Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка-1

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 2

Что же такое «Путеводитель по Библии»? Словарь? Энциклопедия? Справочник? Да, но не только. «Тема» понятна: «Библия в контексте мировой культуры» — но как определить «идею»? 

Библия, кроме всего прочего, представляет собой собрание идей, важных для выработки мировоззрения. Иногда вызывающих острую полемику. Вот несколько спорных, подчас парадоксальных, будоражащих откликов:

С. А. Токарев: 

«Почему нарушение первыми людьми Божьего запрета (“грехопадение”) привело к открытию глаз” у них? Что именно узнали они, вкусив запретные плоды? Казалось бы, если следовать логике рассказа книги Бытия, перед открывшимися глазами Евы и Адама развернулся весь огромный и только что созданный мир, вся вселенная, земля и небо! Но нет. Оказывается, узнали они только одно: они наги. Мало того, даже не всю наготу свою увидели Адам и Ева, а только ту часть ее, которую можно закрыть “опоясаниями” из листьев!»

Предисловие к русскому изданию книги Дж. Дж. Фрэзера

«Фольклор в Ветхом Завете». 

Ф. Кафка:

«Почему мы ропщем на грехопадение? Не из-за него изгнаны мы из рая, а из-за древа жизни, чтобы нам не есть от него (и тем самым окончательно не сравняться с богами)».

  «Афоризмы». 

Н. А. Бердяев:

«Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: “Каин, где брат твой Авель?” Оно кончится другим Божьим вопросом: “Авель, где брат твой Каин?”»

Д. Г. Лоуренс:

«Блаженны сильные, ибо их есть царство земное».

Очерк «Блаженны сильные». 

За прошедшую неделю мы опубликовали новые материалы, связанные с библейской тематикой. Прежде всего это статья «Внутреннее и внешнее». В ней говорится:

«Иисус Христос вел непримиримую борьбу с книжниками и фарисеями, которых называл лицемерами, упирая на вопиющий разрыв между внутренним и внешним, то есть между формальным соблюдением и глубинным постижением сути заповедей, сулящих человеку вечную жизнь:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф  23:25).

На исходе XX в. в развитых странах мира произошла серьезная переоценка ценностей. Успех, в том числе материальный, стал зависеть от нравственного совершенства человека. Недаром современный американский «учитель бизнеса» и мыслитель, председатель Центра руководства Кови и общественного Института принципиального руководства Стивен Кови назвал одну главу в своей книге «Семь навыков преуспевающих людей» «От внутреннего к внешнему».

Главное в учении Стивена Кови — противопоставление «этики личности» (или «этики характера») «этике имиджа».

«Нередки случаи, когда за счет мнимых достоинств удается добиться общественного признания, -- однако рано или поздно это непременно скажется по всем направлениям: будь то работа, брак, дружба или отношения с детьми-подростками в критический период становления личности. Человеческий характер красноречивее всяких слов. Как сказал Эмерсон: «Сущность твоя столь громогласно вопиет о себе, что я не слышу твоих речей». 

А вот высказывание Уильяма Джорджа Джордана: «Каждый наделен чудесной -- немой, бессознательной, незримой -- энергией добра или зла. Она -- продукт всей его жизни, постоянное излучение, высвечивающее его таким, какой он есть, а не таким, каким хочет казаться».

В творчестве наших постоянных авторов нет-нет да и мелькнет зловещий библейский персонаж — братоубийца Каин. То Анатолий Аврутин наставит указующий перст на своего современника: «Каин тебе брат!», то Анна Кононова выдаст оптимистический прогноз:

...Гарь. Оплавленное стекло.

Неприкаян,

Шатко — время его истекло —

Бродит Каин.

В самом деле истекло? Или человечеству еще долго — возможно, всегда — ломать голову над двумя сложнейшими проблемами, нашедшими отражение в двух из «десяти Божьих заповедей», «подкрепленных» историей Каина и Авеля?

Первая — «не убий». Тут и войны... И смертная казнь...

«Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Надругательство над душой, больше ничего! Сказано: «не убий», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя...»

Ф. М. Достоевский, «Идиот».

Тут и проблема «убийства из милосердия» (если Вам есть что сказать по этой теме, включайтесь в дискуссию, ведущуюся сейчас на сайте наших друзей-«оберегов», http://www.sinor.ru/~obereg/).

Каин убил из зависти — из ревности, если воспользоваться выражением Максимилиана Волошина:

«Первоначальный и основной знак братства — это братство Каина и Авеля. Братоубийство лежит в самой сущности братства и является следствием ревности к Богу, ревности к своей правде». Из лекции «Россия распятая», 1918 — 1920 гг. 

Тот же мотив звучит в романе А. Калецкого «Темнота света»:

«— Слушай, ты, слушай внимательно! — Сергей сделал небольшую паузу, чтобы перевести дух. — Всю жизнь я завидовал твоему таланту, твоей внешности и твоему успеху у женщин. Ты всегда оказывался прав, а я нет. Я старался навредить тебе, уничтожить тебя, но теперь вижу: ничего этого не было нужно. Ты сам себя доконал».

Зависть, как источник неисчислимых бед, сурово осуждается в Десятой заповеди: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Книга Исхода, гл. 20, ст. 2–17).

Эта проблема во всех своих аспектах, «человеческих» и социальных, так актуальна и сложна, что и в солидной монографии не решишь, не то что в коротенькой рассылке. Так что отложим ее серьезное рассмотрение на потом, а сейчас, с подачи Капл, переведем разговор в шутливое русло.

Капл — это молодая художница, жемчужина литературного сайта «Obereg» («О-Берег», о котором мы недавно уже говорили. Побывайте в их Галерее, насладитесь десятью работами Капл из цикла «Цветопись» — цветовыми интерпретациями известных стихотворений русских поэтов-классиков. Например:

А. С. Пушкин

    Десятая Заповедь

Добра чужого не желать

Ты, боже, мне повелеваешь:

Но меру сил моих ты знаешь —

Мне ль нежным чувством управлять?

Обидеть друга не желаю

И не хочу его села,

Не нужно мне его вола,

На все спокойно я взираю:

Ни дом его, ни скот, ни раб,

Не лестна мне вся благостыня.

Но ежели его рабыня

Прелестна... Господи! я слаб!

.....................................

Смотрю, томлюся и вздыхаю,

Но строгий долг умею чтить,

Страшусь желаньям сердца льстить,

Молчу... и втайне я страдаю.

Эту и другую картину Капл — «Душа» (по Цветаевой) можно увидеть и у нас в «Вернисаже». Третью — «Запели тесаные дроги» по Сергею Есенину — в «Гостиной». И четвертую — «Зимняя ночь» по Пастернаку — в «Мастер-классе».

Так и не добрались мы сегодня до обещанного продолжения «Нагорной проповеди». А может быть, и неплохо, что сделали крюк в сторону «Десяти заповедей». Потому что с них-то все и началось.

«Я хочу знать, что именно мне делать и как мне жить?» — спрашивает отца герой романа Ф. М. Достоевского «Подросток». И получает ответ: «Что тебе делать, мой милый? Будь честен, никогда не лги, не пожелай дому ближнего своего, одним словом, прочти десять заповедей: там все это навеки написано».

А теперь предлагаем Вам проверить Ваше знание Библии.

 

1. В какой книге Библии звучит изречение:

1.1. Авель, где брат твой Каин?

1.2. Псу живому лучше, нежели мертвому льву. 

1.3. «Не презирайте ни одного из малых сих

1.4. «...змий хитростью своей прельстил Еву...»

1.5. «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого»

1.6. Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. 

1.7. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.

1.8. Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. 

2. Кто написал:

2.1. «Самый забитый, последний человек есть тоже человек и называется брат мой». 

2.2. ...Гарь. Оплавленное стекло.

Неприкаян,

Шатко — время его истекло —

Бродит Каин.

2.3. Долгим взглядом твоим истомленная,

И сама научилась томить.

Из ребра твоего сотворенная,

Как могу я тебя не любить?.. 

2.4. «Да не по праведным делам —

    По вере вашей будет вам!»

2.5. О галилеянин! К чужим кострам

Кто в холоде ночи не приближался?

Мы плоть и кровь твоя, второй Адам!

Кто в оный час с тобой не отрекался?

ОТВЕТЫ:

1.1. Книга Бытия

1.2. Екклесиаст

1.3. Евангелие от Матфея

1.4. Второе послание св. ап. Павла к коринфянам

1.5. Евангелие от Луки

1.6. Притчи Соломоновы

1.7. Книга Бытия

1.8. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова

2.1. Ф. М. Достоевский

2.2. А. Кононова

2.3. А. Ахматова

2.4. А. Черная

2.5. В. А. Коскенниеми (пер. В. Ходасевича).

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com

Mailto:interlit@tut.by или nozdrin@infonet.by


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное