Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка-1

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 6

У «ИнтерЛита» — два радостных события!

Во-первых, после перевода этой рассылки в каталог у нас появилось множество новых подписчиков. Благодарим всех за доверие, постараемся его оправдать!

А во-вторых, нашему постоянному автору Сергею Корчицкому удалось открыть персональный сайт по гексагональным шахматам! Тех из вас, кто имеет свои страницы в интернете, просим оказать молодому поэту, международному гроссмейстеру и чемпиону мира в этом виде шахмат поддержку в виде объявлений и ссылок. Заранее спасибо!

Сергей Корчицкий

Рождественский миг

Дыхание дней провожаю стонами я,

Выдавливая из себя по крохе

Остатки любви в атмосферу неоновую,

Порвавшую нежное чрево легких

Одними устами, в мороз алеющими,

Скажу я о напрочь забытом дня в три,

И люди однажды узнают, немея, что

Рождественский миг — бесконечное завтра.

В ночь

На улице мороз... Я не спешу домой,

Ведь полная Луна взошла на небосклоне.

Мой восхищенный взор пленяется Луной,

Ее холодный блеск мне серебрит ладони

С протянутой рукой стою, заворожен,

И созерцаю я в который раз, как чудо,

Брильянтовую ночь, а может это сон?

Но холод по щекам, как поцелуй Иуды.

В людских полутонах беспомощна, нага,

Заблудшая земля — невыросшее семя,

А там колдует тьма, и буйствуют снега,

И свой обет блюдет глашатай Вифлеема.

Мы вновь обращаемся к тем, кто только сейчас начал открывать для себя созданный В. Ноздриной «Путеводитель по Библии. Словарь имен собственных, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий» и его расширенную электронную версию. Надеемся, что «старые» подписчики не обидятся, если мы воспроизведем некоторые, особенно яркие, примеры употребления библейских образов нашими авторами.

Анатолий Сендер

* * *

Главное — вытравить семя Иуды...

Тщетно, холоп, вопиешь, хлопочи.

Петр возвещал: «Я тебя не забуду...»

Знал Иисус и ответил: «Молчи...»

 

Кислые скулы и зябнущи скалы...

Души пытаемы, мечется Петр.

Назаретянина — отыскали —

Выдох бездушен, порочен и сперт.

 

Факелы ночь мельтешат и узорят.

Зол поцелуй, неприлипчив и глух.

Разузнавали холодные зори,

Кто вурдалак тонконогий из слуг.

 

Тридцать серебряных — вещь безусловно.

Осведомленней иных, угловат,

Жаль, целовальник небеден и сломан.

Что, неустанно болит голова?

Погоремыкал, вздыхая о сини.

О безмятежном иначе скорбят.

Самопытаем и страхом горбат,

Смутно бродил, одинок, у осины...

 

* * *

Предвечного покой

Пока пребудет сном,

Извилистой рекой,

Раздумьем об ином —

Мгновеньем из страстей

Благочестивым, но

Единым на кресте —

Не каждому дано.

Анатолий Аврутин

Заповедь

Наветы и ложь — пустяки,

За жизнь привыкаешь к наскокам.

В блокноте, с заглавной строки,

Начертано: «Око за око!»

 

Среди наговоров, клевет,

Пойми — кто вокруг настоящий?

Но вдруг хлестанет, будто свет:

«Ищущий да обрящет!»

 

Над сонмом житейских стихий,

Хоть низко летай, хоть высоко,

Но помни:

Сперва — «Не убий!»,

А там уже — «Око за око!»

Алла Черная

Голоса в старом доме

— Просите. И дано вам будет.

Стучите. И откроют вам...

С недобрым удивленьем люди

Прислушались к таким словам.

 

— Вот вам крыльцо,

                                 Ступени, двери.

Да будет вам по вашей вере...

В дому усталость предвечерья

И сонный примитив неверья.

Вот хлеб, а вот с водою чаша.

Да будет вам по вере вашей.

 

— Что вера? — шелест из угла. —

Здесь праведны у нас дела.

 

— Да не по праведным делам —

По вере вашей

                         будет вам.

Особое место занимает библейская тематика в творчестве представленных в «ИнтерЛите» художников. Загляните на «Вернисаж», и вы наверняка не пройдете мимо работ Капл «Душа», «Десятая заповедь» и «Лотова жена», Александра Калецкого: «Материнство», и Ивана Марта: «Мадонна», «Ангелы», «Два царства», «Всевидящее око».

Постарайтесь не пропустить также очерк

Валерии Ноздриной 

«Библейские образы в творчестве Достоевского».

Главное содержание Библии составляет отношение человека к Богу. Один из авторов книги «Библейские имена: люди, мифы, история» (Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.), В. Г. Тахтамышев, определяет Бога как «всеобщую основу, сущность материального и духовного миров, их единство, раскрывающееся как закономерность бытия отдельных предметов и явлений. Бог — Сущий, Творец, является основой всякой вещи и любого явления. Он обладает абсолютной полнотой, которая раскрывается в бесконечном многообразии Вселенной. По отношению к человеку Бог — Отец».

На протяжении всей истории в людях борются два чувства, две потребности: богоискательства и богоборчества. Они в той или иной мере присутствуют в творчестве великих писателей, ставящих перед собой задачу отыскания и утверждения истины. В решении этой задачи художникам слова и мыслителям оказывают неоценимую помощь библейские образы, к которым относятся не только метафоры, но и ключевые фигуры, важнейшие понятия, эпизоды и выраженные в емкой, афористичной форме нравственные постулаты.

В литературных произведениях библейские образы употребляются как простые, декоративно-фоновые (то есть относящиеся к фону, на котором развивается действие), и знаковые, несущие определенную смысловую нагрузку, помогающие автору раскрыть внутренний мир героев и глубинную суть волнующих автора проблем; по ним можно проследить его духовную эволюцию. Один и тот же библейский образ в одном случае может выступать как простой, а в другом — как знаковый. К примеру, «воскресение Лазаря» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» упоминается походя, в числе других чудес, совершенных Христом, а в «Преступлении и наказании» повторяется неоднократно и настойчиво, символизируя нравственное возрождение Раскольникова.

Путь Достоевского к Богу был долог и мучителен...

Сегодня мы подступаемся к одной из интереснейших и наиболее загадочных книг Библии.

ЭККЛЕЗИАСТ, или ЕККЛЕСИАСТ (проповедник)

— книга, после продолжительных споров включенная в ветхозаветный канон. Это — одно из самых ранних философских произведений о смысле жизни.

Авторство книги, по христианской традиции, приписывается царю Соломону. В тексте содержатся достаточно прозрачные намеки на этот счет: в зачине автор недвусмысленно называет себя «сыном Давидовым, царем Иерусалима», затем перечисляет известные деяния царя Соломона. Он упоминает, что является автором «множества притч», и постоянно ссылается на свою «мудрость»: «Вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом» (Еккл 1:16).

В то же время самые авторитетные исследователи относят написание этой книги к более позднему времени, чем то, в котором жил Соломон. Они полагают, что книга написана около 300 г. до н. э., — Соломон же жил в X в. до н. э. Если исследователи правы, значит, мы имеем дело с чьим-то сознательном розыгрышем.

Ощущение розыгрыша исходит и от содержания книги, и особенно от лукавой, отнюдь не меланхоличной интонации, сопутствующей «пессимистическим» пассажам о том, что «все — суета и томление духа». 

Суета суетой, но под конец автор делает неожиданный вывод: «...нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими...» (3:22). А гениальное изречение: «Не говори: “отчего это прежние дни были лучше нынешних?”, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (7:1-10) — делает Экклезиаста великим философом, другом и советчиком людей на все времена!

Константин Льдов

Суета сует

Закрыта Библия. Свеча едва мерцает

В раздумьи горестном склонилась голова...

Душа моя скорбит, чело мое пылает,

И кто-то надо мной все громче повторяет

Библейские слова:

«Все — суета сует! Промчится год за годом

И канет без следа... Займется вновь заря

И снова догорит, и род пройдет за родом,

И новые жрецы зажгут у алтаря

Лампады новые, и, трепетно горя,

Они осветят вновь забытые кумиры...

Развеются, как дым, державы и порфиры,

И слава, и любовь промчатся, как мечта,

И все пройдет, как сон... Все — тлен и суета!..»

....................................

Но что нам до того?.. Пускай века нам дали

Лишь проблеск радости, лишь веянье печали,

Мы всеобъемлющим сознанием своим

В одно мгновение всю вечность обнимали...

Царя мгновение, мы все-таки царим!

А теперь, как обычно, ПРОВЕРЬТЕ СВОЕ ЗНАНИЕ БИБЛИИ

Из какой книги взято изречение:

1. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла.

2. У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

 

3. Совет нечестивых будь далек от меня!

4. Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение; превращая добро во зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно. От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь. Остерегайся злодея, — ибо он строит зло, — чтобы он когда-нибудь не положил на тебе пятна навек. Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих.

5. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей.

 

6. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом.

7. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. 

8. Врачу! Исцелися сам.

9. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com

Mailto:interlit@tut.by



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное