Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 09/01/2011


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Надеюсь, что у Вас в порядке со здоровьем. У меня есть к Вам пара вопросов по БМС:
1) Кто же все-таки "заказал" Вадима и стоял за Аятоллой? Неужели Папуля-Главврач-Страхагент?

Георгий <georgeveselov@mail.ru>
Иваново, Россия - 01/09/11 13:11:53 MSK

Нет. Это сделал Агре. Его тоска брала, когда он видел, как на глазах "протухает" огромный талант, и он рискнул дать событиям пинка: попросил Аятоллу (своего ученика и клиента) надавить на Вадима. ("Но - не калечить!..")


2) Вопрос по самому тексту. Чем Вы можете объяснить низкое качество текста БМС издания АСТ-пресс Отцы-Основатели? Я имею в виду опечатки и частые ошибки в диалогах.

Георгий <georgeveselov@mail.ru>
Иваново, Россия - 01/09/11 13:12:18 MSK

Правда? Я этого не заметил. Наверное, подхалтурили Отцы-Основатели. Это бывает. Редакторов - нет, корректоров - нет, заинтересованности сделать работу безукоризненно - нет... пипл схавает.


Здравствуйте много лет, уважаемый Борис Натанович!
Естественно, сразу выскажу огромную благодарность за Ваши (с Аркадием Натановичем) книги.
"Понедельник начинается в субботу" был моей первой, купленной на первые самостоятельно заработанные деньги, книгой (в десять лет - отдал, помнится, 15 рублей - это был 89-й год), но вопрос не только по ней.
1. Можно ли считать, что много раз подчеркнутая в "ПНвС" неспособность или нежелание главных героев бороться, или хотя бы поставить на свое место Выбегалло, это знаковый элемент в мировоззрении интеллигенции 60-х годов? ("С Выбегаллой только связываться неохота..." как-то трусливо звучит...)

Константин <kataev_k@mail.ru>
Томск, Россия - 01/09/11 13:12:28 MSK

"Связываться с Выбегаллой" было не только противно, но и опасно. Почитайте о тех, кто связывался с прототипом Выбегаллы - академиком Лысенко. Это было время, когда научная дискуссия так легко и плавно перерастала в дискуссию идеологическую и политическую. Ахнуть не успеешь, и ты уже агент американского империализма, уволен с занесением в черный список и хорошо еще, если не "пострижен и посажен". Законы социалистических джунглей.


2. Этот же момент проскальзывает в "Миллиард лет до конца света", когда Вайнгартен говорит Малянову, что для него проблемы везде: "Мест в ресторане нет... женщину твою кто-то клеит...". Судя по всему, у Вайнгартена таких проблем нет, - он умеет такие вопросы решать.

Константин <kataev_k@mail.ru>
Томск, Россия - 01/09/11 13:12:29 MSK

Не вижу ничего общего с предыдущей ситуацией. Малянов просто, что называется, "непрактичен". А Вайнгартен, наоборот, - вполне практичен, и в нашем сложном мире - как рыба в воде.


3. Является ли это, по Вашему, однозначно присущей чертой "русского интеллигента"? Одобряете ли Вы ее?

Константин <kataev_k@mail.ru>
Томск, Россия - 01/09/11 13:12:30 MSK

Вообще говоря, "непрактичность" и неуверенность в себе, когда речь идет о делах житейских, - пожалуй, и в самом деле характерны для интеллигента (не обязательно - русского). По этому поводу существуют очень остроумные анекдоты, - но к сожалению сплошь непристойные.


(И может именно поэтому мне из Ваших героев ближе всех Виктор Банев - с его готовностью и умением действовать. Как головой, так и руками...)

Константин <kataev_k@mail.ru>
Томск, Россия - 01/09/11 13:12:55 MSK

Понимаю Вас. Но подозреваю, что в обычных, не экстремальных, условиях Вы бы предпочли общество Малянова. Во всяком случае, я предпочел бы именно его, - как человек мирный, спокойный, склонный "буйствовать только за письменным столом".


Здравствуйте, Борис Натанович. Вот уже полвека Ваши книги для меня - Евангелие и Моральный кодекс в одном флаконе.
Вопрос такой: Какова была лет 30-50 назад степень Вашего эмоционального соучастия в судьбах героев книг в процессе написания этих книг? Приходилось ли Вам плакать от счастья или от тоски, сопереживая героям? Или же Вы гениальной рукой, взяв ножницы, совершенно хладнокровно кроили их судьбы?
А что чувствуете сейчас?

Сергей Николаевич <lukin63@mail.ru>
Москва, Россия - 01/09/11 13:13:15 MSK

Боюсь Вас разочаровать, но автор, рыдающий над судьбой своих героев, есть большая редкость. Гораздо чаще он скрипит зубами от злости и вообще бесится, когда сюжет, подлец этакий, отказывается выстраиваться нужным образом. Все, без исключения, авторы, с которыми я имел честь быть знаком лично, сентиментальностью не отличались. Скорее уж они были циничны. Творческое пространство, в котором разворачиваются события, это что-то вроде поля боя. Или операционного поля хирурга. Никаких сантиментов. Ты отвечаешь за все, сам, и один. И каждый раз, когда позволяешь себе слабину, неверный разрез какой-нибудь, - режешь по живому себя самого. Какие уж тут "сладкие слезы"... Впрочем, возможны - наверняка! - и варианты. Слишком велико разнообразие обстоятельств и характеров.


Уважаемый Борис Натанович! Доброго здоровья Вам.
Во-первых, хочу сказать, что я Ваш с АН преданный поклонник с юных лет, стоит только упомянуть, что где-то в классе восьмом переписал мелким почерком от руки в общую тетрадь (96 листов в клеточку) повесть ДР (это было в 70-е годы прошлого века), только для того, чтобы иметь ее у себя и перечитывать в любое время, когда захочется. От всего сердца говорю Вам спасибо за Ваши книги! Я считаю, что Вы с АН и есть настоящие Прогрессоры и Учителя для многих и многих.
А вопрос у меня такой. Вы, Борис Натанович, как известно, по специальности астроном, АН военный переводчик, то есть специального образования для "писательской" деятельности Вы не получали. А ведь для написания художественных произведений необходимо иметь обширные знания как в области стилистики языка (аллитерация, тропы, лексическая сочетаемость, благозвучие и т.д.), композиции (фабула и сюжет, завязка-кульминация-развязка и т.п.), других специальных приемов (скрытое цитирование, поток сознания, открытая концовка...), которыми АБС владели в совершенстве. Скажите, пожалуйста, как Вы приобретали эти особые знания и навыки для литературного труда - штудировали труды специалистов, учились на каких-то специальных курсах или еще как-то?

Владимир <malmakov@yandex.ru>
Элиста, Россия - 01/09/11 13:13:38 MSK

Я никогда не понимал, зачем нужны активно работающему писателю-беллетристу все эти сугубо специфические знания из области стилистики, теории спецприемов и пр. Литературоведу, - да, это все знать полезно и попросту необходимо. Любому культурному человеку вообще такое знание не помешает: расширит кругозор, повысит уровень интеллигентности, но причем здесь практическая повседневная работа? Научиться писать, прослушав курс лекций, - невозможно. Как невозможно научиться водить машину по учебнику. Чтобы писать (художественные тексты), необходимо иметь литературный вкус, терпение и специфический талант ("искру божию") расставлять нужные слова в нужном порядке. Все это - дьвольски субъективно, и не может быть такого учебника, в котором бы на все случаи жизни был сформулирован "алгоритм создания текста". Поэтому, наверное, не знаю я ни одного хорошего писателя, который научился бы чему-то существенно важному, окончив литинститут. Все они были мастерами ДО и остались мастерами ПОСЛЕ, - разве что научились более или менее бойко рассуждать на литературоведческие темы во время дружеских застолий. "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой..." - написал по образованию врач, никогда не кончавший никаких литинститутов. "И когда женщина с прекрасным лицом, единственно дорогим во вселенной, скажет: я не люблю вас..." - да, человек хорошо образованный, но главным образом, все-таки, путешественник и поэт от бога. И никакой литвуз не научит такому: "Папаша, пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнует этих глупостей..." Хотя, конечно, вы сможете узнать там, что "поэтическая пунктуация - сознательные отступления от нормативной П., авторское ее использование, необходимое для углубления семантики..." и пр. Тоже полезно. Знание - сила!


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Извините за не совсем обычный вопрос, но он из жизни. Какое значение в будущем человечества будет занимать секс? Это продолжение рода или получение удовольствия? Были ли у АБС попытки или желание осветить эту тему в своих произведениях (если можно, то в каких)? Ведь при Советах были запрещены не только инакомыслие, но и всякое упоминание о сексе.

Вадим <sheiko.vadim@rambler.ru>
Харьков, Украина - 01/09/11 13:13:51 MSK

Секс в прошлом человечества занимал всегда такое важное, я бы сказал, фундаментальное место, что нет никаких оснований предполагать в будущем какое-то изменение его статуса. При Советах "всякое упоминание о сексе" никогда не было запрещено. Просто любой редактор внимательно следил за нарушениями меры в соответствующих эпизодах. И поскольку никаких ясных и однозначных указаний по этому поводу не существовало, рядовой редактор, не мудрствуя лукаво, норовил "всю эту порнографию" вычеркнуть к чертовой матери: кому охота нарваться на уничтожающе язвительное замечание в прессе, особенно, не дай бог - в центральной. Тем не менее, что не позволено быку, позволяется Юпитеру. Литературным начальникам использовать эротические сцены разрешалось, этим грешили и Федин, и Шолохов, и даже сам Алексей Максимович. И ничего, знаете ли, страшного не происходило: нравственные устои социализма оставались незыблемы, а народ, как и прежде, квантум сатис пробавлялся похабными анекдотами, - иногда очень смешными.
АБС эту тематику избегали. Главным образом, потому, что описывать эротические сцены на пару с соавтором было как-то неловко; было в этом что-то от пресловутой "групповухи", поклонниками и любителями которой АБС никогда не были.


Отвечая Сергею на тему Быковского: "- Если бы ты знал, Владимир, - сказал он, - без скольких законов я могу обойтись в пространстве", Вы точно, но очень теоретически отметили: "2. Законы частенько входят в противоречие с реально существующими нормами морали. И тогда вполне "правильный" закон оказывается вдруг не справедлив".
В Америке стандартным примером закона такого типа являются всякие законы, относящееся сначала к рабовладению, а позже "Законы Джима Кроу" (расовая сегрегация).
Было бы интересно узнать, какой из *современных* (допустим, принятых в рамках 1997-2003) законов в России Вы бы выбрали в качестве примера?

Daniel <dvk_mail_rus@yahoo.com>
New York, USA - 01/09/11 13:14:01 MSK

Хороший вопрос, но ответить на него я, вот так сходу, не берусь. К тому же я вообще никакой знаток юриспруденции. Но первое, что приходит в голову, это совокупность законов, регулирующих право на необходимую самооборону. Сейчас человек, исполняющий свой важнейший нравственный долг - защиту родных и близких от нападения негодяев, сплошь и рядом, - по закону! - оказывается виноват и подлежит осуждению. Можно понять законодателя, пытающегося таким образом уменьшить "сумму зла", ограничивая хотя бы одну из сторон конфликта в своих действиях, но выглядит это все равно несправедливо и безнравственно.


Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович.
С 12 лет читаю и перечитываю книги АБС. После выхода полного собрания сочинений перечитываю все в хронологическом порядке раз в год. Со временем (сейчас мне 30 лет) во многих Ваших произведения замечаю что-то актуальное для себя.
В очередной раз, перечитывая ГО (для меня это самый любимый роман), дошел до предпоследнего разговора Андрея с Наставником и понял, что состояние Андрея - "как с этим пониманием жить", мое состояние сейчас.
Ведь смысла жизни как такового быть не может, природа заложила в человека только биологические процессы, душа - продукт работы мозга, и естественно, каждый ПРИДУМЫВАЕТ смысл жизни сам. То есть, вернее, не придумывает, а человеку кажется, что то, что им движет, это его естественный смысл жизни.
Например, воспитали человека в одном ключе, обернули его инстинкт размножения в красивую обертку, - он теперь жить не может без детей и считает в них и в их воспитании смысл своей жизни. Мало того, он и других будет убеждать, как это прекрасно и единственно правильно.
И так далее: религия, патриотизм, сериалы, многочисленные хобби, семья и т.д., и т.п.
Вы, через свои книги, высказали мнение, что смыслом жизни могут являться:
1. Любимая работа 2. Дружба. 3. Любимый человек.
Возьмем, к примеру, меня, обычный человек, 30 лет. Придумать себе смысл жизни я не умею, потому что я всегда будут знать, что этот смысл придуманный, и я просто не смогу себя обманывать.
1. Я не люблю работать. Вообще. Ну, не привили мне родители любовь к труду. Ленивый я. На работу хожу, как на каторгу. А так как придется провести на работе большую часть своей жизни, то мне предстоит еще 30 лет мучений. А не работать нельзя, - деньги это почти наше все. Да и вообще, я понял, что в нашем мире тот, кто не умеет зарабатывать деньги, тот НИКТО. Как бы умен и интеллигентен не был человек, как бы он красиво и умно не говорил, когда он, наговорившись о высоком и духовном, откроет холодильник, а там пусто, что он будет делать? Мысли свои умные кушать?
2. Дружба. У меня есть друзья, лучших друзей мало, потому что большинство людей вокруг живут в своем мире из ими же созданных декораций, а я не люблю театр. Я вижу за действием большинства окружающих людей ниточки, за которые инстинкты дергают этих кукол. Я вижу, как наше правительство пытается (и, судя по всему, успешно), пришить людям новые ниточки, оборванные после 91 года (год патриотизма, год семьи, Россия вперед, Америка атакует т.д., и т.п.).
Да и потом, ведь большинство времени я провожу на работе, для дружбы остается только вечер, то есть большинство жизни просто УБИТО.
3. Любовь - все прекрасно понимают, что становится с любовью через несколько вместе прожитых лет. В идеале - тебе просто хорошо с этим человеком и он тебя не мешает. Получать от этого удовлетворение? Ну, не знаю... И опять же, даже если все идеально, - ждать целый день вечера или выходных, чтобы побыть с близким человеком?
То есть на ПРАКТИКЕ получается, что работа (деньги) - самое главное, она должна быть любимой и приносить удовлетворение.
И в связи с вышеизложенным два вопроса к Вам, человеку, который, сам того не желая, приложил руку и к моему воспитанию тоже. :)
1. Как жить человеку, которого не приучили работать и получать от этой работы УДОВЛЕТВОРЕНИЕ?

Анатолий
Пенза, Россия - 01/09/11 13:14:18 MSK

Ответить на этот вопрос, может быть, сумел бы человек, хорошо и давно Вас знающий. А может быть, и он не сумел бы. По сути, речь идет о том, чтобы найти в себе Главный Талант, - то умение, понимание, ту точку приложения сил, которые даны Вам в большей степени, чем большинству окружающих. Главный Талант определит направление Вашей деятельности, которая сама по себе способна приносить удовлетворение. Но как может человек найти свой Главный Талант, я не знаю. Только методом проб и ошибок. Ищите. Пробуйте себя во всех доступных областях. Нет никакой уверенности, что Вам повезет. Но никакого другого пути просто не существует.


2. Когда Вы писали ГО, Вы, наверное, тоже не знали ответа на вопрос "как жить с пониманием". Сейчас Вы приблизились к этому пониманию?

Анатолий
Пенза, Россия - 01/09/11 13:14:23 MSK

Наверное, да. Но на склоне лет все это уже не смотрится так трагично. Жить, конечно, следует "с пониманием", но доживать можно и без.


Уважаемый Борис Натанович!
В издательстве ВЕЧЕ вышел роман "Белый ферзь". В аннотации издательства сказано, что это - продолжение "Обитаемого острова". Об этой книге Вы говорили, когда заметили в оффлайн-интервью, что продолжение пишется и вскоре будет опубликовано? Если да, то как Вы оцениваете эту книгу? Насколько удалось авторам раскрыть тему? Если нет, то когда же ждать продолжение именно по идее АБС?

Олег Азарьев <ogazar@mail.ru>
Симферополь, Украина, Крым - 01/09/11 13:14:50 MSK

Я прочитал эту книгу с удовольствием, хотя по моим понятиям ее следовало бы построить иначе. Впрочем, Продолжение, о котором я говорил, все еще не написано. И теперь я не знаю, будет ли оно написано когда-нибудь. Ждем-с!


Здравствуйте, Борис Натанович!
Древняя восточная присказка "Когда носорог смотрит на луну, он напрасно тратит цветы своей селезенки" действительно существует (источник отыскать не смогли) или все же придумана Вами? Спасибо.

Алла <alliva@list.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 01/09/11 13:15:02 MSK

АН, предложивший этот текст, уверял меня, что узнал его от своего тестя, Ильи Михайловича Ошанина, крупного специалиста-китаеведа. И это все, что я могу по данному поводу сообщить.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное