Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 28/01/2011


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Дорогой, многоуважаемый Борис Натанович! Но ведь "саракш-(мас)саракш" - это Стругацкий Аркаша! Не правда ли??

Толя Рахович <annaalex77@hotmail.com>
Весь, Мир - 01/28/11 13:29:58 MSK

Господи! Ну конечно же, нет! Но подмечено здорово! Вы - орел! Нам это в голову никогда не приходило. Для нас это всегда было просто сочное звукосочетание "с венгерским акцентом".


Борис Натанович, доброго Вам здоровья!
1) Насколько повлиял на ПП "Процесс" Кафки? И Стак, и Йозеф К., по своему каждый, разумеется, сталкиваются с некой безличной, всемогущей силой, сопротивление которой бессмысленно и бесполезно, которая ведет человека "из ниоткуда в никуда", и нет у главных героев этих книг никаких возможностей ни что-либо поменять в своей судьбе, ни добиться объяснений. Или здесь не только влияние Кафки? Откуда пришел к Вам этот мотив необоримой "предопределености" человеческой судьбы (или "предназначения", как его понимал Стак)?

Константин
Питер, Россия - 01/28/11 13:30:10 MSK

Боюсь, Йозеф К. здесь совсем ни при чем. Мы отдали дань поклонения гению Кафки, но это было так давно! А ПП задуман в новейшие времена, как роман о том, как могла бы выглядеть госпожа Эволюция, если бы она была способна "материализоваться", стать "наблюдаемой" (наподобие тайфуна, который есть, по сути, материализация определенного количества совершенно абстрактных соотношений между плотностями, температурами и электромагнитными полями). Человек должен воспринимать такую "материализацию", как проявление некой Судьбы, управляющей его жизнью. (Динозавры, будь они для этого достаточно разумны, воспринимали бы так взрыв Сверхновой, их погубившей, - им и в голову не пришло бы, что это работает Эволюция, превращающяя их, заменяющая их юркими волосатыми ничтожествами, - будущими владыками Земли). В ПП Эволюция трудится над хомо сапиенс, превращая его в хомо супер, и орудием своим она "избрала" бесконечно талантливого Виконта, и хранит она свое "орудие" с помощью Стаса Красногорова, который для того только и нужен, чтобы выводить из комы своего милого друга, а все беспощадные чудеса, происходящие вокруг него, вовсе не его рук дело, - это Эволюция оберегает и хранит его до тех пор, пока он годен хранить Виконта. А он-то возомнил о себе, бедняга! А ему-то кажется, что именно он "носитель предназначения"! Честный Стас, единственный честный политик на Земле! К счастью, он так и не успевает все это понять: он позволяет себе усомниться в Главном Деле своего друга, и Эволюция убирает его - беспощадно и быстро: ведь Эволюция не бывает справедливой, а из комы будет теперь выводить Виконта дубль нашего Красногорова, безмозглый, никакой, но - носитель дара, а значит, - орудие Эволюции.


2) В Вашем ПП и у АН в ДсЛ проходит тема "громобоев", "василисков", "бичей божьих", - а откуда пришла эта тема? Насколько "примеряли на себя" главных героев (Стака и Кима), Вы и АН? Не возникало ли у Вас когда-нибудь желания поквитаться, "оторвать голову", "бросить под машину", еще как-нибудь затейливо умучать, пусть только и на страницах книг, каких-нибудь вполне реальных персонажей, с которыми приходилось встречаться в реальной жизни и получать с них "одни лишь огорчения великие"?

Константин
Питер, Россия - 01/28/11 13:30:18 MSK

Как я только что пытался объяснить, никаких "громобоев" и "василисков" в ПП нет. Что же касается самой темы, то "бичи божьи" придуманы были нами очень давно и очень давно нас соблазняли. Нет, вряд ли были они порождениями нашей мстительной фантазии. Мы по натуре были совсем не мстительны, а всегда склонны (обложив последними словами "идиотов, жлобов и падл") махнуть рукой: да ну их всех на... и в...! В конце-то концов, ну какое нам до всей этой шелупони дело! Пусть живут. Как говаривал один из героев Воннегута: "Живите". А сам образ "бича божьего" возник у нас, по-моему, из чьей-то фразы: "если бы взгляды способны были убивать, человечество бы быстро ополовинело". Тема казалась нам интересной, и мы долго "обсасывали" ее и так, и этак, пока АНу это не надоело и он не взялся за нее в одиночку.


Люденам - спасибо за Ваш труд! Заранее прошу прощения, если мои вопросы уже задавались, в таком случае можно их не отбирать для Бориса Натановича.
Борису Натановичу - уважаемый Борис Натанович! Большое Вам спасибо за Ваши произведения! Здоровья Вам и долгих лет! Не трачу время, сразу к вопросам:
Ваше отношение к религии мне понятно, у меня такое же, но я был бы рад услышать Ваше мнение о роли религии в истории человечества, в прошлом, настоящем и будущем. (Сам я не могу определиться, есть ли религия зло, или она - добро? С одной стороны, множество войн и конфликтов, манипуляция массами со стороны корыстных "верхов" церкви ("а они не таковы"), а с другой стороны, - сколько прекрасного стройматериала за тысячи лет было вложено в Изин "Храм" во имя и благодаря различным мировым религиям, как давно умершим, так и живущим поныне...).
1. Цитата Фрэнсиса Бэкона: "Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну". Согласны ли Вы с Бэконом? Возможно ли без какой-либо религии существование народа? Цивилизации? Если да, то каким Вы это существование видите? (Теоретически)

Кирилл <kzharskiy@stv.indi.ru>
Иваново, Россия - 01/28/11 13:30:42 MSK

Бэкон сказал замечательно, но сегодня мы видим (я вижу), что он был не прав. В 21-м веке целые народы фактически пребывают в состоянии атеизма; церкви существуют, - а воцерковления нет; иконы (как, впрочем, испокон веков на Руси): годится - молиться, а не годится - горшки покрывать; мы становимся подлинно религиозны, только когда судьба берет за горло, а в остальное время - отпетые еретики и материалисты; религия давно (и по-моему, навсегда) перестала быть нравственным ориентиром поведения, преступления верующих так же отвратительны и ужасны, как и преступления безбожников... Существуют страны, где быть религиозным "прилично", но соблюдается этот полупринцип не везде и не всеми, - люди предпочитают быть преуспевающими или крутыми, а вовсе не "приличными". Более того, страны и цивилизации, где религия сохранила свои командные позиции, вовсе не смотрятся сегодня как образец для подражания и уж, во всяком случае, как желаемая перспектива. Они вызывают, скорее, страх, недоверие и неприязнь. Так что будущее, видимо, все-таки за атеизмом. (Если, конечно, не обрушится наш мир в пучины бедствий, сделав нас всех сирыми, убогими и беззащитными.) Торная дорога народов - не бэконовский "лед": это мощное, выложенное аэродромными шестиугольными плитами, вполне надежное шоссе, способное выдержать на себе и народы-атеисты, и народы-фанатики, и все, "что понадобится впредь". "Хватило бы понта, начальник".


2. Как по Вашему, как сложится история мировых религий в будущем? Будут ли продолжаться конфронтации, объединятся ли конфессии со временем в одну (общечеловеческую), или, может быть, человечество откажется от религии совсем? (Прогноз)

Кирилл <kzharskiy@stv.indi.ru>
Иваново, Россия - 01/28/11 13:30:56 MSK

Религии будут востребованы и (относительно) процветать, пока существуют слабые, несчастные, обиженные, не уверенные в себе, чувствующие себя лишними. Эта категория людей представляется мне сегодня совершенно не склонной к исчезновению и даже просто - к уменьшению своей численности. Доля несчастных мира сего, похоже, остается постоянной, - так же, как и доля глупых, бесталанных и неумелых. Армия страны Религия. Более или менее верные граждане ее. Они ищут прибежища, и они найдут его. И скорее всего, это будет не одно прибежище, а многие - на разные вкусы, на разные "варианты несчастности", на разные степени веры, - никто не уйдет обиженным. И так будет всегда, пока человек остается человеком. Но навсегда ли он им останется, вот вопрос?


Уважаемый Борис Натанович!
По замыслу авторов, была ли Саула открыта первой из планет с земным типом цивилизации?

Иван <asdfq@mail.ru>
Москва, Россия - 01/28/11 13:31:18 MSK

Уже не помню. Но думаю, что нет. Тогда это была бы сенсация, а наши ребята отнеслись к своему открытию довольно спокойно.


Доброго здоровья, Борис Натанович!
В повести "За миллиард лет до конца света" почти все фамилии героев не вызывают вопросов. Кроме одного - Вечеровского. Согласитесь, - звучит немножко необычно. Скажите, а почему именно "Вечеровский"? Какой тайный смысл несет в себе эта фамилия? Расскажите!

В. Андреев
Баку, Азербайджан - 01/28/11 13:31:46 MSK

Абсолютно никакого. Я точно помню, как это было: нужна была фамилия, срочно, я схватил с дивана газету и принялся судорожно шарить по страницам. "Иванов"? Не годится, в задницу. "Петров"? Туда же. "Айзеншток"? У нас уже есть Вайнгартен. Вайнгартен не еврей, он из немцев. Все равно... О, Вечеровский!!! Очень хорошо. Берем! (А кто был этот Вечеровский из газеты, теперь уже и не узнать никогда. Я даже названия газеты не помню. Кажется, "Известия".)


Добрый день, уважаемый Борис Натанович.
Наткнулся на цитату из книги "Синергетика и прогнозы будущего", принадлежащей перу классиков современной синергетики - С.Капицы, С.Курдюмова и Г.Малинецкого (Москва, "Наука", 2001 г.):
"На это можно реагировать по-разному. Например, решить, как выразился один журналист, что "все нужное для жизни ученые уже создали". Значит, теперь можно свертывать научные исследования, подсмеиваться над всей научной братией и с легким сердцем считать, что "только в бизнесе соль, все остальное - ноль".
Интересует Ваше отношение к такой трактовке ситуации с современным НТ Прогрессом.

Timur <timur67@list.ru>
Таллинн, Эстония - 01/28/11 13:31:56 MSK

"Все нужное для жизни" ученые не создадут никогда. Спрос изначально и всегда превышает предложение, иначе мы до сих пор сидели бы в пещерах. Я не говорю уже о том, что задавать вопросы Природе, - занятие, как правило, бескорыстное и бесконечно увлекательное само по себе. Вопросы порождают ответы, ответы - спрос на "нужное для жизни", и так - "прогресс куда-то движется, ребята, понемногу, ну и слава богу..." Другую ситуацию придумать, разумеется, можно (какой-нибудь "слег" - сверх-наркотик, убивающий в человеке желание познавать и узнавать), но это обязательно будет что-нибудь фантастико-катастрофическое, а значит, маловероятное.


Здравствуйте, Борис Натанович. Хочу выразить Вам великую благодарность за Ваши с Аркадием Натановичем труды, ибо они действительно делают жизнь сознательных людей лучше.
Хотел бы выразить тревогу по поводу этой самой сознательности. Чертовски сильно волнует вопрос о "вездесущем" и "беспощадном" обществе потребления. На первом курсе учебы в институте читал Ортега-и-Гассета. Насторожился. Присмотрелся. Ужаснулся.
Проходит время, понимаю, что даже близкие тебе люди становятся ограниченными и, как следствие, неинтересными и банальными (уж простите меня за некий цинизм).
Вы, наверно, понимаете, к чему свожу я речь. Прочитав "Хищные вещи века", понял, насколько близка мне Жилинская мысль о вирусоподобной инфантильности. Даже в ВУЗе, который должен вызывать ассоциации пристанища мыслящих людей. Деятельность оных до безумия ограничена негласным принципом "учиться-то учиться, главное, - ни в коем случае не поумнеть".
Беспокойство по сему поводу порой доходит до наваждения.
Так вот, я хотел узнать, испытывали ли Вы подобное? Что дало толчок к написанию "Хищных вещей"? Считали ли Вы проблему разрастания общества потребления актуальной на момент написания?

Карапетян Артур <camarada2008@rambler.ru>
Волжский, Россия - 01/28/11 13:32:01 MSK

Проблема надвинувшегося вплотную Общества Потребления волновала нас чрезвычайно. Мы тогда еще верили в возможность Светлого Будущего (коммунизма) и понимали, что Человек Потребляющий (тогда он назывался - мещанин) есть главная препона на пути к этому миру. Нам казалось, что реально функционировавшая тогда у нас идеология совершенно не учитывает этого фактора, и написали ХВВ специально, чтобы доказать: одного только материального изобилия недостаточно, чтобы достичь коммунизма, - совершенно необходима огромная работа по воспитанию Человека Творца. Если эта работа не будет проделана, вместо Человека-Творца возникнет Человек-Потребитель, и мир его будет миром хищных вещей. Официальная идеология такого принять никак не могла, ибо главным у нас считалось достичь матизобилия, и нам здорово надавали по башке в центральной прессе. Что и было для нас лучшим доказательством нашей правоты: уже тогда мы прекрасно понимали, что правят нами жлобы и невежды, для которых коммунизм есть общество, где народ радостно исполняет все постановления партии и правительства.


И второе, что интересно не менее. Были ли Вы довольны советским обществом? Именно не системой, а отдельно народом? И как Вы считаете, много ли изменилось с крушения "совка"?

Карапетян Артур <camarada2008@rambler.ru>
Волжский, Россия - 01/28/11 13:32:14 MSK

По воспитанию и по убеждениям своим мы были беспросветные, хотя и примитивные, марксисты и ни секунды не сомневались насчет народа. "Народ всегда прав". "Народ не может ошибаться". "Народ знает, как должно быть". И вообще: vox populi - vox dei (что из марксизма, впрочем, не следовало). Пришлось прожить значительную часть жизни, прежде чем стало ясно, что это и так, и не так. Что народ - это очень много людей. Что народ - любой - вместилище всех мыслимых человеческих достоинств, равно как и всех мыслимых пороков в то же время. Что народ - это источник и родитель великой культуры, и он же - великий непониматель и топтатель ее. Невероятное средоточие талантов, - и обиталище феноменальной глупости и дремучего невежества. Хранитель высочайшей нравственности, - и звероподобное чудовище, способное потерять человеческий облик... И он - творец истории, ибо сама "история есть равнодействующая миллионов воль". Все сказанное относится к любому большому народу. И к советскому, естественно, тоже. Быть довольным (недовольным) народом, мягко выражаясь, нелепо и контрпродуктивно. Но, разумеется, можно. Можно ведь быть недовольным климатом. Или солнечной активностью. Можно, наверное, быть недовольным Млечным Путем. А можно вдруг всем этим стать довольным, - и ничего не изменится. Ни в мире, ни в вас. А что касается "крушения совка", то откуда, спрашивается, следует, что он потерпел крушение? По-моему, он и сейчас вокруг нас во всей своей красе. И все так же полагает, что порядок лучше свободы. И все так же любит, чтобы было весело и ни о чем не надо было думать. И все так же терпеть не может начальство, но надеется при этом только на него (не на себя - на него: оно придет и всех рассудит, как положено). И все так же согласен делать вид, что работает, пока начальство делает вид, что платит. И все так же не любит тех, "кому больше других надо". И квартирный вопрос его точно так же подпортил, как и во времена мессира Воланда... И это - надолго. Какое уж тут "крушение"!..


Уважаемый Борис Натанович!
Покуда Вы писали "Страну Багровых Туч", хотелось бы Вам быть кем-нибудь из экипажа "Тахмасиба"?
Хотелось бы Вам наступления космической эры до такой степени, чтобы лично погибнуть при штурме Венеры как пандит Бидхан Бондепадхай?
Догадываюсь, что хотелось бы.

Дмитрий <dvinichtnko@yahoo.ca>
Аврора, Канада - 01/28/11 13:32:20 MSK

Нам и в голову никогда не приходило такое. Мы прекрасно понимали, что на "Хиусе" нам места нет и быть не может: кишка тонка. А что касается "погибнуть", то мы уже тогда догадывались, что главная задача исследователя - вернуться живым, чтобы рассказать. Слова генерала Панфилова были нам близки и понятны: "Солдат идет в бой не умирать, а жить". Космонавт - тем более. Потом мы специально писали о "десантниках", - исследователях, которые всегда возвращаются (см. "Полдень, XXII век").


Уважаемый Борис Натанович!
Недавно прочитал несколько романов "ван Зайчика". Нашел Ваш отзыв только на первый из них. А обо всем цикле?
Будьте здоровы!

Яков Подольный <ypod@mail.ru>
Кармиэль, Израиль - 01/28/11 13:32:46 MSK

Цикл недурен - серьезная, обстоятельная работа, нетривиальный, спорный, но вполне достоверный мир. Однако, при всем при том, на мой вкус, длинновато. К концу начинаешь испытывать определенное утомление. Видимо, мера в чем-то нарушена, но в чем именно, - определить не берусь: это работа для литературоведа-профессионала.


Борис Натанович, скажите, а мог ли Абалкин с самого начала категорически отказаться от работы прогрессора и пойти-таки работать зоопсихологом или актером, несмотря на полученные рекомендации? Случались ли подобные категорические отказы от рекомендованной работы в мире Полдня?

Владимир <Boldog82@yandex.ru>
Саратов, Россия - 01/28/11 13:32:57 MSK

Теоретически это вполне возможно. Практически - чрезвычайно маловероятно. Это означало бы либо фатальную педагогическую ошибку (Учитель не понял в ученике чего-то очень важного). Либо наличие какого-то серьезного сбоя в самой структуре сознания-подсознания ученика. По сути, следовало бы в этом случае говорить о патологии личности. На Земле у нас живет 20 миллиардов. В соответствии с законом больших чисел ЛЮБОЕ отклонение от нормы имеет априори вероятность, близкую к единице. Но каждое такое отклонение в Мире Полудня рассматривается как серьезное ЧП, которым немедленно займутся профессионалы самого высокого уровня.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное