← Июль 2001 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.interlit2001.com
Открыта:
23-04-2001
Статистика
0 за неделю
ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.
ИнтерЛит | ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ |
Выпуск № 7. Крестный путь | |
— так определила Светлана Макаренко жизнь сестры последней русской императрицы, ставшей женой родного брата Николая II, генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова. Светлана МакаренкоЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА РОМАНОВАКрестный путь от княгини до святой Она родилась не в России. Её родиной было маленькое герцогство Гессен-Дармштадт (Германия), а чуть позже — холмы и равнины Шотландии, сизые туманы, закрывающие от взора неоглядную гладь моря, стены древнего кирпичного замка Осборн, увитые плющом... Если бы ей сказали, что большую часть своей жизни она проживет в другой стране, среди метелей и снегов, она не поверила бы... Но так получилось. И в эту новую, странную страну она влюбилась со всею страстью, на какую только была способна ее восторженная, ранимая и — как считала ее бабушка, королева Виктория — чересчур уж романтичная и экзальтированная душа... Полюбит настолько, что примет православие, сменит имя, а позже — Судьбу. ...Её жизнь первой дамы Москвы закончилась в феврале 1905 года вскоре после полудня или чуть раньше... После завтрака генерал-губернатор, Великий Князь Сергей Александрович — вышел на улицу, чтобы ехать с инспекторской проверкой в один из подшефных полков. Он не успел даже сесть в экипаж. Грянул взрыв. Задрожали стекла в окнах. Не подходя к окну, побледневшая княгиня тихо вскрикнула: «Это Серж!» — и выбежала на улицу. Вместо тела своего мужа она увидела кровавую лужу и... куски мяса, которые потом она соберет своими руками и положит на носилки... Полиция умоляла ее уйти с места покушения. Княгиня отказалась... В тот день не стало Великой Княгини Елизаветы Федоровны, одной из первых дам Российской Империи. В тот день родилась еще одна Русская Святая. Через несколько дней после взрыва она придет в тюремную камеру эсера-террориста Каляева и протянет ему Евангелие. — Покайтесь, прошу вас! — тихо скажет она. — Я умолю Государя простить вас... даровать жизнь... Сама я вас уже простила... — Мне не в чем каяться! — твердо ответит Каляев. — Я убил тирана. Я бы сделал это и раньше. Мне всё время мешали вы... Еще через несколько недель после похорон Элла принимает решение о постройке на собственные средства Марфо-Мариинской обители. Это в память о двух сестрах Лазаря — Марии и Марфе, — предложивших Христу два вида служения, два рода любви и дружбы — деятельную и созерцательную. Этот принцип деятельной помощи и труда духовного, молитвенного, удивительным образом сочетался в обители, прославившейся на всю Москву и на всю Россию. (До сих пор многие видели в антиномии Мария — Марфа противопоставление земного и духовного. Трактовка Св. Макаренко — не противопоставление, а гармоничное единство — представляется оригинальной и... более верной). Революция не пощадила никого из царской семьи. ...Арестовывать матушку Елизавету пришли на Светлую пасхальную неделю. Она спокойно приняла известие об аресте. ...Первый месяц в Алапаевске прошел сносно. Узникам даже разрешили сажать цветы и возделывать огород. Но потом догляд резко ужесточился. Стали не церемониться, а относиться, как к приговоренным к смерти. И вот 18 июля 1918 года их повезли на казнь: пятерых мужчин — русских князей, — и двух женщин — русских святых (Елизавету Федоровну сопровождала неотступно инокиня Варвара, также канонизированная Церковью). Как и царской семье днем раньше, им всем объявили, что перевозят в более безопасное место Доставили к синячинской шахте, доходившей до 60 метров глубины. Заживо сбросили всех — только пытавшегося сопротивляться Сергея Михайловича застрелили. Елизавета Федоровна успела произнести Христовы слова: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят!» Забросали шахту гранатами, валежником, камнями... Так завершился путь на этой земле еще одной Принцессы, Русской Святой. Она была канонизирована Русской Православной Церковью в 1992 году. Нерусская по происхождению, она стала подлинно русской по духу. Несущей в мир милосердие и добро, прощение и любовь...» Вот такой очерк. Страстный, горестный, бесконечно волнующий... Но Светлана не была бы самой собой, если бы не добавила стихотворение: Светлана Макаренко Марфо-Мариинская обитель Великой Княгине Е. Ф. Романовой. Марфо-Мариинская обитель — Ваш Великокняжеский дворец. Вам припас Небесный Искупитель Платье серое и Сестринский венец.
Марфо-Мариинская обитель. Сирых и убогих здесь приют. Но воспоминания, простите, Вам в ночах покоя не дают.
Месиво кровавое и лужа... И зари багрово-красный свет. «Мне алмазный блеск Двора не нужен, Раз со мною мужа рядом нет!
Я пойду дорогою другою И убийце тяжкий грех прощу. Вниз же сбросят в шахту, головою, Я и их, молясь, — перекрещу!» Посетите авторскую страницу Светланы Макаренко (вернее, не страницу, а страницы: их уже три, и это не предел) — и вы поразитесь мужеству, с которым она следует завету из Книги Иова: «В немощи являю силу свою» (который взяла эпиграфом к стихотворению «Пришла сюда в обличье хромоножки»), являя душевную щедрость, неравнодушие, неприятие снобизма, пошлости, бездуховности — и ведя непрестанную борьбу с собственными недостатками: склонностью к горячности, гневу... да нет, какому там гневу — всего лишь безобидной «сердитости»!.. |
|
В этом выпуске «ИнтерЛита» вы сможете прочитать две новых статьи из «Путеводителя по Библии». Напоминаем: «Путеводитель» — это полностью подготовленный к изданию объемный справочный труд — словарь библейских имен, эпизодов, крылатых выражений и изречений, с иллюстрациями Юлиуса Карольсфельда и обилием литературных примеров. К сожалению, из-за вгустовского дефолта в России, отразившегося на состоянии белорусской экономики (штаб-квартира Международного литературного клуба находится в Минске) и разорившего нашего спонсора, мы пока не можем его издать, зато можем знакомить с ее содержанием своих читателей, более того — с их помощью создавать на основе печатного текста его расширенную (в основном за счет наших авторов, чье творчество в немалой степени отражает библейские идеи) электронную версию. Какие же статьи ныне предлагаются вашему вниманию? Это «Сотворение мира» и «Иаков (Израиль)». В первом случае нам, как литературному клубу и сайту, показалось уместным привлечь внимание читателей к высоким литературным достоинствам библейского текста: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:1-2). Кто бы ни написал эти строки — пророк Моисей или безвестный писатель древности, — они рождают в нас, верующих и неверующих, ощущение волшебства, сопутствующее встрече с подлинным произведением искусства. На протяжении веков не один литератор, будь то выдающийся английский поэт XVII века Джон Мильтон или — два века спустя — его русский собрат по перу Лев Мей, вступал в негласное соревнование с автором этого текста, подробно воспроизводя описанные в нем события. Приведем для сравнения два отрывка: ...Так землю Бог и небо сотворил Безвидными, пустыми; тьма была Над бездною, но Божий Дух простер Жизнеподательно свои крыла Над влагой тихой, и в пучину влил Живительную силу и тепло... Дж. Мильтон, «Потерянный рай» ...В начале сотворил Бог небеса и землю; Земля невидима была И неустроенна; и тьма была над бездной, И Божий дух вверху воды носился...» Л. Мей, «Из Моисеевой книги Бытия». «Счет» неизменно оказывался в пользу первоисточника. |
|
Лейтмотив Книги Бытия — и Библии в целом — противоборство света и тьмы. «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт 1:3-5): Понятия «свет» и «тьма» составляют одну из главных антиномий в библейском тексте. Тьма — знак небытия, смерти. Бог, будучи сам светом и жизнью, изначально противостоит небытию и тьме. В Нем, как в Предвечном Слове, «была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:4-5). «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим 13:12). Один из наших авторов, американский писатель и художник, русский иммигрант Александр Калецкий, чье творчество широко представлено на нашем сайте, взял эту цитату эпиграфом к своему роману «Темнота света» |
|
ВИКТОРИНА Попытайтесь вспомнить авторов процитированных ниже произведений (все они представлены на наших страницах). |
|
1. Лотова жена Кто женщину эту оплакивать будет, Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд. |
|
2. Вавилонская башня Замолкла работа, не носится груз К вершине по белым ступеням. Заспорили — рухнул великий союз, Конца нет упрекам и пеням. |
|
3. «Только бы всегда вовремя успеть увидать бревно в своем глазу, как бы мы были добрее». |
|
4. Каин ...И он сказал сынам: — я в глубине земли Хочу отныне жить, чтоб видеть не могли Меня, и чтобы сам я никого не видел. — И плакал он, и грех свой ненавидел. Тут яму вырыли глубокую ему, И он сошел туда, — в безмолвие и тьму, — Но и в могильной тьме, холодной и глубокой На Каина опять глядело то же око... |
|
5. «И Иов многострадальный, глядя на новых своих детушек, утешался, а забыл ли прежних, и мог ли забыть их — невозможно сие!» |
|
6. ...Вольноотпущена богами, Моя ль душа среди неволь Жива, с кровавыми боками, Опять спешит примерить боль... |
|
7. Мне надо любить по словам Христовым, хоть Бога любить хочу, а не бояться. Но есть во мне рудимент хвостовый, который мешает к Христу подняться. |
|
8. Коль разжег во мне, Господи, свой костер, поддержи его! |
|
9. Запретный плод опять надкусит Ева, Вновь согрешит... Вновь их с Адамом — в ад. Но это тема старого напева. А ребра?.. Ребра все-таки болят. |
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||