Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 05/02/2007


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович! Как Вы относитесь к нумизматике? И откуда в ЗМЛ (эпизод "соблазнения Вайнгартена") такие точные нумизматические реалии, как двугривенный 1934 года и указание на возможную ценность старой советской "мелочи"? И, кстати, если у Вас есть в обменном фонде экземпляр неразменного пятака, я готов предложить честные варианты обмена...

Ю.А.Лебедев
Москва, Россия - 02/05/07 02:41:59 MSK

Нумизматикой я недолго, но увлекался. Собрал неплохую коллекцию "монет советского чекана". Это было в начале 60-х. Позже я передал эту коллекцию своему сынишке, он поигрался ею пару лет, а потом все растранжирил. Впрочем, двугривенного 1934 года я никогда,естественно, даже не видел. Монета - легенда! Что касается неразменного пятака, то всегда готов поменять его на неразменный полтинник 21-го года. В хорошем виде, без дефектов.


Уважаемый Борис Натанович!
Как Вы относитесь к проникновению мата в русскоязычную литературу и его закреплению там? Сторонники этого "процесса" любят говорить о ложной стыдливости прежней русской литературы, о том, что матерные произведения существовали всегда (устное творчество скоморохов, затем, конечно же, Барков и нецензурные стихи Пушкина, Лермонтова и так далее). Свою позицию они подкрепляют сведениями о санскритском происхождении матерных слов; они любят повторять тезис о том, что в английском языке, например, сплошь и рядом стоит "fuck", и это никого не шокирует.
Как, по-Вашему, действительно ли русскоязычной литературе не обойтись без мата (если не на каждой странице, то на каждой десятой, двадцатой и так далее)?

Антон
СПб, Россия - 02/05/07 02:42:26 MSK

Я уже писал здесь об этом, полистайте страничку. Коротко: мата в тексте должно быть ровно столько, чтобы не нарушалась достоверность описания. Чтобы не говорил солдат сержанту, меняющему пробки: "Не кажется ли вам, товарищ сержант, что это неправильно - проливать расплавленное олово за шиворот внизу стоящего рядового?". Все теоретические изыскания по поводу мата кажутся мне пустопорожней болтовней. Нецензурная же литература имеет такое же право на существование, как и литература вообще. Просто она должна знать свое место, - как и любая брань, впрочем.


Уважаемый Борис Натанович! Как Вы полагаете, глобальные изменения климата - это дело рук человека, или человек страдает манией величия, приписывая себе природные изменения? Разумеется, я не думаю, что Вы специалист по климату. Но меня и интересует мнение не климатолога, а писателя.

Денис < radoslav@mail.ru>
Уфа, Россия - 02/05/07 02:42:48 MSK

Вы бы все-таки обратились к климатологу. Что в этом вопросе может значить мнение писателя? Впрочем, я думаю, что человечество пока еще не способно менять климат - ни "между делом", ни, тем более, сознательно. Кишка тонка. Слава богу.


Борис Натанович!
Сейчас в средствах массовой информации меня смущает распределение поступаемых материалов на "формат" и "неформат". Ведь это в любом случае упрочняет информационный канал, по которому поступает одна и та же информация, и делает человека невосприимчивым к новому. В конце концов, и зимой летняя погода - "неформат" - однако как это было бы интересно (хотя бы на день, без глобальных катастроф)!
Кроме того, обычно о критериях произведений, допускаемых к публикации, вслух не говорят. А автору их самостоятельно определить сложно. Собственное произведение всегда кажется "форматным"! Тем более, написанное в близкой тематике. Так что вопрос будет таким. Насколько форматно для журнала "Полдень XXI век", например, вот такое произведение - http://bashnia.sannata.ru/006/html/animal.shtml?
И пару критериев, если можно. Просто чтобы знать, подходят ли в принципе для журнала рассказы такого типа. Обижаться не буду.

Наталья Дубина < tash_mc@mail.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 02/05/07 02:42:58 MSK

Я прочту Ваш рассказ, обещаю. Пока же могу сказать только, что "пара критериев" это: 1.Рассказ должен быть фантастическим (в очень широком смысле этого термина); 2. Рассказ должен понравиться главреду, то есть мне. Все.


Многоуважаемый Борис Натанович.
Я со своими друзьями собираюсь устроить в интернете школу фантастики для молодых авторов, пишущих в жанре фентези. Не могли бы Вы нам пососветвать, что там преподавать. Ждем ответа, коллектив пока еще безымянной школы и исполняющий обязанности ее ректора Илья.

Илья < imastaew@mail.ru>
Москва, Россия - 02/05/07 02:43:22 MSK

"Преподавать" фантастику, по-моему, невозможно. Можно только обмениваться мнениями. Чем я Вам и советую заняться.


Уважаемый Борис Натанович!
Мне сорок три года. Я вырос на Ваших книгах, и сейчас они не утратили своей магии для меня. У меня есть сын. Ему 18 лет. Он отличный парень, но совершенно не интересуется литературой. Как Вы считаете: можно ли искусственно научить любить литературу, нужно ли это, и если "да", то как это сделать? Может, и в этом вопросе все подчинено Закону Старджона, а может, это исключение, которое подтверждает закон?

Александр < salicy@rambler.ru>
Гомель, Республика Беларусь - 02/05/07 02:43:36 MSK

Научить любить книгу, наверное, можно. Но как это сделать, - не знаю. Знаю, что меня этому никто (специально) не учил, но читал я всегда все, что попадалось под руку. (Даже, помнится, во время блокады.) Знаю, что мой сын читать в школьные годы не любил, несмотря на все мои ухищрения по этому поводу, но со временем выровнялся и стал читать много и с удовольствием. Почему? "Спроси его!" Что же касается Закона Старджона, то с ним не поспоришь - ему подчиняется все и вся.


Здравствуйте, Учитель.
Извините, если мои вопросы покажутся Вам несколько многословными. Видимо, краткость - не моя сестра.
1. Как Вы считаете, прогрессорство должно всегда вершиться тайно, или же когда "подопечная" цивилизация достигнет достаточного уровня развития, группа прогрессоров, вся в белом, выйдет из тени и скажет: "То, что в ...дцатом веке вам удалось избежать глобальной войны - наша заслуга, и в энном году это мы не допустили к власти тирана, который потом вырезал бы пол-империи".
У меня нет никаких сомнений, что любая цивилизация испытает от подобной новости шок и унижение - как земляне после Большого Откровения. Унизительно узнать, что ты - кукла на ниточке. Пусть даже тот, кто дергает за ниточку, делает это с самыми лучшими намерениями.
Может быть лучше, если "еще не родившиеся мальчики и девочки перед учебным стереовизором в школах Арканарской Коммунистической республики" никогда не узнают, что их - ИХ!!! - история сделана чужими дядями с другой планеты, а будут до конца своих дней уверены, что ИХ история - это история ИХ предков?

Дмитрий < box2205@rambler.ru>
Саратов, Россия - 02/05/07 02:43:46 MSK

Вы сами ответили на собственный вопрос. Раскрытие "тайны" либо породит взрыв сопротивления вмешательству извне, либо - вызовет шок унижения. Так что прогрессорство неизбежно порождает тайну, и это уже само по себе дурно: недаром же прогрессоров недолюбливают сами земляне.


2. Скажите, почему в ПНВС и СОТ из троицы Великих Магистров (Жиакомо - Киврин - Хунта) один - Жиакомо - получился таким "бесплотным". О нем постоянно упоминают все персонажи, на него ссылаются, им восхищаются, но сам он появляется "во плоти" один-единственный раз (на полигоне), произносит одну-единственную фразу и снова исчезает. При этом Хунта и Киврин прописаны доскональнейшим образом (редкая глава обходится без их диалогов). Так за что же Жиакомо такое невнимание? Цензура? Или просто фигура сама по себе загадочная?

Дмитрий < box2205@rambler.ru>
Саратов, Россия - 02/05/07 02:44:06 MSK

Я думаю, у авторов просто "краски не хватило". Все остальные предположения кажутся мне натянутыми.


3. Если бы Вы сегодня имели возможность задать в таком же off-line-интервью вопрос своему любимому писателю (Булгакову, например, или Хемингуэю), что бы Вы у него спросили?

Дмитрий < box2205@rambler.ru>
Саратов, Россия - 02/05/07 02:44:33 MSK

У меня вообще мало вопросов к миру, а уж к любимым писателям - совсем нет.


4. Играли ли Вы уже в "Цивилизацию 4" и если да, то как Вы ее оцените по сравнению с третьей?

Дмитрий < box2205@rambler.ru>
Саратов, Россия - 02/05/07 02:44:34 MSK

Никак не могу с ней разобраться, - времени не хватает.


5. Вы сами были знакомы и дружили ли с Высоцким? С Аркадием Натановичем все понятно - о его дружбе с Высоцким написано, в том числе, и на этом сайте, а о Вас нигде ни слова.
И еще. Понимаю, что вопрос очень личный, но не спросить не могу. Не знаю, видели ли Вы в прошлом году, в день смерти Высоцкого на телеканале "Россия" показали документальный фильм о его последних днях. В этом фильме его знакомые, друзья и даже любимая девушка рассказывали о последних месяцах его жизни, о том, что под конец он стал законченным наркоманом и умер, накачанный наркотой, не приходя в сознание.
Я был шокирован и раздавлен этим фильмом. Ни к одному кадру, ни к одному высказыванию невозможно придраться, и все же мой мозг отказывается в это верить. Даже несмотря на то, что я давным-давно знал о его проблемах с алкоголем (из книги Марины Влади).
Умоляю! Может быть, Вы или АН были в курсе, может, до Вас доходили слухи. Неужели все так и было?! Вам я поверю.
(P.S. Если ответ невоз можен по этическим соображениям - вполне Вас пойму.)

Дмитрий < box2205@rambler.ru>
Саратов, Россия - 02/05/07 02:45:02 MSK

Я встречался с ВВ дважды - один раз у него дома, другой - у меня. Это была середина 70-х. ВВ оба раза был "в завязке", ничего, кроме чая, не пил, был веселый, энергичный, азартный спорщик, прекрасный собеседник, пел - тогда я впервые услышал его "Парус". Что же касается слухов, то, боюсь, они не были лишены основания, но какое нам до этого дело? Особенно сейчас. Песни его остались, образ его неповторимый, - чего нам еще надо? "Клубнички"? Да гори она огнем.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное