Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тьмускорпионские новости

  Все выпуски  

Тьмускорпионские новости -- Выпуск # 50 от 26/12/2000


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Тьмускорпионские новости

Герои Юрия Ярового фанатично преданы любимому делу. В связи с этим вспоминается поучительный, на мой взгляд, спор, стихийно вспыхнувший на заседании совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР, где обсуждались в свое время рукописи "Зеленая кровь" и "Четвертое состояние". Критик Лариса Исарова, разгоряченная спором, в сердцах сказала, что душой не приемлет фанатиков, они не могут объемно воспринимать мир, в самой природе фанатизма скрыта слепая и в чем-то страшная сила. Не менее темпераментно встал на защиту рукописей известный писатель-фантаст Аркадий Стругацкий: "Науку, да не только науку, двигают вперед одержимые. Только им удается достичь высот. Я аплодирую фанатизму, если он на благо общества". Как нередко бывает в подобных случаях, оппоненты заняли диаметрально противоположные позиции, доведя их до крайности, но, признаюсь, не сбрасывая полностью доводы критика, мне более симпатична позиция Стругацкого.

Мешавкин Станислав. Спираль творчества//Яровой Ю. Страстью твоей. -- Свердловск: Ср.-Урал. кн. изд-во, 1982. -- С. 286-287.


А для тех читателей, которые разочарованы тем, что они не нашли на страницах этой книги точных определений интеллекта и разума, приводится последняя и завершающая книгу цитата из повести "Пикник на обочине" наших известных писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: [И далее на целую страницу следует цитата из разговора Нунана с Пильманом, соответствующего: АБС. Отель "У погибшего альпиниста"; Пикник на обочине. -- М., 1989. -- С. 217. -- П.Поляков].

Поспелов Д. Фантазия или наука? -- М., 1982. -- С. 211-212.


Решение коллегии Госкомиздата СССР от 23 февраля 1983 года

О мерах по дальнейшему улучшению выпуска литературы по научной фантастике

/.../ Наряду с бесспорными достижениями в выпуске научно-фантастической литературы в издательской практике последних лет тем не менее допускается немало просчетов, серьезных недостатков. /.../ Отдельные произведения не имеют четкой идейной направленности. /.../

Нечеткостью социальных позиций страдают произведения некоторых весьма опытных и известных писателей-фантастов. Это относится к отдельным работам А. и Б. Стругацких. В частности, в повести "Пикник на обочине" ("Молодая гвардия", 1980 г.) проявляется настроение социального пессимизма. Исключив из сферы противоборства Человека и Непознанного приметы социализма, подлинного творца истории -- передовой социальный класс, ее авторы невольно оказываются проводниками идеи некоего чуда, полной непостижимости итогов прогресса. /.../

Коллегия Госкомиздата СССР РЕШИЛА: /.../

3. В целях улучшения выпуска научно-фантастической литературы считать целесообразным, чтобы ее издание было сконцентрировано в центральных издательствах ("Молодая гвардия", "Знание", "Радуга", "Мир").

Установить, что решение об издании книг научно-фантастического жанра в других центральных издательствах принимается в каждом отдельном случае Госкомиздатом СССР. /.../

10. Обзор литературы по научной фантастике, подготовленный главными редакциями художественной и общественно-политической литературы, Главным управлением республиканских и областных издательств, направить в госкомиздаты союзных республик, центральные, республиканские и областные издательства (прилагается). /.../

Председатель Госкомиздата СССР Б.Н.Пастухов

[Фрагменты из прилагаемого обзора]:

Так, А.Казанцев поставил в центре романа "Купол Надежды" ("Молодая гвардия", 1980 г.) острейшие проблемы, волнующие соверменное человечество: борьба с голодом, охрана окружающей среды, энергетический кризис.

Проблемы сохранения экологического равновесия на планете, поиск новых источников энергии и, наконец, излюбленная фантастами тема контакта с иными цивилизациями в той же мере волнует и героев романа В.Щербакова "Семь стихий" ("Молодая гвардия", 1980 г.). Мировоззренческие проблемы, обсуждаемые персонажами романа, вся чудесная техника, фантастические проекты и неожиданные ситуации нужны автору как своего рода катализаторы мыслей героев. С их помощью он стремится измерить нравственный потенциал человека грядущей эпохи. В том далеком двадцать втором столетии высшим благом люди признают слияние с природой. И автор создает портрет творца, гуманиста, мудреца...

Следует отметить сборники ... "Фантастика-80" ("Молодая гвардия", 1981 г.). Последний сборник отличает гуманистическая направленность многих произведений. Можно выделить работы К.Булычева, О.Ларионовой, А.Дмитрука и других. Важно, что произведения и молодых авторов М.Пухова и Л.Жуковой оказались на достаточно высоком идейно-художественном уровне. Повесть С.Ахметова "Алмаз "Шах" привлекает глубиной разработки научно-технической идеи, характерами героев, увлеченных научной работой...

...Старейшина советских фантастов А.Казанцев прямо говорит о литераторах, исповедующих принцип, заключающийся в том, что "писатель якобы должен стоять выше интересов сегодняшнего дня, выше всех философских течений. Эта надклассовая, надгосударственная позиция писателя будто позволяет ему лучше исследовать художественным методом грядущее /.../. Едва ли надо доказывать, что этот псевдонаучный метод исследования будущего никак не уживается с задачами советской литературы и прямо противоречит основам марксистской философии, не зовет читателей к желанным для нас высотам общественного устройства".

Такого рода упрек можно адресовать в целом плодотворно работающим в жанре фантастики писателям А. и Б. Стругацким. В повести "Пикник на обочине" (сборник "Неназначенные встречи" -- "Молодая гвардия", 1980 г.), начав с благородного разоблачения машинопоклонства, авторы вплотную подходят к модному ныне машиноненавистничеству, "неолуддизму", к живописанию непредсказуемых горестей и бед, которые несет с собой НТР, техника, выходящая из повиновения людей.

Критика технократии, ее высокомерных иллюзий, будто технология -- это универсальная панацея от всех социальных зол, совершенно оправданна. Но чем дальше, тем больше возникает вопросов. И главный из них -- проблема альтернативы: а что же человечество может иметь вместо зловонного и зловещего болота Зоны? Оказывается, что спасением для людей может быть только чудо в образе Золотого Шара пришельцев, пути к которому заказаны. И сталкер Шухарт, личность деклассированная и глубоко несчастная, все-таки пробивается к Шару, хотя и ценой чужой жизни.

Исключив из схватки Человека и Непознанного мир социализма, рабочий класс, авторы идут к чуду, к идее непостижимости итогов прогресса. Иными словами, прогностическая функция литературы в данном случае выглядит в духе социального пессимизма, распада и разложения, созвучного космогоническим предсказаниям буржуазных футурологов...

Решение коллегии Госкомиздата СССР от 23 февраля 1983 года


Энтpопия слепа, но теpпелива. Все, что она умеет, - это пpевpащать поpядок в хаос, но зато делать это умеет хоpошо. /.../

Михаил Леонидович говоpит, и на лице его появляется боpода пpофессоpа Выбегалло:

-- Значить, пеpфолента выползет. Мы ее, тово, засунем в станок с числовым пpогpаммным упpавлением, pобот, значить. А pобот собеpет нам механизьм.

И опять я не совсем пpав. Hикакой он не Выбегалло. Hу откуда ему знать то, что я ему сейчас выложу?

Лишак Е. День на ВЦ//Знание -- сила (М.). -- 1984. -- # 8. -- С. 6-7.


А. и Б. Стругацкие немало сделали, чтобы приблизить героев и мир фантастики к жгучим сегодня вопросам. Они строят произведение на постановке проблемы в знакомых современнику образах. "Полдень, XXII век" (1962) -- пример эмоционально близкой утопии. "Трудно быть богом" (1964), "Обитаемый остров" (1967) посвящены идеальному человеку в реальной среде -- старая задача русской литературы. "Хищные вещи века" (1965) -- гротеск общества потребления; "Пикник на обочине" (1972), и "Жук в муравейнике" (1980) -- образцы новейшей НФ. Упрекнуть этих авторов допустимо в недостатке подлинного трагизма, чувства серьезности и глубины жизни. Произведения Стругацких представляются интересными, но "сделанными". Касаясь больших вопросов, они не затрагивают подлинной их глубины. Стремясь говорить о серьезном, Стругацкие нередко остаются поверхностными; их стилю и отношению к жизни не чуждо нечто от позы и моды.

Тамарченко Е. Научная фантастика и модель революции/Пер. с англ. А.Лукашин//Canadian-American Slavic Studies, 18, Nos. 1-2 (Spring -- Summer 1984). -- P. 40-41.


Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова, которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга, журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой фонд уже формируется.

Рассылка осуществляется следующим образом: еженедельно в понедельник (каковой начинается обычно в субботу) отправляется два выпуска (1 -- цитаты в художественных произведениях; 2 -- цитаты в публицистике).

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное