"Теперь нужно не изучать и применять чужие правила, а устанавливать свои. И пусть другие применяют уже ваши правила". Валерий Есауленко, генеральный директор компании "НЭО Центр"
Дата выпуска - 2006-05-05. Количество подписчиков - 1115
Об авторских правах. Материалы библиотеки LABRATE.RU в ряде случаев взяты из открытых источников всемирной паутины, получены от читателей и авторов. Зачастую не имея возможности по разным причинам связаться с обладателями авторских прав на представляемые материалы, мы, используя опыт "Библиотеки Мошкова" (http://lib.ru/COPYRIGHT), все же решились опубликовать их на нашем ресурсе. В том случае, если у авторов материалов (которые представлены в библиотеке LABRATE.RU) или обладателей авторских прав возникнут возражения, мы готовы незамедлительно убрать их с сайта.
Сегодня в выпуске
Хорошие вести от Корсакова О.Д. из Новороссийска
Мисовец В.Г. :
"В этом смысле публикации отчетов - реальный план, а обязательные СРО - профанация. Плескачевский строит воздушные замки не
потому, что этого не будет, а потому, что не будет декларируемого им результата, а будет как раз противоположный результат".
см.форум
Корсаков О.Д., начальник отдела оценки Новороссийской торгово-промышленной палаты, оценщик I категории
Уважаемые господа!
Наши крики и стоны по поводу принятия поправок в закон «Об оценочной деятельности в РФ» услышаны. Пока только в ФАУФИ. Из
всех акций, в которых постоянно принимал участие, ответ пришел от зам. руководителя ФАУФИ г-на Д.Аратского. (Письмо
Д.Аратского прилагается). Хотелось бы высказать несколько замечаний, как по существу ответа, так и по поправкам в закон.
О статусе оценщиков.
1. Определение «оценочная деятельность» дается в ст.3, №135-ФЗ. В ней нет признаков публичности.
2. Оценочная деятельность осуществляется коммерческими организациями и ПБЮЛ. Основной целью указанных субъектов оценочной
деятельности (далее ОД) является извлечение прибыли от ее деятельности. ОД является услугой, оказываемой согласно договора
(ст.9, 135-ФЗ) на возмездной основе (гражданско-правовые отношения).
Придание ОД публично-правового статуса может быть осуществлено
через передачу субъектам ОД государственных функций в результате чего у них кроме
прав появляется публично-правовые обязанности.
Следует заметить, что в предлагаемом изменении закона «Об оценочной деятельности в РФ» публично-правовая деятельность
передается СРО (самостоятельным юридическим лицам), а не субъектам ОД, которые сохраняют свой частно-правовой статус.
Взаимодействие субъекта ОД и Заказчика заканчивается подписанием «Акта сдачи-приемки». Оценщик не является публичной фигурой.
Все остальное – претензии, суды и пр. вне сферы оценочной деятельности. Здесь субъект ОД становится процессуальной фигурой.
Требуется разъяснение - каким образом коммерческие непубличные субъекты ОД, вступая в потенциально публичные СРО сами
становятся публичными субъектами. Как говорится, с чего бы это?
3. В законе 135-ФЗ контроль лицензиаром лицензиата происходил на уровне субъекта ОД (держателя лицензии). При этом, кроме
проверки формальных признаков выполнения закона, проверялось «качество продукции» - отчеты субъекта ОД. Ответственность за
качество услуги нес лицензиат.
В проекте дополнений к закону об ОД предусматривается создание 2-х типов СРО – субъектов ОД и наемных работников и ПБЮЛов.
(При наличии СРО субъектов ОД отнесение ПБЮЛов ко второму типу СРО является нонсенсом). Предусматривается тотальный, по сути,
двойной контроль. Сначала субъекта с отчетами сотрудников, а затем снова отчеты сотрудника (ему не принадлежащих).
Наемные работники не несут перед Заказчиком ответственности за качество услуги, т.к. у субъекта должна существовать система
контроля качества на выходе. Создание СРО наемных работников следует признать юридически не корректным, т.к. деятельность
работника регламентирует работодатель. (Работник может возразить работодателю. Но только 1 раз, т.к. второго не будет).
Работники не являются субъектами оценочной деятельности и регулирование их деятельности м.б. (и должно быть) только через
Трудовой Кодекс РФ. Все остальное – шарлатанство.
4. СРО в соответствии с ГК РФ (гл.4,пар.5,ст.115,117,118,121) являются некоммерческими организациями и «признаются
добровольными объединениями граждан» и организаций (тогда это ассоциация, союз и т.д.). В виду обязательности членства в СРО
– они не могут быть признаны некоммерческими организациями в понятиях ГК РФ и закона «О некоммерческих организациях».
Согласно письма Б.Аратского ( ДА-09-314/ис от 12.04.2006) «они будут являться негосударственными организациями, наделенными
от имени государства полномочиями, в т.ч. по контролю за соблюдением законодательства РФ в области оценочной деятельности».
Очень бы хотелось, чтобы этот тезис был подтвержден статьей ГК РФ.
5. Как в письме г. Аратского, так и в рассуждениях отдельных чиновников идут
постоянные ссылки на прецедент обязательного членства арбитражных управляющих в
СРО, а нотариусов и адвокатов в палатах и коллегиях.
Ссылка явно натянутая, и не корректная. Т.к. известно, что арбитражные управляющие назначаются судом, который, по сути
передает ему определенные властные функции. Арбитражный управляющий процессуальная фигура, подконтрольная суду.
Согласно постановления КС РФ (от 19.12.2005 г.):
«Достижение … публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в порядке,
установленном статьей 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и для проведения процедур банкротства
наделяемый полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите
имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т.д., действуя добросовестно и разумно в интересах
должника, кредиторов и общества (пункты 4 и 6 статьи 24). Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут
правовые последствия для широкого круга лиц». Кто, когда и какими наделял оценщика публично-правовыми полномочиями?
Кроме этого арбитражный управляющий является ПБЮЛом, т.е. «субъектом» деятельности. В отличие от большинства (>60%) оценщиков
- наемных работников.
6. Рассмотрим определение нотариата:
«Нотариат – это публично-правовой институт предупредительного правосудия,
призванным обеспечивать от имени Российской Федерации охрану и защиту
прав и законных интересов участников гражданско-правовых и иных
правоотношений и оказывать им квалифицированную юридическую помощь».
Как видно из определения, нотариат является изначально публично-правовым
институтом. Нотариус же наделен от имени государства правом
совершения нотариальных действий. Сравнивать ОД и нотариат
совершенно контрпродуктивно. Кроме того, нотариус член
нотариальной палаты, являющейся общественным объединением,
которое является профессиональным объединением (ст24, «О нотариате»,
№4462-1, 11.02.1993), имеющего полномочия ходатайствовать перед
судом о лишении права деятельности нотариуса (ст.12).Нотариус работает
по утвержденным государством расценкам (ст.22.1) и не вовлечен в сферу
гражданско-правовых взаимоотношений (обязательное заключение
договоров на оказываемые услуги). Ему запрещена иная
предпринимательская деятельность (ст.6).
В письме г. Аратского указывается: «В постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П указывается на то, что нотариальные палаты
имеют публично-правовое предназначение, проявляющееся в контроле за исполнением нотариусами, занимающихся частной практикой,
своих профессиональных обязанностей, а также в обращении в суд с ходатайствами о лишении их (частнопрактикующих нотариусов)
права заниматься нотариальной деятельностью за нарушение законодательства. КС РФ приняв во внимание вышеуказанные полномочия
нотариальной палаты, постановил, что принцип добровольного членства не может быть применен к нотариальным палатам». В данном
случае публично-правовыми субъектами являются и нотариусы, и Палаты. А в случае с оценочными СРО только СРО, см.выше.
Далее г.Аратский цитирует постановление КС: «Относительно статуса нотариальных палат КС отметил, что они должны
рассматриваться в качестве негосударственных организаций, наделенных соответствующими полномочиями от имени государства».
Каких организаций? Правовой статус? Как мы видели выше, это некоммерческие организации, регистрируемые как общественные
организации. Тонкий уход от запрещенной обязательности членства в общественной организации путем названия ее некоммерческой,
что тоже нарушение.
7. Чем же является адвокат и адвокатура:
« Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право
осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат
не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой
деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской
Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности».
Что здесь Вы видите схожего с профессией оценщика?
«Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами,
получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее -
доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской».
(ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
№63-ФЗ от 26.04.2002 г)
Из закона об адвокатуре вытекает, что адвокатская деятельность в своей основе является публично-правовой деятельностью.
Каждого адвоката.
Адвокатская деятельность в отличие от ОД не является предпринимательской. Зачем же ею обосновывать необходимость
обязательности членства в СРО оценщиков, являющихся предпринимателями (кроме наемных работников, работающих на
предпринимателя)).
8. Ни одно некоммерческое объединение «не отвечают по обязательствам своих членов» (ст.117 ГК РФ). Не существует
законодательно обоснованного принципа компенсации убытков одного независимого юридического лица другим, не связанного
причинно с в/у убытками. В связи с чем создание КФ – не очень умная выдумка не очень грамотных чиновников. А что хотят делать
«боссы» от СРО с КФ, судя по изменениям в законе после 1-го чтения, не поддается логическому осмыслению.
Г.Аратский утверждает, что «саморегулируемая организация оценщиков устанавливает в отношении своих членов обязательные
требования только к порядку обеспечения их имущественной ответственности, в том числе посредством страхования или
формирования компенсационного фонда, с помощью чего будет достигнуто единообразие и четкость порядка обеспечения
имущественной ответственности оценщиков в рамках одной саморегулируемой организации». Из данного утверждения можно понять,
что СРО устанавливают только требования по созданию КФ, но будут ограничены постановлением правительства по его тратам.
Завидная перспектива.
Из ответа зампредседателя выясняется, что КФ это доход СРО и он должен быть обложен налогом на прибыль (23%). Теперь
уточняется, как бы это поизящнее сделать.
Читая закон о нотариате, лишний раз убеждаешься, что инициатива о введении КФ может быть легко преодолена четким указанием в
законе минимальной (достаточно высокой) суммы страхования своей ОД. ( как в законе «О нотариате», ст.18). И ни каких налогов
на прибыль. Но кому-то «позарез» нужен КФ.
9. Выводы.
Читая письмо г-на Д.Аратского отчетливо понимаешь надуманность большинства положений, включаемых в поправки к закону «Об
оценочной деятельности в РФ». Причем аргументация их необходимости зачастую просто не выдерживает критики. Законодатели и
чиновники не очень хотят разобраться в существе вопроса, а пытаются действовать «по прецеденту», хотя прецеденты (арбитражные
управляющие, нотариусы, адвокаты и пр.) практически не коррелируются с оценочной деятельностью, т.к. вышеназванные действуют
от имени и по поручению государства. Оценщики же занимаются гражданско-правовой деятельностью. Выдумываются гибриды
«некоммерческих» и одновременно «общественных» организаций. Да еще с обязательным членством. ГК РФ отдыхает.
И для разрядки четверостишие
поэта Губермана. Правда, написанные по другому поводу.
Есть в законе упущения,
Как отверстия в заборе.
И такое ощущение,
Что закон писали воры.
Он-лайн библиотека LABRATE.RU приветствует обмен текстовыми ссылками (баннерами 88х31)!
Разместите у себя на странице код нашей ссылки (или баннер 88х31) и пришлите нам ссылку
по адресу ссылки@labrate
Код нашей текстовой ссылки с указанием основных разделов он-лайн библиотеки оценщика LABRATE.RU: