Новый роман Юрия Полякова "Любовь в эпоху перемен" оправдывает свое название.
Это тонкое повествование о сложных отношениях главного героя Гены
Скорятина, редактора еженедельника "Мир и мы", с тремя главными женщинами
его жизни. И в то же время это первая в отечественной литературе
попытка разобраться в эпохе Перестройки, жестко рассеять мифы, понять
ее тайные пружины, светлые и темные стороны. Впрочем, и о современной
России автор пишет в суровых традициях критического реализма. Как всегда
читателя ждут острый сюжет, яркие характеры, язвительная сатира, острые
словечки, неожиданные сравнения, смелые эротические метафоры...
Одним словом, все то, за что настоящие ценители словесности так любят
прозу Юрия Полякова.
Когда Ренат предложил друзьям отдохнуть на яхте в Средиземном море, он и
представить не мог, чем это обернется... Все началось с того, что они
с Ильей и Настей обнаружили брошенное каботажное судно. На нем осталось
дайверское снаряжение и... множество ценных артефактов времен Второй
мировой войны. Кто же поднял их со дна моря? Неожиданно объявляются
хозяева судна, немцы. Двое членов их команды погибли, исследуя затонувшую
в этом месте подводную лодку. Поначалу они похожи на обычных кладоискателей.
Однако когда приходит известие о похищении внучки барона фон
Кракера, друзья начинают понимать, что эти люди что-то скрывают. Кто
они - простые авантюристы или настоящие "черные дайверы"?
Анна и Тоби расстались. Шокированная разрывом между родителями, маленькая
Ава теряет способность говорить. Но через три дня дар речи возвращается
к девочке. И вместе с ним - странные воспоминания, как будто из другой
жизни. Она твердит о прекрасном шотландском острове и называет его
домом. Чтобы разобраться во всем, Анна с дочерью приезжает в Шотландию.
Там они знакомятся с Сорреном. Его сестры не стало пятнадцать лет
назад, но в рассказах Авы он узнает ее, трагически погибшую Айлу... Что
связывает всех этих людей? Какая тайна?
Некогда поэт, граф Александр Ростов в 1922-м попадает под трибунал как враг
рабочего класса. Вместо высшей меры наказания графа отправляют в крайне
необычную ссылку - в отель "Метрополь", который он не имеет права
покидать. Совсем. Владелец большого поместья, никогда в своей жизни
не работавший, теперь граф Ростов должен приспосабливаться и выживать
в новых условиях, наблюдая за самыми страшными, поворотными событиями
в нашей истории. Постепенно Ростов осознает, что джентльмены бывшими не
бывают.
Семья замечательного русского писателя И.С. Шмелева (1873-1950), вынужденного
в 1922 году выехать за границу и прожить на чужбине до конца своих
дней, отличалась патриархальностью и истовой религиозностью. Неотъемлемой
чертой этой патриархальности было патриотическое чувство, пылкая
любовь к родной земле, ее истории, героическому прошлому. Все это
нашло отражение в произведениях И.С. Шмелева. Увиденный глазами ребенка
старый московский быт ("Богомолье"), любовь иконописца к молодой барыне
и ее внезапная смерть ("Неупиваемая чаша"), смерть и страдания в
годы Гражданской войны в Крыму ("Солнце мертвых"). В этих произведениях
раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным
духом и согрета христианской верой. Книга будет интересна людям
воцерковленным и только начинающим труд воцерковления.
В центре повествования этой, подчас шокирующей, резкой и болевой книги -
Женщина. Героиня, в юности - парашютистка и пилот воздушного шара, пережив
личную трагедию, вынуждена заняться совсем иным делом в другой стране,
можно сказать, в зазеркалье: она косметолог, живет и работает в
Нью-Йорке. Целая вереница странных персонажей проходит перед ее глазами,
ибо, по роду своей нынешней профессии, героиня сталкивается с фантастическими,
на сегодняшний день почти обыденными "гендерными перевертышами",
с обескураживающими, а то и отталкивающими картинками жизни общества.
И, как ни странно, из этой гирлянды, по выражению героини, "калек"
вырастает гротесковый, трагический, ничтожный и высокий образ современной
любви. "Эта повесть, в которой нет ни одного матерного слова,
должна бы выйти под грифом 18+, а лучше 40+... - ибо все в ней настолько
обнажено и беззащитно, цинично и пронзительно интимно, что во
многих сценах краска стыда заливает лицо и плещется в сердце, - растерянное
человеческое сердце, во все времена отважно и упрямо мечтающее только
об одном: о любви...". Дина Рубина
Когда-то очень давно прекрасная Элизабет полюбила знатного сеньора Диего
де ла Торре и заплатила за это чувство собственной жизнью. Уже в наши
дни рыжеволосую Алину, скрывающуюся от жизненных разочарований в тихом
горном поселке, посещают видения, связанные с жизнью Элизабет. Постепенно
девушка понимает, что прошлое странным образом связано с настоящим,
а поселок, где она поселилась, хранит свою страшную тайну и вовсе
не такой мирный, как кажется с первого взгляда. Алину ждут тяжелые испытания,
потери и... неожиданные приобретения. Ведь у судьбы - две руки,
дающая и отнимающая.
Знаменитый роман мастера "гротескного реализма" Юрия Полякова "Гипсовый
трубач" не имеет аналогов в современной отечественной словесности ни по
занимательности, ни по жанровому своеобразию, ни по охвату тем. Эта
"ироническая эпопея", как назвали ее критики, соединяет в себе черты детектива,
любовной истории, психологического романа, социальной сатиры,
а изобилием блестящих вставных новелл напоминает "Декамерон". Как всегда,
автор увлекает читателя виртуозно закрученным сюжетом, покоряет
яркими и сложными характерами героев, восхищает отточенным ироническим
стилем, поражает неожиданными метафорами и афоризмами, волнует утонченной
эротикой. Во вторую книгу вошли третья и четвертая части романа -
"Мужелюбица и Мужелюбница" и "Пир побежденных", а также эпилог, связывающий
в узел все многочисленные нити повествования и названный автором
"Конец фильма". А завершает том подборка " Так говорил Сен-Жон Перс".
Это полюбившиеся читателям авторские афоризмы, извлеченные из текста
иронической эпопеи.
Еще три месяца я могу по-прежнему называть Кэти старшей сестрой. А потом
догоню ее. Стану старше. А Кэти всегда будет пятнадцать лет, одиннадцать
месяцев и двадцать один день. С тех пор как Кэти погибла, над Ханной
перестали издеваться в школе. Вот уже год никто не пишет маркером гадости
на ее спине, не вытряхивает содержимое рюкзака и не обзывает мерзкими
словами. Уже год Ханну передают от психолога к психологу. Уже год
она пытается вспомнить, что же произошло в день аварии.