Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 16/09/2008


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Борис Натанович, хочу традиционно поблагодарить Вас за Ваши с братом книги и задать вопрос:
Возможно ли в мире "полудня" возникновение такого явления, как "флора"? Или все те проблемы, которые привели в ОЗ к появлению "флоры", будут устранены? Учителя выявят у детей таланты, которым будет найдено применение, покажут, что человеческий мир интересен, что жить так, как живет человечество в мире "полудня" - это крайне увлекательно. Т.е. теория воспитания вернет в правильное русло все возникающие отклонения от нормы.
И если будет так, то хорошо ли это - отсутствие социальной оппозиции? Можно ведь и проглядеть что-нибудь, пройти мимо важного. Не нужно ли стимулировать инакомыслие, другое восприятие мира? Или мир полудня достаточно либерален и, когда время придет, если будет необходимость, то человечество, либо часть его, сможет пойти по новому пути?
(Люди, становящиеся странниками, из "Волн", мне так кажется, это другое. В общем-то, они уже и не люди.)

Егор Петров < marouder@gmail.com>
Барнаул, Россия - 09/16/08 12:09:15 MSK

Флора не есть форма "социальной оппозиции". Флора - это реакция молодежи на чрезмерную сложность мира и неумение найти себе в нем сколько-нибудь достойное место. Как я понимаю, самое острие Высокой теории воспитания направлено будет именно на преодоление этой (очень распространенной!) реакции. Но любой массовый "технологический" процесс неизбежно порождает отклонения и флюктуации от "мейнстрима". Так что и в Мире Полудня возможно возникновение своей Флоры, - суть и устремления коей я представить себе сегодня решительно не берусь.
Что же касается "инакомыслия" и поползновений части общества "идти по другому пути", то это явления совершенно имманентные ЛЮБОМУ либеральному обществу, - в том числе, конечно, и Миру Полудня тоже.


Здравствуйте. Мой вопрос не будет касаться Вашего творчества. Он будет касаться Творчества вообще. Мне 16 лет. Читая книги разных психологов, я узнал, что в принципе, мое мировоззрение еще не сформировалось. Следовательно, заниматься Литературным Творчеством я не могу. НО. Меня распирает желание. Наверняка Вам знакомо чувство, переполняющее Вас, когда Вы придумали гениальную идею, создали ярчайшую черту характера героя или просто написали, наконец, "этот чертов эпизод". Так вот, такое чувство повсюду преследует меня. Я терзаюсь в сомнениях: писать или нет? С одной стороны, мне очень хочется. А с другой стороны, мой возраст. Хотелось бы, чтобы Вы дали мне совет.

Илья < livi@li.ru>
Юрга, Россия - 09/16/08 12:09:26 MSK

Совет может быть только один: хочется писать, - пишите, и да поможет Вам Бог, аминь. Но не стройте перед собою радужных перспектив. Писательство - дело трудное, горькое, вредное и неблагодарное. "Та же добыча радия", - сказал Маяковский, - а ведь он тогда еще ничего не знал толком о лучевой болезни!


Уважаемый Борис Натанович!
Прочитал (как всегда - с огромным удовольствием) "Отягощенных злом" и... наткнулся на Ваше описание осады лицея (цитировать не буду - длинно). И вот что бросилось в глаза - заменить "флору" на "кучмизм", Ташлинск на Киев, записи Джихангира на Вакарчука и Скрипку персонально и... получится "оранжевая революция".
Понятно, что сходство тут достаточно прозрачное из общих соображений (все "черные рады" выглядят одинаково с поправкой на уровень текущей культуры; их участники всегда воображают, что они на стороне добра, против сил зла).
Одно непонятно. Когда Вы писали умеренно оптимистические комментарии на киевские события, Вам это сходство в глаза не бросилось?
Вам не кажется интересным, что Вы (персонально ВЫ и Вы как часть АБС) как писатели почувствовали и показали значительно больше, чем Вы же - как злободневный политический комментатор?

Василий Стоякин < rastafari72@ukr.net>
Киев, Украина - 09/16/08 12:09:51 MSK

Откровенно говоря, я плохо разбираюсь в том, что происходит в современной Украине. И "злободневный политический комментатор" из меня никакой. А сходство с ОЗ в глаза мне отнюдь не бросилось, да и сейчас я его не вижу. Это больше похоже на пандемониумы, которые устраивают в Москве пресловутые "Наши" и прочая прикормленная Кремлем так называемая "политически активная молодежь".


Доброго времени суток, уважаемый Борис Натанович! Спасибо Вам за Ваши книги. "Без них мы были бы совсем другими". Так получилось, что восемь лет назад, будучи уже студентом, я случайно набрел на томик избранных произведений братьев Стругацких. За последующие шесть месяцев я прочел все Ваши рассказы и романы. Это были самые счастливые дни моей жизни! Помимо интеллектуального наслаждения я получал огромное эстетическое. Мое мировоззрение испытывало такие перегрузки, что уже ни одна модель мироздания не казалась мне разумной. Параллельное увлечение Лемом, которого Вы, как мне известно, тоже любите, вконец вырвало меня из реальности, и я надолго поселился в мирах Полудня. Но это преамбула. "А теперь будет амбула". Станислав Лем высказал как-то страшное наблюдение, что "мало, чтобы МЫ были счастливы, нужно еще, чтобы НЕСЧАСТНЫ БЫЛИ ДРУГИЕ". Я тогда высказал противоположную точку зрения, повторив слова Рэдрика Шухарта, с которыми он направлялся к Машине Желаний. Счастья вс ем! И пусть никто не уйдет обиженным! На что Борис Стругацкий очень скоро ответствовал жестоким: "Мир не может быть устроен так, как вы мне сейчас рассказали. Боюсь, вы живете в мире, который кто-то придумал до вас и без вас, а вы и не подозреваете об этом". В этой связи меня уже 8 лет мучит вопрос, и, наконец, я осмеливаюсь спросить Вас (простите за дерзость!), Борис Натанович, вызваны ли эти Ваши последние слова просто "словами Демиурга, отчаявшегося искоренить зло", или же Вы пришли к такому выводу путем математически строгих логических выкладок? Не пересмотрели ли Вы свои взгляды? Или ответом на мой вопрос будет долгожданный "Белый Ферзь"? Предвижу неодобрительные покачивания головами и укоризненные реплики в свой адрес в Мировом Совете, но простите - очень уж наболело.

Артем Зибаров < zibarovart@rambler.ru>
Москва, Россия - 09/16/08 12:10:08 MSK

К процитированным выше словам своим добавить мне сегодня нечего. Логические выкладки здесь ни при чем - надо просто прожить на этой грешной Земле три четверти века, и как-то само собой (если ты не полный осел, разумеется) приходишь к выводам, скорее печальным. Что касается долгожданного "Белого Ферзя", то он, по-моему, пока еше не готов, и на какие вопросы он ответит, я не знаю.


Уважаемый Борис Натанович!
Интересно, а как сложились бы дела у Максима Каммерера, если б он попал в Москву 2007 года, вместо Земли Отцов?

Владимир Фонов < vladimir.fonov@gmail.com>
Монреаль, Канада - 09/16/08 12:10:11 MSK

Боюсь, без вмешательства медицины (психиатрии) дело бы не обошлось. И с милицией пришлось бы столкнуться несомненно. Да и без того, ему у нас, скорее бы, не понравилось: душно, тесно, шумно, грязновато, работы нет, денег нет... И нуль-передатчика еще не изобрели. Печаль! Но в конце концов, приспособился бы. Здоровенный парень, боец, спортсмен. Пошел бы в охранные структуры.


Борис Натанович, мне показалось из ответов, что Вы воспринимаете мораль как нечто первичное, в своем роде аксиому, от которой должно отталкиваться поведение людей в обществе. Так ли это? Если так, то не может ли быть на Ваш взгляд (сам я в этом уверен), что мораль - это исторически установившийся закон общества, который обеспечивает общественное благополучие наилучшим образом? Другими словами, не общество хорошо или плохо в зависимости от уровня следования морали, а мораль (например, христианская) считается хорошей, потому что практика показала, что она воплощает эффективный закон общества? В этом случае считаете ли Вы, что возможна другая мораль, не менее эффективная, чем христианская, но существенно от нее отличающаяся?

Гена Кукарцев < kukarzev@fnal.gov>
Naperville, USA - 09/16/08 12:10:18 MSK

Мораль "придумана" для того, чтобы сделать общество человеческим, не дать ему превратиться в стаю волосатых обезьян. Я не знаю, что такое "хорошее" общество или "плохое" общество. Нет такого определения. Но, наверное, можно считать, что общество "хорошо", если оно следует установленным нормам морали, и "плохо", если этим нормам не следует или следует "с перебоями". Религия (так сложилось исторически) есть главное прибежище морали. И поскольку существуют разные религии, то и разные морали могут исторически сосуществовать и определять нормы бытия разных обществ. Отсюда - категорическая иногда неспособность представителей одной культуры понять или хотя бы адекватно оценить поведение представителей культуры иной. Что же касается "эффективности" морали, то я просто не понимаю, что это такое. Наверное, это способность морали подавлять (усыплять, отвлекать, подавлять) "волосатую обезьяну", живущую в каждом из нас. Боюсь, в этом смысле все морали одинаково малоэффективны. Во всяко м случае, глубина нравственных пропастей, в которые способны проваливаться человеки, одинакова, - что для христиан, что для мусульман, что для буддистов. Что для атеистов, естественно.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
В "ЗМЛДКС" Малянов делает открытие в сфере взаимодействия звезд и диффузной материи.
Откройте секрет: это открытие действительно имело место, и если да, то Ваших ли рук дело это было?

Юрий Зибинский < zibinsky@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 09/16/08 12:10:35 MSK

Это вовсе не секрет. Вся (почти вся) терминология, используемая Маляновым, взята из моей работы о движении звезды в газопылевых облаках Галактики. Только Малянову повезло сделать там какое-то открытие, а я просто рассчитал динамику процесса и получил кое-какие теоретические выводы, годные для сравнения с наблюдеииями. Есть (коллективная) статья на эту тему в "Астрономическом журнале" году этак в 58-60-м. (Лень искать точную ссылку.)
[Т.А.Агекян, К.В.Коврайская, Г.А.Плюгин, Б.Н.Стругацкий, Г.А.Шишкина. Об одном признаке взаимодействия звезд с диффузной материей // Астрономический журнал (М.). - 1956. - Т. 33. - Вып. 5. - С. 679-681. - БВИ.]


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
Прежде всего желаю Вам здоровья, здоровья, здоровья и еще новых книг. А мы их с удовольствием будем читать.
Я хочу задать вопрос по ХВВ. В своих интервью Вы говорите, что в ХВВ описано общество, где каждому предоставлена возможность делать то, что он хочет (по крайней мере, я так Вас понял). Но не думаете ли Вы, что большинство людей просто не знают, что же они на самом деле хотят. Просто их с самого детства приучают к определенному образу жизни: "Служи, ешь, пей, размножайся". А как быть мальчику Лэну? Вряд ли он изменит мир ХВВ, скорее мир изменит его.

Александр < smirnov07al@rambler.ru>
Чебоксары, Россия - 09/16/08 12:10:51 MSK

Вы абсолютно правы. "Из десяти девять не знают отличия тьмы от света, истины от лжи, чести от бесчестья, свободы от рабства. Такоже не знают и пользы своей". Очень хочется построить их в колонны по четыре и двинуть куда-нибудь (всех разом, "сметая все преграды"), но в мире ХВВ начальство этим не занимается, и - спасибо ему за это. Судьба же мальчика Лэна существеннейшим образом зависит от того, какие друзья ему попадутся и какие книги (рок-группы, барды, метавизиры и учителя в школе). Мир ХВВ допускает варианты судеб, но сам вряд ли поддастся изменению, - он весьма стабилен и изменится разве что вместе со своими обитателями, которые "...не знают отличия тьмы от света..." - и т.д., см. выше.


Уважаемый Борис Натавнович!
Читали ли Вы книгу Дминтрия Глуховского "Метро 2033"? Если читали, было бы очень интересно услышать Ваше мнение.

Александр
Санкт-Петербург, Россия - 09/16/08 12:11:12 MSK

Читал. Ничего не помню. "Не зацепило".


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Довелось мне прочитать воспоминания об Аркадии Натановиче Стругацком, где говорилось, что, приходя в гости, он производил на собравшихся впечатление человека-горы, говорил громовым рыком и был ценителем марочных вин.
Скажите, правда ли, что именно АН был использован его другом Киром Булычевым в качестве прототипа инопланетного археолога Громозеки? А то уж слишком описание похожее получилось.

Коллега Пруль < collegaproul@mail.ru>
??? - 09/16/08 12:11:14 MSK

Человеком-горой АН безусловно был (187 см, и при этом отнюдь не худенький). Громовым рыком не изъяснялся (по крайней мере, при мне). К марочным винам был совершенно равнодушен, - предпочитал водку или дешевый коньяк. Использовал ли его Кир Булычев в качестве прототипа, - представления не имею. Но - почему бы и нет? Они хорошо знали друг друга и всегда поддерживали самые добрые приятельские отношения.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное