← Апрель 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html
Открыта:
01-11-2000
Статистика
-1 за неделю
Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Проективный лексикон русского языка Зачем интеллектуалам нужен свой праздник? День 21 апреля ничем особенным не ознаменовал и не запятнал себя в истории. Но он стоит в промежутке между двумя другими, памятными датами, которые торжественно отмечались самыми свирепыми режимами XX века. 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось в XXI в. 20 апреля - День рождения ГитлераЛенин и Гитлер - политические и в каком-то смысле народные вожди, но глубоко антиинтеллектуальные. Поэтому 21 апреля - праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника - борьба с антиинтеллектуальными настроениями, укорененными в авторитарных и тоталитарных традициях российской истории. Сейчас эти традиции как никогда сильны, а интеллектуальная составляющая общества как никогда слаба. Нынешняя Россия скрещивает два вида антиинтеллектуализма: политически-авторитарный и экономически-утилитарный. Как недавно писал Александр Архангельский (в статье "Попса и власть"), "в России интеллектуальному сообществу приходится противостоять не только общемировому имморализму потребительства, но еще и отечественной традиции доминирования власти над личностью. /.../ Когда власть и бизнес объединяются..., больше всего эта связка бьет... по интеллектуальному сообществу, вообще по уровню интеллекта в стране. /.../ Единственный способ как-то повлиять на этот кошмар - формирование и укрепление интеллектуальной среды, сообщества, ощущающего, что очень важно, себя таковым". Чтобы интеллектуальному сообществу осознать себя таковым, ему нужны какие-то скрепляющие традиции, ритуалы, символы. Так что сейчас, на исходе путинской эпохи, самое время вдохнуть новую жизнь в этот праздник, который в очень узких кругах отмечается уже десять лет, с 1998 г. Если интеллектуалы хотят консолидации, пусть объединятся для начала хотя бы на один день. Пусть выйдут из своих профессиональных ячеек, из своих академических институтов, университетов, лабораторий, научно-технических фирм и корпораций - не на улицы и площади ("марши интеллектуалов"), а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения. Чтобы раздвинуть интеллектуальное пространство до размеров общества - и чтобы интеллектуализировать то общественное пространство, которое сейчас отдано власти попсы и попсовой власти. Пусть вспомнят о роли интеллекта и интеллигенции в русской истории, о ее подвигах и провалах. Пусть, не смывая постыдных строк, перечитают и блестящие страницы. Пусть перечитают "Вехи", которым в следующем году исполняется сто лет, - вот бы донести эту "веховечную" книгу и ее потомков (сборники "Из глубины", "Из-под глыб") до нового поколения! А может быть, и на свои, четвертые "Вехи" подвигнется наше интеллектуальное сообщество перед лицом нового века, обещающего стать веком не только умных людей, но и умных машин. Интеллектуалы-интеллигенты - это, в сущности, главные производители информационного капитала, основного капитала современных обществ. И они, объединившись, вполне могли бы потребовать себе той доли власти, которая соответствует их роли в производстве общественного богатства. "Знание - сила", сказал Ф. Бэкон. Как перевести эту силу интеллекта на язык современной политики, как воплотить эту силу в новых структурах власти? Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических цехах. О том, чтобы интеллект пользовался общественным престижем, чтобы на небосклон всходили не только рок- и кинозвезды.
Кстати, не меньше России в этом нуждаются и другие страны: мало где в современном мире интеллектуалы и интеллигенты имеют свой праздник. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и феодальной ментальностью силы-чести-служения, и капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха. Дорогие друзья! Большое спасибо за ваши письма. Я стараюсь отвечать на них сразу. А вот читательские выпуски "Дара" порою сильно запаздывают. Тем не менее практически все вопросы выносятся на всеобщее обсуждение. Я всегда жду Ваших писем, всегда рад живому слову о словах. 1. Лингвистическая маркетология. Можно ли наночастицы называть мыслепылью? Здравствуйте, Михаил. Уважаемый Геннадий Борисович! Здравствуйте,
Михаил. МЭ. "Дайте шанс!" - есть такой лозунг. Дайте шанс миру, жизни, какому-то умирающему виду животных или растений... Если уж не можете или не хотите помочь, то хотя бы не убивайте, не приканчивайте, дайте им шанс. Мне хотелось бы распространить этот лозунг и на явления языка - образы, идиомы, слова с живым, не убитым корнем. Дайте им шанс! Дайте шанс метафорам! Не приговаривайте их к смерти за неточность! Не измеряйте их истинность количеством микронов, отделяющих пылинку от наночастицы.
2. О переходных глаголах и транзитивации языка. Борис Лихтенфельд, поэт, филолог Здравствуйте, Михаил Наумович! С уважением и не ослабевающим интересом, Борис Лихтенфельд Уважаемый Борис, Удачи Вам во всем! 3. Как обозначить то, что делает поэта поэтом, есть ли
для этого особые слова? Здравствуйте, уважаемый Михаил Наумович! Уважаемый Николай, "Здесь нужно подобрать особую безличную форму глагола состояния вроде "морозит", "холодно", "дождливо", "стихово". Да, "стихово" - это и есть то, что происходит в таких как-бы-стихах. В них - то состояние культуры, у которого давно уже нет субъекта.Если Вы не возражаете, я опубликую Ваше письмо в одном из выпуском "Дара", мб., читатели предложат и другие ответы на Ваш вопрос. Всего самого доброго! Михаил Эпштейн 4. Окказионализмы. Слово "сигаречу". Геннадий Кагановский-Россош, поэт, литератор Уважаемый Михаил Наумович, мне очень хотелось бы узнать Ваше мнение вот по какому поводу. В одном из стихотворений пятилетней давности ("Реквием блудного сына", 2002), представляющем собой монолог-откровение человека ужасающей судьбы, я обронил одно словечкои Приведу целиком строфу: Когда пытаюсь теперь осмыслить, уместно ли здесь это сигаречу и вообще правомерно ли существование и употребление такого рода "говоризмов" в литературной практике, меня одолевает соблазн выстроить цепочку аргументов (возможно, наивно-беспомощных, если и вовсе не бредовых) в пользу ответа "Да, правомерно. Да, уместно".С ней ни лиха не знал, ни укора. 1. Сигаречу. Это п не более, но и не менее п некая фигура поэтического стиля. Не столько продукт словообразования, сколько словообраз. Он, во-первых, достаточно наглядно и выразительно подменяет громоздкую смысловую конструкцию "Курю сигарету" и, во-вторых, своим энергично-эмоциональным звучанием, в ряду обрывистых фразировок ("Ночь. Лежуи"), вовлекает читателя в крайне напряжённый психологический настрой субъекта и словно бы предвосхищает последующий взрывной, в буквальном смысле ножевой выпад. 2. Случайно родившийся при возникновении "сигаречу" как бы дополнительный корень -реч- исподволь, словно невзначай, придаёт дополнительную семантико-фонетическую окраску не только этому причудливому слову, но и всей строфе: молчание субъекта п сперва в процессе ночного постельного курения, а затем в стремительной реакции на услышанный шёпот, получилось гораздо более "красноРЕЧивым". Пожалуй, и на стихотворении в целом отразился отсвет этого экзотичного словца. 3. Если коснуться формальной стороны вопроса, можно, мне кажется, отнести данное "незаконнорожденное' слово к разряду так называемых недостаточных глаголов, образуемых и употребляемых, как мы знаем, лишь в отдельных личных или временнЫх формах. При всём при том, Сигаречу п разовый, контекстуальный эксклюзив. Было бы смешно пытаться приспособить его, допустим, ко 2-му, к 3-му лицу, к прошедшему, к будущему времени, ко множественному числу или же применить его в инфинитивной форме; но даже и в рассматриваемой нами форме 1-го лица единственного числа настоящего времени вряд ли это слово придётся ко двору в каком-либо ином контексте. Извините, пожалуйста, если я забрёл совсем "не в ту степь", но надеюсь получить от Вас, Михаил Наумович, хотя бы односложный, пусть и сугубо негативный, отклик. Геннадий Кагановский-Россош. Уважаемый Геннадий!
5. О разном. Елена Ткач, филолог, преподаватель. Уважаемый Михаил Наумович! Радуга мысли лингвистика - красныйНа практических занятиях, посвященных цветовым ассоциациям и интерпретациям, мы со студентами гокрасилих весь учебный план курса "Прикладная лингвистика". В том, что совпали многие цвета упомянутого Вами "Собрания работ в семи цветах" с нашей палитрой, наверное, говорит о том, что мы двигались в перспективном русле новых гуманитарных разработок. Еще раз слова благодарности за предоставленную возможность сравнительного новоидееведения. С уважением, Елена Ткач, Харьков <Elena.E.Tkach@univer.kharkov.ua> Уважаемая Елена,
6. Просто о "Даре". Людмила Савченко, филолог, доцент Харьковского национального университета. Дорогой Михаил Наумович! Что до "Дара слова", то есть еще одно удивительное проявление его проективности. Я бы определила это как функцию терминатора в самосознании человека. "Портрет человека", который формирует Ваш словарь, заставляет читателя задуматься о самых потаенных глубинах своей души. Чего только стоят "ощущенец", "ощущенка" или же "страхобоязнь". В желании раскрыть творческие потенции русского языка Вы делаете очень важное дело, стимулируя развитие национального и персонального самосознания. Потребность говорить о новых смыслах, которые открываются в Вашем словаре, является мощной мотивацией к употреблению новых слов. С неизменным уважением и благодарностью Людмила Савченко. Дорогая Людмила, _________________________________________________________________ Двухтомник по русской литературе ХIХ - ХХI вв. для старшеклассников, студентов, исследователей. В московском издательстве "Высшая школа" вышeл двухтомник Михаила Эпштейна, посвященный русской литературе и охватывающий основные линии и перспективы
ее развития в Х1Х - ХХ1 вв. Книги предназначены для студентов, филологов, литературоведов, философов, но вполне могут быть использованы и старшеклассниками в учебных целях. _________________________________________________________________ Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon Языковод - сайт Центра творческого развития русского языка. PreDictionary - английскиe неологизы М. Эпштейна. Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей. Новые публикации М. Эпштейна (с линками) Гуманитарная библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика,
эссеистика)
© Михаил Эпштейн
|
В избранное | ||