Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 16/07/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Каково Ваше впечатление от четырехсерийного фильма "Брежнев", показанного по Первому каналу? Интересно Ваше мнение, как человека той эпохи.

Igor
Красноярск, Россия - 07/16/05 19:04:17 MSK

Хороший фильм. Так оно (в общем) все, видимо, и было. История человека, всю жизнь свою строившего Систему, вжившегося в эту систему, ее возглавившего и ставшего типичной и неотъемлемой ее частью.


Борис Натанович, мой вопрос касается Вашего (АБС) представления о ВТВ, показанного в ПXXIIВ. Да, я знаю, что Вы обычно отказываетесь обсуждать подробности ВТВ и я знаю, что Вы считает ПXXIIВ слабой книгой. Но тем ни менее, эта вещь открыла собой Мир Полдня и обозначила его очертания. Более того, ни в одной другой книге Вы не пытались описать "ВТВ в действии".
Пожалуйста, ответьте, на вопрос, на который я не смог дать ответа в споре с одним АБС-ненавистником: действительно ли метод учителя Комова (заставить "перевоспитывать" хулигана) по отвлечению компании великовозрастных балбесов от побега на космодром представлялся Вам тогда единственно возможным решением?
Упомянутый мною АБС-ненавистник (разумеется, под влиянием лукьяненковского плагиата), используя этот фрагмент, утверждал, что в Интернате царствовала "дедовщина", и Учителя занимались воспитанием, стравливая между собой воспитанников.

Alex Goldberg < ag@han.ks.ua>
Херсон, Украина - 07/16/05 19:04:46 MSK

Авторы были очень молоды и неопытны, когда сочиняли этот рассказ (вначале это был именно отдельный самостоятельный рассказ). Ничего более "педагогически выдержанного" и в то же время не совсем занудно-дидактического придумать они не смогли - фактически перенесли хорошо известные им отношения между сверстниками современной им школы (облагородив эти отношения, разумеется) на век вперед. Впрочем, даже сейчас "дедовщиной" эту ситуацию я не назвал бы. Дедовщина - это угнетение слабых сильными в целях утверждения своей власти. Этим, согласитесь, в рассказе и не пахнет - там идет утверждение добра над злом - пусть даже и методами самого зла. И Учитель наш вовсе не уверен в своей правоте - наоборот, он очень в ней сомневается. Просто думать надо быстро, и ничего другого, более разумного ему в голову не приходит. Авторы отнюдь не стремились дать педагогический образец системы воспитания в будущем, - они как раз стремились показать, какое это трудное, малопредсказуемое и даже опасно е дело - воспитание. (Кстати, ни о какой ВТВ тогда и речи не было, даже самого термина еще не существовало.)


Уважаемый Борис Натанович, вчера снова взяла в руки, на мой взгляд, одну из лучших Ваших работ - Отель у погибшего альпиниста. Вы, наверное, сейчас улыбнулись. По правде говоря, среди Ваших книг худших нет, но это так, к слову. Скажите, Вам не кажется, что сюжет несколько натянут? Если быть точным, я имею в виду характер и действия Симонэ, его поведение в конце книги. Вы сами-то таких людей встречали? С такой заботой и участием о других? Или это гипербола, идеализированный персонаж?

Мария < 7villa7>
Рига, Латвия - 07/16/05 19:05:01 MSK

У этой повести много недостатков. Но к "образу Симонэ" у авторов как раз особых претензий не было. Разумеется, характер, мягко выражаясь, не рядовой, и реакции его на происходящее тоже не рядовые, но никакой внутренней противоречивости мы в этом характере не увидели. Людей такого типа мы, наверняка, встречали, но вот аналогичных ситуаций, - увы, нет. Так что с уверенностью утверждать, что все написанное не есть "психологическая фантастика", не берусь. Но натяжек и противоречий, однако, в написанном тоже не вижу. "Этого не было, но если бы случилось, то происходило бы, вполне возможно, именно так".


Уважаемый Борис Натанович!
Этот вопрос давно зрел у меня. Но тут хороший повод - 10 лет, как я вступил в КПРФ. И одной из самых главных причин того, что я стал коммунистом, являлись именно книги АБС. Интересно было бы услышать Ваше мнение по поводу того, что Ваши книги привели достаточно много (то, что много, знаю из общения с товарищами по партии) людей к убеждениям и активным действиям, противником которых Вы являетесь.

Anton Zelenkov < anton31415@yandex.ru>
Москва, Россия - 07/16/05 19:05:30 MSK

Тут вся беда в том, что между коммунистом и членом компартии, как правило, разница, как между интеллигентом и очковой змеей. Я мало знаю о современных партийцах, но правоверных партийцев советского времени знаю очень хорошо. Это - "душераздирающее зрелище". Под коммунизмом они понимали общественный строй, при котором весь народ, как один человек, готов исполнять указания партии и правительства. Я же под коммунизмом всегда понимал нечто совсем иное. И сейчас понимаю. Нынешняя компартия ничего, кроме ужаса, у меня не вызывает: партия, одобряющая кровавого тирана Сталина и содержащая в своих рядах таких, как Макашов, - бр-р-р!


Уважаемый Борис Натанович!
Меня, как человека творческого, волнует такой вопрос: каким образом у Вас возникали сюжеты - просто складывались сами по себе или были тщательно обдуманными, с множеством различных вариантов?

Марина Сапачева < marimushechka@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 07/16/05 19:05:41 MSK

"Сами по себе" сюжеты разве что возникают. А потом начинается самое интересное: придумывать всевозможные разветвления событий, героев, их характеры, события, с ними происходящие, и т.д. Посмотрите "Комментарии к пройденному" - там этот процесс довольно подробно описан на примере одного-двух сюжетов.


Здравствуйте!
Скажите, как Вы относитесь к творчеству Лавкрафта?

Вадим < nifel_heim@rambler.ru>
Уфа, Россия - 07/16/05 19:05:58 MSK

Никак. Я его совсем не знаю. Я почти не читаю зарубежную фантастику.


Борис Натанович, здравствуйте.
Давно хотел спросить, а не слышали ли Вы о экранизации пьесы "Жиды Города Питера, или..." словацким телевидением под сокращенным названием "Невеселые разговоры при свечах"?
Экранизации лет 10-15 как минимум (конкретных данных, увы, не нашел), быть может, Вам прислали ее копию?

Константин
Не указано - 07/16/05 19:06:02 MSK

Я слышал об этой экранизации, но никогда ее не видел. Ничего не знаю.


Уважаемый Борис Натанович, здравствуйте! Не могу, как многие, сказать, что выросла на Ваших книгах, т.к. познакомилась с ними, уже будучи взрослой. Многое нравится, отдельные произведения просто превосходны и только одно единственное я не воспринимаю, а именно "Полдень". Мне очень сложно выразить ясно свою мысль - не хватает слов, я в отличие от Вас не писатель, но все же... Я думаю, что попав в будущее (даже такое светлое) человек столкнется с рядом проблем, и в первую очередь - с одиночеством. Новый мир (да еще такой) - замечательно, новые друзья - еще лучше, но как забыть то, чем ты жил, тех, кого ты любил. Всегда будет пропасть между тобой и людьми ныне живущими.
Если возможно, хотелось бы получить Ваш комментарий. Извините, если вопрос покажется некорректным.

Елена < nafanya_13@mail.ru>
Подольск, Россия - 07/16/05 19:06:11 MSK

Когда повесть задумывалась, она планировалась именно так: показать, как одинок и несчастен наш современник, которого судьба занесла в Светлое Будущее, где все ему чуждо - и образ жизни, и люди, и законы существования, и мораль, и все даже самые обыденные представления. Но чем дальше мы углублялись в работу, тем менее удачным казался нам наш замысел. И в один прекрасный момент мы набрели на Главную Идею: в конце концов, наш сегодняшний недобрый, грязноватый, малоаппетитный мир населен в том числе и людьми добрыми, умными, честными, бескорыстными, для которых главное наслаждение в жизни - творческий труд, а честность, верность и доброта составляют фундамент нравственности. Это самые настоящие Люди Будущего, - только живут они в настоящем, и их мало, и им особенно трудно, но окажись они там, в Мире Полудня, они окажутся как раз "на своем месте", и никакого ужаса одиночества и ощущения ненужности не будет - они окажутся "равными среди равных". В этом ключе мы и написали повест ь "Возвращение". И героями этой повести стали наши друзья - вполне реальные люди сегодняшнего дня. Идея эта для своего времени казалась очень свежей, и поэтому нам здорово досталось от казенной критики, которая считала, что "человек коммунизма" должен быть человеком идеальным, а в нашем мире идеальных нет и быть не может (за исключением, разумеется, ударников коммунистического труда и убежденных партийцев).


Уважаемый Борис Натанович!
У Андрэ (не Эндрю, как она сама поясняла) Нортон есть рассказ "Лондонский мост". Я его читал в сборнике "Книга Андрэ Нортон", изданном в 1975 г. Если мне не изменяет память, я видел этот покет среди книг Аркадия Натановича, когда был у него в гостях. Книжка в 70-е продавалась в Москве в больших книжных магазинах (наверное, и в Питере тоже). Когда я прочел рассказ, я оторопел: по многим параметрам он настолько совпадает с отчетом Абалкина в "Жуке", а прочел я рассказ уже после публикации "Жука", что такое и совпадением трудно назвать. И антураж, и похожие на клоунов человеки, завлекающие и уводящие детей из умирающего мира через какие-то "подземные переходы" (только у Нортон это Земля), и охота местных жителей на этих клоунов и т.д., и т.п. Очень бы хотелось, чтобы Вы, если этот рассказ не читали, прочли бы его. И - как Вы считаете, откуда такое поразительное сходство?

Азарьев Олег < azgol@pochta.ru>
Симферополь, Крым, Украина - 07/16/05 19:06:33 MSK

Я этого рассказа не читал, но о сходстве с "Жуком" уже от кого-то слышал. Думаю, это еще один пример того, что какой-то наш читатель недавно назвал "параллельным мышлением". В литературе такое отнюдь не редкость. Классический пример: "Процесс" Кафки и "Приглашение на казнь" Набокова.


Здравствуйте. Хотелось бы поблагодарить Вас за все, но здесь уже об этом много говорилось, поэтому просто присоединяюсь. А вопрос такой:
"Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир". (Сент-Экзюпери, "Планета людей"). Не потому ли так плохо, в частности, в России, что этому больше никто не верит? Как убедить себя и других в том, что новое открытие приведет не только к появлению очередного оружия, а творчество - это немного больше, чем простые игры разума? И нужно ли это делать?

Дмитрий
Московская обл., Россия - 07/16/05 19:06:43 MSK

Делать это нужно всегда, когда доходят до того руки. Очень хорошо сделать это смыслом своей жизни. Еще лучше - "обучить" этому смыслу своих детей. Но, по большому счету, никому это, к сожалению, не нужно. Эти смыслы остаются достоянием одиночек и будут таковым оставаться до тех пор, пока человечество не испытает потребность в Человеке Воспитанном. Пока этой потребности нет - нужен всего только Человек Умелый, homo habilis.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.absint
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное