Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Волос, Андрей. Возвращение в Панджруд.


«Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной".

                                    Хорхе Луис Борхес

 

Волос, Андрей. Возвращение в Панджруд

ОГИ, 2013

 

Фото писателя. 

Об авторе. Андре́й Во́лос (род. в  1955 году, Сталинабад) — русский писатель. Родился в семье геолога. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина по специальности «геофизик» (1977). Вернулся в Душанбе, где занимался переводами таджикской поэзии. С конца 1980-х начал писать прозу. Член Союза писателей Москвы. Живёт в Москве.

Жанр. Роман, 640с., Русский Букер – 2013.


Русский Букер 

 

Сюжет. 940 год. Дорога из Бухары в Панджруд (280 км). Шестнадцатилетний сын стражника из Бухары Шеравкан сопровождает пешком насильно ослеплённого поэта Рудаки (за 60 лет) на родину в Панджруд. Согласно приговору поэт не имеет права по дороге просить милостыню. Задолго до этого времени Рудаки уже был признанным поэтом, и признание к нему пришло в Самарканде в 16 лет в период учёбы в медресе.

 

Каждый эмир при своём дворе имел группу поэтов для прославления своего имени. При бухарском эмире поэтов было сорок. Для управления этим скопищем завистников уговорили стать Рудаки, которого уже в Самарканде присвоили титул Царя Поэтов. Слава бежала впереди него, и люди по дороге добросердечно встречали слепца, предоставляли ночлег, кормили и ещё давали деньги в дорогу.

 

Совершая свой нелёгкий путь, Рудаки вспоминает о своей юности, о том, как ждал признания, понимая, что он пишет стихи лучше тех, кто вывешивает свои вирши на Стене Поэтов в Самарканде. Стихи превращались в песни, их пели жители города. Получить признание при дворе наместника Самарканда помог добрый человек, но плохой поэт. 

 

Кроме этого, Волос рассказывает об обычаях двора эмира Бухары Назра, который был прогрессивным правителем, веротерпимым и справедливым. Но попал в итоге на роль короля Лира.

 

Впечатление. Когда читаешь роман, то понимаешь, что это чистая беллетристика, написанная историком-дилетантом. (Об этом он пишет сам в конце книги). В наличии нестыковки по датам, был ли действительно эмир Назр, и что случилось с Рудаки на самом деле. Для разнообразия приведены этнографические сведения: похороны, свадьба, рождение ребёнка, народные средства от бесплодия, как защитить ребёнка от болезней и несчастных случаев. Немного есть о поэзии, но стихов Рудаки не приводится.

 

На мой взгляд, это чтение для неискушённого читателя. Удивляет ещё и то, что вот уже две премии отданы произведениям не о современности, а о 14 – 15 вв. («Лавр» Водолазкина, Большая книга) и вот «Путешествие»…

В 9 – 10 вв.

 

Цитаты.

 

Назр любил, бывало, умственно поговорить о вещах отвлеченных. При этом, желая потолковать о божественном, чурался исламских теологов, резонно полагая рамки родимой веры тесными для этих разговоров. Зато с удовольствием склонял ухо к христианам и последователям Будды, а также к евреям с их путаными рассуждениями. Веротерпимость его достигала таких высот, что, возвращаясь к правилам своего славного деда, он позволил построить у самых стен Бухары несколько христианских храмов, индийских капищ, а неподалеку от столицы, в Рамтине — еще и китайскую пагоду.

 

...то есть гордился ты даром слагать слова и считал себя лучшим среди людей. Не хотел знать, что дар твой — от Господа. Потерян ты был для веры. Никогда в душе твоей не было восторга перед Господом, и никогда ты не мог сказать прямо: верую! Потому-то и хуже ты последнего, потому-то и кровь твоя бесплодно кипит и мучается, потому-то и ад уготован был тебе на земле, и вся жизнь твоя — хождение по его пределам!.. Не видит тебя Господь, как ты не видел Его. Не верит тебе Господь, как ты Ему не верил. И не спрашивай теперь Господа. Никому не нужно твое жалкое существование... даже тебе самому.

 

Каждый человек хочет найти истину. Но, похоже, к ней нет доступа из-за обилия ищущих...

 

Историческая справка.

Выдающийся поэт, основоположник персидской классической поэзии — Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (по другим источникам – Абуль Хасан) родился в 858 году в селении Панджруд (в переводе с таджикского пять ручьёв) (ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан) неподалеку от знаменитого городища Пенджикент. Рудак означает ручеёк, отсюда и псевдоним поэта Рудаки (то есть из Панджруда, иными словами рожденный в Панджруде).

 

Иранский ученый Саид Нафиси, который утверждает, что Рудаки и Амир Наср Сомони (правитель из династии Саманиды) были исмаилитами и в 940 году было большое восстание против исмаилитов. По совету визиря, который ненавидел Рудаки, Амир Наср приказал ослепить поэта и конфисковать его имущество. После того, как другой придворный поэт, ранее завидовавший Рудаки, пристыдил Амир Насра тем, что "В истории, ты запомнишься как правитель ослепивший великого поэта". Амир Наср, сильно пожалев о содеянном, велел казнить везиря и щедро одарить Рудаки, но поэт отказался от щедрых даров и умер в нищете в родной деревне Панджруд.

 

Факт слепости Рудаки от рождения опровергает советский ученый Герасимов М. М., автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков, утверждая, что ослепление наступило не ранее 60 лет.

 

Рудаки. (Реконструкция Гкрасимова). 

 

 

Как долго ни живи, но, право слово,

Помимо смерти нет конца иного.

 

К добру и миру тянется мудрец,

К войне и распрям тянется глупец.

 

На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Мир - это море. Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел.

 

От всех соблазнов отрекись, надежно дверь замкни,

Достойно, скромно проживи отпущенные дни.

 

Скачать книгу. 


В избранное