О Сергее Лукьяненко говорили ещё не так давно – «известный». Совсем недавно – «маститый». Теперь, после шумного успеха «Дозоров», называют «фантастом номер один в России». Одно из главных достоинств писателя Лукьяненко – непрерывное движение вперед. Он явно не из тех, кто может почивать на лаврах. Заглавие «Черновик» в каком-то смысле символично, уже в нем проявляется авторская ирония. Основная тема романа – тема ответственности. Кто-то экспериментирует над жизнью главного героя, молодого
компьютерщика Кирилла Максимова? Придется ответить. Кто-то превратил целые миры в полигоны для проверки своих идей относительно путей развития человеческой цивилизации? Тем более! Кому-то придется нести за всё это ответственность. Иногда эта идея реализуется в романе донельзя прямолинейно, но все же – адекватно. «Сдохни, тварь!» - заявляет главный герой убийце. И убийца умирает страшной смертью. Проблема в том, что не все вопросы решаются так просто. Недаром главный злодей и предатель просто растворяется
в воздухе. А что прикажете делать с «экспериментальными мирами», населенными, между прочим, живыми людьми? Ещё одна очень важная мысль, которую автор поворачивает перед нами так и этак: можно ли свести человека к его работе, к профессиональной функции? Вопрос не новый (вспомним классические труды Эриха Фромма). Но по-прежнему актуальный. Лукьяненко доводит понятие «мастер своего дела, профессионал» до полного абсурда. Если помните, в романе «Геном» генетически перестроенные профессионалы (пилоты, солдаты
и проч.) лишались некоторых человеческих качеств. Пилот, например, обладал способностью сливаться с кораблем, становясь с ним одним целым. А с другим человеком – уже нет. Никогда. В «Черновике» основное понятие, на котором строится вся книга – «функционал». Речь не идет о математике. Речь идет о людях, добившихся максимального профессионализма в какой-либо области. «Они становятся мастерами. И выпадают из жизни», - пишет о них С.Лукьяненко. «Для нас весь смысл жизни – добросовестно исполнять свои функции»,-
говорит о себе и других функционалах один из героев. Функционалы перестают быть людьми. Они становятся неуязвимыми и непобедимыми. Но только до тех пор, пока исполняют свою функцию. Жанр фантастического романа на самом деле очень ёмкий, он может вместить почти любое содержание. С.Лукьяненко красиво экспериментирует над этой формой: любовь оканчивается смертью, дружба – предательством. Но не это главное. Очень значительное место в композиции занимают авторские отступления: об убийствах. О вариантах
пробуждения молодого мужчины, о распаде и разрушении, о роли сюжета в литературе. Над литературой С.Лукьяненко явно иронизирует (ссылки на Борхеса и разговор с таксистом о Генри Миллере). Особенно достается отечественной фантастике. Насколько автобиографична фигура писателя-фантаста Дмитрия Мельникова, судить не берусь. Но подозрения такие есть… Кажется, симпатии автора на стороне народного творчества: главный герой сравнивает себя с героями народных сказок, а в тексте цитируются чудесные образцы современной
народной поэзии (двустишие «по следам Пушкина» и частушка о девушке в кустах) и прозы (анекдот про Деда Мороза). А вот классическое фэнтэзи переосмысляется С.Лукьяненко даже на уровне символов жанра: главный герой живет в башне (ему потом скажут, что это общее место). И единственная вещь, которая останется у него на память о возлюбленной – кольцо. Этим кольцом крепилась к рукоятке кухонная лопаточка… Большинство героев обрисовано достаточно скупо. Кирилл: человечен, не очень последователен, решителен.
Котя: то, что это существо – не просто человек с двойным дном, но и вообще не совсем человек, догадаться трудно. Так же и со второстепенными героями – два-три мастерских штриха, и персонаж оживает. Не изменяет С.Лукьяненко и исключительное чувство стиля. Нигде не через край, даже когда авторская ирония становится явной издевкой. Читается роман легко. На одном дыхании. И заканчивается весьма многообещающим финалом. Похоже на начало нового сериала. «Все еще будет»,- заявляет автор напоследок от лица главного
героя. Подождем… Алексей Гетманцев