Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно Салман Рушди


                                                    Страстные книгочеи никогда не одиноки в постели. :-)

                                                   («Радио России)

Рассылка №4

Салман Рушди. Прощальный вздох Мавра. Дети полуночи.

Издательство ЛИМБУС ПРЕСС 1999, 2006 гг.

Писать о Рушди для тех, кто его читал, пустая трата времени, т.к. автор очень трудный и по прочтении хотя бы одного его романа у читателя складывается вполне определённое к нему отношение: нравится – не нравится. Поэтому я поделюсь своими впечатлениями от прочитанного и посоветую с чего начать тем, кто Рушди ещё не читал..

Самый скандальный роман «Сатанинские стихи», за который автор в Иране был приговорён к смерти, я не читал. Даже не знаю, был ли он издан в России. Но прочитал первый роман Рушди «Стыд», опубликованный у нас в журнале «Иностранная литература» № 1-89. А теперь ещё два: «Прощальный вздох Мавра» и «Дети полуночи».

На мой взгляд, Рушди ничего нового в литературе не сделал, т.к. он идёт по тропе, протоптанной Маркесом. В его романах гипербола, гротеск, мистика и т.п. искусно вплетены в повествование и кажутся само собой разумеющимися. Но в отличие от Маркеса всего этого чересчур много. От книги к книге это начинает приедаться. Кроме всего прочего его романы очень объёмны.

Чтобы передать дух таких придумок, приведу несколько примеров. В романе «Стыд» наиболее характерный пример – это героиня, которая имела высокую температуру тела. Когда она купалась, то вода в ванне закипала. В «Детях полуночи» главный герой имел одно из необычных свойств читать мысли других людей, другой персонаж как Вечный Жид не мог умереть, работал почтальоном, плавал по озёрам до тех пор, пока не был застрелен. И т.п. в каждой главе романа.

В «Прощальном вздохе Мавра» герой родился с кувалдой вместо одной руки, но здесь уже введён детективный элемент, как дань времени и современному течению в литературе, т.к. редкий современный роман обходится без этого.

Из того, что я прочитал, лучшим романом, на мой взгляд, является роман «Стыд», т.к. в нём всё в меру. И читается он на одном дыхании.

А вот «Дети полуночи» (Букеровская премия) признан лучшим из всех романов, которым была эта премия присуждена за 25 лет, но очень скучный, перегруженный событиями и вымыслами.

Во всех романах есть одна особенность. Одними из главных героев всегда являются Индия и Пакистан, т.к. Рушди считает себя индусом-мусульманином по рождению и всегда выступал против разделения Индии на два государства: Индию и Пакистан. Поэтому все события личной жизни героев обязательно связываются со скандальными фактами политической жизни Индии и Пакистана. Особенно этим «грешит» роман «Дети полуночи». Перенасыщенность событиями способствует потере читателем сюжетной линии: на следующий день с трудом вспоминаешь то, о чём было прочитано вчера.

Читать книги Рушди трудно, но при хорошем переводе, это доставляет удовольствие. Особенно, когда прочитана последняя страница.

Тому, кто не знаком с этим автором, но знаком с Маркесом советую прочитать «Стыд». Кто не знаком ни с тем, ни с другим, читайте «Прощальный вздох Мавра».

Если Вы имеете соблазн приобрести какую-либо книгу и хотите навести справки о ней, то обращайтесь ко мне. Если я её читал, то обязательно поделюсь впечатлениями от прочитанного.

Валерий Александрович.   monpleasire@samaramail.ru

 

 

 

 


В избранное