Герои Юрия Ярового фанатично преданы любимому делу. В связи с этим
вспоминается поучительный, на мой взгляд, спор, стихийно вспыхнувший на
заседании совета по приключенческой и научно-фантастической литературе
Союза писателей РСФСР, где обсуждались в свое время рукописи "Зеленая
кровь" и "Четвертое состояние". Критик Лариса Исарова, разгоряченная
спором, в сердцах сказала, что душой не приемлет фанатиков, они не
могут объемно воспринимать мир, в самой природе фанатизма скрыта слепая
и в чем-то страшная сила. Не менее темпераментно встал на защиту
рукописей известный писатель-фантаст Аркадий Стругацкий: "Науку, да не
только науку, двигают вперед одержимые. Только им удается достичь
высот. Я аплодирую фанатизму, если он на благо общества". Как нередко
бывает в подобных случаях, оппоненты заняли диаметрально
противоположные позиции, доведя их до крайности, но, признаюсь, не
сбрасывая полностью доводы критика, мне более симпатична позиция
Стругацкого.
Мешавкин Станислав. Спираль творчества//Яровой Ю. Страстью
твоей. -- Свердловск: Ср.-Урал. кн. изд-во, 1982. -- С.
286-287.
А для тех читателей, которые разочарованы тем, что они не нашли на
страницах этой книги точных определений интеллекта и разума, приводится
последняя и завершающая книгу цитата из повести "Пикник на обочине"
наших известных писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: [И далее на
целую страницу следует цитата из разговора Нунана с Пильманом,
соответствующего: АБС. Отель "У погибшего альпиниста"; Пикник на
обочине. -- М., 1989. -- С. 217. -- П.Поляков].
Поспелов Д. Фантазия или наука? -- М., 1982. -- С.
211-212.
Решение коллегии Госкомиздата СССР от 23 февраля 1983 года
О мерах по дальнейшему улучшению выпуска литературы по научной
фантастике
/.../ Наряду с бесспорными достижениями в выпуске
научно-фантастической литературы в издательской практике последних лет
тем не менее допускается немало просчетов, серьезных недостатков. /.../
Отдельные произведения не имеют четкой идейной направленности.
/.../
Нечеткостью социальных позиций страдают произведения некоторых
весьма опытных и известных писателей-фантастов. Это относится к
отдельным работам А. и Б. Стругацких. В частности, в повести "Пикник на
обочине" ("Молодая гвардия", 1980 г.) проявляется настроение
социального пессимизма. Исключив из сферы противоборства Человека и
Непознанного приметы социализма, подлинного творца истории -- передовой
социальный класс, ее авторы невольно оказываются проводниками идеи
некоего чуда, полной непостижимости итогов прогресса. /.../
Коллегия Госкомиздата СССР РЕШИЛА: /.../
3. В целях улучшения выпуска научно-фантастической литературы
считать целесообразным, чтобы ее издание было сконцентрировано в
центральных издательствах ("Молодая гвардия", "Знание", "Радуга",
"Мир").
Установить, что решение об издании книг научно-фантастического жанра
в других центральных издательствах принимается в каждом отдельном
случае Госкомиздатом СССР. /.../
10. Обзор литературы по научной фантастике, подготовленный главными
редакциями художественной и общественно-политической литературы,
Главным управлением республиканских и областных издательств, направить
в госкомиздаты союзных республик, центральные, республиканские и
областные издательства (прилагается). /.../
Председатель Госкомиздата СССР Б.Н.Пастухов
[Фрагменты из прилагаемого обзора]:
Так, А.Казанцев поставил в центре романа "Купол Надежды" ("Молодая
гвардия", 1980 г.) острейшие проблемы, волнующие соверменное
человечество: борьба с голодом, охрана окружающей среды, энергетический
кризис.
Проблемы сохранения экологического равновесия на планете, поиск
новых источников энергии и, наконец, излюбленная фантастами тема
контакта с иными цивилизациями в той же мере волнует и героев романа
В.Щербакова "Семь стихий" ("Молодая гвардия", 1980 г.).
Мировоззренческие проблемы, обсуждаемые персонажами романа, вся
чудесная техника, фантастические проекты и неожиданные ситуации нужны
автору как своего рода катализаторы мыслей героев. С их помощью он
стремится измерить нравственный потенциал человека грядущей эпохи. В
том далеком двадцать втором столетии высшим благом люди признают
слияние с природой. И автор создает портрет творца, гуманиста,
мудреца...
Следует отметить сборники ... "Фантастика-80" ("Молодая гвардия",
1981 г.). Последний сборник отличает гуманистическая направленность
многих произведений. Можно выделить работы К.Булычева, О.Ларионовой,
А.Дмитрука и других. Важно, что произведения и молодых авторов М.Пухова
и Л.Жуковой оказались на достаточно высоком идейно-художественном
уровне. Повесть С.Ахметова "Алмаз "Шах" привлекает глубиной разработки
научно-технической идеи, характерами героев, увлеченных научной
работой...
...Старейшина советских фантастов А.Казанцев прямо говорит о
литераторах, исповедующих принцип, заключающийся в том, что "писатель
якобы должен стоять выше интересов сегодняшнего дня, выше всех
философских течений. Эта надклассовая, надгосударственная позиция
писателя будто позволяет ему лучше исследовать художественным методом
грядущее /.../. Едва ли надо доказывать, что этот псевдонаучный метод
исследования будущего никак не уживается с задачами советской
литературы и прямо противоречит основам марксистской философии, не
зовет читателей к желанным для нас высотам общественного
устройства".
Такого рода упрек можно адресовать в целом плодотворно работающим в
жанре фантастики писателям А. и Б. Стругацким. В повести "Пикник на
обочине" (сборник "Неназначенные встречи" -- "Молодая гвардия", 1980
г.), начав с благородного разоблачения машинопоклонства, авторы
вплотную подходят к модному ныне машиноненавистничеству, "неолуддизму",
к живописанию непредсказуемых горестей и бед, которые несет с собой
НТР, техника, выходящая из повиновения людей.
Критика технократии, ее высокомерных иллюзий, будто технология --
это универсальная панацея от всех социальных зол, совершенно
оправданна. Но чем дальше, тем больше возникает вопросов. И главный из
них -- проблема альтернативы: а что же человечество может иметь вместо
зловонного и зловещего болота Зоны? Оказывается, что спасением для
людей может быть только чудо в образе Золотого Шара пришельцев, пути к
которому заказаны. И сталкер Шухарт, личность деклассированная и
глубоко несчастная, все-таки пробивается к Шару, хотя и ценой чужой
жизни.
Исключив из схватки Человека и Непознанного мир социализма, рабочий
класс, авторы идут к чуду, к идее непостижимости итогов прогресса.
Иными словами, прогностическая функция литературы в данном случае
выглядит в духе социального пессимизма, распада и разложения,
созвучного космогоническим предсказаниям буржуазных футурологов...
Решение коллегии Госкомиздата СССР от 23 февраля 1983
года
Энтpопия слепа, но теpпелива. Все, что она умеет, - это пpевpащать
поpядок в хаос, но зато делать это умеет хоpошо. /.../
Михаил Леонидович говоpит, и на лице его появляется боpода
пpофессоpа Выбегалло:
-- Значить, пеpфолента выползет. Мы ее, тово, засунем в станок с
числовым пpогpаммным упpавлением, pобот, значить. А pобот собеpет нам
механизьм.
И опять я не совсем пpав. Hикакой он не Выбегалло. Hу откуда ему
знать то, что я ему сейчас выложу?
Лишак Е. День на ВЦ//Знание -- сила (М.). -- 1984. -- # 8. -- С.
6-7.
А. и Б. Стругацкие немало сделали, чтобы приблизить героев и мир
фантастики к жгучим сегодня вопросам. Они строят произведение на
постановке проблемы в знакомых современнику образах. "Полдень, XXII
век" (1962) -- пример эмоционально близкой утопии. "Трудно быть богом"
(1964), "Обитаемый остров" (1967) посвящены идеальному человеку в
реальной среде -- старая задача русской литературы. "Хищные вещи века"
(1965) -- гротеск общества потребления; "Пикник на обочине" (1972), и
"Жук в муравейнике" (1980) -- образцы новейшей НФ. Упрекнуть этих
авторов допустимо в недостатке подлинного трагизма, чувства серьезности
и глубины жизни. Произведения Стругацких представляются интересными, но
"сделанными". Касаясь больших вопросов, они не затрагивают подлинной их
глубины. Стремясь говорить о серьезном, Стругацкие нередко остаются
поверхностными; их стилю и отношению к жизни не чуждо нечто от позы и
моды.
Тамарченко Е. Научная фантастика и модель революции/Пер. с англ.
А.Лукашин//Canadian-American Slavic Studies, 18, Nos. 1-2 (Spring --
Summer 1984). -- P. 40-41.
Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru.
При этом присылаемые цитаты обязательно должны соответствовать
следующим условиям:
-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);
-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.
Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги
этого маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые
интересные и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать
книги современных отечественных фантастов с автографами авторов.
Призовой фонд уже формируется.
Рассылка осуществляется следующим образом: еженедельно в понедельник
(каковой начинается обычно в субботу) отправляется два выпуска (1 --
цитаты в художественных произведениях; 2 -- цитаты в публицистике).