Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 23/09/2008


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Я - очень давний и очень большой поклонник Вашего творчества, как, впрочем, и часть моей семьи и моих друзей. Среди них есть человек с фамилией Каммерер. Он живет в городе Иркутске. 12 июня с.г. у него родился сын - Максим. И назван он так, конечно же, в честь легендарного Мак Сима и от уважения к творчеству великих Стругацких.
Мне очень приятно осознавать, что в мире существует реальный Максим Каммерер, может быть, потому, что это - один из моих самых любимых литературных героев.
И мне очень хочется, чтоб об этом узнали все...
И Вы, уважаемый Борис Натанович, и все, кому дорог мир АБС.
Папа Максима очень хотел бы написать Вам письмо лично, но боится показаться нескромным... Это вполне естественно - назвать сына Максимом Каммерером - и огромная радость, и ответственность.
Но мне так хотелось, чтоб эту новость узнали!!!
Поэтому с позволения отца Максима сюда пишу я.
Пользуясь случаем хочу передать Вам, Борис Натанович , от себя лично и от всех знакомых поклонников Вашего творчества, огромную человеческую благодарность за те часы упоения, которые нам подарили ВАШИ книги. БЛАГОДАРИМ!!!

Захариева Лилия < lilia_pech@mail.ru>
Пловдив, Болгария - 09/23/08 15:11:13 MSK

Спасибо на добром слове. А маленькому Маку Симу особый привет. Пусть растет большой и умный. И пусть будет счастлив.


Здравствуйте, Борис Натанович. Уверен, что Вам несколько приелись однообразные выражения восхищения и благодарности, так что перехожу непосредственно к вопросу:
Довольно часто я слышу от авторов фантастической литературы рассказы о том, как они встречали героев своих произведений в реальной жизни (обычно мельком), после чего некоторые из них даже впадали в своеобразный шутливый мистицизм. Не возникало ли у Вас подобных ситуаций?

Ваня < oprion@gmail.com>
Moutnain View, США - 09/23/08 15:11:40 MSK

Насколько я помню - нет. Только наоборот: сначала я встречаю человека, а потом он становится героем.


P.S. Как Вы относитесь к творчеству Нила Геймана?

Ваня < oprion@gmail.com>
Moutnain View, США - 09/23/08 15:11:50 MSK

Никак. Никогда не слышал.


Здравствуйте, Борис Натанович! У меня к Вам вопрос: кто был шахматными фигурами в романе "Град обреченный"?
Буденный, Троцкий, Тухачевский?

Сергей < Serg_1st@mail.ru>
Петропавловск-Камчатский, Россия - 09/23/08 15:11:52 MSK

Да. Все правильно. Именно они имелись в виду.


Здравствуйте, очень рад, что могу задать вопрос такой выдающейся личности. Ваша философия и жизненная позиция очень симпатизирует мне и моим взглядам на жизнь. Чувствую себя "Малышом" в этом мире... Короткий, но емкий вопрос: Вы по-прежнему считаете, что жить интереснее, чем писать?

Алексей < brat3@bk.ru>
Краснодар, Россия - 09/23/08 15:12:10 MSK

Сегодня? Безусловно. Роман, в котором мы все живем, написан чрезвычайно талантливым человеком. (А скорее всего, и не человеком даже.)


Здравствуйте, Борис Натанович. Вопрос по повести "Волны гасят ветер". Людены относятся к людям, примерно так же, как люди относятся к животным. Различие между люденами и людьми - существование у люденов третьей импульсной системы. Импульсная и сигнальная система, существование которой доказал Павлов, слова-синонимы?

Гоша < Overkill2@yandex.ru>
Брест, Беларусь - 09/23/08 15:12:14 MSK

Людены относятся к людям примерно так, как (умные) взрослые относятся к ребятишкам, - вполне доброжелательно, даже с известным уважением, но несколько покровительственно. "Третья импульсная" выдумана авторами (которые сами толком не понимают, что это такое) и к сигнальным системам Павлова никакого отношения не имеет. Подразумеваются некоторые мощные резервы человеческого мозга, не задействованные у обычного человека, но способные к задействованию у отдельных "избранных". Некий "талант мозга", который дан не всякому и который можно с помощью специальной методики развить.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Судя по вопросам, задаваемым в этом интервью, многие люди обращаются к Вам как к некоему "кладезю мудрости". Скажите, бывают ли у Вас моменты, когда Вы сами ощущаете себя таковым?

Артем Кияев < a_kiyaev@list.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 09/23/08 15:12:24 MSK

Нет. "Пересохшим" разве что - иногда, к счастью, не слишком часто. Да и так ли уж часто обращаются ко мне, как к некоему кладезю? По-моему, Вы преувеличиваете. Как к автору определенных текстов - да. Как к "знатоку" в некоторых областях литературы - тоже да, пожалуй. Как к опытному "пикейному жилету" - да, безусловно. Но причем здесь "мудрость"?


Уважаемый Борис Натанович!
Прочитал Ваши ответы по теме Теории Воспитания. Появились вопросы. Вы пишете, что воспитанием должны заниматься профессионалы, и проводите аналогию с врачами.
Но тут есть заковыристая заковырка: медицина это более-менее точная наука. Существуют четкие, доказанные методы лечения, алгоритмы проведения хирургических операций. Существуют объективные критерии, позволяющие понять, успешно ли проведена операция (например, данные кардиограммы, рентгена и т.п.). Аналогично дело обстоит с ОБУЧЕНИЕМ конкретным предметам. На контрольной можно достаточно точно проверить, выучил ученик физику или не выучил.
А вот с ВОСПИТАНИЕМ проблемы. Вы знаете, чему надо воспитывать детей? Как воспитывать? Как проверять степень воспитанности? Я думаю, что если провести опрос по всему миру, разброс ответов будет внушительным. Ну и как выбирать/назначать Учителя? Как определить его профессиональность? Кого не выбери, половина народа назовет его полным кретином. А другая половина - гением. Вы можете сказать, что Учителя нельзя выбрать или назначить, он должен сам прийти и Учить. Но это уже не профессионализм, а самодеятельность. Так каждый возомнит себя Учителем и пойдет всех учить направо и налево.

Леонид < lb.84@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:12:28 MSK

Совершенно закономерный набор вопросов. Если бы я был способен вразумительно ответить на них, я бы наверное и стал бы первым Учителем. Или даже творцом Высокой теории воспитания. А сейчас я могу только сказать (в свою защиту), что Воспитание это скорее не наука, а все-таки искусство. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Алгоритмы искусства невозможны. Алгоритмы воспитания - тоже. Хотя наверняка существуют методики, специфические приемы, более-менее общепризнанные критерии. И всегда есть метод проб и ошибок.


Так как выбрать/назначить Учителя?

Леонид < lb.84@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:12:54 MSK

Как выбрать/назначить поэта? Живописца? Литературоведа? Можно, конечно, и выбрать, и, тем более, назначить. Да будет ли толк? Такой выбор (в конечном итоге) тоже - искусство. И опять же без проб и ошибок никак тут не обойтись.


Второй вопрос. Всегда ли "профессиональное" воспитание - это хорошо? Вот спартанских детей тоже воспитывали "профессионально", отбирали у родителей в маленьком возрасте, воспитывали в них сильных, хитрых и бесстрашных воинов, поощряли унижение слабых и презрение к ним, а самых слабых убивали еще в младенчестве. Как Вы относитесь к такому воспитанию?

Леонид < lb.84@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:13:14 MSK

Не бывает "воспитания вообще". В Спарте воспитывали спартанцев, в Мире Полудня - Человека Воспитанного. А профессиональные воспитатели и там, и там. Понятие "профессионал" само по себе не содержит нравственной оценки. Это "всего лишь" человек, умеющий хорошо делать свое дело. Получать намеченные результаты всегда (или почти всегда). Использовать самые эффективные методики. В конце концов, одной только "устойчивостью результатов" он отличается от дилетанта.


Подобных примеров можно привести кучу - ну хотя бы Гитлерюгенд, куда заставляли записываться всех немецких детей и ПРОФЕССИОНАЛЬНО их воспитывали, отрывая от родителей. Идеально "профессиональное" воспитание описано у Оруэлла - там "скаутов" учили чуть ли не с пеленок. В том числе учили следить и доносить на родителей.

Леонид < lb.84@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:13:39 MSK

И снова повторю: не бывает "воспитания вообще". Бывает "хорошее" воспитание и "плохое" воспитание. И то, и другое - воспитание. Я говорю только о "хорошем" воспитании. Мир Полудня. Мир Человека Воспитанного. Мир, где высочайшим наслаждением считается свободный творческий труд. Причем здесь Ваши спартанцы и Оруэлл? "Где имение и где вода?"


Ну и третий, последний вопрос. Вы пишете, что "открытия... в области нравственности" уже давно созданы и надо всего лишь их внедрить. Также Вы хотите прервать передачу "отрицательного опыта" от отцов к детям. Вопрос, может быть глупый, но все же - зачем? Ведь отрицательный опыт - это тоже опыт.

Леонид < lb.84@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:14:01 MSK

Да. Тоже. Но - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Я уверен, что отрицательный опыт не идет человеку на пользу. Как тюрьма. Как болезнь. Как опыт доносчика или палача. И если без передачи отрицательного опыта удается обойтись, это всегда хорошо. Воспитывать надо доброту и мужество, - они помогут преодолеть беду эффективнее любого отрицательного опыта.


Ну, например, Вы воспитали детей добрыми, начитанными, нравственными, отрицающими насилие, разрушение и т.п. А тут - бац! - на страну напал враг, началась война. И детишки ваши, не желая никого убивать, во врага не стреляют и гибнут в первом же бою. Как Вам такое? И вообще, думаете, дети, проведшие много лет в закрытом интернате, знающие о "внешнем мире" только со слов Учителя, не владеющие "отрицательным опытом", будут приспособлены к жизни?

Леонид < lb.84@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:14:09 MSK

Доброта и мужество. Мужество и доброта. Они не подведут и на войне. Мне приходилось слышать и читать, что лучший солдат - это, конечно, профессионал, но из дилетанов лучше всего воевали добрые, честные, чистые люди, не имеющие богатого "отрицательного опыта". Богатые опытом уголовники воевали гораздо хуже. Так что "за своих детишек" я спокоен, - справятся, если, не дай бог, придется. А что касается знаний о внешнем мире, то Высокое воспитание безусловно подразумевает участие ребят в реальной жизни, причем в самых маргинальных ее проявлениях: тяжелый обязательный труд, уход за больными, контакты с трудными подростками и пр. Ребята будут знакомы с неприятными реалиями никак не меньше нынешних (и вчерашних) школьников.


Здравствуйте, Борис Натанович!
Вопрос по "Полдню", в части "Благоустроенная планета": "...Давным-давно, почти столетие назад, один крупный межпланетник - ярый противник идеи изучения следов деятельности иного разума в космосе - как-то сгоряча заявил, что неопровержимым свидетельством такого рода деятельности он готов считать только колесо на оси, чертеж Пифагоровой теоремы, высеченный в скале, и семигранную гайку...".
Ведь это имеется в виду капитан Быков, и занял он такую позицию после гибели своих друзей именно при попытке исследовать упомянутые следы?

Александр < kw-soft@mail.ru>
Москва, Россия - 09/23/08 15:14:21 MSK

Авторы НЕ имели в виду Быкова = это я Вам гарантирую.


Здравствуйте, Борис Натанович! Почитал архив, очень интересно... Подписываюсь под всеми словами, в которых люди высказывают Вам свою благодарность за миры Стругацких. При этом не могу удержаться от того, чтобы не сказать, что это и наши (читателей) миры. Когда, в четырнадцать, мне в руки случайно попал том "Полдень" 62-го года издания, уже потрепанный, это было как вспышка, я не читал раньше таких книг. Я просто оказался дома, где знакомо все и все, и откуда не хочется уезжать на поиски нового, потому что этот мир сам всегда новый, он не дает застояться, он толкает тебя вперед... И Капитан, и Лин, и Поль - они как друзья, они так узнаваемы, так близки... Показать 14-летнему подростку такой мир, это большая ответственность, потому что этот мир останется в нем навсегда... В связи с этим вопрос. Ужель наступило время, когда уже все равно и те люди остались далеко в прошлом?.. Почему такой вопрос? Читая "Бессильных мира сего", я испытывал разные чувства, которые в конце концов свелись к одному - к отчаянию. У этого текста самое точное название из всех, на мой взгляд. М.б., я чего-то не понял, но не могу я его перечитать (пока). Я раньше узнавал нечитанные еще тексты АБС просто по паре абзацев, попавшихся на глаза. И "Лебеди", и "Миллиард", и "Град", и "ОЗ"... Везде я себя чувствую органично, там все знакомо, все мое. Но "Бессильные"... Так же интересно читать текст, узнавать стиль... Но к концу - ощущение отчаяния от какого-то бессилия. М.б., просто сейчас время такое, такие и книги... Борис Натанович, честно, скажите, ведь и сейчас Вы любите их, людей мира Полдня?

Роман Анисимов < ranisimov1@rambler.ru>
Алтайский край, Россия - 09/23/08 15:14:33 MSK

Конечно! И герой "Бессильных" тоже их любит. И очень хочет, чтобы его "крестники" стали такими. И они тоже (почти все) стараются стать такими. Но не у всех получается.


И еще маленький (м.б., глупый) вопрос. Я хорошо почему-то представляю баскеров, но не получаются голованы :)). Они, почему-то, представляются похожими на ротвейлеров :)). Я понимаю, что они не собаки, но так вот вышло :))... А правда, на какую породу больше всего походят голованы?

Роман Анисимов < ranisimov1@rambler.ru>
Алтайский край, Россия - 09/23/08 15:15:02 MSK

Скорее всего - на ньюфаундленда. И они такие же большие.


Здравствуйте, Борис Натанович! Простите за любопытство и, может, неуместное внимание к мелкому эпизоду, но он не дает мне покоя. Почему в мире Хищных вещей века был поставлен памятник именно Юрковскому?

Лидия Юрковская < lidiya@72.ru>
Россия - 09/23/08 15:15:31 MSK

Потому что именно наш Юрковский впервые в истории сорвал банк в электронную рулетку. Это есть в романе.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное