Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон русского языка. 14 декабря 2009

Дорогие друзья!

Напоминаю, что до середины января 2010 будут выходить ретроспективы – лучшие из выпусков прошедших лет.

РЕТРОСПЕКТИВА-46

Актуальные слова (1)

Есть множество современных явлений, которые прямо просятся на язык, но слов для них еще нет. Среди разновидностей неологизмов есть и актуализмы -  слова, которые обозначают новые явления (в политике, науке, технике, культуре и т.д.). Среди них, в свою очередь, выделяются, актуализмы-экспрессизмы, т.е. актуальные слова с оценочным значением (положительным, одобрительным, восторженным,  или, чаще, шутливым, насмешливым, осудительным). Надо признать, что "Дар" до сих пор не уделял достаточного  внимания этому разряду слов,  хотя на них и есть большой общественный спрос. Многие из этих слов  лингвистически элементарны, основаны на каламбуре, то есть комическом сближении сходно звучащих, но разных по значению слов ("демократия - дерьмократия", "приватизация - прихватизация" и т.п.). Собственно, именно каламбурность обеспечивает таким  словам легкую запоминаемость и общественный успех.

Очередь таких слов у меня выстроилась длиной в семь лет. Например, слово "ойлигарх" образовалось еще летом 2000 г., когда после ареста Гусинского стала очевидна шаткость положения олигархов в "путинеющей" России.

ойлигАрхия - 1. олигархия, построенная на нефтяном бизнесе (англ. oil); 
2. шаткая, сомнительная, опальная олигархия, от междометного выражения "ой ли?" (знак сомнения, недоверия).

ойлигАрх -  шутливое или насмешливое обозначение олигарха.

                  Ойлигарх 2000-х, запуганный, боящийся своей тени,  - совсем не то, что  уверенный в себе олигарх 1990-х.

          Разбросала  судьба наших ойлигархов, кого на запад, кого на восток, а те, что остались в столице, каждый день просыпаются  с вопросом "ой ли?", "надолго ли?"

                  Ойлигархия - характерное явление посттоталитарного общества, когда на смену дикому капитализму приходит государственный, управляемый.

брехлАма - та реклама, которая брехня и хлам.

Телебрехлама. Брехламное время. Брехламодатель.

            Каждые десять минут режут передачу брехламой - смотреть невозможно!

            Запустили новый брехламный ролик во славу туалетной бумаги.

            Такую брехламу можно сляпать за один день, а доход от нее будет круглый год.

            Это очень рекламистый журнальчик, там брехлама через страницу.

            А что это за красивый конверт? - Ерунда, брехламка.

            Не обидно тебе? - закончил филфак, а работаешь брехламщиком.

В брехламе часто и настойчиво используют сексуальные мотивы. Но сама сексуальность, становясь элементом рекламного глянца, вбирает еще одну (четвертую!) свистящую "с" и становится "сексусальностью"

сексусАльность -  смесь сексуальности и сусальности; амурный гламур, глянец с эротической составляющей; слащаво-фальшивая, наигранная  сексуальность.

Напомню значение редкого слова "сусаль" - тончайшие пластинки золота, серебра, употребляемые для отделки к-л. изделий. "Сусальный" - отличающийся фальшивой красивостью.

сексусАльный  (сексуальный + сусальный) - сексуальный напоказ, выставочно, товарно, экранно.

Очень сексусальная пара! Между ними никаких амуров, а только сплошной гламур: они позируют для светской хроники.

Сексусальность - это вторичная сексуальность, ее глянцевый лик, когда она въедается во внешность актрисы или модели и делает ее на самом деле менее сексуальной.

Сексусальность так относится к сексуальности, как силиконовые к настоящим.

Какая же это порнография, это легкий сексусальный журнальчик для юношей.

В последнее время развелось много сексусальных див, которые торгуют  медийными знаками своего престижного тела, что оказывается более доходным бизнесом, чем торговля натурой.

Сходное  значение можно выразить написанием слов "гл-амур" и "гл-амурный" через черточку, чтобы в них выделялось "амур" и "амурный".

Политическая разновидность брехламы именуется пиаром, у которого различаются две окраски: белая, когда разговор идет о себе, и черная, когда аттестуется противник. Черный пиар - это попросту грязный пиар, компромат, слив отрицательной информации или лжеинформации на конкурента. Но у черного пиара есть своя особая эстетика и поэтика демонизации врага, которая позволяет именовать некоторые его утонченные разновидности "пиар нуар", так же, как называется жанр "чернушного" кино - "фильм нуар."

пиАр нуАр (PR noir, от англ. "public relations" и франц. noir, черный)  - черный, чернушный, инфернальный, зловещий  пиар, работающий с эстетикой жуткого и безобразного. [1]

PR noir, пиар нуар  - это особый жанр и стиль публичных отношений-поношений. При этом существенна аналогия с известным жанром киноискусства -  "film noir", "фильм нуар", где тоже преобладают мотивы жуткого, отталкивающего, таинственно злого и разрушительного. [2]

Зигмунд Фрейд ввел в психоанализ и эстетику понятие "жуткого" (unheimlich, 1919), a его племянник Эдвард Бернейс примерно в те же самые годы (1915-1920) разработал понятие и технику пиара (PR). Взятые вместе, они и составляют основу "пиар нуар". 
Пиар нуар не просто обличает и клеймит конкурента, но вступает в 
область жуткого, как ее охарактеризовал З.Фрейд, - похищает у нас глаза или 
заставляет их вылезать из орбит. Пиар нуар наделяет соперника такими 
свойствами, в которых читатель (слушатель, зритель) не может не опознать - с ужасом и содроганием - похищенную часть себя, реализацию собственных самых темных и запретных комплексов.

На рубеже веков в России все больше распространяется пиар нуар, который 
прибегает к образам страшного и жуткого, чтобы представить  оппонента в образе сверхъестественного злодея или противоестественного урода. Эта демонизация врага вырастает в целую систему "инфернальной сатиры" и "мистического гротеска". В  пиаре нуаре господствуют мотивы злобы, вины, преступления, отчаяния, извращения, порока, нравственного падения, психической болезни, безумия, паранойи.

     Вот как характеризуется "пиар нуар" на заглавной странице одного сайта:

          "Мы живем в мире пиара нуара. Он повсюду - на телеэкранах, в 
          газетах, за окном. Вся реклама - это один сплошной иссиня-черный 
  пиар нуар, обволакивающая чернота которого может затмить мир в самые 
  светлые моменты его жизни. Причем самый грязный пиар нуар 
  делают люди в ослепительно белых перчатках..."

--------------------------------------------------------------------


1. Впервые   выражение "пиар нуар" использовано в моей статье Жуткое и странное.  О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского "Русский журнал", 14 марта 2003.

2.  Первыми классическими образцами этого киножанра считаются такие фильмы, как "Мальтийский сокол" Джона Хастона (1941), " Гражданин Кэйн" Орсона Уэллса (1941), "Алая улица" Фрица Лэнга (1945), "Сила зла" Абрама Полонски (1948). 
____________________________________________________________ 


Афоризм

"Быть новатором в языке - значит сознательно и намеренно употреблять в своей речи такие средства языка, которые представляются не существующими в данной языковой традиции, в данных условиях общения через язык, и, следовательно, новыми, небывалыми... Языковым новаторством следует называть именно изобретение таких языковых средств, которые не даны непосредственной наличной традицией и вводятся как нечто совершенно новое в общий запас возможностей языкового выражения" . 
    

 Григорий Осипович  Винокур (1896 - 1947), языковед, литературовед. "Маяковский - новатор языка". М.: Сов. писатель, 1943. С. 7 


--------------------------------------------------------------------- 


Памятка

настомЯщее (нас томящее) - настоящее, которое томит нас.

"Сердце будущим живет. Настоящее  уныло", - писал Пушкин. Все это и можно выразить одним словом: "настомящее".

Я больше всего не люблю подделок, искусственных чувств и отношений. Я люблю настоящее. -  А мне наоборот,  так жить скучно. Все это настомящее ничего не стоит без игры и выдумки.

Раньше мы жили одним прошлым и будущим, а теперь хотим жить настоящим. - Без будущего и прошлого и настоящего нет -  одно только настомящее. 
                (вып.75

__________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).

Их можно заказать в маг.  Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход  только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.
  
  
  
  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное