Ко
дню
рождения
Елены
Руденко
то
ли
мы
ей,
то
ли
она
Вам
приготовила
подарок:
детективный
рассказ
из
нового
цикла:
по
мотивам
популярных
произведений
тех
времен,
когда
вершилась
французская
революция.
В этот день у меня
состоялась
встреча с гражданином Бомарше, который любезно согласился побеседовать со мной. Он недавно поставил свою новую пьесу «Преступная мать» — продолжение «Женитьбы Фигаро». Увы, критика приняла это произведение более чем прохладно, многие назвали ее скучным нравоучением, с которым автор опоздал на добрые два десятка лет. Лично мне пьеса
просто
понравилась,
а актуальна она или нет, не мне решать. У меня самой никогда не было дружеских отношений с критиками, поэтому на их мнение я решила особого внимания не обращать. Что поделаешь, работа у них такая — все ругать.
Аудиенцию я буквально выклянчила у великого драматурга, мне хотелось не только выразить ему свое восхищение, но и получить добро на одно из моих произведений. У меня в памяти всплыл
случай с убийством,
очень
похожий
на
коллизию,
описанную
в
пьесе «Женитьба Фигаро». Я решила
написать
рассказ, а действующим лицам дать имена героев знаменитой комедии. Но начинать без разрешения Бомарше
побаивалась. Чтобы драматург позволил мне приступить к работе, я была готова упасть ему в ноги, но этого, слава богу, не понадобилось. Бомарше отнесся ко мне вполне дружелюбно.
— Вы видели мою последнюю пьесу? — поинтересовался он.
— «Преступную мать»? Да, видела, — ответила я.
— Вы тоже считаете, что
она никуда не годится? — спросил он. — Прошу вас, гражданка Лемус, отвечайте честно.
— Мне
пьеса
понравилась, — ответила я. — Вы очень талантливо нарисовали семейную драму. И что бы ни говорили критики...
— Девочка, тут дело не в критиках, — перебил меня Бомарше. —
Это
революция
сильно
повлияла на литературу. Свободные народы, в общем,
теряют столько же в изяществе, сколько приобретают в силе, и наш театр чувствует новый дух Франции. Все
заняты
высшими
интересами и
стали
наполовину республиканцами;
нас
больше
не
устраивает
изнеженность литературы старого режима... У нас
теперь
неприступные крепости вместо дворцов и пушки вместо оркестра.
Там, где слышались вздохи, теперь раздаются призывы к свободе; вместо «Я тебя обожаю»
восклицают: «Жить свободным или умереть!»
Он
был
прав.
Мне стало грустно, и я тяжко вздохнула.
— Сейчас совсем другое в моде, — продолжал Бомарше. — Например, пьеса «Карл IX» Мари-Жозефа Шенье, который призывает к жестокой расправе с тиранами! Эта пьеса
причиняет мне боль.
Людям нужны картины добродетели, а не изображение кошмаров, пороков и преступлений!
Эти последние слова я приняла на свой счет и возмутилась.
— Я не пишу о кошмарах! — воскликнула я. — Меня интересует не само преступление, а его разгадка! Игра разума и его торжество! Я описываю сложный ход логических рассуждений моего друга Робеспьера!
— Не обижайтесь, вас я не имел в виду, — заверил меня Бомарше. — Но вы тоже идете в ногу со временем. Вряд ли раньше ваши истории кого-то заинтересовали
бы.
Тут я не могла с ним не согласиться.
— Я могу написать историю, которую задумала? — спросила я его. — Вы не будете возражать?
— Думаю, вы
сумеете
создать что-то стоящее, — ответил драматург. — Но будьте осторожны. Вы взялись за очень сложную задачу.
— Конечно, конечно! — затараторила я. — Спасибо вам за то, что согласились поговорить со мной! Я вам очень благодарна!
Я попросила Бомарше подписать разрешение и быстро удалилась, пока он не передумал. Вернувшись домой, я принялась за рассказ. Я была уверена, что справлюсь. В честь моей любимой комедии свое произведение я решила назвать:
«Безумный день или превратности судьбы»...
В
своем
имении
убит
граф
Альмавива,
который,
как
Вы
помните
из
пьесы,
отправился
на
свидание
с
камеристкой
своей
супруги
Сюзанной,
чтобы
осуществить
над
собравшейся
замуж
девушкой
право
сеньора.
Среди
подозреваемых
—
хитроумный
жених
Сюзанны
Фигаро,
сама
Сюзанна
и
влюбленный
в
графиню
паж
Керубино,
у
которого
находят
в
кармане
окровавленный
нож...
Елена
Руденко
создает
вроде
бы
незамысловатые
истории,
но
мягкий
юмор
и
колоритные
персонажи
(чего
стоит
возлюбленная
Робеспьера,
красотка
Мадлен
Ренар,
которая
«измеряет
любые
денежные
суммы
в
платьях»!)
придают
им
пикантность.
Тем
более
что
молодая
писательница
умна,
изобретательна
и,
развивая
традиции
интеллектуально-психологического
детектива,
—
ни
на
кого
не
похожа.
Я
уж
не
говорю
о
том,
что
после
тяжелых
рассказов
о
современности,
«Линочки»
Алексея
Олейникова
и
«Комбатантов»
Сергея
Щербакова,
детективы
Елены
Руденко
—
прекрасная
разрядка.
Кроме
того,
хотим
обратить
Ваше
внимание
на
следующие
публикации: