«Нет, не могу расстаться с пушкинианой, ибо, как сказал сам поэт: non omnis
moritar. И, хотя не каждый поймет, что это украшает слог поэзии, нам остается пожалеть, что «латынь из моды вышла ныне».
Но сегодня мне хочется коснуться вглубь значения гиперболы в творчестве Анатолия Берлина, так как без всякого преувеличения гипербола играет здесь свою утрирующую роль, чего и добивается поэт за счет простых и неброских приемов. Скажу честно, вопрос о гиперболе
— один из самых сложных в нашем и без того сложном труде практического поэзоведения. И если у меня самого возникает затруднение: гипербола это или не гипербола, то я в конце концов обращаюсь за поддержкой к народу-языкотворцу, в данном случае к моей жене, а у ней за плечами техникум по дефектам речи.
«СОЕДИНЕННЫЙ
ТРЕХПРОЛЕТНОЙ
АРКОЙ...»
— Светка, а бывает трехпролетная арка?
— Не бывает.
Заключаем: гипербола. Пусть в обычном, далеком от поэзии мире каждому известно, что трехпролетных арок не бывает, как не бывает однояйцевых близнецов у двух различных матерей. Однако поэзия, не в обиду будь сказано, нечувствительна к этому факту и через Анатолия Берлина ярко использует его, как преувеличенное качество одной арки, увиденной как бы
полупьяными глазами другого поэта, перелетавшими взглядом по прозрачному воздуху из одного конца арки к другому
— и так три раза туда и вспять. Таким образом, гипербола, друзья,
— это то, чего не может быть, но есть. И мы признательны Анатолию Берлину за то, что он дорожит классическими приемами русской поэзии...»
Стоит
ли
удивляться,
что
с
таким
интеллектом,
да
с
такой
улыбкой,
Тони
Доктор
занял
первое
место
среди
«интерлитовских
прозаиков»
и
попал
на
Главную
страницу?..
Но
как
это
я
так
опростоволосилась
—
поместила
рядом
с
любимым
красивую
женщину?
«Ночами были метания. Погружаясь, как в омут, в него, она сознавала всю глубину риска, возможные стены и свою неудовлетворенность. Это прохладно предостерегало, но не останавливало. Манило другое: сила и власть. Сила мужчины и власть самца. Он был сильнее ее, и это было особенным...»
Одна
надежда
—
отвлечет-увлечет
ее
Леонид
Левин...
Хотя
нет,
у
того
в
романе
появилась
некая
Вероника.
Прекрасная
и
преследуемая...
А
что
это
у
нас
сплошные
прозаики?
Есть
в
«ИнтерЛите»
хорошие
поэты
или
нет?
Аркадий
Гурович, обновивший в прошлый
раз
свою
поэтическую
подборку,
на
этот
раз
выступает
в
трудном
жанре,
называемом
«критика
критики».
Мишенью
для
критических
стрел
стали
замечания
Сергея
Черткова
к
стихам
Анатолия
Сендера
и
Анатолия
Каневского..
Сам
же
Сергей
Чертков
выступает
в
этом
выпуске
с
новыми
стихами.
Пополнилась
и
авторская
страница
объекта
его
вчерашней
критики.