Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Фигль-Мигль. Щастье. Волки и медведи.


Фигль-Мигль. Щастье. Волки и медведи.                                                

Лимбус Пресс, 2010, 2013

 

Фото писателя. 

 

Об авторе. Фигль-мигль - псевдоним петербургского автора, который ранее печатался на страницах журналов “Звезда” и “Нева”. С момента выхода в печать романа "Щастье", вопрос о том, кто скрывается под этим псевдонимом, оставался без ответа. Со ссылкой на фонтанку.ру можно утверждать что Фигль-Мигль не кто иной, как 43-летняя петербурженка, выпускница филфака СПбГУ Екатерина Чеботарева.

 

Жанр.

«Щастье». Роман с продолжением,  320с.

«Волки и медведи». Роман-продолжение, 496с. Премия «Нацбест – 2013».



 Сюжет.  Место действия Город (Петербург) и окрестности. Время: похоже, что далёкое будущее, а обстановка как в начале 20 века (городовые, дворники бегают для вызова врача и т.п.). Не суть важно!

Главный герой — Разноглазый (по имени и по факту: один глаз коричневый, другой серо-голубой). Ему немного за 30 лет. Его бизнес — борьба с призраками убитых людей, которые являются тем, кто их убил.

А убивают много: конкурентов, политических врагов, от скуки, любовников жён и тех, кто кому-то помешал. Для этого существует Лига Снайперов. Заказы оплачиваются и никогда не отзываются.

Территориально Город и окрестности разделены и существуют как отдельные государства: Охта, Петербургская Сторона, Автово, Васильевский Остров, Финбан и т.д. Границы — это реки Нева, Охта, каналы. На мостах посты, через которые можно проникнуть только по спецпропускам. Чужака на любой территории могут убить, и никто не будет в ответе.

Социальные группы враждуют между собой. Они состоят из анархистов, дружинников, полиции, армии (береговая охрана), учёных (фарисеев), радостных (психи–бомжи), авиаторы (малолетние хулиганы). Во главе Горсовет каждого государства.

 

Поскольку призраков много, а убийцы богаты и во власти, то у Разноглазого работы полно. Чтобы не смущать людей, он носит тёмные очки, чтобы ненароком никого не сглазить и не напугать. Он знаком и вхож в мир сильных и влиятельных людей.

 

Первый роман посвящён экспедиции (лето) в Автово из Города за наследством. Группе из 4-х человек пришлось переходить из одного государства в другое, чтобы достичь конечного пункта. Описываются их приключения и обстановка, т.к. кругом разруха, дворцы, парки и мемориальные кладбища в запустении. Там, где когда-то была промышленная зона, теперь всё заброшено, заросло за много десятилетий растительностью, населено бандитами и эта территория называется Джунгли.  Из-за Джунглей и границ многие жители никогда не бывали в соседних государствах.

 

Второй роман — об экспедиции (зима), организованной правителем Охты Канцлером для разведки и воплощения мечты о создании империи, т.е. объединения всех микрогосударств под одно начало. Возглавляет экспедицию Разноглазый, а состоит она из всех представителей, враждующих между собой: армия, милиция, дружинники, учёный, анархисты и контрабандисты.

 

Впечатление. Если бы не премия «Нацбест – 2013», может, никогда бы и не стал читать произведения автора с таким странным псевдонимом. Сначала прочитал «Волки и медведи» (и многого не мог понять), а потом —  «Щастье», и всё стало на свои места.

 

По жанру — модернизм со всеми разветвлениями. Читать было интересно. Хорошо написано, сюжет привлекательный, стили разные и напоминают Салтыкова-Щедрина, Достоевского. Даже введён следователь Порфирьев, который стремится арестовать Разноглазого, считая его убийцей. Ядовитый юмор в описании научной литературной среды на Васильевском Острове. (Цензуры не было, но писатели подвергались ежегодной аттестации).

 

Посещение деревни во втором романе описано в подражании Салтыкову-Щедрину: народ с кличками вместо имён и фамилий, ничего не делают и ждут барина, терпят разбой, т.к. убивец тоже от бога, не убивать же его.

 

Очень сочные и образные характеристики персонажей во втором романе.

Цитата. Дроля был так одинок и ненавидим, что это дало освобождающий эффект. Он взмыл да помчался на крыльях гаерства и садизма, не обременённый балластом долга, вины, сострадания. И хотя он вёл себя, как полагается контрабандисту – вызывающе одевался, сквалыжничал, дерзил власти и шёл с ней на компромисс, – в нём всегда угадывалась фигура значительнее, чем ещё один контрабандист.

 

О другом персонаже.

Он был – как сказать? – не больной, но нездоровый, и не тем нездоровьем, которое как игла или пуля сидит в имеющем название органе; всё сильнее в нём это проступало, какой-то тлен из-под обычной вони бродяжки. Будто годы назад его закопали в землю, а теперь вынули – истлевшего внутри, но не снаружи, – пообчистили и пустили в мир, внешне не изменившийся, но чуждый ему так, как только может быть живое чуждым мёртвому.

 

Сочинитель сонетов подошёл и стал обниматься со всеми по очереди. Вокруг тихо шушукались, и я, наконец, заметил, что Литературный Салон, если это впрямь был он, включал в себя слишком разнородные явления: обычных алкашей, обычных зануд, обычных бледных девушек и обычных хулиганов. То, что все они оказались любителями литературы, лишь увеличивало пропасть. Литература тут была у каждого своя.

 

И в точности как школьники, писатели интересовались лишь тем, что имело к ним непосредственное отношение. Кураторы отчаянно пробовали увлечь их высшими интересами или хоть какой-никакой злободневностью, но всё выходило из-под палки, вырвавшись из кураторских рук, писатели возвращались к по-настоящему актуальным темам – и не нужно думать, что это были беседы о литературных, например, техниках или литературе вообще. Платёжная ведомость – вещь посильнее Пушкина. Вопросы «Кто с кем?», «За чей счёт?» и «Сколько?» трепещут уж поживее вопроса «Что хотел сказать автор своим сочинением?»

 

— Нет. Я больше, чем дважды, на одни и те же грабли не наступаю. — Он перехватывает мой взгляд. — Дважды — это нормально. Это говорит о том, что у человека есть идеалы. Клинический идиотизм начинается с четырёх-пяти раз.

 


В избранное