← Апрель 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 1 выпусков (1 раз в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html
Открыта:
01-11-2000
Статистика
0 за неделю
Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Дорогие друзья! Завтра, 21 апреля, День Интеллектуала. Надо сказать, что Москва неплохо подготовилась к этому празднику. Именно 21 апреля проводятся в Московском университете Ломоносовские чтения, в этом году посвященные рмедиализациис академических практик и жанров речи, т.е. выходу научного разума в пространство СМИ. В этот же день в Библиотеке иностранной литературе начинается большая двухдневная конференция памяти писателя и мыслителя, интеллектуала и интеллигента Андрея Синявского/Абрама Терца (1925 - 1997), с множеством интереснейших докладов (если судить по заглавиям и авторам - от М. Чудаковой, С. Бочарова, Л. Аннинского до Д. Быкова и А. Архангельского). И не то чтобы все эти славные события специально готовились к этому дню, промежутку между двумя тоталитарными праздниками; но, возможно, такова уже символическая сила этой апрельской межи, ее инспирация, действующая на подсознание самой сознательной части общества. Тема сплочения интеллигенции (или интеллектуалитета, если кто-то считает первое слово устаревшим) - неисчерпаемая, и мы ее впоследствии продолжим в отдельном выпуске. А пока хочу поздравить читателей отрывком из только что полученного письма писателя Геннадия Кагановского (Россоша), давнего участника "Дара" и автора одного из гостевых выпусков. Зачем интеллектуалам нужен свой праздник? Михаилу Наумовичу Эпштейну С наступающим Праздником Вас, уважаемый Михаил Наумович! Вас и всех разбросанных по странам и континентам Ваших читателей-почитателей! Большое спасибо Вам, уважаемый Геннадий, за чувство
праздника, которое, надеюсь, с Вами и со мной разделят и читатели. Мне представляется,
что это потенциально самый растущий из праздников, действительно, способный
выплеснуться љза рамки одного дня, потому что это праздник мысли, которая
все больше становится главной производительной и преобразовательной силой
"информационного", точнее, "ноосферного" общества. Если "знание - сила", то
мысль - гораздо сильнее, потому что она соединяет знание (того, что есть)
с представлением о том, чего еще нет, и с волей к его осуществлению. В конце
концов, будущее человечества - это ноокрАтия (от греч. noos разум,
и kratos власть), т.е. власть не отдельных индивидов или социальных групп,
а коллективного мозга, соразума, который сосредоточит в себе интеллектуальную
потенцию всех мыслящих существ. И в этом смысле "интеллигенция", с ее родовой
установкой "одействить" мысль, - это как бы черновой набросок будущего
человечества. Возможно, слово "интеллигенция" когда-нибудь вернет себе весь
объем первоначального смысла: intellegentia (лат.) - "мыслящая способность",
"сила разумения". В России 19-20 вв. эта intellegentia воплотилась в очень
хрупкой, пороюљ самоубийственной "социальной прослойке", - но тем самым проложила
трудный, петляющий путь к социализации интеллекта и интеллектуализации общества...
Об этом у нас еще будет случай поговорить, пользуясь в том числе материалами
Вашего письма, за которое - большое спасибо!
ДАРУ - 8 ЛЕТ. ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК (1) Дорогие друзья! Первый выпуск "Дара" (с однословием "однословие") вышел 17 апреля 2000. Тогда у него было около 30-40 читателей. Теперь их число возросло до 3212. Я глубоко благодарен всем читателям "Дара" заљ внимание и творческое участие в этом проекте! Интересно посмотреть на всемирную географию подписки - такие сведения предоставляет портал Subscribe.ru. Я привожу их полностью ниже, в конце выпуска. Свыше 2000 подписчиков (65%) живут в России, почти 300 - в Украине, более 100 - в США, далее Белоруссия, Германия, Казахстан, Израиль... Есть подписчики и в таких "экзотических" странах, как Гвинея-Биссау, Микронезия, Самоа и Ватикан. Если же посмотреть по городам, то за Москвой (618) следуют Петербург (188), Киев (54), Новосибирск (49), Екатеринбург, Н. Новгород, Владивосток, Челябинск... Есть в этом списке и Абакан, Якутск, Улан-Удэ, Махачкала, Южно-Сахалинск, Сыктывкар... Я приветствую этих близких и дальних моих читателей и признаюсь, что чем дальше они от меня в пространстве, тем теплее делается на сердце. Мне подумалось, что подписчики и читатели "Дара", живущие в одном городе, заочно уже связанные между собой любовью к русскому слову, могли бы встретиться друг с другом, создать нечто вроде клубов, объединений любителей слова. Скажем, в Екатеринбурге, где 46 подписчиков "Дара", иљ в Самаре (32), в Перми (18) и Иркутске (22), в Калуге (21) и Рязани (12),љ в Воронеже и Белгороде, - в этих и других городах могли бы возникнуть реальные сообщества читателей - "дарословцев". Язык - это не только главное средство общения, но основа любой межчеловеческой общности. Почему бы не объединяться на основе того, что, действительно, является общим для всех, на основе соучастия в судьбах родного языка? В сущности, филология, или логофилия, не обязательно научная, но живая, стихийная любовь к слову, логосу, - это и есть единственно творческая, объединительная "идеология" нашего времени. Нас объединяют не высказывания, не суждения, а тот язык, на которых мы их производим. Как это технически лучше всего сделать? Как подписчикам "Дара", живущим
в одном городе или одной небольшой стране, узнать друг о друге? Полагаю,
для этого можно использовать социальные сети, такие, как "vkontakte.ru" или
"odnoklassniki.ru/", Как будто специально к юбилею "Дара", "Новая Газета" запустила серию выпусков под общим заголовком "Политикон". Политикон - словарь новейших слов и понятий, имеющих общественное звучание; в широком смысле все, что касается "полиса", т.е. жизни общества. Это словарь явлений, для которых пришла пора быть названными. Первый выпуск вышел в пятницу, 18 апреля, и
доступен в сети (вып.15)
(также продается в киосках). Там описывается такое современное явление,
как тотальгия, в котором легко угадать скрещение "ностальгии" и "тотальности".
Возможно, вся путинская эпоха ( уходящая или переходящая в новое качество?)
будет именоваться тотальгической. Дальнейшие выпуски
"Политикона
" будут выходить еженедельно по пятницам, в цветных выпусках "Новой
Газеты" (эти выпуски называются "Свободное пространство"). Традиционная годовая статистика. За истекший (8-ой) год вышло 29 авторских
выпусков "Дара", в которых опубликовано 144 слова. Общее число слов, предложенных
в "Даре" за восемь лет, достигло љ1414.љ В 26 гостевых выпусках предложено
683 слова. Вот статистика "Дара слова" за восемь лет: Моя особая благодарность - непосредственным участникам проекта, тем, чьи слова публикуются в гостевых выпусках, чьи письма составляют читательские выпуски: без вас "Дар" был бы невозможен! Всего за восемь лет: Но дело не в количестве слов. Главное - насколько нам удается вместе выявить системные возможности русского языка и сделать его более гибким и послушным орудием мысли. Насколько удается воплотить творческим потенциал языка, мыслить и говорить вместе с ним, во всю полноту предоставленных им возможностей. Вот почему в выпусках последнего года особое внимание уделялось не столько производству отдельных слов, сколько именно системным возможностям языкового развития (например, потенциалу глагольной приставки "о", типа "опривычить";или наречиям, выступающим в роли сказумых, типа "мне нежно"). Наконец, большая тема минувшего года - выбор
Слова-2007.
О результатах этих выборов, проведенных Научно-Творческим советом
Центра творческого развития русского языка
(лингвистами, поэтами, прозаиками, философами) много писала пресса, в частности,
в "Независимой газете" появилась
статья "Гламурный год под знаменем политконкретности"
. Эта процедура выборов Слова и Антислова, которая имеет уже свою традицию
в США, Германии, Японии,љтеперь впервые была осуществлена в России, и надеюсь,
2007 год войдет в историю российской семиосферы как начало такой периодической
знаковой саморефлексии, языкового самосознания общества. Я заключаю этот выпуск фрагментом научного доклада, который мне любезно прислала доцент Людмила Савченко из Харькова. Мне кажется, уважаемая Людмила нашла очень точные слова для характеристики проекта, за что я ей искренне признателен. Сеть и язык.Фрагмент доклада. Людмила Савченко. ...Иную возможность развития языка встречаем в уникальном проекте Михаила Эпштейна "Дар слова". Разрабатывая идею проективности как важнейшего свойства языковой системы, известный философ и идеолог культуры XXI века ставит перед сообществом единомышленников грандиозную задачу - восполнить те участки системы русского языка, которые не получили в его истории должного развития. По сути, "Дар слова" это программа системной концептуализации продуктивных моделей языка, позволяющая творить новые слова и новые смыслы. Такая программа разрушает сложившиеся представления о языковой картине мира как более или менее статичной, предопределяющей или отражающей особенности национального менталитета (когнитивного стиля языка). В еженедельных выпусках "проекта" М. Эпштейна нетрудно найти эффектные примеры деятельной энергетики љвоображения, преобразующей язык. Но я приведу свой пример, который позволит показать "Дар слова" в реальном действии.
На местном телевидении есть программа "Чайная церемония". Восточное название
этой программы актуализирует значимость двух планов "чайной церемонии", с
одной стороны приготовления и пития чая, с другой, - глубокомысленной беседы.
Участники же программы, как правило, много говорят, но чай пить забывают.
Случайно ли это? И можно ли заменить несколько претенциозное название русским
эквивалентом? В русском языке есть только слово чаепитии , в котором
две производящие основы: чай и пить. Есть еще слово чаевничать,
но в словообразовательной парадигме - повесничать, развратничать,
умничать, озорничать, сплетничать, ерничать - человек "чаевничающий"
предается занятию, которое вряд ли выглядит серьезным.
Что до беседы и полновесного слова, то в русском языке есть пустословие и пустословы, как и пустомели, пустозвоны и пустобрехи, словоломы (у Даля), но нет полнословови полнословия, точнословов и точнословия, добрословови добрословия, умнословови умнословия, любословови любословия(этот ряд может быть продолжен). Наряду с этим есть злословие, суесловие, славословие, празднословие, сквернословие. Есть еще, правда, и острословие, но массовое сознание предпочитает его эстрадный вариант, относясь к острословам несколько настороженно. Красноречие, которое положительно оценивает речь, представляет эту оценку как эстетическую. Как известно, красная речь п красивая, но этого в русском восприятии явно недостаточно, поэтому слово краснобай уже связано с ироничной оценкой. Налицо определенная асимметрия семантического поля словесности: оценивается и номинативно осмысляется речь бессодержательная или эстетически привлекательная, но не ясная и семантически емкая речь.
Образовать слово, объединяющее в своем значении смысл двучленной (и не русской
по своей сути) номинации "чайная церемония", не удается: нет продуктивной
модели, оправдывающей экспериментальное "чаемыслие".љ А вот дополнить
семантический ряд "словесности" можно, ведь каждое из отсутствующих слов,
о которых шла речь, не противоречит системе языка, оно же ею и проектируется.
В противном случае из поля зрения русской языковой личности уходит речь, наполненная
смыслом, что само по себе выглядит парадоксальным. Но, может быть, в этом
проявляются и свойства русского языка, о которых пишет М.Эпштейн: "Русский
язык уклоняется от прямого утверждения или описания фактов, куролесит, колобродит,
несет околесицу. Это язык кривых пространств, язык не Евклида, а Лобачевского,
язык отступлений, а не сухого и точного пересказа. Русский может далеко завести
- и незаметно привести обратно, в нем много круговых петрль. Все его семантические
поля и ореолы чрезвычайно размыты, и порой для того, чтобы понять, что имел
в виду русский мыслитель, нужно заглянуть в английский перевод, сделанный
хорошим специалистом".
Как бы там ни было, но именно так, проективно, ориентируясь на продуктивные языковые модели, М.Эпштейн реализует свой проект "критики языка". За этой "критикой" стоит любовное и деятельное отношение к языку, языковое строительство, призванное восполнить русский лексикон, который в трезвом сопоставлении с английским языком оказывается довольно бедным. Сопоставление разных языков и разных культур в такой установке становится не только фактуально-констатирующим : высвечивая различия, оно выявляет и потенциальные возможности языков. В свое время А. Вежбицка, сравнивая русский язык с языками романо-германской группы, обратила внимание на особую роль безличности в русском языке. Это позволило ей проследить, как реализуются в языках два разных модуса говорения о людях, которые предстают в речи как "деятели" или "пассивные экспериэнцеры" (в отношении последних у М.Эпштейна есть более вразумительные слова - ошущенец / ощущенка). В европейских языках оба этих модуса играют одинаково важную роль. В сравнении с другими славянскими и европейскими языками этот "пассивно-экспериэнциальный" (ощущенческий ) модус имеет в русском языке, по мнению А. Вежбицкой , более широкую сферу применимости. Такова констатация. В отношении к этой особенности русского языка М.Эпштейн не ограничивается констатацией. Анализируя соотносительность русских переходных и непереходных глаголов, он показывает явную количественную и семантическую ограниченность выражения переходности и предлагает восполнить этот "пробел". В логике такого подхода вполне возможными оказываются высказывания типа: "Улыбайте Ваши лица или "Нужно разбежатъ народ в будущее". В этой же логике наряду с нормативным сомневаться появляется проективный переходный глагол сомневать (кого?), очнуться соотносится с очнуть (кого?) (если сравнить известное п Ущипни меня!п в контрасте с "забыться и уснутъ", то это выражение не будет казаться таким уж странным), аналогично соотносятся облениться и обленить (кого?). Подобные инновации позволяют, по мнению автора, изменить мышление, внести динамику в выражение субъектно-объектных отношений, фиксируемых языком. Этот отдельный пример не может отразить грандиозности замысла и содержательной реализации проекта в целом, но он показывает, как в пространстве Интернета могут решаться культурно-созидательные задачи национального масштаба. Диалогизм творческой установки и универсальность решаемой задачи позволяют посмотреть на антропологизм современной научной парадигмы не только как на установку, расширяющую предмет филологии, но и как на деятельность, которая предполагает активное участие носителей языка в когнитивном строительстве. Такая сверхзадача стоит сегодня и перед украинскими лингвистами, которые наряду с очень важной лексикографической работой задумываются над особенностями украинского языка, отличающими его от русского... География подписчков "Дара слова" Суббота 19-Апр-2008 06:33:57 MSD http://subscribe.ru/tmp/astat/list.linguistics.lexicon.1208054015/g.html География подписчков
Выпуски "Дара": Год восьмой (2007-2008)
181. Актуальные
слова-3
. Амероссия, амеросс. Нанотехнологии и умная пыль. Пылевод,
пылевед, пылемёт, мыслепыль, пылерать, пылесбор. Менталин - умственный
витамин, пищевая добавка для усиления работы мозга. Мыслетка - таблетка
для ума. Техноэкстаз - экстатическое переживание единства с техникой,
наркозависимость от техносреды. (12) _________________________________________________________________ Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу : http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon Языковод -љ сайт Центра творческого развития русского языка. PreDictionaryљ -љ английскиe неологизы М. Эпштейна. Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей. Новые публикации љ М. Эпштейна (с линками) Гуманитарнаяљ
библиотека
(философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика,
эссеистика)
© Михаил Эпштейн
|
В избранное | ||