Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 07/09/2006


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Роясь в музыкальных новостях, я обнаружил группу под необычным названием: "Массаракш". Как Вы относитесь к тому, что музыканты в качестве названия использовали Ваше слово, которое задумывалось в качестве ругательства?

А. Авербах < cachalote@yandex.ru>
Феодосия, Украина - 09/07/06 19:36:55 MSK

Никак не отношусь. "Массаракш" так "Массаракш". Пусть. В Питере, говорят, есть заведение под названием "Боржч". Тоже ничего страшного.


Здравствуйте, Борис Натанович.
Возможно информация устарела, либо не интересна, но:
Вышел ремейк фильма "На последнем берегу" (Вы комплиментарно отзывались о нем в "Комментариях"). Не имею, к сожалению, возможности сравнить с первым вариантом, но этот фильм, на мой вкус, весьма удался. Ходил под впечатлением дня три.
Если не возражаете, вопрос:
В докладе Римского Клуба "Первая глобальная революция" звучит мысль, что демократия в современном виде не сможет быть адекватной кризисным условиям развития (каковые предрекаются на конец этого века) и не может быть формой правления, пригодной для консолидации человечества. На Ваш взгляд (как одного из авторов цикла "Полудня", очень схожего с предлагаемой клубом идеальной моделью постиндустриального общества), каковы перспективы демократии в будущем, насколько она будет ограничена (если) и в какой части? Спасибо.

Костыря Михаил < kostyryam@yandex.ru>
Петропавловск-Камчатский, Россия - 09/07/06 19:37:04 MSK

Я уже писал здесь об этом неоднократно. Если в середине века действительно разразится энергетический кризис, весь мир окажется отброшен на добрый век назад и возвращение к диктатуре станет неизбежным. Цивилизация не погибнет, конечно, но жить станет настолько холоднее и голоднее, что о демократических свободах придется забыть. Повсеместно.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Как известно, один из камней преткновения современного российского общества - это пенсии и их выплаты. Я не берусь давать точное определение (не силен в юриспруденции), но, как мне кажется, пенсия есть государственная поддержка граждан, нетрудоспособных по возрасту или состоянию здоровья. Причем поддержка эта накапливается из отчислений с заработной платы самих этих граждан в процессе их труда.
Если принять это упрощенное определение, то интересно, как обстоят дела с пенсией у представителей творческой интеллигенции - писателей, художников, музыкантов? В частности, получаете ли Вы пенсию? Поскольку труд упомянутой категории граждан оплачивается, как правило, по гонорарной системе, нежели постоянная зарплата, интересно, каким образом происходят отчисления в Пенсионный фонд (если происходят).
И вообще, как Вы считаете, нормально ли вообще ставить вопрос о пенсии для пожилого человека творческой профессии, или же он долж ен жить на дивиденды от своих более ранних произведений, если, допустим, по каким-то причинам он не может больше творить? Если взять, например, состарившегося сантехника, то тут все вроде ясно - человек работал, с зарплаты брались пенсионные отчисления и теперь он получает пенсию. А писатель?

Кияев Артем < a_kiyaev@list.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 09/07/06 19:37:18 MSK

Писатель получает сравнительно высокую пенсию, причем его предпенсионная издательская активность учитывается при изначальном начислении. Конкретно в моем случае - я уже запутался, сколько и за что я получаю: тут и собственно пенсия, и "блокадные", и "лауреатские"... Я получаю больше, чем кто-либо из моих друзей, но живу все равно не столько на пенсию, сколько на выплаты по переизданиям, - без них я бы пропал.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Доброго Вам здоровья и долгих лет жизни на благо нам всем!
А вопрос у меня такой: по чьей инициативе состоялась встреча Г.А.Носова с Прудковым (и с Демиургом) - Г.А. или Агасфера?

Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru>
Ногинск, Россия - 09/07/06 19:37:45 MSK

Конечно, по инициативе Демиурга. А Прудков служил при этом послом. Как обычно.


6 за твердую/мягкую обложку.
2) И единственная книжка во ВСЕМ New York оказалась... тем самим русским переводом (В NY городской библиотеке :), который я читал давным-давно.
Вот Вам и "книжный дефицит".
Людия:
Какие были правила в СССР в плане получения авторами своих собственных изданных книг? Учитывая, что многие - если не все - изданные книги АБС было довольно тяжело достать, попадали ли Вы когда-нибудь в курьезную ситуацию, кода АБС имели проблему стать владельцами своих собственных книжек?

Daniel < dvk_mail_rus@yahoo.com>
New York, USA - 09/07/06 19:38:07 MSK

По договору автору полагалось 5-10 экземпляров каждого издания. Бесплатно. Кроме того, ему предоставлялось право купить у издательства практически неограниченное количество экзов за свой счет. Насколько я помню, с этим у нас проблем никогда не было. Разве что, если забывали вовремя заказать и тогда оставались с носом.


Уважаемый Борис Натанович, тема апокалипсиса в Ваших произведениях отсутствует, и в то же время незримо, но настойчиво Вы предупреждаете о его существовании и неизбежности. Вопрос, конечно же, из области веры, но все-таки верите ли Вы в бесконечность?

Владислав < blad@max.ru>
Саратов, Россия - 09/07/06 19:38:26 MSK

Я верю в то, что все, имеющее начало, имеет и конец. К Вселенной, по-моему, это тоже относится. И уж, конечно, это относится к человечеству.


Борис Натанович, скажите, а как возникла идея великого храма культуры в "ГО"?

Тимур < tim_son@mail.ru>
Алматы - 09/07/06 19:38:30 MSK

Не помню. Да и стоит ли помнить? Не такая уж это блистательная идея, по-моему.


Ув. Борис Натанович. Мой вопрос касается методики работы над текстом. Лично мне видятся два основных пути:
1) Записывать все, как есть, не особенно отягощаясь отделкой текста, если нет конкретного решения, - записывать, как получается в данный момент, чтобы не дать мысли ускользнуть. Главный принцип - заносить в документ все, что есть в голове, а потом постепенно приступать к работе по отделке фрагментов текста.
2) Все наоборот: записать кусок и работать над ним до упора, до тех пор, пока он не примет законченный (хотя бы на данный момент) вид, и лишь после этого приступать к следующему фрагменту. Главный принцип - не начинать новый фрагмент, пока предыдущий не отделан, как следует. Какая из этих методик кажется Вам наиболее продуктивной? Какой из них Вы сами придерживаетесь в своей работе, или, может быть, у Вас есть другие, собственные методики? Спасибо.

AndrY
Спб, Россия - 09/07/06 19:38:49 MSK

Если судить по моему личному опыту, самое неприятное, что с автором может случится, это если его заколодит на одном эпизоде (на одной сцене, на одной фразе даже бывает) и он совсем потеряет темп работы. Если вы вдруг обнаруживаете, что за день появляется у вас по две-три строчки, и это происходит и сегодня, и завтра, и послезавтра, - беда! Это вас заклинило, и надо срочно принимать меры. А именно: надо немедленно бросать "заколдованнное место" и срочно переходить к следующему эпизоду. А в заколдованном месте оставить только самое необходимое упоминание: "Здесь он готовит обед и ждет Елену", или - "грибной суп, Елена", или еще что-нибудь для памяти. Позднее всегда можно будет вернуться, и тогда либо с позиции уже прописанного текста станет ясно, как именно следует разбираться с этим грибным супом, либо (что чаще) выяснится, что этот трудный эпизод не так уж и нужен и можно без него обойтись вообще. Мы с АНС называли это тактикой танковых клиньев и покрикивали, бывало, друг на друга: "Вперед! К черту этот диалог! Вперед, они уже выдыхаются!" (это была цитата из нашего любимого фильма "Сталинградская битва").


Здравствуйте, Борис Натанович!
Вопрос по Пикнику на обочине. Скажите, пожалуйста, верно ли, что Очкарик зарыл смерть-лампу на кладбище?

Анна < ryabenko@cs.msu.ru>
Москва, Россия - 09/07/06 19:38:58 MSK

Решайте сами. Оставляется на усмотрение читателя.


Добрый день!
Давно интересует такой вопрос: почему такая колоритная личность, как Иван Жилин, после ХВВ более нигде не фигурирует?
Ведь интересно, чем он занимался опосля, так сказать, поездки в сей курортный городок, о результатах, им достигнутых, и т.д.

Александр < akad@pochtamt.ru>
Москва, Россия - 09/07/06 19:38:59 MSK

После ХВВ мы писали только либо о "своем" времени, либо о Мире Полудня. "Эпоха Жилина" (по сути - наше сегодняшнее время, начало 21-го века) перестала нас почему-то интересовать. Может быть, потому, что, кроме мира ХВВ, мы в этом времени ничего уже не видели?


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное