Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 260 (336)

Проективный лексикон русского языка. 12 апреля 2010

ДАРУ - 10 ЛЕТ. ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК (1)

 Первый выпуск вышел 17 апреля 2000 г. (тогда это был понедельник,  в этом году – суббота),

Разгадка кроссворда

Благодарю читателей, приславших свою разгадку кроссворда, и еще раз его автора Нелли Горячеву. Первой – чуть ли ни через несколько минут после рассылки "Дара"  - ответила Наташа из С.-Петербурга, лингвист, переводчик (одно слово в ее ответе  понадобилось заменить: "ухрония" вместо "амбиутопия", но это оправданная неточность). А потом идеально точно ответили филолог Анна Розановская, выпускница С.-Петербургского университета по структурной и прикладной лингвистике, сейчас живет в Финляндии;  и Евгений Васильевич Кузьминов, кандидат филологических наук, преподает во Владимирском государственном гуманитарном университете (область интересов - семантика синтаксиса, психолингвистика).  

Меня не просто обрадовало, но восхитило, что "Дар" можно настолько хорошо знать, ведь в нем уже больше 2500 слов. Увеличиваю приз до 3000 р. и разделяю его на 3 части – или на столько, сколько уважаемых угадчиков (или их доверенных лиц) смогут встретиться со мной летом в Москве. Книги с надписями и легкий ужин (или завтрак) войдут в ритуал.  Пожалуйста, Наташа, Анна и Евгений Васильевич, дайте знать, когда можно будет с вами пересечься!

Итак:

м

е

с           с          л

т          о          ж

о          л          и

м  в      н          з

и  е      о   к      н

г   р  у  ч  а  л  ь

    т  х   ь  с  ю

    ь  р       ь  б

        о           и

        н           т

        и           в

         я          а

Горизонтальное слово, которое сочетает в себе грусть и печаль -  гручАль.

1.  точка пересечения места и времени – местомИг

2.  маета мира, верчение по кругу – верть

3. безвременье, конец времени  -  соотносится со словом "у-топия" – ухрОния
4. черное солнце, сияние мрака - сОлночь.

5. то, чего мы касаемся – кась (вариант Наташи – тактЕма, тоже подходит)
6.  л
юбовь как битва, поединок - любИтва
7.  фальшивая жизнь – лжизнь

 

                                    О "Даре" и языке

                  Поскольку этот "Дар"  круглоюбилейный, не могу отказать себе в удовольствии привести слова из писем  победителей.

          Наташа:

Еще со студенческих лет увлекаюсь лексикологией, лексикографией и всем, что связано со Словом. Это очень увлекательно! "Дар" я читаю уже несколько лет, и это настоящий Дар, отдушина от обычной суеты!

         Анна Розановская:

"Дар" читаю приблизительно с июля прошлого года – в какой-то момент на Грамоте прошла информация. Нравится мне результат Вашего творчества. Не всегда я согласна с Вашими рассуждениями, но в целом очень интересно. Любопытно наблюдать за картиной мира, которая приоткрывается за Вашими примерами к новословиям, примерами, которые зачастую становятся независимыми произведениями – философическими и очень личными.  

         Евгений Васильевич Кузьминов:

Я постоянный читатель Ваших рассылок "Дар Слова". Ваш свободный и неординарный сайт о русском языке не дает "замусолиться" взгляду и слуху в море повседневности. Спасибо Вам.

---Спасибо Вам, дорогие читатели, совопросники и соответчики языка! Если бы не вы, если бы не чувство, что новые слова и понятия нужны всем, что это дар всем нам от нашего родного языка, от его неисчерпаемых возможностей, - не было бы этой рассылки. Не было бы сил почти каждую неделю на протяжении 10 лет садиться за пустой экран и заполнять его словами, приходящими вроде бы ниоткуда.

         Но я знаю, что они приходят из той плодоносящей подпочвы бытия, откуда приходит все новое: семена, почки, зародыши.  И слова, и понятия, и смыслы! Не было – и вдруг есть, вылезает на свет, обретает звучание! Всякая тварь, от травы до зверей, как сказано в начале Книги Бытия, производит по роду своему, т.е. по той модели, идее, форме, генотипу, которые заложены в ней. Тех более такие модели и формы (грамматические, словообразовательные) заложены в языке, который по роду их и производит новое. Пока производит, язык жив, если же производительность угасает, значит, черед ему превратиться в мертвый язык. Если мы хотим, чтобы русский язык жил и чтобы мы, как духовные существа, жили  с ним и в нем, нам нужно  непрестанно его обновлять и вместе с ним обновляться. Языку  негде, не в ком проявить свою способность к обновлению, как в нас, его носителях (невольных, прирожденных) и носильщиках (сознательных, по долгу службы). 

         Есть три заповеди, данные Господом человеку еще в раю, до грехопадения – положительные заповеди, в отличие от более поздних, данных через Моисея на горе Синай и уже в основном отрицательных ("не убий " и пр.). Первая:  "плодиться и размножаться, и наполнять землю".  Вторая: вкушать от всех деревьев, произрастающих в раю, "приятных на вид и хороших для пищи" (кроме дерева познания добра и зла). Третья:   нарекать имена всему сущему, всем тварям, "чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (2:19).  Так что заповедь давать имена, творить язык стоит в ряду самых начальных заповедей,  как и заповедь вкушать от плодов  жизни и плодиться самому.  Это одно из трех священных назначений человека с момента его сотворения.  

                  Немного истории. Первый русский новословец

         Недавно я обнаружил, кто был, вероятно, первым создателем новых слов по-русски. Конечно, слова сочинялись и до него, но имена их создателей канули в Лету. Это – Юрий Крижанич (1617 – 1683), хорватский мыслитель, просветитель, гуманист-универсал, лингвист-полиглот. С  пламенной идеей объединения славянства и славянских языков – на основе русского – он прибыл в 1659 г. в Россию. Но его чистосердечный пыл, по здешним обычаям, надо было охладить, и уже в январе 1661 г. Крижанич оказался в ссылке в Тобольске, где и провел 16 лет, создав там  свои основные труды – философские, богословские, политологические, лингвистические. Только после смерти царя Алексея Михайловича ("Тишайшего"), когда Крижаничу уже было 60, удалось ему вырваться из Сибири. Он оказался в Польше, примкнул к борьбе за освобождение славянских народов от османского ига и погиб под Веной в возрасте 66 лет, как участник военного похода Яна Собеского против турок. Он был не только неутомимый автор, но и герой!

         Крижанич, создавая общеславянский язык, произвел такие слова,  как "чужебесие" (страстное увлечение всем иностранным), "гостогонство" (гонение на гостей, т.е. купцов), "людодер" (об Иване Грозном). Первое из этих слов до сих пор в ходу (20 тыс. в рунете), а последнее хоть сейчас применяй к большинству политических вождей  России 20 века.

                                    Немного лирики

         Новые слова стали у меня возникать  с рубежа 1970-х - 1980-х, причем поначалу это были научно-гуманитарные термины: метареализм (направление в литературе, одно из самых устоявшихся слов "Дара", 50 тыс. в рунете, 13 тыс. в ангнете), метабола,  кенотип (ср. архетип), вещеведение, или реалогия, эссема, эссеизация, лирический музей, новая сентиментальность и пр.  На первом плане для меня всегда было понятие, идея, для которых подыскивалось подходящее наименование, но иногда первыми наплывали слова, а к ним уже присоединялись идеи. С 1984 г. стали возникать и обыкновенные слова, не-термины, многие из которых  вошли в книги "Великая Совь"  (в т.ч. совок,  совки) и "Новое сектантство" (пищесвятцы, пустосвятцы, кровославие, красноордынцы, домовитяне, греховники, пушкинианцы и пр.). К концу 1990-х новословий накопилось уже так много, что я решил исследовать однословие как особый (кратчайший) литературный жанр – на эту тему вышли статьи в "Новом мире" (2000, 9, Слово как произведение. О жанре однословия) и более полная версия в "Континенте" (104, 2000). 

         В апреле 2000 г. мой друг, поэт Алексей Парщиков (светлая ему память!) прислал мне линк к новому тогда англоязычному проекту "A.Word.A.Day" ("Ни дня без слова"). Каждый день подписчикам (сейчас их уже миллионы в англоязычном мире) высылается по слову, с определением и примерами. Все слова берутся из существующих словарей и организуются по недельным циклам (слова на морскую тему, на политическую и т.д.). Я подписался – и тут же мне подумалось, что так ведь можно рассылать и новые слова, протологизмы, которые именно таким путем и вводятся впервые в употребление. Через день-два, 17 апреля 2000 г., был  готов первый выпуск "Дара", с однословием "однословие". Так что первая моя благодарность – Алексею Парщикову, которому, кстати, я тогда же предложил участвовать в проекте – но он на это не откликнулся, он изобретал другое и по-другому.

         Первые месяцы я рассылал все "Дары" эл. почтой, вставляя от руки адреса новых подписчиков, что становилось технически неподъемным. И тогда пришел очень дельный совет от Бориса Бердичевского: присоединиться к автоматической службе рассылок Subscribe.ru,  что я и делаю с октября 2000 г. Так что вторая моя благодарность Борису Бердичевскому, который помог мне оснастить  этот проект сетевой автомагикой.

         А третья, и четвертая, и многотысячная моя благодарность – всем читателям, участникам, гостям этого проекта! Сейчас их 4368. Спасибо вам!                                          

_____________________________________________________________

Напоминаю о предстоящем через 9 дней празднике. Еще не поздно объединить усилия:

 21 апреля (среда )
- День Интеллектуала, День Альтернативного (антитоталитарного) сознания

Этот день стоит в промежутке между двумя памятными датами, которые торжественно отмечались самыми свирепыми режимами XX века. 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось в XXI в.

 

20 апреля - День рождения Гитлера

 

21 апреля - День Альтернативного сознания

22 апреля - День рождения Ленин

         Ленин и Гитлер - политические и в каком-то смысле  народные вожди, но глубоко антиинтеллектуальные. Поэтому 21 апреля -  праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника - борьба с антиинтеллектуальными настроениями,  укорененными в традициях российской истории. Сейчас эти традиции как никогда сильны, а интеллектуальная составляющая общества как никогда слаба. Нынешняя Россия скрещивает два вида антиинтеллектуализма: политически-авторитарный и экономически-утилитарный.

         Примечательно писал Андрей Архангельский (в статье "Попса и власть"): "в России интеллектуальному сообществу приходится противостоять не только общемировому имморализму потребительства, но еще и отечественной традиции доминирования власти над личностью. /.../ Когда власть и бизнес объединяются..., больше всего эта связка бьет... по интеллектуальному сообществу, вообще по уровню интеллекта в стране. /.../ Единственный способ как-то повлиять на этот кошмар - формирование и укрепление интеллектуальной среды, сообщества, ощущающего, что очень важно, себя таковым". Чтобы интеллектуальному сообществу осознать себя таковым, ему нужны какие-то скрепляющие традиции, ритуалы, символы. Сейчас самое время вдохнуть новую жизнь в этот праздник, который в очень узких кругах отмечается уже 12 лет, с 1998 г..

              Если интеллектуалы хотят консолидации, пусть объединятся для начала хотя бы на один день. Пусть выйдут из своих профессиональных ячеек, из своих академических институтов, университетов, лабораторий, научно-технических фирм и корпораций - не на улицы и площади ("марши интеллектуалов"), а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения. Чтобы раздвинуть интеллектуальное пространство до размеров общества - и чтобы интеллектуализировать то общественное пространство, которое сейчас отдано "попсовой власти". Пусть вспомнят о роли интеллекта и интеллигенции в русской истории, о ее подвигах и провалах. Пусть перечитают "Вехи", которым в  прошлом году исполнилось  сто лет.

         Интеллектуалы, интеллигенты - это, в сущности, главные производители информационного капитала, основного капитала современных обществ. И они, объединившись, вполне могли бы потребовать себе той доли власти, которая соответствует их роли в производстве общественного богатства. "Знание - сила", сказал Ф. Бэкон. Как перевести эту силу интеллекта на язык современной политики, как воплотить эту силу в новых структурах власти?

         Среди множества праздников - патриотических,  религиозных, революционных, женских, мужских, шахтерских, морских, спортивных и т.д. - нет ни одного собственного интеллектуального. Таким праздником и может стать день 21 апреля.  Я не представляю себе в этот день народных шествий и гуляний, но представляю общественную дискуссию, интеллектуальный (не политический) диалог между представителями разных профессий и дисциплин, школ и направлений - в литературе, искусстве, философии, гуманитарных и естественных науках. Можно было бы возродить  традиции публичных академических диспутов и открытых конкурсов, вроде тех, что проводились в 18 и 19 вв. европейскими академиями наук (победы на них одерживали Жан Жак Руссо и Артур Шопенгауэр).

         Это день размышлений о природе и назначении интеллекта, о его судьбе в глобальной цивилизации и российском обществе. Отдельная тема – соотношение естественного и искусственного интеллекта, демонстрация возможностей новейших интеллектуальных машин, что придаст этому празднику научно-фантастический колорит. И одновременно каждая профессия может раскрыть в этот день свой интеллектуальный потенциал. Возможны конкурсы на звание самого интеллектуального повара, кутюрье, дизайнера, спортсмена, политика, певца, писателя, милиционера... Интеллектуализация – это будущее каждой профессии, каждого социального слоя, и День интеллектуала поможет росту этой интеллектуальной составляющей в наших повседневных занятиях и службах.

         21 апреля - день альтернатив, в какой бы интеллектуальной или профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики, эстетики, поэзии, философии. Это день инакомыслия, инакочувствия, инакоречия, инакодействия, всех видов инаковости, поскольку они образуют трещину в монолитах единомыслия, единочувствия и единодействия. Само понятие "интеллекта" этимологически связано с "интер", "между", и буквально означает "читать между, выбирать между".  Эти "межи", пробелы между публичными сферами и профессиями, и заполняются альтернативным мышлением, "межеумочным" подходом. Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических цехах. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и феодальной ментальностью силы-чести-служения, и капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха.

Итак, 21 апреля:

- День альтернативного сознания и творческого воображения

- День вызова любому тоталитарному сознанию - фашистскому, коммунистическому, национал-социалистическому, религиозно-фундаменталистскому

- День инакомыслия, в какой бы области оно ни проявлялось: политической, экономической, идеологической, философской, художественной...

Такова праздничная возможность этого Дня Интеллектуала, дня-альтернативы.

         День 21 апреля отмечается с 1998 г.  В этот день в Сети была открыта "Энциклопедия альтернативных идей", а во Вселенной - первая альтернативная планетная система (в созвездии Кентавра).

http://old.russ.ru/antolog/intelnet/kniga_knig.html

http://old.russ.ru/antolog/INTELNET/21a_new_planet_system.html

  В этот же день в Москве  ежегодно проводился фестиваль новой музыки "Альтернатива".

Праздники у нас по традиции сопровождаются призывами.

Да здравствуют альтернативы! Будьте другими! Будьте иногда гениальными. Чуть-чуть. Невзначай.

Celebrate alternative consciuosness! Practice random geniality!

Это значит, в частности: постарайтесь не быть гениями всех времен и народов.  

____________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).

Их можно заказать в маг.  Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход  только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.
  
  
  
  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное