Можно начать так: «Вы держите в руках модный бестселлер…» А можно так: «Как известно, людей больше всего волнуют секс и смерть…» Но я начну с самого интересного: Вы читаете о книге, которой не должно существовать. Авторский стёб. Его гримасы дают себя знать с самого начала. Конечно, у героя нелегкое детство и достаточно гнусная семья… Боже, какой американизм… Ну, в общем, так: тема этой книги действительно – смерть. Проблем множество. Главная же заключается
в том, что там, «по ту сторону»? Есть что-то или нет ничего? Рай? Ад? Реинкарнация? Инобытие? Автор над читателем смеется. Достаточно прочесть отрывок о суде над душой г-на Донахью, который «8254 раза солгал, нанеся вред окружающим, 567 раз просто струсил и 789 раз струсил по-крупному; сбил машиной 45 мелких животных». За эти и другие грехи он теряет 230 очков и в следующей жизни родится у разведенной женщины, которая будет его ненавидеть. Он будет страдать астмой и язвой желудка. Он родится женщиной.
Но… если станет талантливой художницей, избавится от этой жизни в 35 лет (это называется «моцартовский исход»). Кроме того, заработает много очков. Ах, да: Донахью должен ещё покончить свою следующую жизнь самоубийством, перерезав себе вены в собственной ванной… Полкниги посвящено такого рода стёбу. Что же касается авторской идеи, то она довольно проста. К ней я ещё вернусь. Бернард Вербер красиво экспериментирует с жанром романа: что перед нами? Научная фантастика? Философский роман? Приключенческий?
Стилизация под документальную, автобиографическую прозу? Как ни странно, скорее всего старый добрый «роман воспитания». Основа сюжета – жизнь и деятельность главного героя, врача-анастезиолога Мишеля Пэнсона. Правда, для того, чтобы эта жизнь стала пригодной для написания романа, автор (опять же гримасничая и ухмыляясь) пускает в ход прием, известный как «бог из машины». В президента Франции стреляют, врачи вытаскивают его с того света, и с тех пор первое лицо государства одержимо NDE (Near Death
Experience) и готово финансировать любые исследования в этой области. Рауль Разорбак, Мишель Пэнсон и Амандина Баллюс проводят свои эксперименты на пожизненно заключенных-добровольцах. В результате более сотни этих бедняг отправляется к праотцам (достойно врачей из нацистских концлагерей). Утечка информации приводит к дикому скандалу и – сказочному триумфу. Там, «по ту сторону неба» - другой мир, «континент мертвых». Теперь его исследуют и профессионалы, и коматозники-любители. Кульминацией соперничества
становится «битва за Рай» между представителями разных конфессий (едва ли не предел стёба). Далее – вмешательство ООН и – коммерциализация всей «околосмертной» деятельности. Чего стоит одна только «эктоплазмическая реклама» в потустороннем мире! «Кома-Кола», «Испивши йогурта «Транзит», каждый в Рай без тяжести в желудке полетит», «Смертфлот гарантирует отлет и прилет»… А ещё реклама страховых компаний (так их!) и т.д. После того, как реинкарнация становится научным фактом, мир кардинально меняется. Публикуется
прейскурант грехов и прейскурант добрых дел. Люди носят на правой руке часы, а на левой – кармограф. Зло почти исчезает из нашего мира. Все боятся лгать, красть, и даже прелюбодействовать… На фоне этого безумия проходит очень человечная и очень трогательная жизнь главного героя. Вербер вообще отлично создает характеры: одержимый Рауль, страдающая комплексом вины Амандина, неистовая Стефания… Они – по одну сторону. По другу – люди прежде всего заурядные, ограниченные; и оттого совершенно невыносимые
– мамаша и братец Мишеля и им подобные. Для них смерть и занебесье – просто источники наживы. В книге множество интересных, хотя и второстепенных героев: раввин Фредди Мейер, например. Но люди слишком близко подбираются к тайне смерти. Небесным властям приходится вмешаться. Молнии уничтожают все объекты, связанные с танатонавтикой. Людям промывают мозги (вариант всемирного потопа). На танатодром Бютт-Шомон, штаб-квартиру главных героев, падает огромный «Боинг». Как говорится, «все умерли». Но это
ещё не конец… В качестве ремарки: в книге множество чудесных гэгов; смешных, трагичных, шокирующих, философских… Например, реинкарнация Гитлера – деревце-бонсай, терпящее бесконечное насилие и жестокие мучения, не имея даже возможности убежать, закричать или покончить с собой… Смешно? Встретившись с гневными божествами кармы, Пэнсон читает «Литанию против страха» из «Дюны» Герберта. Так ли уж глупо? Сатана творит зло, всего лишь говоря правду. Ведь правда печальна и ужасна. Сколько нужно мудрости
и мужества, чтобы принять ее! Что, не жизненно? Действительно, больнее правды не ранит ничто. Например, Рауль Разорбак узнает, что его отец покончил с собой потому, что его жена, мать Рауля, ему изменяла. Людям нельзя просто так общаться с ангелами. Они должны сами понять, что такое добро и зло. Мир без зла не менее абсурден, чем без добра; но дело не в пресловутом «равновесии», о котором так любят рассуждать писатели вроде Ника Перумова. Просто наш мир – он наш, «здесь и сейчас», и поэтому должен идти
своим путем. Вербер пишет: «Пока человек остается смертным, он может хранить спокойствие». К этому все: и выдержки из «Учебника истории для начальной школы», и выдержки из «Зоар», Блеза Паскаля, Чжуан Цзы и «Бардо Тёдол». После смерти герой узнает, что там, по ту сторону неба. Узнаем и мы все когда-нибудь. А в книге «Танатонавты» этого не написано. Ведь рукопись, которую «писал Мишель Пэнсон в момент смерти», сгорела во время катастрофы в Бютт-Шомон. Некоторые рукописи все же горят. Так что книгу,
которой не существует, читал, чего и вам желает,
_______________________ На конкурсе рецензий появилась новая работа - "Двадцатая рапсодия Листа". Автор - Виталий Черников. Вы ещё можете успеть поучаствовать, ведь конкурс продлится до 1 июня. Условия здесь.
Внимание! Мы открываем ещё один беспрецедентный конкурс - "ГОГОЛЬ.РЖУ". Условия как всегда на сайте www.gogol.ru.
На этой неделе мы публикуем очереную часть повести Алексея Концевого "Бон Вояж".
Появился новый автор - vakeli. Одно из пяти его произведений, возможно, придется вам по душе. Мы ждем вас на нашем сайте.