Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 31/08/2011


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Доброго здоровья, Борис Натанович!
Когда я слышу новости катастрофического характера - где-то трясет чуть не на девять баллов, где-то смерчи, причем там, где их и быть-то в природе не должно, где-то затапливает гигантские территории, где-то вулканический пепел не дает нормально работать самолетным движкам, то всегда вспоминаю "За миллиард лет до конца света", вот сидит Малянов перед Вечеровским, и крепко прижимает свою папку, и пока не отдает.
"...Массированность и малоприцельность... Может быть, сейчас где-нибудь за муринским ручьем дом обрушился - целились в меня, а попали в дом, а мне и невдомек..."
Может, когда-то это и была фантазия братьев Стругацких, но сегодня это самая что ни на есть реальная реальность, и человечество дает миллион поводов к такой реакции мироздания.
Как Вы считаете, такая теория имеет право на существование?

Э. Алескеров
Баку, Азербайджан - 08/31/11 13:41:49 MSK

Вообше говоря, на существование имеет право любая теория, подтверждаемая фактами и фактами не опровергаемая. Но не совсем понятно, что в данном случае является "теорией". Представление о Гомеостатическом Мироздании? Но у авторов это представление изложено слишком расплывчато и не строго. Как завязка фантастического сюжета это годится вполне (встречаются завязки и пожиже), но как основа не теории даже, а самой что ни на есть предварительной гипотезы... Нет, не тянет. Впрочем, ничто и никому не мешает считать эту фантазию теорией. Обоснована она из рук вон плохо, но и опровергнуть ее будет нелегко, - именно в силу ее расплывчатости.


Глубокоуважаемый Борис Натанович!
Перед тем, как задать вопрос, позвольте признаться в любви. Хоть я убежден, что таких признаний Вы получаете много.
Я поймал себя на том, что по любому поводу, в любой дискуссии обращаюсь и апеллирую к Стругацким. Свои любимые книги - УНС, ХС, ПНО, ЗМЛДКС, СОТ, ТББ знаю почти наизусть, часто цитирую, и от текстов этих по-прежнему получаю почти физическое наслаждение.
Я привил вкус к Стругацким сыну и дочке. Не такую страстную любовь, как у меня, но им нравятся книги АБС. А дочка, которой легче читать на иврите, обнаружила, что лишь одна книга, к сожалению, переведена на этот язык - "Пикник на обочине" (Пикник бэ шулей ха-дерех), и с удовольствием прочитала.
Я считаю братьев Стругацких одними из крупнейших мыслителей ХХ века. Я убежден, что лучшая их вещь - "Улитка на склоне" - произведение нобелевского уровня, неяноминированное наяпремию лишь из-за задержки с публикацией.
Если бы не книги АБС, я был бы другим. Мое мировоззрение сформировалось под сильнейшим влиянием книг АБС. Я обязан АБС очень многим в своей жизни, характере и даже удаче.
СПАСИБО!
Теперь вопрос.
Многие известные писатели исследовали природу тоталитаризма. Оруэлл, Хаксли, Замятин, Кестлер. Добавим сюда документальные исследования - Солженицына и Конквеста. Но художественные исследования тоталитаризма в книгах АБС представляются мне наиболее эффективными, оказавшими влияние на наибольшееячисло читателей.
Скажите, Борис Натанович, как изменялись Вашияи Вашего брата взгляды на явление тоталитаризма, как приходило понимание сути явления, какие произведения оказалиянаибольшее влияние на Ваши политические и общественные взгляды?
Понимаю, что при ответе на этот вопрос можно написать подробную автобиографию, но буду благодарен за любой ответ.

Игорь Слуцкий
Петах-Тиква, Израиль - 08/31/11 13:41:56 MSK

Во-первых, благодарность Вам за добрый и теплый отзыв о нашей работе. Поверьте, такое читательское признание дорогого стоит, - как бы писатель читательским вниманием ни был избалован.
Что же касается тоталитаризма... Ответить на Ваш вопрос трудно не потому даже, что отслеживать перипетии собственной "эволюции" это примерно то же, что пресловутой сороконожке отвечать на вопрос, с какой именно ноги она начинает движение вперед. Трудно потому, что времени прошло немерено много, и в памяти стоит такая каша из реальных событий, "ловких" (якобы хорошо все объясняющих) воспоминаний и явных домыслов, ставших с годами "несомненной правдой" (правдой по внутреннему убеждению), - что разгрести эту кашу и разобраться, где в ней что, ну, попросту невозможно. Могу сказать только, что и Кестлера, и Оруэлла, и Солженицына я прочел уже тогда, когда все основные мои представления о сути и возможных формах тоталитаризма сложились полностью. Названные книги не сформировали моего мировоззрения, - они блистательно "поддержали" его, укрепили в сознании, удостоверили его, мировоззрения, правильность. Эту "науку" я проходил в конце 60-х, начале 70-х годов. И мне кажется, что ничего действительно, существенно, принципиально нового я тогда не узнал. Много новых фактов, великое многообразие красок и эмоций, высшая школа ненависти и ужаса, - но, по сути, никаких новых идей, никаких фундаментально новых представлений. Понадобился еще добрый десяток лет, чтобы нащупать тот краеугольный камень, на котором зиждется по крайней мере наш, российский, советский, отечественный тоталитаризм, - застойно-феодальный менталитет наш, "пережитки феодализма в сознании", затхлое наследие пятисотлетнего рабства-холопства. Это осознание сыграло для меня огромную роль, - оно, если угодно, озарило (мрачным светом) закоулки ближайшего будущего, - но откуда взялось оно, как сформировалось, почему так поздно? Не знаю. Было много обсуждений и вообще разговоров с умными людьми; какие-то книги читались; реальная жизнь перла паровозом... Не знаю. Ничего толком сказать не могу. Так же, между прочим, как и о том, откуда взялись в моем сознании самые первые представления о тоталитаризме, азы мировозрения, превратившего молодого комсомольца-сталинца в убежденного врага тоталитаризма. Какие-то книги читались, бушевали дискуссии (с умными людьми, равно как и с людьми битыми, поковерканными, "знающими"), пел Галич, - и жизнь, разумеется, перла паровозом и грохотала пражскими танками... Эволюция.


Доброго здравия, Борис Натанович!
Позвольте три вопроса по АБС и Гагарину?
1. СБТ вышла (а писалась еще ранее) за 2 года до полета Гагарина. Что АБС (не как ученые или земляне, как ЛИТЕРАТОРЫ) испытали при сообщении ТАСС?

Евгений Николаев <john-miss@yandex.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 08/31/11 13:42:01 MSK

Восторг. Я бы сказал - телячий восторг. Никто не ждал этого полета так рано. Огромные перспективы сразу распахнулись. Луна стала ближе. И Марс. И вообще Космос сделался как бы реально доступен. Все сроки его освоения резко сократились. Это было замечательное ощущение!.. Или мне это только сегодня так кажется? Полвека прошло.


2. Когда эйфория от полета Юрия Алексеевича отошла, какие ваши (АБС) ожидания от "освоения космоса" оправдались, а какие нет?

Евгений Николаев <john-miss@yandex.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 08/31/11 13:42:03 MSK

Эйфория эйфорией, но уже десяток лет спустя перспективы не казались такими радужными. И даже миссия "Аполло" не помогла. Сделалось ясно, что мы еще в самом начале пути. Так сказать, "только-только со стула встали". И уже первые разочарования пошли: планеты мертвы (сплошные "лунные пейзажи"), никаких сенсаций не будет, пилотируемые полеты - бессмысленны, все происходит дьявольски медленно, да и Вселенная, похоже, пуста, никаких тебе братьев по разуму. Это было начало Великого Разочарования человечества в науке.


3. Не случайно ли, что после "Стажеров" АБС не писали о "межзвездной пыли". Вот же фраза Жилина из той же великолепной вещи: "Главное - на Земле. Главное всегда остается на Земле, и я останусь на Земле". Это стало позицией АБС?

Евгений Николаев <john-miss@yandex.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 08/31/11 13:42:09 MSK

Конечно! Молодость осталась позади. Авторы поумнели. Сейчас смешно об этом говорить, а ведь установка "главное - на Земле" - это была революция в тогдашней фантастике. Многие ее не поняли и не приняли, мы же тогда, сразу после "Стажеров", начали писать совсем по-другому, мы словно начали все сначала. В каком-то смысле так оно и было.


Здравствуйте, Борис Натанович!
В этом интервью Вы не раз говорили, что не видите в современном обществе потребности в Человеке Воспитанном, и, соответственно, мотивации для создания и внедрения в жизнь ВТВ. Как Вам следующая "теорема":
1. С развитием науки и техники (прежде всего, нанотехнологий) в распоряжении отдельных людей и небольших групп будут оказываться средства все большей разрушительной силы.
2. Успешными будут лишь страны/общества, способные предотвратить/свести к минимуму злонамеренное использование высоких технологий.
3. Вариант тотального контроля и ограничений - тупиковый, т.к. это ведет к замедлению прогресса и технологическому отставанию от более свободных стран.
4. В таких обстоятельствах наиболее успешным будет общество, способное развивать и поощрять таланты (наибольшего возможного количества) своих граждан, и одновременно воспитывать в них высокий уровень морали.
По-моему, готовый заказ на Высокую Теорию Воспитания, как Вы считаете?

Павел Войнов <skyworker@inbox.ru>
Ярославль, Россия - 08/31/11 13:42:29 MSK

Звучит неплохо. Но заказ - КОМУ? Все это совсем не просто Кто и кому давал заказ на введение ВСЕОБЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ в Европе 17-19 веков? Это безусловно способствовало возникновению "наиболее успешного общества", но кому, конкретно, это было надо? Власть предержащим? Нарождающемуся классу капиталистов? Фабрикантам? Может быть, неведомым гениальным ученым, понимающиим перспективность этого (странного!) занятия? Как происходило "распределение" этого заказа и среди кого? Наверное, ответ на эти вопросы известен профессионалам - историкам-социологам-культурологам. Я его не знаю. У меня такое впечатление, что распространение всеобщей грамотности было по сути своей СОПУТСТВУЮЩИМ процессом, происходящим НЕУПРАВЛЯЕМО, параллельно с процессами индустриализации и становления капитализма вообще. Не было никакого "заказчика", не было специально заинтересованного потребителя продукта, шли не связанные между собою историко-социальные процессы, и один из них оказался "в жилу" другому. Может быть, что-то подобное произойдет с внедрением ВТВ? Предположение высказывается не от хорошей жизни: кому и зачем может понадобится ВТВ, остается (мне) совершенно неясным.


Доброго Вам времени суток, Борис Натанович! Не могу Вам не сказать спасибо за Ваше с братом творчество. Лет в 9-10 мне посчастливилось прочитать "Пикник", затем "Понедельник" и понеслось... Могу сказать, без преувеличения, что Вы тоже в некотором роде "занимались" моим воспитанием, наряду с родителями. Спасибо Вам еще раз!!
Давно не дает покоя один вопрос, очень был бы Вам признателен, за Вашу точку зрения: Вами был создан мир Полудня, который населен Сверх Людьми - Люденами. Как по-вашему, какие шансы у современного человека, и через сколько (200, 300, 500 лет) хоть немного приблизиться к Сверх Человеку? Ведь если взглянуть на современный мир, мы все те же варвары (в массе) что и 4000 лет назад, только варвары с телефоном, интернетом, и еще черт знает чем, но сути это не меняет: я не могу сказать, что сейчас мораль и нравственность неоспоримо выше, чем, допустим, во времена Древнего Рима или Древнего Китая. Да, на съедение львам уже никого не кидают, но сейчас творятся вещи и похуже, причем в глобальных масштабах: войны за нефть, прикрытые псевдо-демократическими намерениями, всеохватывающая коррупция, погоня за материальными ценностями (как говорил Воланд: "Люди как люди. Любят деньги, ну так это ВСЕГДА было"). Технический прогресс развивается неумолимо, но что с духовным развитием?!
Где же сейчас прячутся эти прародители замечательных людей будущего?

Вадим 23 года <valdisopg@rambler.ru>
Калининград, Россия - 08/31/11 13:42:43 MSK

Ну, все-таки Мир Полудня вовсе НЕ "населен сверх-людьми люденами". Людены там - ничтожная группа, один на несколько миллионов, - существа совершенно особенные, вершина искусственной эволюции, хомо супер. А населен Мир Полудня многими миллиардами обыкновенных людей, таких же, как мы с Вами, но "правильно воспитанных", - подвергнутых (в детстве и отрочестве) воздействию Высокой Теории Воспитания. Каждый из них есть не просто Человек Разумный, - он еще и Человек Воспитанный, нравственно гораздо более совершенный, чем мы с вами, и главной потребностью его и самым высоким наслаждением является творческий труд. Мир Полудня может возникнуть (и существовать) лишь постольку, поскольку создана, сформулирована и практически применяется Высокая Теория (и практика) Воспитания. Пока нет ВТВ, нет и не может быть Мира Полудня, "цепь времен" не прерывается, и цивилизация наша, способная к настоящим подвигам в области научно-технического прогресса, остается фактически импотентна, когда речь идет о совершенствовании общечеловеческой морали. Нравственность фактически передается от поколения поколению, почти не изменяясь. И не существует пока в мире силы, способной изменить этот порядок вещей.


Здравствуйте, Борис Натанович! Прежде всего, хочу Вас сердечно поблагодарить за Ваше творчество. Оно во многом определило мое мировоззрение, ибо Ваши с Аркадием Натановичем книги сопровождали меня всю юность. Мой старший сын знаком с Атосом, Портосом, Арамисом и Двуглавым Юлом и, очень надеюсь, продолжит открывать для себя Ваши миры.
Борис Натанович, как Вы относитесь к мнению С.Г.Кара-Мурзы ("Потерянный разум"), о том, что нынешний кризис в России во многом связан с утратой навыков рационального мышления (в первую очередь, в среде интеллигенции), как результата массированной компании по манипуляции сознанием? Насколько вероятно наше выздоровление?

Роман Вогнерубов <vrn78@mail.ru>
Абакан, Россия - 08/31/11 13:42:49 MSK

Я не понимаю, о какой "манипуляции сознанием" идет здесь речь. Я-то убежден, что нынешний кризис России есть расплата за то, что семьдесят лет мы шли курсом тоталитаризма, ломились через исторические джунгли, потеряв под ногами торную дорогу демократии, губили народ во имя власти номенклатуры, губили экономику, разрушали общечеловеческую мораль. И если мы больны, то в первую очередь социальной пассивностью, страхом свободы и неверием в себя. Все это - наследственные болезни застарелого феодализма, наследие пятисотлетнего рабства и холопства, последние уроки которого преподнесены нам были совсем недавно. Излечимся ли? Очень надеюсь. Если откажемся от авторитаризма. От натужного огосударствления всего и вся. Вырастим хоть пару поколений, не отравленных этим трупным ядом прошлого.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
Недавно, разбирая сборники ленинградских писателей-фантастов 70-90-х годов, столкнулся с тем, что о некоторых авторах почти ничего неизвестно, в сети нет ни фото, ни биографий. Очень обидно! А я, как житель Лен. области, выросший на этих замечательных сборниках (библиотеки нашего города пополнялись в основном книгами Лениздата, да и сейчас эти книги занимают не последнее место на книжных полках), воспринял это особенно близко к сердцу. Возможно в Вашем домашнем архиве сохранились фотографии, которыми Вы можете поделиться. Посмотрите, пожалуйста: Галина Панизовская, Дмитрий Романовский, Александр Хлебников, Олег Аркадьевич Тарутин. Даже фото Марка Зосимовича Ланского в сети нет. Может быть, еще пара строк библиографии.
Думаю, что размещение библиографических данных на Либрусеке, Фантлабе, может быть, в Википедии, будет способствовать популяризации творчества этих писателей. (Как один из админов Фантлаба, хочу честно сказать, что процесс составления их библиографий у нас, на Фантлабе, находится в самом начальном состоянии и они будут открыты еще не скоро, но информация не пропадет и будет доступна.)

Петров Эдуард Станиславович <PetrovEdvard@yandex.ru>
Бокситогорск, Россия - 08/31/11 13:42:58 MSK

К сожалению, помочь Вам ничем не могу. Попробуйте связаться с Андреем Дмитриевичем Балабухой. Кажется, он одно время систематически занимался библиографией наших фантастов, в том числе и ленинградских.


Борис Натанович, Вы недавно отвечали о коммунизме и его отображении в Мире Полудня.
Ваши слова: "По моим представлениям, Мир Полудня есть общество, в котором человек главным источником наслаждения жизнью и главной своею целью полагает свободный творческий труд. Мир раскрытых и реализованных талантов. Мир, в котором свобода каждого ограничена только свободой остальных. Островки этого мира уже и сегодня существуют в океане социума (прежде всего, как творческие коллективы, объединенные общей творческой задачей), но они разрознены, социально нестабильны и не способны существенно повлиять на реалии Мира Потребления, в который они погружены".
Наверное, слово "Остров" срезонировало во мне, и память тут же отрапортовала: Олдос Хаксли, "Остров", одна из редких утопий второй половины ХХ века (когда антиутопии были много популярней). Вы что-то можете сказать о Вашем отношении к этой книге?

Борис Варшавский <bvarsh@yahoo.com>
Dover, NH, USA - 08/31/11 13:43:00 MSK

Очень немного. В свое время читал, конечно, но сегодня ничего уже не помню. Видимо, остался равнодушен. Я вообще никогда не любил утопий, да и к Хаксли относился прохладно.


Здравствуйте, Борис Натанович!
На очень многие вопросы Вы дали ответы в Off-line интервью, за что Вам большое спасибо!
У меня, как у профессионального историка, возник такой вопрос.
Довольно часто в Ваших произведениях я встречаю отсылки к реальным историческим или мифологическим персонажам. Например, в произведении "Понедельник начинается в субботу" описываются гекатонхейры, которые живут в виварии НИИЧАВО и попадают в весьма забавную ситуацию. С какой целью происходит заимствование исторических, например, античных, образов и фактов? Возможно, это делается для красивой метафоры, для усиления яркости описываемого события или для интерпретации каких-то элементов через исторические реминисценции?

Анастасия <nastya.hist@gmail.com>
Казань, Россия - 08/31/11 13:43:03 MSK

Нет. Никакого глубокого смысла здесь нет. Нам просто казалось забавным сводить вместе персонажей самых разных мифов, сказок и легенд. Ведь и по замыслу, и по исполнению наш "Понедельник" - это всего лишь "капустник".


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Обращаюсь я по нуждам Канского краеведческого музея. В городе задуман литературный музей в доме писателя Зазубрина, в котором планируется разместить материалы о всех литераторах, живших в нашем городе и, конечно, он будет не полон, если не представить здесь полтора года из жизни АН и, естественно, творчество братьев Стругацких. Мы хотели бы обратиться к Вам за помощью в создании музея. А также хотелось узнать Ваше мнение о книге Скаландиса "Братья Стругацкие", насколько она объективна вообще и насколько объективен материал о Канске в частности. хотелось бы также узнать, имело ли влияние на литературное творчество полуторагодичное пребывание АН в Канске. Скаландис вспоминает по этому поводу "зону" в "Пикнике на обочине". Кстати, в последнее время таких "зон" в Канске стало гораздо больше, поскольку закрыто большинство заводов, работавших в 50-е. И даже первый городок, где жил АН, находится в плачевном состоянии, разрушена большая часть еще дореволюционных построек.

Владимир Колпаков <777_vladimer_777@mail.ru>
Канск, Россия - 08/31/11 13:43:15 MSK

Насколько я могу судить, Канск сыграл в жизни АН роль существенную. Во всяком случае, именно здесь судьба (в результате событий почти трагикомических) связала его с его будущей женой, Еленой Ильиничной Воскресенской (Ошаниной), с которой он впоследствии прожил долгую жизнь и на руках которой скончался в 1991 году. Я уже плохо помню детали книги Скаландиса, но, по-моему, она вполне достоверна и в общих своих чертах, и в деталях. Вполне готов рекомендовать Вам автора, как добросовестного исследователя и подлинного знатока биографии АБС.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное