Книгу, о которой пойдет речь сегодня, по праву можно отнести к разряду современной классики. Более 13 лет она не покидала список бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс». С 1978 года, когда она впервые увидела свет, было продано более 10 миллионов ее экземпляров на 20 языках. Она уже публиковалась на русском языке небольшим тиражом, который быстро исчез с прилавков магазинов - но сейчас опять доступна в новом переводе.
Эта книга покорила сердца многих читателей из-за своей удивительной ясности изложения, за которой не потерялись глубина и основательность ее идей. Автор книги, американский психиатр Морган Скотт Пек (1936-2005) не злоупотребляет профессиональной терминологией, не пытается увести в религиозные или метафизические дебри. Понятным языком, используя множество примеров из практики и личной жизни, он показывает путь, ведущий к счастью - путь, который забыт многими нашими современниками.
«Жизнь трудна. Это великая истина, одна из величайших истин вообще». Начав книгу такими словами, он раскрывает нам причину значительного числа сложностей, с которыми мы сталкиваемся. Мы сами создаем для себя проблемы оттого, что не желаем принимать ответственность за свою жизнь и надеемся переложить ее на другого, предпочитаем жить в мире иллюзий и отрицать очевидные факты. Нацеленная на удовлетворение максимального числа потребностей культура пренебрежительно относится к дисциплине - хотя именно она
служит инструментом, необходимым для успешного преодоления возникающих на нашем пути трудностей. Не дисциплинированный человек будет вынужден страдать.
Говоря о любви, Скотт Пек развенчивает миф о романтической любви и распространенное заблуждение о том, что любовь - это зависимость. Его слова кому-то могут показаться излишне жесткими, но за ними стоит многолетнее изучение человеческих отношений в различных проявлениях. Автор утверждает: «Если для вашего выживания необходим другой человек, значит вы паразитируете на этом человеке. В ваших отношениях нет выбора, нет свободы. Это не любовь, а необходимость. Любовь означает возможность свободного выбора.
Двое любят друг друга, если они вполне способны обойтись друг без друга, но выбрали совместную жизнь».
Скотт Пек предлагает определение любви как «воли к расширению собственного Я с тем, чтобы питать свое - или чье-то - духовное развитие». Любовь - это сила, которая способствует эволюции как любящего, так и любимого. Но любовь не ограничивается сферой межличностных отношений. Разговор о любви приводит нас к осознанию духовного измерения нашего бытия - с которым у людей также связано немало ошибочных представлений.
Скотт Пек лишен каких-либо иллюзий в отношении традиционной религиозности - и приводит многочисленные примеры связи между религиозным воспитанием и психическими патологиями. «Я иногда шутливо говорю, что католическая церковь обеспечивает меня как психиатра неплохим заработком. То же самое можно сказать о баптистской, пресвитерианской, лютеранской и любой другой церкви». Но все изъяны конкретных религий не должны скрыть от нас важный факт - в человеке есть жажда познать неведомую для обыденного сознания
сферу жизни, которую часто обозначают словом «Бог».
В своей обычной жизни, мы часто игнорируем эту глубинную потребность. И лишь удивительные события, совпадения, паранормальные феномены и интуитивные прозрения приоткрывают перед нами завесу, за которой лежит неизвестный для нас мир Духа. Говоря церковным языком, мы «обретаем благодать». Согласно Скотту Пеку, благодать - это находящаяся за пределами индивидуального человеческого сознания сила, которая способствует эволюции сознания отдельного человека и общества в целом. Она вдохновляет нас любить и
идти по пути дисциплины.
Книга заканчивается обращением к каждому читателю:
«Когда мои пациенты теряют чувство своей значимости и впадают в отчаяние от трудности выполняемой нами работы, я иногда говорю им, что человечество как раз сейчас совершает эволюционный скачок. «Будет ли этот скачок успешным, - говорю я им, - лежит на вашей ответственности». И на моей. Вселенная, эта ступенька, была поставлена, чтобы приготовить путь для нас. Но одолеть ее мы должны сами, каждый самостоятельно. Благодать помогает нам не споткнуться, и через благодать мы узнаем, что нас приглашают
идти. О чем еще мы можем просить?»