Тьмускорпионские новости - Выпуск от 11 июня 2010
На что похоже: близкие литературные ассоциации: книги Крапивина, «Гадкие лебеди» братьев Стругацких, «Республика ШКиД» Белых и Пантелеева. В Нижегородской областной библиотеке открылась выставка «Главное, чтобы костюмчик сидел», посвященная история моды на страницах периодических изданий. Об этом сообщили в библиотеке. /.../ Комментарий K2K дал российский кинокритик Андрей Шемякин: В монополии все категорически опровергают. Но она сама на днях сообщила, что в связи с введением двух дополнительных «Сапсанов» и «плановыми летними работами» время следования поездов вырастет до 3 часов 55 минут – 4 часов 45 минут. Это на 15 минут дольше, чем обычный «Невский экспресс». Когда «Сапсаны» снова станут высокоскоростными, в РЖД уточнить не могут. Так что ситуация развивается прямо по Стругацким: «Позже
выяснилось, что самонадевающиеся ботинки стоят дороже мотоцикла и боятся пыли и сырости». По мнению известных правозащитников и деятелей культуры, использование портретов Сталина в социальной рекламе оскорбляет память жертв тирании и ведет к расколу общества. «Прославление Сталина в современной Москве – такая же нелепость, как, допустим, прославление нацистских лидеров в Германии», – говорится в заявлении, которое подписали Людмила Алексеева, Борис Стругацкий, Олег Басилашвили и еще несколько десятков деятелей культуры, правозащитников
и гражданских активистов. Стругацкими мы с мужем зачитывались, а Крапивина я открыла для себя сравнительно недавно, когда купила четыре его книги для сына... Мне могут возразить: а как же поступали в советские времена? Разве не точно так же сделали атомный проект под управлением Лаврентия Павловича Берии? Разве «Гадкие лебеди» – не каноническая мечта братьев Стругацких советского периода? Принято считать, что книга всегда лучше экранизации. Однако есть и обратные примеры. Так, мне очень нравится «Сталкер» Тарковского, а вот повесть Стругацких «Пикник на обочине» не произвела на меня впечатления, хотя она послужила первоисточником для фильма. Мир Владимира Любарова появился 20 лет назад, когда успешный московский график решил все бросить и уехать в деревню. До того времени его творчество развивалось вполне в рамках традиционной карьеры художника-графика. Художественное отделение Полиграфического института, работа в ведущих советских издательствах, должность главного художника в журнале «Химия и жизнь», а с 1988-го – в первом русском частном издательстве «Текст». К началу 1990-х –
более сотни оформленных книг от Гоголя и Шолом-Алейхема до Стругацких и Станислава Лема. В то время, когда невозможно было творить свободно от официальных заказов, многие выбирали именно книжную графику – «тихое искусство», до которого редко доходили руки у партийной цензуры. – Позиция совершенно овощная... Виктор Вахштайн: Вернемся к кантовскому спору факультетов. Любопытно, что в тот момент, когда происходит институционализация рационального знания, когда секта становится институтом, энтузиазм не исчезает. Классический пример это образ НИИЧАВО, созданный братьями Стругацкими. Представьте себе, как один из научных работников этого НИИ обращается к другому с просьбой записать его в очередь на пользование одним прибором, позволяющем подумать о вечном. Он ему говорит: мне сегодня
срочно нужен этот прибор, потому что я должен сегодня подумать о вечном 25 минут. Тот ему отвечает: сегодня ты не можешь подумать о вечном 25 минут, потому что Иванов вчера записался на сегодня думать о вечном полчаса, запишись на завтра. Однако первый заявляет: сволочь Иванов, он с помощью этого прибора не о вечном будет думать, а черт знает о чем, мне же крайне нужно подумать о вечном именно сегодня. Спор факультетов есть, но есть и энтузиастическое стремление sub specie aeternitatis. Институт обеспечивает
рациональное прикрытие энтузиазму, упорядочивает его, но – по началу – не лишает сакральных оснований. То есть, на этапе институционализации науки мы наблюдаем некоторую упаковку в новую социальную структуру изначально глубоко доинституциональных сущностей, все еще несущих на себе отпечаток сакральности. Институционализация лишь на следующем этапе планомерно выхолащивает энтузиазм. Который возвращается вновь, но уже в новом обличье (часто в виде околонаучного мистицизма). В Кремле утвердили список требований к губернаторам, желающим остаться еще на один срок. Например, они не должны быть старше 70 лет. Другие показатели серьезнее – уровень безработицы, инфраструктуры и жизни во вверенном регионе. «Какими качествами должен обладать губернатор?» – спросили мы у известных людей. Юрий Гаврюченков, редактор издательства: Подобные трейлеры издательство планирует выпускать регулярно, но, возможно, не для каждой книги. Следующим будет трейлер для сборника Ярослава Верова и Игоря Минакова «Операция «Вирус»», заглавная повесть которого – продолжение знаменитого «Обитаемого острова» братьев Стругацких. Честно сказать, из той информации о коммунизме, которую довелось усвоить лично мне, наиболее впечатлило меня то, что я прочитал у братьев Стругацких, а не у В.И. Ленина. Игра слов: ставшее известным по фильму Федора БОНДАРЧУКА ругательство «массаракш» переводится на русский как «мир наизнанку». Так называется лучшая повесть нового сборника супругов ДЯЧЕНКО. И в этом же сборнике опубликован их сценарий к фильму «Обитаемый остров». Связи между этими двумя произведениями нет ни малейшей. Разве что лукавое подмигивание авторов. В том числе и в самом сценарии, который хотя и весьма близок к первоисточнику, все же
написан с пониманием прошедших после первой публикации 40 лет и значимых событий. Здесь есть и прямые отсылки к другим повестям АБС (Аркадия и Бориса СТРУГАЦКИХ), некоторые из которых понятны только знатокам, например, фраза «что у танка внутре», и парафразы из эпохи застоя, такие, как «светлое будущее» в сочетании с «кто умный, те до старости в говнище этом ползают». Можно даже сказать, что ДЯЧЕНКО выступили в роли «Пьера МЕНАРА, автора Дон Кихота». Жаль только, что из
достойного сценария получился такой убогий фильм. Те, кто когда-то читал книжки, наверняка помнит повестушку братьев Стругацких «Пикник на обочине». Она про то, как шустрые ребята летели из одной галактики в другую, присели отдохнуть на маленькой диковатой планете, перекусили, нагадили – и полетели дальше... А земляне как святыню изучали оставленный непрошенными «гостями» мусор. 19 марта Проницательные братья Стругацкие, работая в 1965 году над «Улиткой на склоне», записали в рабочем дневнике: «...тоталитарное правительство может обходиться без народа (имея могучую технологию)». А роботехника будет именно такой технологией. Но без неё – не обойтись, разве что прикончив цивилизацию раньше... Вот переписка других писателей, Стругацких. В 1966 году Борис Натанович с удивлением пишет брату, что в стране есть первый космонавт и первая АЭС, но нет возможности найти няньку. Так блюминги с домнами и оказались построены за счет того, что сельское население, поставлявшее нянек, оказалось безвозвратно втянутым в сферу индустриального производства. Кажется, половина близлежащего книжного развала занята книжками из серии S.T.A.L.K.E.R. Поскольку мельчайший торговец может жить только в условиях быстрого оборота капитала, а стоит он на своем углу давно, из этого можно сделать вывод, что книжки имеют своего достаточно многочисленного и лояльного бренду читателя. Эдакая синергия с торговцем компьютерными дисками, топчущимся парой лотков левее. Своих пророков – в ранге хотя бы «легких фигур» – уже нет. Вот и остается власти изобретать варианты продолжения игры в стиле «четырехмерных шахмат», когда-то воспетых братьями Стругацкими. Там игроки переходили в «пространство слонов» и «пространство коней», здесь (что почти то же самое) самые упрямые соперники ищут экспортного счастья где-то в Венесуэле. victor_zagorski wrote: Выход «Аватара» сопровождался громкими скандалами. Джеймс Кэмерон доказывал, что он не ворует идеи, не расист и не создает новую религию. Действительно, россияне заметили в фильме аналогию с Мира Полудня Стругацких. В 2008 году на 91-м году жизни умер Артур Чарльз Кларк, английский писатель-фантаст, изобретатель и футуролог. Последние полвека он жил на Шри-Ланке (бывшем Цейлоне), в Советском Союзе был одним из самых популярных писателей-фантастов и вполне соответствовал единственно принятому тогда определению жанра – «научная фантастика». Он мог стать выдающимся ученым, на его счету немало изобретений и гениальных предвидений, но Кларк выбрал стезю литератора,
о чем вряд ли кто из нас сожалеет Вместе с американцами Айзеком Азимовым, Реем Брэдбери, Робертом Шекли, поляком Станиславом Лемом, русскими авторами Иваном Ефремовым и братьями Аркадием и Борисом Стругацкими он принадлежит к той плеяде писателей, благодаря которым научная фантастика скоро уже полвека считается серьезным литературным жанром и имеет своего благодарного читателя. А началось всё лет двадцать назад, когда главный художник столичного журнала «Химия и жизнь», успешный иллюстратор Гоголя, Распе, Стругацких вдруг бросил суматошную нашу столицу и переехал в деревеньку Перемилово, что на границе Владимирской и Ярославской областей. За 18 лет независимости культурная власть в Украине сменялась 11 раз, очищение святая святых Минкульта свечами и молитвами тоже проводилось неоднократно, но с такой помпой и резонансом бесы изгоняются впервые. Есть ощущение, что чиновничье мракобесие совершает в своем развитии очередной умопомрачительный виток, и если еще недавно в министерских коридорах, кабинетах и туалетах запрещалось разговаривать недержавною, то не исключено, что отныне в этот культурный оазис будут
запускать лишь по паролю: «Во имя Господа», как в старой книжке Стругацких «Трудно быть богом». Ну а на старый пароль: «Але, это прачечная?» установят новый отзыв: «Нет, это консерватория!». Открывая конференцию, заместитель генерального директора – коммерческий директор, компании КОМСТАР-Регионы Дмитрий Багдасарян пошутил: «Задавшись вопросом, кто же это такие, High-Tech маркетологи, я пришел к выводу, что это «ТПРУНЯ»!». Напомним, что эта аббревиатура расшифровывается как «Тройка по Рационализации и Утилизации Необъяснённых Явлений» – так называлась местная администрация из «Сказки о Тройке» братьев
Аркадия и Бориса Стругацких. Фильм «Обитаемый остров» был одним из самых разрекламированных проектов российского нового кино. Еще бы – большой бюджет, умноженный на литературное наследие культовых фантастов братьев Стругацких, подавался зрителю под соусом «наш ответ Голливуду»! Однако, как было абсолютно со всеми подобными попытками, эта также провалилась с громким треском. Звуки.RU: А Вы пробовали адаптировать чужие произведения? В итоге получается, что налицо снижение уровня управляемости системой из Москвы, даже когда речь идет о событиях, происходящих в столице. Сигналы от вышестоящих чиновников, понимающих, что сегодня для них безопаснее дать оппозиции «спустить пар», до нижестоящих бюрократов и милиционеров просто не доходят. И это провоцирует дальнейшую дестабилизацию системы, поскольку вызывает рост протестной активности граждан. А ведь, как писали братья Стругацкие, полностью довольных
людей не бывает, бывают только полностью недовольные. – А вообще, какие книги любите читать? Тексты, подобные посланиям губернатора Олега Чиркунова Законодательному собранию Пермского края, следует отдавать на анализ Сергею Переслегину – автору предисловий книжной серии «Миры братьев Стругацких», профессиональному толкователю художественных описаний будущего. Говорят, скоро он как раз собирается в Пермь. И пусть никого не сбивает с толку, что губернаторское послание – это документ, а не литературное произведение. Но иногда все же выбираюсь в люди. Например, только что побывал на новой выставке Владимира Любарова в московской галерее «Дом Нащокина». Он был в свое время успешным книжным графиком, иллюстрировал Гоголя и Стругацких, а потом уехал в деревню и стал рисовать картины. Потрясающий художник, обожаю его безмерно. По воскресеньям работать грех. Однако, презрев традицию (а может, чтобы своеобразно «поздравить» Валдиса Затлерса с 55-летием), бывший главный редактор газеты Diena Cармите Элерте со товарищи основала «Общество Мейеровица за прогрессивные перемены». Фамилия первого министра иностранных дел ЛР как бы задает западнический вектор. Да кто бы сомневался! Михаил Веллер: Рассылка выходит еженедельно по субботам. |
В избранное | ||