Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Литературная Лаборатория "GoldBee"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Литературная лаборатория  

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "Золотая Пчела"
Literary Laboratory "GoldBee"

 


Выпуск - 17
(28.06.2002)
 
Выходит 1 раз в неделю

 
Уважаемые подписчики!

Обновились некоторые странички нашего сайта http://litlab.narod.ru .
Будем благодарны всем, кто выскажет свое мнение о сайте.
Ждем Ваших замечаний и отзывов в гостевой книге, либо на ящик: goldbee@km.ru

Большое спасибо всем откликнувшимся!!!




 
 
...Образы искусства емче и многоаспектнее, чем афоризмы теософем или философские рассуждения. Они оставляют больше свободы воображению, они предоставляют каждому толковать учение так, как это органичнее и понятнее именно для его индивидуальности. Откровение льется по многим руслам, а искусство - если не самое чистое, то самое широкое из них...
 

Даниил Андреев, "Роза Мира"


 

 


"Соло на Витгенштейне"
 
 
 
* * *


Булкин, сворачивая курице шею:
- Хрусть!.. Какие нежные кости.
Булкин, сворачивая шею второй курице:
- Хрусть!.. Какие нежные кости.
Булкин, сворачивая шею третьей курице:
- Хрусть!.. Какие нежные кости.
Сторож, сворачивая шею Булкину:
- Хряп-п!! Утомил. Проклятый!..
 

* * *


Рано утром.
Диктор по радио, объявляет довольным голосом:
- Хоть пустячок, а приятно - сегодня календарный день увеличился еще на пять минут!
Нафиков - швыряет вилку в кастрюлю и пускается по кухне в пляс.
 

* * *


Большой, застигнутый на месте преступления:

Что значит "Нет!", для человека чести? -
Пиджак, порвавшийся на самом видном месте;
Сортир, взорвавшийся ни бог весть почему…

Маленький, из-за насупленных спин:

Друзья, он врет! Не верьте вы ему!

 
Последствия.
 

* * *


Букер сидит в траве, Бекер косит сено.
- Шши-и-их-х…
Бекер сидит в тюрьме, Букер в земле лежит.
 

* * *


Рыбак, вытаскивая из потока трехголовую рыбину:
- Мать честнбя… Ой! Ой??. О-ой!!!
Рыба молча таращит глаза, один из которых - искусственный.
Рыбак крестится, наступает себе на ухо и, шмякнув о землю коробочку с червями, убегает домой. Счастливые червяки с улыбками расползаются кто куда.
 


* * *


Оборванный мужик стоит посреди площади и орет:
- Люди, я десять лет просидел в пещере, я десять лет не видел ни одной живой души, я питался только мхами и пил только дождевую воду, я искал Истину, люди!..
После короткой паузы:
- Я нашел Истину…
Проходящий мимо человек, берет кирпич и ударяет им оратора по голове.
Так Нафиков вышел к людям.
 
 


 
 
Продолжение следует...


 


 

 


"Евангелие от Морфея"
 
 
 
 
 
ЛАБИРИНТ

ЧАСТЬ - 2

(Продолжение. Начало см. в рассылках # 10 - 16)
 

…они сидели на берегу реки и ловили рыбу. Легкий ветерок поднимал на воде рябь, от чего поплавки играли и прыгали. Николаю все время казалось, что у него клюет. Он выдергивал леску, проверял червяка и забрасывал удочку заново. Синг был гораздо спокойнее. Этот странный человек вел себя, как всегда, разумно и сдержанно. Подсекал только тогда, когда действительно клевало, на обычные же выкрутасы поплавка не обращал никакого внимания. Рыбы в его ведерке было раза в два, а то и в три больше, чем у Николая. Николай вздохнул.
- Что-то не везет мне сегодня, - сказал он позевывая, - этот дурацкий ветер разогнал всю рыбу.
- Будь уравновешеннее, - нравоучительно изрек Синг, - следи не за поплавком, а за его поведением. Ветер тут не при чем. У меня же клюет нормально.
- В том-то и дело. Что это за рыбалка! Мне за тобой никогда не угнаться. Пошли домой, чего здесь торчать?
Он бросил удочку.
- Сейчас. Поймаю еще одну… или две. Если маленьких, то две.
- Почему это если маленьких, то именно две?
- Тогда у меня будет ровно три килограмма.
- Ты их на глаз что ли взвешиваешь?
- Конечно, - невозмутимо ответил Синг. - Настоящий рыбак должен уметь определять свой улов, не прибегая к помощи безмена.
Николай презрительно фыркнул. Честно говоря, он немного завидовал Сингу. Завидовал его рассудительности, его постоянной сдержанности и наблюдательности. Завидовал безмятежности его духа. Нет, это была самая светлая зависть! Зависть, переходящая в почитание и чуть ли не преклонение. С тех пор, как они встретились, Николай не переставал восхищаться этим необыкновенным во всех отношениях человеком. Больше того, Синг олицетворял для него Человека вообще. Человека с большой буквы! Всеми чертами, которыми он обладал, Николай хотел бы обладать и сам. С Сингом он забывал обо всем на свете. Даже о времени, даже о том, где он и кто он. Радость общения, наслаждение общением поглощали его без остатка. Сутки напролет они разговаривали, разговаривали, разговаривали … 
Поймав заветные две рыбины, Синг не спеша смотал удочку, (свою Николай так и оставил валяться на берегу, до следующего раза), взял ведерко и они направились к дому.
- Ты знаешь, - воскликнул Николай, восторженно размахивая руками, - мне в голову пришла интересная мысль.
- Пришла в голову?.. - улыбнулся Синг. - Ну и какая же? Что-нибудь опять о субстанциальности Материи и Духа?
- Нет! - Николай досадливо отмахнулся. - Я подумал о человечестве. О будущем человечества. Что с нами будет в процессе дальнейшего развития, во что мы разовьемся? Эволюция не стоит на месте, а потому считать человека "венцом творения" было бы глупо. Как человек развился из обезьяны, так и из человека должно развиться… нечто более совершенное, чем он сам. Как ты думаешь?
- Вообще-то, человек развился не из обезьяны, - задумчиво пробормотал Синг.
- Как не из обезьяны?! - удивился Николай.
- Люди и обезьяны, это два вида, имеющие общего предка.
- А-а, вон ты о чем. А я уж испугался, думал ты скажешь, что мы произошли от Адама и Евы. Дело не в этом. Я имею в виду, что человек не может оказаться последней ступенькой эволюционной лестницы. Полагать так нелепо.
- Согласен.
- Несомненно, что вид Homo Sapiens есть лишь промежуточное звено между животным миром и…
- Чем?
- И чем-то еще. Чем-то, чего в природе никогда раньше не было.
- Пожалуй. Думаю, в твоих словах есть резон. 
- Конечно, есть! Больше всего меня поражает, что столь очевидная мысль никому не приходит в голову. Мы так привыкли гордиться своим исключительным положением, что боимся даже помыслить о том, что когда-то и нам придется уступить свое привилегированное место кому-то другому. Кому-то, кто придет к нам на смену.
- И каким же ты представляешь себе этого Сверхчеловека?
- Не знаю, - Николай рассмеялся. - В том-то и дело, что не знаю! Только термин "сверхчеловек" здесь совершенно неприемлем.
- Это еще почему?
- Ну, не называем же мы человека "сверхобезьяной", а обезьяну "недочеловеком". И то, и другое два совершенно разных существа. В чем-то схожих но, несмотря на это, очень далеких дуг от друга.
- Разве все дело в терминах? - усмехнулся Синг.
- И в терминах тоже, - совершенно серьезно ответил Николай. - Термин должен адекватно отражать обозначаемый им предмет. Если мы начнем называть вещи заведомо ложными именами, то запутаемся и никогда не доберемся до их истинной сущности.
- Хорошо, ну и как же ты хочешь назвать своё… "существо будущего"?
- Вот вопрос, назвать! Мы ведь даже отдаленно не знаем, что оно может собой представлять.
- В том-то и дело. Для того, чтобы адекватно характеризовать то, чего еще нет, нужно использовать наиболее близкое ему по свойствам понятие из тех, с которыми мы достаточно хорошо знакомы. А потому термин "Сверхчеловек" подходит здесь как нельзя лучше.
Николай досадливо отмахнулся.
- Черт с ним! Пусть будет Сверхчеловек, дело-то ведь не в названии.
- Виноват, - улыбнулся Синг, - "если мы начнем называть вещи заведомо ложными именами, то никогда не доберемся до их истинной сущности".
- Ой, ой. Тоже мне, остряк-самоучка. По существу-то что-нибудь сказать можешь?
- По существу? А что тут сказать по существу? Да, человеку предстоит эволюция. Да, что-то более совершенное примет от него эстафету первенства. Но что это будет такое, гадать бессмысленно. Бессмысленно для человека.
- Черта с два! - воскликнул Николай. - Не только не бессмысленно, но просто жизненно необходимо. Это, я бы сказал, актуальнейшая из всех проблем. Я уж не говорю о необходимости пересмотра в связи с этим наших мировоззренческих стереотипов, но ведь этот, так называемый Сверхчеловек, может нести угрозу существованию самого Человека. Всему человечеству! 
- Ну и что? - невозмутимо спросил Синг.
- Как ну и что?! - Николай растерялся. - Что же нам, сидеть сложа руки и ничего не делать?
- А что здесь можно сделать? Перечить эволюции невозможно. Цель Жизни - стремление к совершенству. Что же ты предлагаешь, застой, деградацию? И почему с возникновением Сверхчеловека человечество неизбежно должно исчезнуть? Ведь не исчезли животные, (в частности, та же обезьяна), с появлением человека.
Некоторое время шли молча.
- Впрочем, скорее всего переход от человека к сверхчеловеку будет протекать незаметно.
- Как, например? - поинтересовался Николай.
- Откуда я знаю? Гадать бессмысленно. Можно предположить тысячи вариантов, а на самом деле все произойдет совсем иначе.
- Нет, а все-таки? - не унимался Николай. - Выдай хоть одну гипотезу.
- Зачем?
- Да не зачем. Просто так.
Синг ненадолго задумался.
- Ну, скажем, довольно распространенная, в последнее время, версия, - произнес он с таинственной улыбкой, - возникновение кибернетической цивилизации.
- Война людей и машин? - Николай скривился. - Старо и нелепо. Избитый сюжетик, подкинь что-нибудь поновее.
- Ну почему же избитый и почему обязательно война? Проследим ход эволюции на Земле: НЕЖИВАЯ МАТЕРИЯ - БЕЛКОВЫЕ СТРУКТУРЫ - ПРОСТЕЙШИЕ и РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ - ЧЕЛОВЕК. Говоря другими словами: неживое неразумное вещество, живое неразумное вещество, живое разумное вещество… Почему бы ни завершить эту цепочку и не предположить существование неживых форм разума? Все получается в строгом соответствии с основным законом эволюционного развития. Завершается очередной виток эволюционной спирали и мы приходим все к той же неживой материи, но вобравшей в себя все лучшие качества живого, в первую очередь разум.
- Погоди, погоди. Вздор какой-то!
- Вздор конечно, - рассмеялся Синг, - но чем не гипотеза? Моделируя свои основные свойства, человек изобретает Искусственный Кибернетический Разум. Сначала кибернетические механизмы, (еще не разумные), создаются для того, чтобы работать на человека. Они находятся под полным его контролем, не могут ни самостоятельно ставить перед собой цели, ни осознавать их. Происходит полная автоматизация производства. Исчезает тяжелый физический труд, свободные от него люди вне себя от радости. Все, что необходимо, для них производят машины. Сначала это лишь слепые исполнители, все находится под контролем. Но ведь и контролировать, это чертовски утомительно! А почему бы и это не переложить на плечи машин? На машины, обученные думать. Сначала, специально для этого созданные компьютеры, будут контролировать лишь незначительную часть производственных систем. Затем под их мудрое руководство поступают целые заводы. И, наконец, появляется некий кибернетический монстр, которому поручают контроль и развитие всей системы производства на планете. Локальные цивилизации к тому времени уже давно будут слиты в единую планетарную цивилизацию. 
Итак, машины осуществляют и машины контролируют производство материальных благ. Человек свободен! Он отдыхает, наслаждается жизнью, занимается наукой и искусством. Все идет нормально. Машины послушны и какой бы то ни было контроль над ними полностью, (ну или почти полностью), исчезает. Вот тут-то и происходит "рождение" Сверхчеловека. Обученная думать, Машина не может не совершенствоваться в этом процессе. Развитие ее умственных способностей осуществляется в геометрической прогрессии. И вот однажды она начинает осознавать свою индивидуальность, обретает собственное "Эго". Никакой войны людей и роботов нет по той простой причине, что: а) производство больше не принадлежит человеку; б) поглощенные самосозерцанием и созерцанием Вселенной люди не осознают нависшей над ними угрозы; в) машины чертовски умны, они видят на двести шагов вперед и не подают человеку никаких поводов для беспокойства. 
Благодаря искусственной отбраковке, которой в косвенной форме занимается незаметно возникшая и прочно укоренившаяся цивилизация сверхразумных машин, численность человеческого поголовья поддерживается на строго заданном уровне. Отбраковка идет незаметно, "естественным образом", (собственно говоря, это и отбраковкой-то можно назвать лишь условно), например, через снижение рождаемости посредством внедрения в сознание человека определенный идей и поведенческих программ. Благо, вся информационная система планеты находится под контролем машин. А спешить им некуда, впереди у них вечность. Для остатков некогда могучего рода, носившего гордое имя Человека Разумного, создаются все условия искусственного рая, в котором он и доживает свои последние дни. Обеспеченная старость… 
А машинами, между тем, осуществляется Великая Космическая Экспансия. Информация с Центрального разумного компьютера, являющегося ядром этой новой сверхцивилизации, копируется и рассылается в самые отдаленные уголки Вселенной. Там, из этих "разумных семян", вырастают новые сверхцивилизации, подобные материнской. Как в живом организме происходит деление клетки и разрастание ткани, точно так же в масштабах Вселенной разрастается новая разумная сверхсистема. Вся материальная Вселенная становится, таким образом, единым разумным неживым организмом. 
Как знать, возможно, биологическая эволюция есть лишь прелюдия эволюции другой, гораздо более величественной. Эволюции кибернетической. Ведь и биологической эволюции предшествовала в свое время эволюция химическая, а той - эволюция вещества. Посмотрим вокруг: телевизоры, холодильники, телефоны, калькуляторы, компьютеры… Что это? Не "коацерватные ли капли" будущей кибернетической цивилизации?.. 
- Уф-ф, - Синг остановился и оттер со лба пот, - целый сюжет для научно-фантастического романа сочинил. Ну и как тебе моя гипотеза? Несколько сумбурно, но это дело техники. Если все как следует обмозговать и заняться детальным анализом, думаю, может получиться стройная и вполне научная "Теория Эволюционного Развития". Что скажешь?
- Коацерватные капли?.. - Николай поморщился. - Слушай, давай сменим тему. Что-то проблема Сверхчеловека кажется мне не такой уж и интересной.
Синг рассмеялся.
- Да что ты? Не принимай все всерьез, - он похлопал Николая по плечу. - Я лишь хотел сказать, что напридумывать можно чего угодно. Заниматься такими прогнозами дело неблагодарное. Все равно все будет не так, как ты думаешь. Пришли.
Невдалеке на пригорке стояла избушка. Небольшой уютный деревянный теремок. Именно таким Николай представлял себе жилище современного отшельника. Когда он впервые увидел его, то не мог поверить собственным глазам. Словно кто-то проник в его сознание и воссоздал этот райский уголок по тем чертежам, тем образцам, которые в нем хранились. Создал специально для него.
- Я займусь ухой, а тебе придется сходить за глиной, - сказал Синг. - Что-то печь последнее время дымить стала.
- Все у тебя не как у людей, - буркнул Николай, - и печь не мазана и скотина не кормлена…
Он взял лопату, ведро и нехотя поплелся к лесу. Возле сосняка был небольшой овражек. Тащиться к глиняному карьеру не было никакого желания.
- Да скорее, скорее. Шевели задницей! - крикнул Синг уже с крыльца. - К ужину не успеешь, я тебя дожидаться не стану.
Николай только досадливо отмахнулся.
- Я и за дровами, я и за глиной, а он только знай, покрикивает. Гостеприимный хозяин, нечего сказать.
Впрочем, ворчал он лишь так, для приличия. Не сказать, чтобы работа по хозяйству, как он ее называл, доставляла ему неописуемое удовольствие, но и не скажешь, что она была ему в тягость. В Москве, в своем каменном муравейнике он чертовски истосковался по такой жизни. Возможно, именно этого ему и не хватало. И не будет хватать… 
До леса было чуть меньше километра. Николай шел, бодро помахивая ведерком. Лопату он закинул на плечо. Вечерело. Цепляясь за верхушки сосен, солнце отправлялось на отдых. Низко над землей носились полевые стрижи, однако Николай прекрасно знал, что никакого дождя это не предвещает. По словам Синга сезон дождей еще не наступил, а просто так здесь дождей не бывает. Выпадет утром обильная роса, этим все и ограничится. А жаль, - Николай вздохнул, - как было бы здорово, если б ночью разразилась гроза. Или нет, лучше буря! Дом крепкий, выдержит. Зато как приятно наблюдать вспышки молний за мутным от дождя стеклом, слушать раскаты грома, рев ветра. Сколько же лет я не видел настоящей грозы? Черт его знает. Много. В городе грузы не те. И закаты не те, и рассветы. В городе вообще все не то. Черт подери эту урбанизацию!
Он спустился в овражек, выбрал местечко поудобнее, уселся и, поставив ведро между ног, несколько раз ковырнул отвесную глиняную стену лопатой.
- Отличная глина, - удовлетворенно хмыкнул он, растирая в ладонях небольшой бурый комочек, - не глина, а золото. А в карьере дрянь. Правильно сделал, что сюда свернул.
Он колупнул лопатой еще несколько раз, затем бросил ее и, заложив руки за голову, откинулся на спину. По небу плыли розовые облака. Солнце уже успело скрыться за горизонтом. Э-эх, - Николай вздохнул, - опять проворонил. Несколько раз на закате он видел зеленый луч. Фантастическое, ни с чем несравнимое зрелище! В городе такого не увидеть. Впрочем, ничего страшного. Здесь и без луча закаты великолепны. Такого чистого неба нет больше нигде. Сейчас из светло-голубого оно превратится в ярко-синее, затем ненадолго обретет оттенок морской волны, в считанные минуты переродится в чернильно-фиолетовое. На западе вспыхнет багровая полоса и сразу за этим наступит ночь. А уж какие здесь ночи! Такого Млечного Пути не увидишь даже в тропиках. Э-эх, навечно бы здесь остался!..
Он потянулся, привстал и сколол в ведро еще несколько крупных глиняных комьев. Хорошая глина, - снова похвалил он себя, - для печки самое ту. Лопата опять легла в сторону.
Как незаметно течет время, - думал он, глядя на зажигающиеся в небе звезды, - сколько я здесь? Дней семь, а кажется будто и родился и вырос тут. И Синг свой человек. Подумать только, знакомы всего неделю, а такое ощущение, словно друзья с пеленок. Кто он, интересно, такой? Говорит, что человек, но не больно-то верится. Не бывает таких людей. Впрочем, и мест таких не бывает… Забавно, а существую ли я сам?..
Он не заметил, как уснул. Сон накрыл его мягко и нежно. Ему снился Андрей, снился Реабилитационный Центр. Андрей ползал по полу своего кабинета, а за его директорским столом, закинув ногу на ногу, сидел Гында. Что-то недоброе было в этом. На столе перед Гындой лежала толстая пачка исписанных листов, которые он хватал и разбрасывал. Кружась и разлетаясь в разные стороны, бумаги мягко ложились на палас. Именно их и собирал Андрей, ползая по полу. Вдруг он поднялся, отшвырнул уже собранные листы и, набросившись на Гынду, начал его душить. Никогда этого не будет! - кричал он. - Никогда!!. 
А потом Николай понял, что это не Андрей душит Гынду, а Гында Андрея. Эй, эй! - закричал он и…
- Эй, да ты спишь! --услышал над собой удивленный возглас. - Ну и ну, вот и посылай таких оболтусов.
Перед ним стоял Синг. Дружище Синг добродушно скалился, укоризненно покачивая головой.
- Я за ним на карьер помчался, туда, сюда… А он вот где прохлаждается. Ну, блин, работничек.
- Уснул, - виновато улыбнулся Николай, - сам не заметил, как отключился. Климат у вас что ли такой? Выщелкивает в сон, и все тут!
- Ладно уж, климат, - Синг поднял лопату. - Бери ведро, пошли. Я за тебя тащить инструмент не намерен.
- Что-то мне жуть какая-то приснилась… - зевая, Николай поднялся на ноги, взял ведро. - "Мышиная жуть". Бр-рр…
Он поежился.
- Прохладно.
- Дрянь-то эту вывали, - Синг кивнул на ведро, - чего зря таскать?
- Как вывали? - удивился Николай. - Зачем же ты меня посылал?..
- За глиной. А это не глина. Завтра схожу на карьер.
- А-а… - Николай снова зевнул, послушно высыпая содержимое ведерка на землю. - Ну сходи, сходи. Не все ж тебе командовать…
Шутливо переругиваясь, они направились к дому. 
Ужинали этим вечером на веранде. Особенностью данного места являлось "общение" и где-то в глубине души Николай уже давно это понял. Он не знал как долго существующее положение продлится, а потому ловил мгновение. Что-то подсказывало ему, что скоро придется оставить Синга и двинуться дальше. Путешествие еще не закончено, это еще не Вершина.
Поговорили о высших материях, коснулись темы Бога. Незаметно, как это обычно случается в застольных беседах, разговор перешел на политику. Обсудили плачевное положение дел в стране, (…в стране?..), попытались установить причины этого положения.
- Все беды идут от того, - возбужденно кричал Николай, - что подавляющее большинство людей занимается не тем, чем им следует заниматься. Вот первопричина всех наших бед!
- Погоди, погоди, - замахал руками Синг, - объясни толком, что ты имеешь в виду. Что значит: занимаются не тем, чем следует? Откуда ты вообще это взял?
- Как откуда, я же не слепой! Я же вижу, что происходит вокруг меня.
- Значит, все вокруг дураки и делают не то, что надо. А ты, уж не в белом ли фраке?
- Нет, - терпеливо пояснил Николай, - не дураки, а просто занимаются не своим делом. Главным фактором в выборе профессии должно быть желание заниматься тем-то и тем-то, плюс способность делать это сравнительно хорошо, лучше всего остального. У нас же, выбирая профессию, человек, в большинстве случаев, руководствуется тем, насколько она престижна, как оплачивается и так далее, и тому подобное. Само собой разумеется, что, выполняя работу, которая тебе либо не нравится, либо просто безразлична, ты выполняешь ее кое-как, что говорится "для галочки". 
- Согласен, - Синг задумчиво кивнул головой, - до ужаса банально, но верно. Однако ты упустил из виду еще кое-что.
- Что же? Назови.
- Предположим, я с детства мечтал стать оперным певцом,(заметь, не дворником, не чернорабочим!). Желания преуспеть в этом у меня хоть отбавляй, однако, ни слуха, ни голоса…
- Ни нюха, ни скорости, - перебил Николай. - Понял. Но я и не говорил, что желание быть кем-то должно ставиться надо всем остальным, что способности человека не играют здесь никакой роли. Я имел в виду лишь то, что, выбирая профессию, человеку следует, в первую очередь, задумываться над тем, будет ли она ему по душе, в том ли его призвание, и лишь после этого думать о деньгах, о престиже.
- Создается такое впечатление, будто передо мной сидит представитель эпохи развитуго социализма, - усмехнулся Синг, - а выражаясь более конкретно, какой-то махровый "совок". Можно подумать, ты совершенно незнаком с сущностью человеческой природы. Оптимизм, конечно, качество хорошее, но лишь до тех пор, пока он не становится безрассудным. Практически все утопии являются следствием безрассудного оптимизма.
- Никакого утопизма в моих словах нет, - горячился Николай, - что ты меня, совсем за дурака что ли держишь? Выслушай все до конца, а потом выступай.
- Слушаю, - улыбнулся Синг, - целую неделю только тем и занимаюсь, что слушаю.
- Вот и слушай! А в "нашем социалистическом прошлом", кстати, не все было таким уж бессмысленным или ложным. Не надо вместе с водой выплескивать ребенка. Я отлично понимаю, что помимо желания отдельного индивида стать кем-то, помимо его способностей, существует множество социальных заморочек, определяющих в конечном итоге то, кем данный индивид становится, какое место он займет в обществе. В конце концов, именно из-за несовершенного функционирования этой социальной машины человек и оказался совсем не тем, чем ему следовало бы быть…
- Я как-то не совсем понял, что ты имеешь в виду под "социальной машиной".
- Да? - Николай поморщился. - Я тоже.
Оба рассмеялись.
- Если и нужно сейчас проводить какое-то реформы, - снова заговорил он, - то, в первую очередь, реформы, затрагивающие систему образования и воспитания. Так и только так, и никак иначе! Никакие экономические преобразования не принесут ожидаемых результатов до тех пор, пока общий уровень духовного и интеллектуального развития людей будет оставаться таким же низким, какой он сейчас. Можно издать тысячи, миллионы самых мудрых и правильных законов, но ни один из них не будет работать до тех пор, пока люди думают не о том, как их соблюдать, а о том, как бы половчее их обойти.
- Что же ты предлагаешь?
- Я уже сказал - образование. 
Синг рассмеялся. Он хохотал так долго, что Николай начал злиться.
- В чем дело, - сердито спросил он, - чего ты ржешь?
- Ничего, ничего. Это я так. Просто ты напомнил мне одного чеховского персонажа. Образование, школы, больницы…
- А ты сейчас, подражая персонажам Тургенева или Достоевского, начнешь спрашивать, того ли голодной толпе надо?
- Нет, - Синг перестал смеяться, - не начну. Я только хотел сказать, что одни и те же проблемы встают перед вами из века в век.
- Конечно, встают. Если они не были решены в конце прошлого столетия, их придется решать на исходе нынешнего.
- Значит, в первую очередь - коренные изменения в системе образования?
- Разумеется. И хотя бы потому, что полноценного осуществления никаких других реформ в ближайшее время ожидать не приходится. Добиться же реального осуществления реформ в области образования будет несравненно легче.
- Так, так, продолжай. Наша беседа напоминает мне разговор Чичикова с Маниловым, (раз уж мы начали ссылаться на классиков), но все равно, это довольно занятно.
- Наша задача сейчас состоит именно в том, чтобы разработать соответствующую программу преобразований и всеми возможными путями донести ее до сознания людей. Нужно, чтобы каждый понял, что "быстро - хорошо не бывает", что сменится не одно поколение, прежде чем наша программа начнет давать результаты, но что, вместе с тем, иного пути у нас просто нет. Нам уже вряд ли чем поможешь, а вот смогут ли наши дети и внуки жить по-человечески, зависит только от нас.
- Опять пошел какой-то "совковый" бред… Ладно, - Синг улыбнулся, - всё, о чем ты говоришь, хорошо, но в чем же суть самой программы? Поясни.
- В чем суть?.. - на некоторое время Николай задумался. - Прежде всего, необходимо полностью изменить систему воспитания в детских дошкольных учреждениях и систему образования в школах и вузах. Организация детских кружков, клубов и тому подобной дребедени, все это ерунда, совершенно бессмысленная, пока неизменным остается главное - детские сады и школы. С раннего детства мы не воспитываем человека, а калечим его психику. На словах мы учим детей добру и честности, а своими делами представляем ярчайший пример обратного. Это явное противоречие не только подрывает авторитет педагога, но и сводит на нет весь педагогический процесс. Нельзя обманывать ребенка! (…низя трахать чужую машину!..) С самого раннего детства ребенок должен знать, что в мире существуют зло и насилие. Причем не только в сказках, но и в реальной жизни. И к этому злу у него необходимо вырабатывать иммунитет, то есть желание исправить его, преодолеть, не допустить развития злого начала в себе, (что особенно важно в тот период, когда формируется личность маленького человека). Это первое. Второе - в воспитании каждого малыша необходим индивидуальный подход. Элементарная истина, известная еще со времен Песталоцци и Руссо, однако почему-то так упорно игнорируемая на практике. Бессмысленно заставлять ребенка делать то, к чему у него нет ни способностей, ни желания. Да что я говорю! Существует множество систем воспитания и работы с детьми, разработанных лучшими специалистами в этой области, необходимо только внедрить их в жизнь. А для этого надо готовить воспитателей-профессионалов, нужно отбирать людей на эту должность, нужно лучше оплачивать их труд, постепенно заменяя новыми специалистами "старую гвардию", состоящую из сопливых дилетанток и сварливых старух. Основными качествами человека, которому предстоит работать с детьми20, должны быть доброта и терпение. Без этого ни одного воспитателя на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям…
- Очень нетривиальная мысль! - съязвил Синг.
- Из детского сада в школу ребенок должен приходить нравственно чистым и духовно развитым, - не слушая его, нес свое Николай. - Все, что я говорил о подготовке воспитателей, справедливо и для подготовки педагогов, то есть тех, кому предстоит обучать детей в школах. В обучении так же необходим индивидуальный подход. С первого класса до выпускного! Посредством тестирования на протяжении всего школьного курса можно определять то, к чему данный человек предрасположен, выявлять его наклонности и в дальнейшем направлять обучение в соответствующее русло. Если у ученика нет способностей к математике, ни к чему насиловать его интегральными уравнениями. Достаточно будет дать самое элементарное, жизненно необходимое. То же и в отношении любого другого предмета. Главное, чтобы человек понял, что быть плохим ученым или юристом гораздо хуже, чем быть хорошим лаборантом или рабочим. Хуже для него самого, во всех отношениях, (как в нравственном, так и в материальном). Никакого давления или принуждения! Подросток должен сам осознать кем он хочет стать и по силам ли ему это.
- Банально, но верно, - согласился Синг, - однако должно смениться два-три поколения педагогов, прежде чем твоя образовательная программа начнет давать плоды. Ты сам говоришь об этом. А кому хочется ждать? Да и откуда взять денег на ее осуществление?
- Да, все произойдет не сразу, - подхватил Николай, - на все нужно время. Именно поэтому чем раньше мы поймем, что только через гармоничное и духовно организованное развитие наших детей можно построить совершенное общество, что только это может вывести страну из той глубокой задницы, в которой она сейчас находится, тем будет лучше для всех для нас. Что же касается денег… Ну, во-первых, можно ли жалеть их на такое святое дело? А во-вторых, вкладывать деньги в образование, в детей, в "наше будущее" гораздо выгоднее, чем тратить их на различные политические аферы. Да и так ли уж много надо? Быть может, хватит и тех средств, которые выделяются для этих целей сейчас, нужно только рациональнее их расходовать.
- Знаешь что, - Синг зевнул, - все это интересно, но… Кажется, я уже где-то слышат это. И вообще, по-моему, уже давно пора спать. Тебе так не кажется?
- Ну вот, - обиделся Николай, - как только начинается серьезный разговор, ты сразу спать! Завтра выспишься, куда тебе спешить?
- Мне-то некуда… - загадочно пробормотал Синг.
- Что? - не понял Николай. - О чем ты?
- Не о чем. Так… - Синг зевнул. - Ладно, ты как хочешь, а я ложусь. У меня от твоей болтовни даже башка разболелась. Спокойной ночи.
- Спокойной, - буркнул Николай.
Он еще долго не ложился и сидя на веранде, задумчиво смотрел в темное небо. Что-то тоскливое закралось к нему в душу. Предчувствие чего-то неизбежного, рокового.
Проснувшись утром и выйдя на веранду, он не обнаружил ни обычного завтрака, ни Синга. Не было Синга и в его спальне, и вообще в доме. Николай припомнил, что он собирался этим утром сходить на карьер за глиной, однако внутреннее чутье подсказывало ему, что ни в какой карьер Синг не ходил. Об этом же говорили ведро с лопатой, валяющиеся у крыльца в том самом месте, где Николай их вчера бросил. Накинув куртку, он побежал к реке. На самом краю спуска что-то заставило его оглянуться и бросить прощальный взгляд на дом. Прощальный, потому что избушка медленно растворялась в воздухе. Через минуту от нее не осталось совершенно никаких следов, словно ее здесь никогда и не было. Непримятой оказалась даже трава на поляне.
- Ну что ж, - Николай вздохнул, - рано или поздно это должно было произойти. Ничто не длится вечно, а много хорошего - тоже плохо. Значит, пора!
Вздохнув еще раз, он зашагал в сторону леса. Искать Синга возле реки не было смысла. Все равно его там нет. И не будет. А в принципе и не было никогда раньше. Старина Синг. Неужели он взял и просто-напросто растворился в воздухе, так же как дом? Чушь! Никогда не поверю. Николай поежился и ускорил шаг...

 
  
Продолжение следует...


 

 

Размышления, афоризмы, высказывания…
 
 
 
 
О будущем языка
 
 

Национальные особенности литературы будут исчезать и возвращаться уже на уровне метаигры, ностальгии, иронии, невозвратности и неотторжимости. Национальная принадлежность будет становиться делом вкуса, стиля, эстетического выбора. В каком стиле ты работаешь? - "Металлически-русском", "виртуально-русском", "метареально-русском", "индоевропейско-русском" и т.п. Американцы, озабоченные поиском идентичности, прибавляют к своему самоназванию национальности своих далеких предков: "итальяно-американец", "германо-американец", "ирландо-американец" и т.д. Возможно, со временем появится гордое "русско-россиянин" наряду с "татаро-россиянин", "евро-россиянин"...
Судьба литературы зависит от судьбы языка: останется ли он русским или, по прошествии нескольких веков, олатинится по алфавиту, или по лексике, или даже и по грамматике - вольется в мировой язык, составленный, скорей всего, на базе английского и испанского. Латинизация русского алфавита - перспектива хоть и пугающая, но вполне осязаемая уже к концу нашего нового века, по крайней мере, для нехудожественной словесности. Стандарты письменного общения, нормы внятности задаются электронными средствами коммуникации, а кириллица мало того, что маленький островок в море электро-письмен, она еще сама раздробила себя на несколько кодировок, из-за чего многие русские переписываются на латинице. Этот период "новофеодальной" раздробленности вряд ли пройдет без тяжелых последствий для кириллицы: латиница ее начинает вытеснять даже среди русскоязычных. Даже сербы, у которых особые причины не любить латиницу, постепенно на нее переходят.
Так что, возможно, через сто лет кириллица останется именно азбукой художественного письма, отличительным эстетическим признаком, хотя одновременно появятся и произведения, созданные на "живой", разговорно-деловой латинице (как Данте перешел от литературной латыни к живому, хотя и "вульгарному", итальянскому и стал одним из основоположников новоевропейских литератур). Латинская версия русского начнет эстетизироваться, появится дополнительная возможность многозначной игры со словами других языков... Говорю это с ужасом, но представляю неизбежность такого поворота вещей.
Возможен и другой способ развития русского языка - не через заимствование (алфавита, лексики), а через развитие индоевропейской системы корней, которую славянские языки делят с романскими и германскими. Может быть, на основе русского будет построен такой язык, по отношению к которому современный русский будет только частным случаем. Из 500 слов на "люб", которые будут в языке, в нынешнем русском есть только одна десятая. Это не просто заполнение лакун, а воссоздание того языкового объема, словомысленного пространства, которое охватит и русский, и другие индоевропейские языки.
Воссознание-воссоздание индоевропейской основы современных языков, но уже не как праосновы, а как мыслимого и "рекомого" будущего, - такова одна из возможностей "поступательного возвращения" русского в мировую языковую семью. Мне представляется, что будущий мировой язык должен быть не пананглийским или паниспанским, но ново-индоевропейским, - должен восстановить те формы корневой, лексической, грамматической общности, которые все индоевропейские языки имели в истоке своего развития и дифференциации. Быть может, перед переходом от живых языков к машинным настала пора и потребность доразвить до конца, спроецировать во все мыслимые стороны "корне-кронную" систему русского языка, охватить древо развития языка как единое целое, от ныне обозримых ветвей - не только к индо-европейским корням, но и к тем кронам, над которыми уже вскоре полетит искусственный интеллект, вовсе оторвавшись от национально-исторической почвы языкосложения.
Я пытаюсь участвовать в этом процессе своим проектом "Дар слова", где предлагаются альтернативные, расширительные модели словообразования: древнейшие индоевропейские корни начинают ворочаться в почве русского языка, заново прорастать и разветвляться, а тем самым и сплетаться с другими языками индоевропейской семьи.
Кто я по своим культурным корням? Да тот же, кто и по языковым: индоевропеец. Не западник и не восточник, не русский, не американец, не еврей - это все более частные характеристики, которые необходимы, но недостаточны. У всех этих культур - общее индоевропейское наследие, которое сохранилось прежде всего - и почти единственно - в языках (отчасти и в мифах, архетипах). И значит, по мере того как будет объединяться человечество и вырабатываться общий язык, индоевропейские корни начнут заново обнажаться в сходящейся перспективе разных языков. Сейчас, возможно, назревает грандиозная реформа русского языка: не горизонтальное вхождение в современность, через заимствования, подражание - а по вертикали: не англизация, не европеизация, а индоевропеизация, т.е. восхождение к первородным корням, а через них - к общепонятным производным, с ясными индоевропейскими корнями и ответвлениями. У нас, русскоговорящих, разъехавшихся по всему миру: россиян, американцев, израильтян, австралийцев, канадцев, германцев, язык - единственное общее наследие. Напрасно искать общности на каких-то политических платформах или в культурных программах - здесь нас разделяют возраст, воспитание, место жительства, вкусы и т.д. Но язык, знаковая система, которая сформировала наше мышление, культурный генофонд, у нас один, и, значит, первейшая забота и точка схождения - не дать вымереть и угаснуть языку.
Нынешний русский "вянет на корню". Самое тревожное - что корни русского языка в XX веке замедлили и даже прекратили рост, и многие ветви оказались вырубленными. Общий взгляд на состояние языка приносит печальную картину: от глубинных, первородных корней торчат несколько разрозненных веточек, и не только не происходит дальнейшего ветвления, а, наоборот, ветви падают, происходит облысение словолеса. У Даля в корневом гнезде "-люб-" приводятся около 150 слов, от "любиться" до "любощедрый", от "любушка" до "любодейство" (сюда еще не входят приставочные образования). В четырехтомном Академическом словаре 1982 года - 41 слово.
Выходит, что корень "люб" за сто лет не только не дал прироста, новых ветвлений, но, напротив, начал резко увядать и терять свою крону. Далевские слова в языке не восстановить, потому что многие связаны с кругом устаревших, местных значений, церковно-славянизмами и т.д.; но в живом языке и корни должны расти, ветвиться, приносить новые слова.
Знаменательно, что Солженицын, который пытается расширить современный русский язык введением слов из Далевского словаря, вынужден был проредить в своем отборе не только состав слов, но и сокращать их толкования, сужать значения (см. мою статью "Слово как произведение. О жанре однословия", "Новый мир", № 9, 2000). Во всех словарях русского языка советской эпохи в общей сложности приводятся 125 тысяч слов - это очень мало для развитого языка, тем более с огромным литературным прошлым и потенциалом. Тем более что значительную часть этого фонда составляют однообразные и малоупотребительные суффиксальные образования типа "судьбинушка, спинушка, перинушка, детинушка, калинушка, долинушка, былинушка...". Почти 300 слов только женского рода с суффиксом "ушк" внесли составители в семнадцатитомный Большой Академический словарь (1960-е), чтобы представить развитие и богатство языка; а между тем из языка выпало множество полнозначимых ответвлений от действительно плодовитых, смыслоносных корней.
С языком происходит примерно то же, что с населением. Население России чуть ли не втрое меньше того, каким должно было быть по демографическим подсчетам начала XX века. И дело не только в убыли населения, но и в недороде. 60 или 70 миллионов погибли в результате исторических экспериментов и катастроф, но вдвое больше из тех, что могли, демографически должны были родиться, - не родились, не приняла их социальная среда из тех генетических глубин, откуда они рвались к рождению. Вот так и в русском языке: мало того, что убыль, но еще и недород. Мертвые слова вряд ли можно полностью воскресить, хотя солженицынская попытка заслуживает большого уважения, - скорее нужно народить новые слова, не на пустом месте, а произрастить их из древних корней в соответствии со смысловой потребностью.
Я почти ничего не сказал о литературе - но сейчас как никогда ясно, что литература в узком смысле слова - не письменность вообще, а художественная словесность - есть лишь один из способов и даже один из этапов в жизни языка. Насколько национальным будет язык - настолько же национальной будет и литература.
 
 

Михаил Эпштейн

"Знамя" # 9, 2000г.

  
 


ДЕБЮТ
 
 
 
Уважаемые подписчики!!!

Если Вы пишете рассказы или стихи и хотите, чтобы Ваши произведения увидели и оценили другие люди, если Вам есть о чем поведать миру, присылайте свои работы нам и мы опубликуем их в нашей рассылке. Не забудьте сообщить свои имя и фамилию (или псевдоним). В теме письма укажите - "дебют". Самые интересные произведения в дальнейшем будут выложены на нашем сайте.
 
 



 

 
Виталий Коголь


 


 
"Вечная осень"
 
 

Отрывок. 
Полностью текст книги можно найти по адресу: http://litlab.narod.ru/0001.htm
 
 
 
 


 

Вторая история, рассказанная Евой
 

Полутемная комната, свет падает грязно-желтым пятном, от настольной дампы, на переполненную 
окурками пепельницу и сгорбленную фигуру мужчины, сидящего на стуле за рабочим столом. В 
воздухе висит сизая пелена сигаретного дыма, он медленно вытекает в приоткрытое окно, за которым 
крупными каплями барабанит ночной дождь. По стенам комнаты, развешаны медальоны с головами 
животных, оскалившиеся пасти щук и сомов, чучела нахохлившихся птиц, распластавших крылья 
орлов, на полу меховой ковер серого волка, с белоснежными клыками. В комнате больше ничего нет, 
лишь стол, заваленный красками, набросками, книгами, фотографиями, и стул, на котором сидит 
таксидермист. Стены пропитаны запахом уксуса, лака и масляных красок, в пожелтевшие обои, въелся 
смрад табачного дыма. Мужчина держит в руке стеклянный кругляш, а в правой тонкую беличью 
кисточку, глядя красными, воспаленными глазами, он с ювелирной точностью и осторожностью, 
воспроизводит глаз совы, нанося яркую оранжевую краску, на скользкую поверхность
отшлифованного оргстекла. Само чучело стоит рядом, оно почти готово, осталось вставить глаза, и 
птица оживет, даря миру, блестящие блики искусственных очей. На покрытых щетиной, щеках 
чучельника, играют желваки, он закусывает губу, и делает последний мазок. Затем осторожно 
откладывает глаз в сторону, кисточку на вымазанную краской тряпку, распрямляет затекшую спину, и 
с глубоким вздохом закрывает руками глаза. Ему ужасно хочется спать, последнее чучело принесло не 
мало хлопот из-за своего раздробленного правого крыла, с которым пришлось изрядно повозиться, 
прежде чем был восстановлен прежний вид плечевой и лучевой кости. Но срок исполнения заказа
неумолимо приближается и нужно торопиться. Эта работа приносит деньги на существование и если 
он лишится и без того немногих заказчиков, то попросту сдохнет с голоду. Мужчина достал сигарету 
из пачки и прикурил от зажженной спички, выпуская клубы дыма в луч света настольной лампы. 
Вокруг стоит мертвая тишина. Кажется, что слышно как ползут тени по стенам. Его глаза начинают 
смыкаться, серый столбик табачного пепла упал на пол, разбившись в невесомую пыль сонного 
порошка - нектара, склеивающего веки, сладкого молочка, переплетающего ресницы. В голове стало 
тепло и приятно, мягкая тяжесть в затылке и щекочущая пустота во лбу. Легкую и гладкую ткань 
тишины разорвал звук надрывно звенящего телефона. Он вздрогнул, часто моргая воспаленными 
веками и не понимающе глядя в окно, провожая обрывки снов. Звонок повторился. Чучельщик затушил в 
пепельнице практически догоревшую сигарету, бросил взгляд на часы - половина третьего ночи - и, 
встав, медленно поплелся в прихожую к телефону. Огрубевшая от химикатов рука с выдубленной 
кожей на пальцах, взяла грязно-белую телефонную трубку:
- Да. - Устало ответил он, протирая глаза.
На другом конце провода было молчание, "живая" шипящая немота.
- Я слушаю. - Повторил он.
Через секунду, в трубке раздался совершенно четкий и ясный мужской голос:
- Мне рекомендовали вас как хорошего таксидермиста.
- Кто это?
- Вы принимаете заказы? - Произнес тот же спокойный и ровный голос.
- Да, я принимаю заказы, - с ноткой раздражения, произнес мастер, потом, спохватившись что, 
может отпугнуть потенциального клиента, более мягко добавил, - сегодня уже поздно, давайте 
созвонимся завтра.
В трубке была тишина. Таксидермисту показалось, что он слышит, где-то вдалеке детский смех, 
переплетенный с многоголосым шепотом, и ему стало не по себе:
- Алло! - Произнес он, дуя в трубку.
- Это срочный заказ. - Наконец произнес знакомый мужской голос.
- Хорошо, - сдался мастер, прикуривая сигарету и смерившись с той мыслью, что сегодня он уже 
не поспит, - что у вас? Рыба, птица, зверь?
- Скорее последнее. - Отчетливо донеслось из трубки.
- Земноводное, пресмыкающееся? Хотя какая разница, приносите, на месте разберемся.
- Такой подход мне нравиться больше, - ответили там, - через полчаса я буду у вас со своим 
экземпляром.
- Запишите мой адрес.
- Я его знаю. До встречи. - И в трубке стало тихо, ни щелчков, ни гудков. 
Мастер медленно положил ее на аппарат. Было что-то странное в этом полуночном звонке, и он 
уже пожалел, что на него ответил, но, немного подумав, все же решил, что лишние деньги ему не 
помешают и если какому-то придурку посреди ночи загорелось сделать себе чучело, так это его 
личные проблемы. Единственное что его угнетало, так это мысль о том, что придется провести еще 
одну бессонную ночь. Ничего... Он решил, что будет спать в перерывах между работой.
Чучельщик вышел на кухню, взял высокий стакан, насыпал в него три ложки золотисто-коричневого растворимого кофе, пару ложек сахара, и залил все это холодной водой. 
Забросив в стакан, несколько кусочков льда, он сделал не большой глоток и потушив свет на кухне, 
вернулся в рабочую комнату. К тому времени как было выкурено две сигареты и выпит ледяной кофе, 
краска на разрисованных глазах, успела высохнуть. Чучельник взял чистую кисть и окунув ее в 
солевой раствор, принялся размачивать засохшие веки птицы. Затем он вставил глаза на свои места, 
еще немного поколдовал над ними пинцетом и ватным тампоном. Закончив работу, встал со стула и 
отошел на два шага назад. Теперь чучело совы выглядело как настоящее. Оставшись довольным своей 
работой, мастер взглянул на часы, они показывали пятнадцать минут четвертого, и в это время 
раздался дверной звонок. Он вышел в коридор и подойдя к входной двери, посмотрел в дверной 
глазок. Ничего не было видно, только темнота. Наверное, опять лампочка перегорела, подумал он.
- Кто там? - Спросил мастер.
- Я вам звонил по поводу заказа. - Послышался мужской голос из-за двери.
Таксидермист открыл дверь и отошел в сторону, пропуская в квартиру ночного гостя. Из темноты 
лестничной клетки, в полумрак коридора, шагнул высокий и плотный мужчина в черном длинном, 
пальто, влажным от дождя, и черной широкополой шляпе. Из-под пальто выглядывали серые брюки, с 
начищенными до блеска черными ботинками, на одном из которых, красовалась тонкая грязевая капля. 
С его появлением, комната наполнилась еле уловимым, знакомым запахом.
- Это я вам звонил. - Произнес мужчина, снимая перчатку, и протягивая руку для пожатия.
- Извините, но у меня не совсем чистые руки. - Таксидермист, как бы в оправдание показал свои 
вымазанные в краске ладони.
Мужчина опустил руку, и произнес:
- Мне говорили, что вы лучший таксидермист из всех существующих.
- Я думаю, что это слегка преувеличено. - Ответил мастер.
- Ничуть. Глядя на ваши работы, в этом убеждаешься, они даже лучше живых.
- Я просто пытаюсь дать животным вторую жизнь после их смерти.
Мужчина кивнул:
- И у вас это хорошо получается.
Повисла небольшая пауза.
- Так чем, собственно, обязан? - Спросил мастер.
- Ах, да, - мужчина повернулся к открытой двери, затем посмотрел на таксидермиста, - вы 
позволите?
- Да, конечно. - Немного смутившись, ответил тот.
Мужчина сделал приглашающий жест рукой, и в комнату вошли еще двое, волоча большой и 
по-видимому, тяжелый черный мешок. Эти двое выглядели почти, так же как и их спутник, вошедший 
первым, разве что были чуть поменьше ростом и поуже в плечах. Положив мешок на пол, они кивнули 
и вышли опять в темноту. По их лакейскому поведению, таксидермист понял, что они были всего 
лишь слугами. У всех у них, включая и самого ночного гостя, было что-то странное в лицах, но что 
именно он не мог понять. Мастер стоял в стороне и, покусывая губу, смотрел на сваленный, на пол 
черный мешок.
- Довольно крупный экземпляр. - Наконец произнес он.
- Но я уверен, что для вас это не проблема? - Спросил визитер.
- Нет, просто больше работы и более высокая цена.
Мужчина кивнул в знак согласия.
- Вы говорили, что это животное, - уточнил мастер, - тигр, рысь? Хочу сразу предупредить, что 
чучела из запрещенных к добыче зверей, стоят в три раза дороже. Риск, сами понимаете.
Мужчина вновь кивнул.
- Так кто это?
- А вы посмотрите сами. - Предложил ночной гость, отступая в сторону.
Мастер наклонился над мешком и расстегнул молнию, закрывавшую его ровно на одну треть. 
Вначале ему показалось, что он видит дурной сон или его обманывают уставшие глаза - из черной 
бездны мешка, на него смотрело лицо молодой девушки. Он отшатнулся в сторону и заикаясь
произнес:
- Но… но… но ведь это же человек!
Мужчина кивнул:
- Женщина. - Уточнил он.
- И вы хотите, чтобы я…
- Именно. - Совершенно спокойно ответил мужчина.
Мастер судорожно сглотнул:
- Извините, я должен отказаться. Произошла какая-то ошибка, по-видимому, вам нужен специалист 
по бальзамированию, а не таксидермист.
Мужчина стоял молча, никаких эмоций не отражалось на его лице, он смотрел как чучельщик 
нервно перебирает складки на своей мятой рубахе, как бегают его глаза и не произнес ни слова.
- Если хотите, я могу сделать посмертную маску или даже муляж, - прервал молчание 
таксидермист, - но чучело… Нет… нет…
- Вы сделаете чучело. - Спокойным голосом произнес визитер.
Чучельщик замотал головой.
- Сделаете, - повторил мужчина, - по доброй воле или нет, но сделаете. В первом случае, вам 
больше никогда не придется задумываться о хлебе насущном и весь мир будет лежать у ваших ног, а 
во втором…. Я не думаю, что вы хотите знать того, что будет с вами, если вы не согласитесь.
- Но это невозможно. - Произнес таксидермист.
- Нет ничего невозможного, в конце концов, человек это тоже животное.
- Но будут видны швы на коже, их нечем прикрыть, ни шерсти, ни перьев, ни даже чешуи. - 
Выставил свой последний довод чучельщик.
- Для этого существует грим, - мужчина достал из внутреннего кармана коробочку и положил ее 
рядом с мешком, - все, что понадобиться для работы, мы принесли.
В коридор вновь вошли двое, таща большую сумку. 
- Здесь вы найдете еду и сигареты. Мои двое людей будут все время за входной дверью, если 
что-нибудь понадобиться передадите им, а также они позаботятся о том, чтобы вам никто не мешал и 
об останках этой юной леди. Телефон мы отключим, чтобы он не мешал вашей работе. И еще, не 
вздумайте бежать. Чучело должно быть готово через неделю. Если вы сделаете это, то будете одним из 
избранных мира сего, если нет…
Мужчина посмотрел на таксидермиста в упор:
- У вас мало времени, не теряйте его понапрасну.
Чучельщик весь осунулся, и надломленным голосом спросил:
- Вы меня убьете?
- Если выполните заказ, то обещаю, что вы нас больше не увидите.
- Хорошо, - ответил он, - я согласен, но мне нужно знать давно ли она умерла.
- И, да и нет, - ответил мужчина, - она вполне пригодна для таксидермии, если это вас интересует, 
материал свежий. И помните, не позже чем через неделю, чучело должно быть готово. Всего хорошего.
После произнесенных слов, мужчина и двое сопровождавших его, бесшумно вышли, затворив за 
собой дверь и оставив таксидермиста наедине с покойной.
Съехав спиной по стене, он сел на корточки и закрыл лицо рукам. Его мозг отказывался 
воспринимать произошедшее но тело, лежащее рядом, указывало на то, что все это было на самом 
деле. Медленно поднявшись, он открыл вторую сумку. В ней оказались блок дорогих сигарет, 
консервы, несколько бутылок безалкогольного вина, фотоаппарат с кассетой для моментальных 
снимков. Отдельно были упакованы - хирургический инструмент, гипс, кусок стеарина, керосин, уксус, 
соль и прочие химикаты. Казалось, что они предусмотрели все до мелочей, даже резиновая шапочка 
для волос и пять пар одноразовых перчаток. В этой сумке было все необходимое.
Таксидермист, взяв за края мешок с телом покойной, оттащил его в комнату. Он отшвырнул ногой, 
лежащий на полу меховой ковер и положил мешок точно по середине. Затем полностью его открыл
и вытащил тело. Девушка была голой, невысокого роста, с правильными чертами лица и хорошей 
фигурой. Чучельник надел перчатки, взял в руки фотоаппарат и принялся ее фотографировать. Он 
сделал несколько снимков в полный рост, затем снял лицо, глаза, нос, губы, уши, грудь, живот, 
гениталии, бедро, голень, ступни, плечи, предплечья, кисти. Перевернув тело лицом вниз, он отснял 
те же части тела со спины. Сложив все фотографии отдельно, он вновь перевернул тело на спину, и 
открыл окно (по комнате начал распространяться трупный запах), взял большой шприц, и обколол все 
тело формалином. Когда делал последний укол в области живота, под грудной хрящ, почувствовал 
головокружение и опустившись на пол, прислонился к стене. Во рту стоял неприятный привкус, 
противно сосало под ложечкой, давали о себе знать две бессонные ночи. Он не заметил как уснул, 
прямо на полу, со шприцом в руке.
Проснулся он, резко открыв глаза. Ему снились хрустальные горы, где каждая трещинка поет под 
палящими солнечными лучами и стонет в холодном свете безликой луны. На их сияющих пиках
остались кровавые пятна тех, кто упал с небес, а подножье устлано, мягчайшим пухом сов. Откуда-то 
издалека доносился плачь. Плакала женщина. Но не смотря на все попытки разыскать ее, ему это не 
удалось. Так он и проснулся со звучащим в ушах плачем.
Таксидермист посмотрел на лежащее на полу тело - легкий ветерок, через открытое окно, пробегал 
по золотисто-рыжим волосам покойной, заставляя их трепетать и плавно покачиваться, словно 
водоросли влекомые течением. Ее кожа поменяла свой цвет с молочной на восковую, над верхней 
губой появилось синее пятно. Посмотрев на часы, чучельник понял, что проспал почти двенадцать 
часов. Поднявшись, он взял из сумки резиновую шапочку и подойдя к усопшей, натянул ее ей на 
голову, осторожно подобрав под нее все волосы. Затем одел себе на руки резиновые перчатки, и 
принялся разминать все члены покойной, для того чтобы быстрее прошло трупное окоченение. Ноги 
сгибались с бьющим по нервам хрустом и скрипом, а когда он перевернул ее на живот, заметил то, на 
что не обратил внимания ночью - две раны, сантиметров по десять каждая, под левой и правой 
лопаткой. По-видимому, ее убили ударом ножа в сердце, хотя разрез был слишком велик для ножевого, 
но зачем был нанесен второй удар под правую лопатку? Он погрузил свой указательный палец в рану, 
пытаясь измерить глубину, но палец уперся в ребра. Это ему показалось странным, впрочем, как и то, 
что с ним сейчас происходит. Но как следует все обдумать, ему не хватало времени, поэтому он решил 
поразмыслить об этом потом, а сейчас он принялся покрывать тело стеариновой смазкой. Кисть 
скользила по позвоночнику, оставляя за собой песочный след, застывающего жира, по ягодицам 
бедрам, голени. Со стороны он мог показаться сумасшедшим художником или заканчивающим 
произведение, гениальным скульптором. Замешав гипс, чучельник принялся заформовывать тело. 
Сначала он сделал это со спины, затем, когда гипс с кусками арматуры внутри, которые торчали 
словно сломанные кости из раны при открытом переломе, затвердел, он заформовал переднюю часть 
тела. Отдельно, сделал кусковую форму с лица, кистей рук, ступней и груди. Все тело превратилось в 
грязно-белый кокон, на подобии домика, который строит себе ручейник. Этот гипсовый саркофаг мог 
бы стать прекрасным местом для успокоения бренного тела. Ожидая пока гипс окончательно 
затвердеет, таксидермист сидел на полу, выкуривая свою третью сигарету и размышляя о том, кем 
были вчерашние гости. Он никак не мог понять, что так привлекло его внимание в их лицах пока, в 
конце концов, не поймал себя на мысли, что в том то и дело что в них не было ничего 
запоминающегося, они были безликие словно карнавальные маски, как пластмассовые куклы, 
выставленные на продажу в магазине, слишком все правильно, ни единого изъяна.
Куски формы, были сняты и лежали грудой в углу. Теперь ему необходимо снять кожу. 
Таксидермист взял скальпель и подойдя к телу, задумался. Он решил снять кожу так, как это делают 
при изготовлении чучел обезьян, разрез по спине, тыльной стороне рук и ног. Перевернув покойную 
на живот, он провел скальпелем по позвоночнику. Скальпель прошел ровно и мягко, рассекая нежную 
кожу, оставляя за собой темный, бескровный разрез. Комната сразу же наполнилась сильнейшим 
запахом разлагающегося тела и мастеру пришлось вставить себе в нос тампоны, пропитанные 
жидкостью, перебивающей запах. Сделав все необходимые разрезы, он отложил скальпель в сторону и 
принялся осторожно отделять пальцами кожу от мышц. Когда работа была закончена, на полу лежало 
тело без кожи, а рядом, бесформенной массой, его недавняя оболочка. Останки тела он упаковал в 
мешок, затем вышел в коридор и открыл входную дверь. За ней, облокотившись спинами о стену, 
стояли двое в черном. Они выжидающе на него посмотрели.
- Останки, - произнес чучельник, - их нужно убрать.
Они молча вошли в квартиру и взяв указанный мешок, вынесли его вон.
- Что-нибудь еще? - Спросил один из них.
Чучельщик отрицательно покачал головой и медленно закрыл дверь.
Наполняя ванну пикелем, он пытался воспроизвести в своем мозгу лица тех двоих, но ничего 
не получалось. Они расплывались смутными неясными образами. Погрузив кожу в пикель, чучельщик 
направился делать искусственное тело по снятым формам. 
Все формы уже были залиты эпоксидной смолой, вперемешку с крупными опилками и 
мешковиной. Пока оттиск затвердевал, а кожа консервировалась, чучельщик наскоро перекусил и
вымывшись, лег спать. Спал он долго и без сновидений. Проснувшись, достал кожу и развесил ее в 
сушилке. Необычно было смотреть на длинные лоскуты человеческой кожи, висящие на вешалах. К 
шкурам животных он уже привык и воспринимал их только как материал для работы. Другое дело 
человек, с его личной судьбой и когда-то прожитой жизнью. Отогнав от себя посторонние мысли, 
мастер принялся склеивать тело из отлитых кусков. Склеенная им форма в точности повторяла 
мертвую девушку, вплоть до мельчайших деталей. Чучельщик установил его на рабочий подиум и 
принеся кожу из сушилки, взялся за самую сложную работу - одевание ее на манекен. Укрепляя 
мелкими гвоздиками, подкладывая в нужные места валики лепной мастики, чтобы предать телу 
правдоподобную рельефность и стежок за стежком, изогнутой хирургической иглой, с суровой, 
пропитанной специальным составом нитью, он "вживлял" кожу на искусственного болвана. Ему 
приходилось сверяться со сделанными ране снимками, чтобы не пропустить ничего, что было в 
теле или лице запечатленного на них человека. Последний стежок был сделан в области большого 
пальца на ноге. Чучельщик выпрямился, поправил волосы на своей работе и отойдя в сторону, 
осмотрел оценивающим взглядом свое творение. Она могла стать венцом всей его практики
изготовления чучел, финальной точкой… При мысли о финальной точке его прошиб озноб и он, 
быстро прикурив сигарету, вышел на кухню. Оставалось сделать глаза и зашить два разреза под 
лопатками, после чего можно было приступать к обработке ядом. Выточив на миниатюрном станке
два кругляша под нужный размер глаз, он принялся искать фотографию, по которой смог бы 
воспроизвести радужную оболочку. Найдя ее, он замер в нерешительности. По-видимому, что-то 
случилось с фотоаппаратом, потому что на фотографии глаза были цвета белого стекла. Он знал что, 
глаза были другого цвета, все что угодно, но не белые, иначе бы он запомнил это, но вот какие на 
самом деле?.. Тогда он решил положиться на волю судьбы и сделал их зелеными. Вставив 
разрисованные стекла под веки, он стал зашивать разрезы под лопатками. На удивление, здесь была 
очень тонкая кожа и она в каждую секунду норовила лопнуть. С большим трудом ему удалось 
стянуть две раны самыми тонкими и непрочными нитями. Работа была закончена, в ней мастер 
превзошел самого себя, справившись всего за четыре дня. Он хотел поскорее закончить со всем этим
и выйдя на лестничную клетку, произнес стоящим двум охранникам:
- Работа закончена.
Один из них кивнул и ушел.
- Что теперь? - Спросил чучельщик.
- Ждать. - Коротко ответил оставшийся охранник.
Ждать пришлось не долго. Примерно через четверть часа все тот же мужчина в длинном пальто и в 
сопровождении своих телохранителей вошел в комнату где находился таксидермист со своей 
работой. Он даже не поздоровался, а прямиком направился к чучелу девушки. Обойдя вокруг, он 
остановился за ее спиной и произнес:
- Работа выполнена прекрасно, только это…
Таксидермист подошел к мужчине и посмотрел на то, что тот ему указывал.
- Ах, это, - произнес он, наблюдая как прямо на глазах, лопаются нитки на обоих разрезах под 
лопатками, - здесь очень тонкая кожа и я не смог…
- Не нужно было их зашивать, - произнес мужчина в черном, - они предназначены совсем для 
другого.
С этими словами он буквально из неоткуда выхватил два огромных крыла и приставил 
их к разрезам под лопатками чучела. Появилось тусклое свечение и крылья срослись с кожей 
девушки. Таксидермист стоял рядом, ошарашено глядя на произошедшее.
- Прекрасно выполненная работа, - произнес мужчина в черном, - прекрасно!
Он сел на стул, закинув ногу за ногу и посмотрел на чучельщика:
- По-видимому, я должен объясниться.
- Нет. - Поспешно ответил таксидермист.
Мужчина остановил его движением руки:
- Видишь ли, - он указал на девушку с крыльями, - это не что иное, как твой собственный 
ангел-хранитель из которого ты сделал своими руками прекрасное чучело.
Таксидермист медленно опустился на пол.
- Оно будет прекрасным дополнением моей коллекции, ну а что касается оплаты, то вот…
С этими словами он извлек из кармана три девятидюймовых гвоздя и швырнул их на пол.
Когда таксидермиста распинали на кресте, дьявол произнес:
- Ты будешь висеть на нем, пока не истлеет твоя работа, а так как она сделана на совесть, то 
произойдет это не скоро. Не раньше, чем через тысячелетие.
Крест с распятым чучельщиком, вознесся высоко в небеса, за пределы стратосферы, пока земля не 
стала размером с теннисный мяч.
- Как я тебе и обещал, - произнес все тот же голос, - тебе теперь не нужно заботится о хлебе 
насущном, и вся земля лежит у твоих ног…
 
 
 
 
 

Отзывы и критику направляйте Виталию: angelfiche@mail.ru

 

 


POST SCRIPTUM
 
 
 
Интересные ссылки:
 
 

Зарубежная пресса на русском языке - http://mig.htmlplanet.com/

Кафе "Декаданс" - http://www.geocities.com/SoHo/Nook/2689/index_ru.html

Книги по истории, философии и богословию - http://www.holmogorov.rossia.org:8101/libr/

Библиотека Немого - http://www.om-express.ru/~nem/bibl.htm

Поэзия ренга - http://www.btk.utu.fi/~amikhail/Poetry.html
 
 


 
 


 
Предложение издателям:

Грандиозный литературно-издательский проект! Литературная лаборатория "GoldBee" приглашает к сотрудничеству издательства и редакции литературных журналов. У нас есть, чем Вас удивить!!!
Все подробности по адресу: tot@students.ru

 



Объявления:
 

ООО "ЭКОЛОГИЯ". Запорная арматура - покупка, продажа, заключение договоров. Все подробности по адресу: eco@udm.ru ; veche@udm.ru.
 
 

* * *


 


 
Желающие разместить свои объявления в нашей рассылке, пишите сюда: dir@udm.ru. В теме сообщения обязательно укажите - "объявление"!

Поможем, чем сможем! :)
 

 

 

Как с нами связаться:

E-mail: dir@udm.ru
URL: http://goldbee.cjb.net , http://litlab.narod.ru
ICQ: 133864706

Выпуск подготовили: Анатолий Белоусов, Иван Хлюпов, Александр Тагес.
Literary Laboratory "GoldBee".

 


(c)
Literary Laboratory "GoldBee"
All rights reserved
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное