ответила она, проводя исхудавшим пальчиком по
лбу, словно стараясь помочь своей памяти, - но теперь забыла.
Вдруг она расплакалась, как дитя.
- Мне так хочется уйти отсюда! Мне холодно, мне страшно. Какие-то
звери ползают по моему телу.
- Хорошо, следуйте за мной.
Священник взял ее за руку. Несчастная продрогла до костей, и все же
рука священника показалась ей холодной.
- О! - прошептала она. - Это ледяная рука смерти. Кто вы?
Священник откинул капюшон. Перед нею было зловещее лицо, которое так
давно преследовало ее, голова демона, которая возникла над головой ее
обожаемого Феба у старухи Фалурдель, глаза, которые она видела в последний
раз горящими около кинжала.
Появление этого человека, всегда столь роковое для нее, толкавшее ее от
несчастья к несчастью вплоть до пытки, вывело ее из оцепенения. Ей
показалось, что плотная завеса, нависшая над ее памятью, разорвалась. Все
подробности ее заключения, от ночной сцены у Фалурдель и до приговора,
вынесенного в Турнельской башне, сразу всплыли в ее памяти - не спутанные и
смутные, как до сей поры, а четкие, яркие, резкие, трепещущие, ужасные. Эти
воспоминания, почти изглаженные, почти стертые безмерным страданием, ожили
близ этой мрачной фигуры подобно тому, как близ огня отчетливо выступают на
белой бумаге невидимые слова, начертанные симпатическими чернилами. Ей
показалось, что вскрылись все ее сердечные раны и вновь засочились кровью.
- А! - воскликнула она, вздрогнув и закрыв руками глаза. - Это тот
священник!
Сразу онемев, она бессильно уронила руки, низко опустила голову и, вся
дрожа, уставила глаза в пол.
Священник глядел на нее глазами коршуна, который долго чертил в небе
плавные круги над бедным притаившимся в хлебах жаворонком и, постепенно
суживая огромную спираль своего полета, внезапно, как молния, ринувшись на
свою добычу, держит ее теперь, задыхающуюся, в своих когтях.
Она чуть слышно прошептала:
- Добивайте! Наносите последний удар! - и с ужасом втянула голову в
плечи, словно овечка под обухом мясника.
- Я вам внушаю ужас? - спросил он наконец.
Она не ответила.
- Разве я внушаю вам ужас? - повторил он.
Губы ее искривились, словно она силилась улыбнуться.
- Да, - сказала она, - палач всегда издевается над осужденным.
Сколько месяцев он травит меня, грозит мне, пугает меня! О боже! Как
счастлива была я без него! Это он вверг меня в эту пропасть! О небо, это он
убил... Это он убил его, моего Феба! - Рыдая, она подняла глаза на
священника. - О презренный! Кто вы? Что я вам сделала? Вы ненавидите меня?
За что же?
- Я люблю тебя! - крикнул священник.
Слезы у нее внезапно высохли. Она бессмысленно глядела на него. Он упал
к ее ногам, пожирая ее пламенным взором.
- Слышишь? Я люблю тебя! - повторил он.
- О, что это за любовь! - содрогаясь, промолвила несчастная.
- Любовь отверженного, - сказал он.
Оба некоторое время молчали, придавленные тяжестью своих переживаний:
он - обезумев, она - отупев.
- Слушай, - вымолвил наконец священник, и необычайный покой снизошел
на него. - Ты все узнаешь. Я скажу тебе то, в чем до сих пор едва
осмеливался признаваться самому себе, украдкой вопрошая свою совесть в те
безмолвные ночные часы, когда мрак так глубок, что, кажется, сам бог уже не
может видеть нас. Слушай! До встречи с тобой я был счастлив, девушка!..
- И я! - прошептала она еле слышно.
- Не прерывай меня! Да, я был счастлив, по крайней мере я мнил себя
счастливым. Я был невинен, душа моя была полна хрустальной чистоты.
Надменнее, лучезарнее, чем у всех, сияло чело мое! Священнослужители учились
у меня целомудрию, ученые - науке. Да, наука была для меня всем. Она была
мне сестрой, и ни в ком другом я не нуждался. Лишь с годами иные мысли
овладели мной. Не раз, когда мимо меня проходила женщина, моя плоть
возмущалась. Эта власть пола, власть крови, которую я, безумный юноша,
считал в себе навек подавленной, не раз судорожным усилием натягивала цепь
железных обетов, приковавших меня, несчастного, к холодным плитам алтаря. Но
пост, молитва, занятия, умерщвление плоти сделали мою душу владычицей тела.
Я избегал женщин. К тому же стоило мне раскрыть книгу, как весь угар моих
помыслов рассеивался перед величием науки. Текли минуты, и я чувствовал, как
куда-то вдаль отступает земное и плотское, и я вновь обретал мир, чистоту и
покой перед безмятежным сиянием вечной истины. Пока дьявол искушал меня
смутными видениями, проходившими перед моими глазами то в храме, то на
улице, то в лугах, они лишь мельком возникали в моих сновидениях, и я легко
побеждал их. Увы, если ныне я сражен, то в этом повинен бог, который,
сотворив человека и дьявола, не одарил их равной силой. Слушай. Однажды...
Тут священник остановился, и узница услышала хриплые, тяжкие вздохи,
вырывавшиеся из его груди.
Он продолжал:
- ...однажды я стоял облокотившись на подоконник в моей келье... Какую
же это книгу читал я тогда? О, все это словно вихрь в моей голове! Я читал.
Окна моей кельи выходили на площадь. Вдруг слышу звуки бубна. Досадуя, что
меня потревожили в моей задумчивости, я взглянул на площадь. То, что я
увидел, видели и другие, не только я, а между тем зрелище это было создано
не для глаз человека. Там, в середине площади, - был полдень, солнце стояло
высоко, - плясала девушка. Создание столь дивной красоты, что бог предпочел
бы ее пресвятой деве и избрал бы матерью своей, он бы пожелал быть рожденным
ею, если бы она жила, когда он воплотился в человека! У нее были черные
блестящие глаза, в темных ее волосах, когда их пронизывало солнце,
загорались золотые нити. В стремительной пляске нельзя было различить ее
ножек, - они мелькали, как спицы быстро вертящегося колеса. Вокруг головы,
в черных ее косах сверкали на солнце металлические бляхи, словно звездной
короной осенявшие ее лоб. Ее синее платье, усеянное блестками, искрилось,
словно пронизанная мириадами золотых точек летняя ночь. Ее гибкие смуглые
руки сплетались и вновь расплетались вокруг ее стана, словно два шарфа.
Линии ее тела были дивно прекрасны! О блистающий образ, чье сияние не меркло
даже в свете солнечных лучей! Девушка, то была ты! Изумленный, опьяненный,
очарованный, я дал себе волю глядеть на тебя. Я до тех пор глядел на тебя,
пока внезапно не дрогнул от ужаса: я почувствовал себя во власти чар!
Продолжение следует...
1 De figuris regularibus et ir regularibus - О фигурах правильных и неправильных (лат.) обратно к тексту
2 Didascalon - Учение (греч.) обратно к тексту
3 Idea, Domni coram strygu demonstrata crimi ne patente, intenlione crimims existenie in nomitiL sanctae ecclesiae Nostrae Dominae Parisiensis quae esl in saisina habendi ommmodam altam et balsam justi liam in ilia hac intemerala Civilatis insuia, tenore prue seniiurn declaramus nos requirere, primo aliquandam pecuniariam indemmtatem, secundo, amendationcm honorabilem ante portalium maximum Nostrae Do minae, ecclesiae cathedralis, tertio sententiam in virtute cujus ista stryga cum sua capella, seu in trivio vulgariter dicto la Greve, seu in insula exeunte in fluulo Sequanae, juxta pointam jardini regalis, executatae sinf - Поелику милостивые государи эта женщина изобличена в колдовстве и преступное намерение ее доказано, я от имени со борной церкви Парижской Богоматери, коей присвоено право высшей юрисдикции в пределах острова Сите, заявляю присутствующим что требую во первых присуждения ее к денежному штрафу во вторых присуждения ее к публичному покаянию перед порталом Собора Парижской Богоматери, в третьих, приговора, в силу коего эта колдунья была бы казнена вместе с ее козой на месте, в просторечии именуемом "Грев" или на острове на реке Сене близ королевских садов (лат.) обратно к тексту
4 Eheu! Bassa latinitas! - Увы! Варварская латынь! (лат.) обратно к тексту
5 Nego - Отрицаю (лат.) обратно к тексту
6 Lasciate ogni speranza - Оставь надежду навсегда (итал.) - из "Божественной комедии" Данте. обратно к тексту
Подпишитесь:
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||