Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка-1

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 3

Отныне на сайте вместо сурового мужского лица Анатолия Сендера Вас будет встречать фотопортрет красивой молодой женщины Аллы Ходос. Прекрасных стихов и прозаических миниатюр, проникнутых щемящим лиризмом и неожиданной самоиронией, оказалось так много, что пришлось играть «Бенефис» в трех действиях.

В первом действии Вы увидите и услышите Аллу Ходос «до того» — во время относительно спокойной и  благополучной жизни в Белоруссии (ныне Беларуси, или республике Беларусь)

Почему «относительно»? Одна из причин

В финале первого действия, посвященном наблюдениям и переживаниям А. Ходос, связанным с переездом в США, Вы прочтете стихотворение А. Ахматовой «Лотова жена». Помните эту библейскую легенду — часть истории праотца Авраама? При бегстве из обреченного Содома жена Лота, племянника Авраама, нарушила запрет — оглянулась на стены родного города, за что была превращена в соляной столп.

Кто женщину эту оплакивать будет,

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Анна Ахматова

Мог ли кто-нибудь представить, что спустя многие десятилетия тема эмиграции (пусть и в гораздо более мягкой форме) вновь, как во времена молодости Ахматовой, станет актуальной? И что русские, белорусские, еврейские женщины будут, как тогда, с замиранием сердца оглядываться на родной покидаемый край?

...Обрезаны связи. Ты вольная дочерь.

Дичась, приняла ритуальный уют.

А место твое до сих пор кровоточит,

И «помощи скорой» кареты снуют.

Анна Кононова, из цикла «Выезд»

А это уже Ходос:

«Все мне кажется — там, в Белоруссии, что-то происходит. Непоправимое. Пропадают там без меня, пока я кушаю пособие и бездействую. В ранней молодости была у меня склонность кого-нибудь спасать. Сейчас эта склонность проходит. Но мне жаль ее, как сохнущую руку».

Четвертой в разговор вступает Капл — на столь естественном для нее языке цветописи. Ее картина по мотивам стихотворения Ахматовой «Лотова жена» открывает второе действие бенефиса Аллы Ходос.

И, конечно, мы не могли не включить в этот выпуск «ИнтерЛита» историю Авраама из «Путеводителя по Библии».

«Раздраженный повсеместным распространением идолопоклонства, Бог Иегова сказал благочестивому, верному Ему Авраму, чтобы тот ушел из отцовского дома, потому что ему предстоит стать основоположником великого народа: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт 12:1–2). Господь обещал также, что в потомстве Аврама родится Спаситель мира, источник благословения для всех племен и народов.

Ольга Чюмина

Уход из Харрана

Сказал Господь: «С родимою страною

Расстанься ты и дом отцов покинь;

Через пески сыпучие пустынь

Ты в новый край последуешь за мною.

Иди — и род я возвеличу твой,

Там слава ждет, там ждет его свобода;

Родоначальник нового народа —

Земных племен ты явишься главой».

...............................

С надеждою и смутною печалью

Вступил в пески пустыни караван,

Стремясь туда, где за волнистой далью

Неведомый скрывался Ханаан».

Ханаан — это Палестина, «земля обетованная». Там, в местечке Сихем, Господь сказал Авраму: «Потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт 12:1–7).

Сын Авраама и Сарры Исаак женился на Ревекке; у них родились сыновья Исав и Иаков. Иаков, получивший также имя Израиль (Богоборец), стал отцом двенадцати сыновей, которые положили начало двенадцати коленам — племенам израилевым.

У Авраама был также внебрачный сын от египтянки Агари, которого нарекли Измаилом. Двенадцать сыновей Измаила образовали двенадцать аравийских (арабских) племен. Так, через сыновей, Авраам действительно стал «отцом множества» — еврейского и арабских — народов.

Однажды, когда Исаак подрос, Бог, желая испытать веру Авраама, повелел ему принести сына в жертву. Авраам отвел сына в горы на земле Мориа и разложил жертвенный костер. Исаак удивился: «...вот огонь и дрова, а где же агнец для всесожжения?. Авраам сказал: Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой...» («Бог сам изберет себе жертву») (22:7–8).

Связав Исаака, он возложил его на жертвенник поверх дров и только вознес над сыном нож, как услышал слова ангела, чьим голосом говорил сам Бог: «...не поднимай руки на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего, для Меня. <...> За это Я благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (22:12–18).

Готовность Авраама принести в жертву Богу единственного сына предваряет другую великую жертву: Господь, для спасения людей, посылает на мучения и смерть своего сына Иисуса Христа, который в то же время является Сыном Человеческим, потомком Авраама. Расположенные один в начале, а другой в конце Библии, эти два эпизода как бы замыкают Священную книгу, придавая ей и описанному в ней историческому периоду внутреннее единство и законченность.

В прошлый раз мы завели разговор о Десяти заповедях.

— Я хочу знать, что именно мне делать и как мне жить?

— Что тебе делать, мой милый? Будь честен, никогда не лги, не

пожелай дому ближнего своего, одним словом, прочти десять

заповедей: там все это навеки написано.

Ф. М. Достоевский, «Подросток».

Согласно Библии, заключив через Моисея завет (договор) с израильским народом, Бог даровал ему Десять заповедей, которые народ должен соблюдать. Заповеди были написаны на двух каменных плитах — скрижалях. Они содержат в сконцентрированном виде предписания нравственного порядка, образующие, при всей простоте, краткости и немногочисленности, полную программу духовного совершенствования человека и обращены к его совести. (Заповеди приводятся в той форме, в какой чаще всего встречаются в современной речи).

1.  Да не будет у тебя других богов.

2. «Не сотвори себе кумира.

3. Не произноси имени Бога всуе.

4. Помни день субботний.

5. Чти отца своего [и мать свою].

6. Не прелюбодействуй (Не сотвори прелюбы).

7. Не убий.

8. Не кради (Не укрАди).

9. Не клянись (то есть не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» — т. е. не завидуй (Исх 20:2–17).

И тут как нельзя более кстати приходится Капл с цветовой интерпретацией стихотворения А. С. Пушкина «Десятая заповедь»!

Теперь перейдем к изложенной в Евангелии от Матфея (гл. 5 — 7) Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он дополнил и развил Десять Заповедей, предложив свои «заповеди блаженства», соблюдая которые человек после смерти попадет в Царство Божие.

На первой из них — «Блаженны нищие духом» — мы уже останавливались. Приведем остальные.

«Блаженны плачущие (скорбящие, сокрушающиеся о своих грехах), ибо они утешатся».

«Блаженны кроткие (терпеливо переносящие превратности судьбы), ибо они наследуют землю»

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»

Алчущие — это те, кто настойчиво стремится к духовным ценностям в надежде обрести в них смысл существования, ищет нравственные ориентиры, истину.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем (лишенные дурных помыслов), ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (живущие со всеми в мире и примиряющие других), ибо они будут наречены сынами Божиими».

На первый взгляд может показаться, что другое высказывание Христа: «Не мир пришел я принести, но меч» — вступает в противоречие с только что процитированным. Теологи подсказывают: для правильного понимания позиции Иисуса следует руководствоваться не буквой, но духом христианского вероучения, основанного на ненасилии и всеобщем примирении, придающего первостепенное значение не внутреннему, а внешнему. Тогда станет ясно, что «меч» должен быть обращен не против других людей, а против собственных грехов и недостатков.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны вы (несущие людям Слово Божие), когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:10–11).

Лит.: Г. Гуннарсон, роман «Блаженны нищие духом». Ф. М. Достоевский, роман «Идиот», рассказ «Кроткая». Ф. Дюрренматт, роман «Алчущие». Н. А. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты». Зигфрид Лоррейн Сассун, поэтич. сборник «Путь к миру». Л. Н. Толстой, роман «Война и мир».

В определенном смысле «блаженны» почти все герои Ф. М. Достоевского: «кроткая» Соня Мармеладова, «нищий духом» князь Мышкин, «чистый сердцем» Алеша Карамазов, «плачущие» персонажи «Бедных людей», «миротворец» Макар Иванович из «Подростка» и даже «алчущие бунтари» Иван Карамазов и Андрей Версилов.

Цит.: Ричард Олдингтон: «Насилие и убийство неминуемо порождают новые насилия и убийства. Разве не этому учат нас великие греческие трагедии? Кровь за кровь. Прекрасно, теперь мы знаем что к чему. Убивать ли в одиночку или скопом, в интересах одного человека, разбойничьей шайки или государства, — какая разница? Убийство есть убийство. Поощряя его, вы насилуете человеческую природу. А миллион убийц, которых подстрекают, восхваляют, которыми восхищаются, навлечет на вас разгневанные легионы грозных Эвменид. И те, кто уцелеет, будут горько расплачиваться до самой смерти за непростимую свою вину. Все это неважно? Вы намерены гнуть свое? Надо плодить еще детей, они скоро восполнят потери? Так получите еще одну славную, веселую войну, и чем скорей, тем лучше...». Роман «Смерть героя».

Анатолий Аврутин, 

Заповедь

Наветы и ложь — пустяки,

За жизнь привыкаешь к наскокам.

В блокноте, с заглавной строки,

Начертано: «Око за око!»

Среди наговоров, клевет,

Пойми — кто вокруг настоящий?

Но вдруг хлестанет, будто свет:

«Ищущий да обрящет!»

Над сонмом житейских стихий,

Хоть низко летай, хоть высоко,

Но помни:

Сперва — «Не убий!»,

А там уже — «Око за око!»

(Продолжение следует). 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Из какой книги Библии взято изречение:

1. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

2. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

3. Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими.

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com

Mailto:interlit@tut.by или nozdrin@infonet.by


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное