Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Путеводитель по Библии

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 04 (29). 10.02.2002

«Счастлив тот, кто влюблен, ибо его Царствие бесконечно!»

Помните — в прошлом выпуске мы говорили о царе Соломоне и его любви к простой девушке Суламифь, о страсти, ревности и мести? Вроде бы, самая уместная тема перед Днем Св. Валентина, Праздником Всех Влюбленных!

Светлана Макаренко

«Нить бессмертия из чернильных строчек»

(о книге «Любовь в письмах великих влюбленных»)

Книга «Любовь в письмах великих влюбленных», выпущенная в конце 2001 года Ростовским издательством «Феникс», Ростов-на-Дону, стала для меня не только откровением, находкой, подобной сверкающему алмазу, но и чем-то совершенно Новым, несмотря на то, что самому известному самому страстному любовному письму, которое в ней опубликовано, более двух тысяч лет!

Это — библейский текст «Песни песней» Письмо царя Соломона к Суламифь. И ее ответ. Впрочем, «письмо», «ответ» — все эти слова, которые я пишу сейчас, есть всего лишь условность. Реальность одна, и она — непреложна! Это — обжигающий, завораживающий, наполненный живым пульсирующим, теплым биением сердца текст, который может запомниться без закладок, а если и есть закладка, то — помните: «красный кленовый лист» (А. Ахматова) из осеннего парка. Или засушенная роза с побледневшими, но сохранившими аромат лепестками:

«Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лицо твое приятно...

На ложе моем, ночью, искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя...

Пленила ты сердце мое, сестра, невеста! Пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей... Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами. Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его!»...

Тема великой и страстной любви, то спасительной, то сокрушающей, возникает в Библии не однажды. Напомним эпизоды, которых мы уже касались в «Путеводителе по Библии». Это и незаконная любовь Давида к Вирсавии, и рикошетом ударившая по Давиду вражда его сыновей Авессалома и Амнона из-за насилия, учиненного последним над Фамарью, и история семь лет служившего за Рахиль Иакова, и повторившаяся в Коране страсть жены египетского фараона к Иосифу Прекрасному... А сегодня нам хотелось бы коснуться не столь известной, но драматичнейшей легенды из книги Судей.

Все началось с Вениамина, позднего любимого сына Иакова, который уже встречался нам в истории Иосифа.

Вениамин — сын Иакова и Рахили, родоначальник племени (колена) вениамитян, отличавшихся воинственным нравом. Иаков (Израиль) перед смертью предсказал: «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт 49:27).

Колено Вениамина вместе с коленом Иуды впоследствии образовало Иудейское царство со столицей Иерусалимом. Из колена Вениамина были первый иудейский царь Саул и апостол Павел.

Слово «Вениамин» в тексте Библии встречается также в значении «потомки Вениамина, вениамитяне», которые унаследовали от родоначальника племени воинственный нрав и необычайную жестокость — добавив приверженность пороку. О бесчеловечных поступках вениамитян рассказывается в книге Судей:

«В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского. Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца. Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе» (Суд 19:1–3).

Левит и его наложница помирились и вместе тронулись в обратный путь. По дороге им пришлось заночевать в одном доме в Гиве Вениаминовой. «Жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы... И вышли все сыны Израилевы, и собралось все общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу... И восстал весь народ, как один человек» (Суд 19:22–29, 20:1, 8).

Имея громадное численное преимущество, вениамитяне одержали ряд сокрушительных побед. Однако израильтяне не дрогнули. Бог был на их стороне, и в конце концов они взяли Гиву Вениаминову, до основания разрушили город и истребили его жителей.

Подобно тому, как Александр Куприн усилил в восприятии современников звучание «Песни песней», точно так же небольшая поэма Константина Львова стала для меня неотъемлемой частью библейского эпизода «Левит и его наложница». Поэтому я включила ее в «Путеводитель по Библии».

Хочу обратить Ваше внимание и на вторую, не менее драматичную часть этого эпизода, выводящую нас за пределы упрощенных, идеальных представлений о мире и справедливости.

Шестиста мужчинам из вениамитян удалось спастись, и, когда чувства улеглись, израильтянам пришлось решать судьбу колена Вениаминова. Дело осложнялось тем, что в Массифе они поклялись не отдавать дочерей в жены вениамитянам.

«И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших? И сказали: нет ли кого из колен Израилевых, кто не приходил пред Господа в Массифу? И оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание. И осмотрен народ, и вот, не было там ни одного из жителей Иависа Галаадского. И послало туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей; и вот что сделайте: всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предайте заклятию, а девиц оставляйте в живых. И сделали так.

И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханаанской. И послало все общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир. Тогда возвратились сыны Вениамина к израильтянам, и дали им израильтяне жен, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно...

И сказали старейшины общества: каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц силомских и идите в землю Вениаминову; и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны. Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них.

В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 19–23, 25).

Из новых статей «Путеводителя по Библии» Вы узнаете, откуда берут свое происхождение крылатые выражения «валаамова ослица» и «валтасаров пир» (наш автор Сергей Корчицкий использовал этот образ в поэме «Ашкенази».

Кстати, о Корчицком. Это серьезный автор, чьи стихотворения «Вавилонская башня» и «Рождественский миг» по праву включены в «Лепту». А недавно на сайте появилась весьма критическая — чтобы не сказать больше — заметка о его творчестве, написанная другим серьезным автором, Андреем Шитяковым. Хотелось бы знать Ваше мнение.

У нас в последнее время (после открытия Форума) вообще бушуют страсти. Возможно, Вы помните очень эмоциональное стихотворение Светланы Макаренко:

Упали на пол крест и все иконы...

И позабыт полуночный устав...

И не отбиты полностью поклоны,

Господь рассердится, и верно, будет прав...

Упали на пол свечи с аналоя...

Поднявши их, огнем тебя крещу...

Да, что же это, Господи, такое?!

А он смеется: «То, за что — прощу»!

Мария Тарасова поняла его буквально и упрекнула Светлану в — мягко выражаясь — неуместных действиях в церкви (рубрика «Мнение»). Светлана ответила статьей «О Поэте, Поэзии и поэтическом зрении...» К сожалению, страсти не улеглись, а разгорелись с новой силой. В дискуссии (мягко говоря) приняли участие ведущие авторы «ИнтерЛита»: Нина Юдичева, Анатолий Берлин... И конечно, дело не в личных пристрастиях. Идет, как выразился кто-то на Форуме, «битва жизненных концепций». Какая концепция Вам ближе? Что Вы думаете о творчестве и позициях вышеупомянутых (и других, конечно) авторов?

А закончить хочется стихотворением из новой подборки Аллы Ходос:

Алла Ходос

* * *

Благодарю Тебя

за эту пищу.

Зато что есть

любовь, беда и хлеб.

Ещё за то, что жажду дал,

нет, тыщу

разнообразных жажд

даёшь мне.

И нелеп

был вопль,

задушенный подушкой.

Что стенанья?

Зачем мольбы

великой тишине?

Стоит несокрушимо мира зданье.

И флигелёк воздвигнется во мне.

Об остальных интересных публикациях этого выпуска Вы узнаете из «Хроники».

Приглашаем Вас посетить наш проект — Метакаталог почтовых
рассылок
http://www.lists.com.ua

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com и http://www.interlit.km.ru

Mailto:interlit@tut.by



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное