Это не книга о муравьях. И не книга о людях. Это фантазия Вербера, из которой он методически сконструировал иллюзию «научно-популярного романа». Что само по себе достаточно фальшиво: Никитин писал о людях и насекомых боевики, Майкл Крайтон – триллеры, а этот француз – псевдоинтеллектуальную прозу.
Итак: муравьи – земная цивилизация, параллельная человеческой. Можно обойтись без зеленых человечков. Проблема в том, как мы могли бы взаимодействовать (если это вообще возможно). Но представляется, что самое важное – не пытаться принять эту книгу за чистую монету. С одной стороны, Вербер знает о муравьях очень много, и постоянно использует эти знания, но… для введения в заблуждение читателя. Впрочем, ошибаться – это так приятно. У муравьев есть «социальная» организация – значит, должна быть этика. Есть
сложная система инстинктов; значит, должна быть эстетика и история. Есть изощренная сигнальная система – значит, должен быть язык, выражающий мысли и чувства...
Вербер не очеловечивает муравьев. Его «муравьи» - это люди, которым он «привил» муравьиный облик и качества и поместил в муравьиный мир. Нет, это не Кафка – но вполне абсурдно. Это гротескный мир, где правит литературный артефакт. И автор постоянно на этом играет. А как – об этом чуть позже.
Вторая сюжетная линия – это линия персонажей-людей. Она очень условна; вплоть до явного издевательства над читателем.
Некто Джонатан, которому его покойный дядя завещал странный дом… Джонатан дядю почти не знал; он идет к своей бабушке, чтобы выяснить… Что именно? Что в подвале?
Ах, какой хороший вопрос! Ведь «все знают, что находится в комнате 101». Ужас, конечно. Кромешный ужас. Нет, это не Оруэлл; это ясно. Там – то, что вытаскивали из своих кошмаров Эдгар По, потом Говард Лавкрафт, а ещё потом – Стивен Кинг. Там Джонатан исчезает; его семья, жандармы, спасатели – тоже. Оставив читателя на пороге темной и влажной бездны, полной пугающих знаков – звуков, символов, надписей… Предоставив ему разгадывать загадку дяди Эдмона: как сложить из шести целых спичек четыре
равнобедренных треугольника? Если честно, это просто фокус; но ведь Вы пока не знаете?
Что ж, можно и помучиться. А пока – вернемся к муравьям. Странствия и битвы, измены и заговоры, и – ох! Даже любовь, что бы ни значило это слово… Чудесное спасение, самопожертвование, основание новой династии… Читайте сами – это действительно увлекает. Увлекает потому, что хорошо написано. Просто здорово – вполне в духе Дюма. Поверьте, пересказывать сюжет (по крайней мере, эту его часть) не надо.
А там, по ту сторону подвала… Улыбкой дяди Эдмона (живого, конечно…) нам улыбается автор.
Впрочем, недолго: хэппи-энда не будет. Один раз за всю книгу все будет почти всерьез: глупые мальчишки обливают самый большой муравейник горючей жидкостью, и… Мировая катастрофа. И не столько для них (один муравейник – это не вся муравьиная цивилизация), сколько для нас: муравьи замораживают все контакты с людьми. Они не понимают, за что мы их убиваем, если пытаемся понять. Может, это и наивно – но здесь и Спилберг, и многие другие… А может, и нечто гораздо большее, чем «муравьи и люди». Проблема
понимания. И основной вопрос философии – «за что»?