Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 14/12/2003


Информационный Канал Subscribe.Ru

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Доброго здоровья, Борис Натанович!
Хочу поблагодарить Вас за ответы на вопросы и задать еще, если позволите...
Смотрели ли Вы трилогию "Матрица"?

Александр < balaganoff@ua.fm>
Днепропетровск, Украина - 12/14/03 22:38:33 MSK

Смотрел первую серию. Остался равнодушен.


И еще один, в продолжение темы, о значении одного человека:
Отвечая на один из вопросов по БМС, Вы заметили, что "трубу" не под силу повернуть одному человеку. А вот цитата из "Беспокойства":
"...И мне плевать, что она досадный камешек в жерновах прогресса, и сделаю все, чтобы на этом камешке жернова затормозили, и если я доберусь до Базы, я сделаю все, чтобы эти жернова остановились, а если мне это не удастся, - а мне почти наверняка не удастся уговорить их, - тогда я вернусь сюда один и уже не со скальпелем... И тогда мы посмотрим".
Значит, все-таки под силу? Или даже если не под силу, то все равно действовать, не быть досадным камешком в жерновах? Спасибо!

Александр < balaganoff@ua.fm>
Днепропетровск, Украина - 12/14/03 22:38:59 MSK

По-моему, в приведенном Вами отрывке все сказано предельно ясно: в одиночку ничего не получится, надо, чтобы нас было много и во всеоружии.


Доброе время суток, глубокоуважаемый Борис Натанович!
Прочитавши и перечитавши повесть "Бессильные мира сего", обнаружил в ней фабулу "свидания в Самарре". Быть может, сбитый с толку "библейским" названием Вашей повести, я вычитал то, что автором вовсе и не закладывалось. Но вот какой вопрос у меня в связи с концепцией Вашей книги. Правильно ли будет истолковать главную идею Вашей книги в том смысле, что будущее телеологично? То есть, что оно равным образом не зависит ни от личностей, ни от масс, но предопределено собственным сценарием?

Владимир Баранов < vedi@nm.ru>
Москва, Россия - 12/14/03 22:39:11 MSK

Да нет, там у С.Витицкого довольно ясно просматривается Лев Толстой: история есть равнодействующая миллионов воль. Без масс никак не обойдешься, в этом и заключается вся суть дела.


Настанет день, пройдет она,
Эпоха безудержной гласности,
И Комитет Госбезопасности
Припомнит наши имена...
Это стихотворение из "Жидов города Питера". Кто его автор, и действительно ли Вы считаете, что мы еще встретимся с милыми людьми из КГБ?

IVAN
Москва, Россия - 12/14/03 22:39:16 MSK

Этот стишок появился и широко распространился где-то в конце 80-х. Вариантов - множество. Автор неизвестен. От встреч с "милыми людьми" в наше время застрахованным не может считать себя никто. И можно только гадать - по какому именно поводу.


Уважаемый Борис Натанович!
Зная Вашу нелюбовь говорить подробно о российских фантастах, рискну все же спросить о рассказе А.Лазарчука "У кошки 4 ноги...", который, судя по информации в Вашем журнале "Полдень, 21 век", получил какую-то премию от Вашего имени. Чем Вам столь приглянулся этот (на мой взгляд) сумбурный, откровенно слабоватый рассказ? Извините, если сформулировал вопрос слишком резко! Но Ваше мнение для меня крайне интересно!

Дмитрий из Перми < O_Qwerty@rambler.ru>
Пермь, Россия - 12/14/03 22:39:30 MSK

Тот факт, что рассказ опубликован в "журнале Б.Стругацкого", уже означает, что он пришелся главному редактору по сердцу, а то, что он получил премию, это, согласитесь, означает еще и нечто большее. Объяснять, ЧЕМ ИМЕННО рассказ понравился, всегда труднее, нежели в противном случае. Остро, талантливо, царапает душу, берет за сердце... "Чего Вам боле? Что я могу еще сказать?..."


Здравствуйте, Борис Натанович.
Прошу прощения, но некоторые вещи так хочется узнать, а спросить некого.
1. Купил сегодня через Интернет немецкое издание "ЗМЛдКС" (издательство HEYNE, 1981 год). Должен признаться, что это - одна из моих самых любимых и перечитываемых книг. И тот факт, что в Вашем творчестве она остается по большей части в тени, меня немного расстраивает. Но речь собственно не об этом. На обороте книги - Ваша с АНС фотография, мне совершенно неизвестная. Качество снимка не очень, да и размер маловат, но сигарета в Вашей руке видно вполне отчетливо. Вы курили? Как долго? Почему начали и когда бросили? Возможно, эти вопросы имеют мало общего с литературой, но интересно же.

Дмитрий Макаров < dim2@gmx.de>
Bonn, Germany - 12/14/03 22:39:46 MSK

Я курил долго и курил много - до двух пачек в день. Бросил сразу после инфаркта - резко, раз и навсегда.


2. В одном из выпусков этого интервью Вы писали, что в начале Вашей с братом литературной деятельности выдавали на гора 8-12 авторских листов в год. Это довольно много. Особенно если учесть объем "черновой" работы. При этом Вы оба работали и у Вас уже были семьи. Как Вы находили время для всего? Как относились Ваши домашние к этому?

Дмитрий Макаров < dim2@gmx.de>
Bonn, Germany - 12/14/03 22:39:47 MSK

Семьи относились к нашей работе с пониманием, а потом и с уважением. И на работе не слишком тормозили - всегда давали, при необходимости, отпуска за свой счет. Так что проблем такого рода у нас не было никогда.


Здравствуйте еще раз, Борис Натанович.
Это снова я. По закону подлости третий вопрос вспомнился сразу же, как предыдущие два отослал.
Так вот. Лет не помню сколько назад, но немало, попадался мне в журнале (если не ошибаюсь) "Уральский Следопыт" Ваш сценарий к "ПНвС". И написан он был, на мой взгляд, значительней живее, интереснее и ближе к первоисточнику, чем тот, по которому впоследствии и сняли "Чародеи". Отчего же тогда был принят другой вариант? Или он был лишь один, а второй появился позже, как альтернативный? Разъясните, пожалуйста, тому, у которого с "Понедельника..." все началось, эту историю со сценариями. И можно ли где-нибудь тот - из журнала - еще раздобыть.

Дмитрий Макаров < dim2@gmx.de>
Bonn, Germany - 12/14/03 22:40:10 MSK

Сценарий по ПНвС писался для Киевской студии мультфильмов, но начальству он не понравился и был отвергнут, как клевета на советскую науку. Эн лет спустя за него взялся Мосфильм, мучил его много месяцев подряд, и в результате получилось то, что получилось. Мы с АНС дружно этот фильм не любили, но нельзя не признать, что народу он понравился - не зря же его много лет подряд гоняют к каждому Новому году. Где достать названный Вами номер журнала, не знаю, но этот сценарий потом публиковался и в отдельном сборнике наших сценариев, и в серии "Миры братьев Стругацких", и в донецком собрании сочинений, - так что раздобыть этот сценарий не так уж и сложно. При желании.


Борис Натанович, мне интересно, знакомы ли Вы с произведениями Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки" (нельзя ли здесь проводить параллели между лечением в больнице в этом произведении и лечением преступников в мире Полдня) и Милана Кундеры "Невыносимая легкость бытия"? Если да, то интересно узнать Ваше мнение об этих книгах.

Илья < kuk7@fromru.com>
Москва, Россия - 12/14/03 22:40:29 MSK

Кундеру я не читал. А Кизи, по-моему, никакого отношения к проблемам преступности Мира Полудня не имеет.


Добрый день, Борис.
У меня назрел вопрос о Вашем произведении "Бессильные мира сего":
Есть ли связь между Сенсеем и Вашим братом?

Andrey < grom@rusaero.ru>
Moscow, Россия - 12/14/03 22:40:51 MSK

Нет, никакой. Правда, врач и друг АНС всегда почтительно называл АНСа сэнсеем.


Мне показалось, что они оба способны перевернуть жизнь людей... но Вымышленный герой не ставил перед собой цели сделать людей счаствливыми, если какая-то аналогия есть, то какие цели были у Вашего брата, да собственно и у Вас?

Andrey < grom@rusaero.ru>
Moscow, Россия - 12/14/03 22:40:54 MSK

Мы много раз говорили друг другу (и писали об этом), что хотели бы доказать своей работой, что фантастика не есть литература второго сорта, а вправе считаться вполне достойной частью так называемой "большой литературы". Нам казалось это очевидным (при наличии книг Уэллса, Чапека, Воннегута, Беляева, Свифта, По и многих других великих), но убедить тогдашних издателей и литературоведов оказалось для нас задачей непосильной. Цель достигнута не была. Но поработали мы неплохо, так что время потратили не зря.


Какие возлагались надежды на мальчика, у которого были ответы на все вопросы и какие были к нему вопросы? (Может, мне стоит перечитать и все ответы уже найдутся сами собой?)

Andrey < grom@rusaero.ru>
Moscow, Россия - 12/14/03 22:41:01 MSK

Сэнсей прямо сказал, что видит в нем будущего Учителя, то есть мастера воспитания, равного ему самому. Но почему он так считал, - так и осталось неясным. Автор ведь не Учитель.


Уважаемый Борис Натанович!
Буквально на днях я начал читать "Звезды - холодные игрушки" Лукьяненко. И пришел в ужас от того симбиота, который он создал из Вашего "Мира полудня"!
К идее Вашего чудного "мира, в котором хотелось бы жить", он подмешал тоталитаризм, неумеренный формализм и кучу собственных комплексов (отвлекаясь, скажу: последнее - фирменный знак Л-ко). Его версия "мира полудня" вызывает омерзение (лично у меня).
Скажите, пожалуйста, это лишь мой параноидальный бред или мое видение близко к истине?

Алексей Попович
МСК, Россия - 12/14/03 22:41:20 MSK

Я уже несколько раз высказывался здесь по этому поводу. Полистайте страничку.


Дорогой Борис Натанович!
Так чем же видел в темноте Максим Каммерер, если "не глазами"? Или это должно остаться тайной?

Anna < annaz@pb-netz.de>
Berlin, Deutschland - 12/14/03 22:41:41 MSK

Кожей. Внутрениим зрением. С помощью особого устройства колбочек и палочек... Выбирайте любой вариант. Максим вообще много такое умел, "что и не снилось вашим мудрецам".


Уважаемый Борис Натанович!
Насколько я понял из "Трудно быть богом" и Ваших ответов, наблюдатели (Антон и не только он) вмешались в ход исторического развития Арканара (и других государств и народов этой планеты), не выдержав и проявив отсутствие выдержки.
Можно ли думать, что прогрессорство - это, своего рода, повторение, в глобальном масштабе, попытки Антона что-то изменить в чужой и чуждой землянам жизни других цивилизаций?
Т.е. проявление отсутствия выдержки уже у всего человечества?

Медведеголовый
Москва, Россия - 12/14/03 22:42:01 MSK

В каком-то смысле - да. Только дело ведь здесь не только в отсутствии выдержки: людям определенного уровня морали невозможно, мучительно, безнравственно жить в свое удовольствие, сознавая, что где-то льется кровь, мучаются дети и торжествует злоба и серость. Добавьте к этому ощущение своей огромной, фантастической мощи - и получится прогрессорство, во всей своей красе.


Доброго времени суток, глубокоуважаемый Борис Натанович!
Что Вы думаете об Игоре Ростиславовиче Ш.?
Прошу извинить за облический характер упоминания этой, несомненно, известной Вам персоны. Просто личность эта вызывает у некоторых людей бурные эмоции, а мне бы хотелось, чтобы вопрос не был отсеян цензурой по эмоциональным соображениям.

Владимир Баранов < vedi@nm.ru>
Москва, Россия - 12/14/03 22:42:16 MSK

Насколько я знаю, это замечательный ученый, страдающий, однако же, (широко распространенным) заскоком. Среди математиков, к сожалению, это довольно распространенное явление, - как говорят, берущее начало от академика Виноградова.


Борис Натанович!
Я тоже равнодушен к "Матрице", но все же! Если это не о людях и судьбах, то о чем? Я еще соглашусь с мыслью, что фильм плох и скучен, но чем фантазия о человеке, живущем в компьютерной модели, хуже, чем, скажем, простите, о человеке в городе-эксперименте вне времени и пространства? Не могли бы Вы также привести определение искусства, на которое ссылаетесь?

Слава
Штуттгарт, Германия - 12/14/03 22:42:23 MSK

Это не строгое и не формальное определение, это скорее мое личное ощущение: всякое искусство существует лишь постольку, поскольку речь идет о человеке и о человеческих судьбах внутри человеческого общества. Конечно, "Матрица" с определенной натяжкой тоже может считаться историей о человеческой судьбе, но мир этого фильма настолько фантастичен и далек от "реальной" реальности, что экзотичность обстановки совершенно заслоняет эту судьбу и делает ее чем-то явно вторичным. Если убрать "декорацию", от фильма не останется ничего, - ни человека, ни судьбы, ни общества. Декорация там - и есть главный герой. Декорация, а не человек. Город-эксперимент, конечно, тоже декорация, но мне всегда казалось, что судьбы героев там важнее антуража, хотя я легко допускаю, что существует обширный читательский пласт, считающий иначе.


Вопрос: Смотрели ли фильм "Матрица" и его продолжение? Понравился ли фильм?
Ответ: "Матрицу" видел. Остался к ней совершенно равнодушен. Это не есть кино о человеке и его судьбе, а значит (по определению), не есть искусство.
Уважаемый Борис Натанович, я ценю Ваше мнение и сперва был несколько удивлен таким отзывом об этом фильме. Но затем я понял, что Вы, вероятно, смотрели только первую часть Матрицы. Матрица - фильм-трилогия. Вторая и третья части называются "Матрица: перезагрузка" и "Матрица: революция" соответственно. Причем название последней части переведено слишком дословно. Revolution переводится с английского еще и как "кругооборот; цикл". "Перезагрузка" и "революция" являются "продолжением" первой части в той же степени, в какой, например, второй и третий том Войны и Мира являются продолжением первого. Этот фильм изначально задумывался как трилогия и, на мой взгляд, эта трилогия именно о судьбе человека. Со слов режиссеров, братьев (sic!) Вачовски, п! ервый фильм о рождении, второй о жизни, третий о смерти. Так как формально полагается задать вопрос, задаю его. ;-)
Не могли бы Вы найти время и возможность для того, чтобы посмотреть и первую, и вторую, и третью части трилогии и высказать свое мнение о трилогии здесь, в off-line интервью?

Юрий Зеленский < simplezy@mail.ru>
Минск, Беларусь - 12/14/03 22:42:33 MSK

Специально искать этот фильм я, разумеется, не стану. Но если подвернется, - посмотрю обязательно. Однако, ничего особенного, ей-богу, не жду.


И еще один вопрос: не возникало ли у Вас желания высказаться в off-line интервью на какую-либо взволновавшую Вас тему, так сказать, дать ответ на незаданный вопрос?

Юрий Зеленский < simplezy@mail.ru>
Минск, Беларусь - 12/14/03 22:42:46 MSK

Нет, никогда. Мне не нравится отвечать на незаданные вопросы. Это уже не интервью, это - такая специфическая работа, тяжелая и, как правило, неблагодарная.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Недавно в интервью Вы отвечали на вопросы, связанные с компьютерными играми. Как бы Вы отнеслись к идее написания современной игры по мотивам Ваших произведений (раз уж сами писать сценарий не хотите)? Тем более, что такие прецеденты уже есть: недавно купил для своей дочки - и для себя, конечно :) - настольную игру под названием "Сталкериада", которая достаточно остроумно и со вкусом воспроизводит атмосферу сталкерской погони за хабаром. Уверен, что на базе того же "Пикника" можно изготовить захватывающую компьютерную ролевую игру, которая, без сомнения, станет популярной, так же, как и Ваше творчество. Не поступали ли Вам предложения от западных фирм - производителей компьютерных игр предложения о создании игр по Вашим произведениям?

Кияев Артем < art@rukzak.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 12/14/03 22:42:57 MSK

От иностранцев - нет, не поступали.


Учитывая количество их изданий за рубежом, такое предположение кажется вполне вероятным. И, кстати, из этого вопроса приходит в голову другой: как Вы оцениваете интерес к творчеству АБС на Западе сейчас? Насколько сегодня там любят/читают/переводят Ваши книги? Я имею в виду интерес не наших эмигрантов, конечно, а аборигенов.

Кияев Артем < art@rukzak.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 12/14/03 22:43:02 MSK

В США интерес невысок. Последний раз АБС издавались там лет десять назад. В ФРГ, в Польше, в Португалии (почему-то), в Испании - довольно регулярно издают и сейчас. Литагент мой (он австриец) говорит, что сейчас вообще интерес к русской литературе в мире резко сократился - издают одного Пелевина.


Здравствуйте, Борис Натанович!
У меня вопрос по "БМС". Не собираетесь ли Вы написать комментарии к пройденному для этой книги. И вообще - есть ли что писать?

Дмитрий < dmyr@list.ru>
Москва, Россия - 12/14/03 22:43:31 MSK

Комментарии писать не собираюсь. "Что писать" - всегда есть. КАК писать - вот вопрос!


Уважаемый Борис Натанович!
Давно хотел спросить: как атеист Борис Стругацкий объясняет явления, которые верующие называют проявлением чуда? Например, регулярное сошествие огня на Пасху в Иерусалимском храме, которое не первый год могут наблюдать миллионы телезрителей? Мироточения икон, их явления отдельным людям и народным массам? Нетления мощей святых? Иные проявления чудес, официально запротоколированные Православной Церковью?

Денис < d-safonov@yandex.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 12/14/03 22:43:37 MSK

Видите ли, я в чудеса не верю. Поэтому, когда я вижу явление, кажущееся чудом, я всегда пытаюсь найти материалистическое объяснение происходящему. И когда мне это не удается, я считаю, что либо меня ловко обманули, либо произошло редкое сочетание вполне обыкновенных событий.


Добрый день!
Уважаемый Борис Натанович, откуда такой вкусный термин: "Скесать"?

Святослав < slava@i-set.ru>
Казань, Россия - 12/14/03 22:43:45 MSK

По-моему, это из фени. "...В ряху урке засадил бананчики, урка захлебнулся, скесанный упал".


Как Вы думаете?
Воспитание детей - это воспитание их доброго отношения к другим или это поддержка в формировании у них творческих способностей?

Сергей < pinks@infolain.su>
Москва, Россия - 12/14/03 22:44:09 MSK

Почему "или"!!? Обязательно "и".


Человек воспитанный и человек талантливый - одно и тоже?

Сергей < pinks@infolain.su>
Москва, Россия - 12/14/03 22:44:30 MSK

Конечно, нет. Просто талант - это стержень, на который опытный Учитель способен нанизать множество добрых чувств и свойств.


Какие способы культивирования того и другого Вам близки?

Сергей < pinks@infolain.su>
Москва, Россия - 12/14/03 22:44:39 MSK

Я почти ничего не знаю об этом. Я далеко не Учитель.


Уважаемый Борис Натанович, помогите, пожалуйста (по мере возможности)!
Написал повесть (жанр, естественно, - фантастика), но вижу, что требуется доработка. Не могли бы Вы подсказать, к кому из мастеров жанра можно обратиться с просьбой (предложением) о соавторстве? Такая практика вообще существует?

Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/14/03 22:44:48 MSK

Такой практики я не знаю. Сами, сами работайте!!!


Или это вопрос к БВИ?

Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/14/03 22:44:57 MSK

Ну, разве что БВИ Вам поможет.
[Нет, не помогу. Я тоже не знаю о такой практике. Ну, Брежневу кто-то "помогал", конечно, но это, боюсь, совсем другая история... - БВИ.]


Уважаемый Борис Натанович!
Нельзя ли, не принимая непосредственного участия в Семинаре, просто поприсутствовать на нем?

Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/14/03 22:45:22 MSK

ВАМ - можно, Юра. Но - не злоупотребляйте!


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное