Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 262
Проективный лексикон русского языкa
26  декабря 2007

СЛОВО ГОДА. Внеочередной выпуск


Дорогие друзья!
Выборы Слова года состоялись, и я спешу сообщить вам о результатах:

Слово года: 1. Гламур. 2. Нано-.  3. Блог.
Антислово года: 1-2. Креатив. Политконкретность. 3. Преемник.

Ниже:
1. Обзор и анализ результатов выборов.
2. Краткий пресс-релиз.
3. Полная таблица итогов голосования по всем словам.

Пожалуйста, распространяйте эти результаты и тексты по всем доступным Вам информационным каналам, включая собственные блоги, сетевые сообщества и форумы, газеты, журналы, радио, ТВ и т.д.

От имени жюри благодарю всех читателей и подписчиков "Дара", приславших слова на конкурс.  Общими усилиями нам удалось составить тезаурус минувшего года,  набор его ярчайших  концептов. Надеюсь, в следующем году мы продолжим эту работу языковой саморефлексии общества и наблюдения за русской логосферой.

Светлых вам праздничных дней!
 

Гламурный год под знаменем политконкретности.
Впервые в России выбраны Слово и Антислово года

Выборы Слова года уже давно проводятся в США, Германии, Японии. "Слово года" еще более знаково, чем "человек года", оно позволяет подвести кратчайший итог минувшему и конспективно запечатлеть его в памяти потомков.  В этом году к клубу  стран, осмысляющих себя в минижанре одного слова, присоединилась и Россия. Список слов, бывших на слуху за минувший год,  был составлен читателями электронной рассылки "Дар слова" (более трех тысяч подписчиков). А голосование по списку проводилось Центром развития русского языка (при Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы). В роли жюри выступил Научно-творческий совет Центра,  в состав которого входят поэты и прозаики Светлана Kекова, Анатолий Курчаткин, Григорий Марк,  Сергей Соловьев, Татьяна Щербина; лингвисты и филологи Ольга Глазунова, Людмила Зубова,  Максим Кронгауз, Валерий Мокиенко, Наталья Фатеева; философы и культурологи Григорий Тульчинский и Михаил Эпштейн.  Всего на голосование поступило около полусотни слов, причем в духе  отечественной традиции ("Бог с дьяволом борются")  было решено проводить выборы по двум номинациям: Слово и Антислово.
            В первой номинации вперед с большим отрывом вырвалось слово "гламур" (35 баллов), которое почти все члены Научно-творческого совета сочли  ключевым для минувшего года, причем во всех возможных производных ("гламурный", "гламурненько", "огламурить" и даже страна "Гламурия").  Вот как объяснила свои мотивы  писательница и журналистка Елена Черникова, которая первой выдвинула его кандидатуру: "Лет пять назад, когда "гламур" вдруг выпрыгнул-выскочил в России, он был (в СМИ) хороший, заветный, желанный, красивый, прочее. Конечно, никто из всерьёз употреблявших это слово не помнил, что по-настоящему гламурными, то есть роскошными, чарующими, обольстительными были основательницы этого стиля и образа, символы гламура Грета Гарбо, Марлен Дитрих. Многие в России вообще полагали, что это слово не из словаря, а с обложки одноимённых колготок, но выговаривали его с энтузиазмом и придыханием. Прошло некоторое время, и сейчас российский "гламур" вместе с гламурными девушками, вещами, манерами, журналами, вечеринками начал вызывать иронию. До ненависти дело не дошло, по-моему, только потому, что обнаружились пустота и вторичность, отсутствие внутреннего, бессмысленность. Роскошь, но крикливая. Блеск, но как по разнарядке, обязательный, а то просто "не жизнь, а каторга какая-то", без гламура-то. Крайняя степень потребительства - по сути.    Понятие перебежало из эпохи в эпоху, от символа к символу, от Греты Гарбо - к Собчак Ксении Анатольевне... Смешно, хоть плачь." А вот комментарий философа Григория Тульчинского:  "За этим словом - апофеоз 2007 года, полное торжество массовой культуры и ее ценностей. Идеал российской "элиты". Полуприкрытые глаза, устремленные куда-то по диагонали вверх, приоткрытый рот, вокруг облачка тумана и блаженства. Плюс откровенное программирование не только в рекламе, но и в новостях, политике..." Писатель Анатолий Курчаткин находит гламурность не только в материальном образе жизни элиты, но и в новом общественно-политическим истеблишменте:  "Гламур  в уходящем году стремительно распространился на жизнь всех категорий российского населения, ворвался в политику и занял в ней хозяйское положение. Все наши выборы, процесс выдвижения кандидатов в депутаты, в президенты, выступления этих кандидатов превратились в сплошной гламур в его нынешнем значении для русского уха, иначе говоря - никакой правды, одна глянцево-золоченая видимость".
     Второго места по количеству баллов (23)  удостоились "нанотехнологии" и вообще "нано-" как самый продуктивный элемент большого числа новообразований: "наноиндустрия", "наноматериалы", "нанороботы", "нанотрубы" и прочие "наности". Хотя слово "нанотехнология" было изобретено еще в 1974 г. в Японии, долгое время оно оставалось достоянием ученых, потом перешло в научную популяризацию и журналистику, и вот в минувшем году взорвалось уже множеством вполне осязаемых потребительских товаров, рекламируемых под модной этикеткой, включая "нанокрем" и "нанокефир", которые к собственно нанотехнологиям не имеют ни малейшего отношения. Ситуация с "нано-"  напоминает стремительную карьеру таких  технических понятий, как "кибер-" (кибернетический) и "э-"  (электронный), которые были удостоены звания Слова  1994 г. и 1998 г. (по американской версии).
     Примерно тот же путь прошли "блог" и "блогер", занявшие третье место (15 баллов). Слово "блог" (сокращение от "weblog", сетевой дневник), 1999 г. рождения, возникло в кругу  жэжистов" ("живожурнальников"),  да там, собственно,  и осталось, но сам этот  круг за последние годы стремительно расширился, и в наше время уже мало кто из грамотных людей не подался в блогеры. От министров до маргиналов, от пенсионеров до первоклассников - все "убложают" себя дневниковой словесностью. По мысли писателя Григория Марка, "стремительно раздувается вокруг нас блогосфера, и всё глубже - хотим мы этого или нет - мы будем в неё погружаться. Мы должны как можно быстрее научиться жить среди блогов".
      Далее в порядке признания их смысловых заслуг  перед обществом следуют такие  слова: "раскрутка" (11), "выборы" (9), "гендер", "пиар"  и "имхо" (по 7). Последнее распространено опять же среди блогеров в значении "по моему скромному мнению" (IMHO, аббревиатура английского выражения "in my humble opinion"). Заметим, что из 8 слов, занявших высшие ступеньки, 6 - иностранного происхождения. Таков удельный вес нашего языкового импорта из передовых стран.  А вот про успехи нашего языкового экспорта говорить пока не приходится. Последние русские слова, которые имели международный успех и вошли в иностранные словари, - это двадцатилетней давности "гласность" и "перестройка".  Горбачевская эпоха оставила более глубокий след в чужих языках, чем две последующие, когда русский язык богатеет почти исключительно за счет импорта.
    Теперь перейдем ко второй номинации. Если Слово года в наибольшей степени концентрирует в себе его проблематику, заботу и интерес, то  Антислово -  подмену и извращение понятий.  Два слова разделили первое место в состязании на звание Анти, т.е. самого фальшивого, аморального, пропагандистского:  "креатив" и "политконкретность" (по 15 баллов). Сначала о первом, более известном. Как замечает о "креативе" писатель Сергей Соловьев, "мельче и повсеместней этой монеты уже трудно себе представить". Техническая инструкция, политический лозунг, пиаровский трюк  - все это именуется креативом, а автор таких сочинений - не халтурщиком, а креативщиком.  Писательница Татьяна Щербина:  "Креатив - это претензия и одновременно пародия на творчество и творение". Действительно,  "креатив" - это попытка  уравнять  ловкую и выгодную, а чаще тупую и бессмысленную  "придумку" с деятельностью творца, самовыражением свободного духа.
    Еще одно слово, занявшее высшую ступеньку почета в перевернутом мире антислов, стало главным открытием конкурса.  "Политконкретность".  Вы не очитались: речь идет не о навязшей в ушах американской политкорректности, а о явлении сугубо российском и весьма злободневном. Номинатор этого антислова лингвист Ольга Глазунова так определяет его значение: "Политконкретность - это когда в политике все заранее предопределено, как, например, с выборами в Думу и с выбором будущего президента. Путин выступил за Единую  Россию, она получила большинство, выдвинул преемника -  за  него все и проголосуют". Можно добавить, что в последнее время слово "конкретный" приобрело широкую популярность в таких сленговых выражениях, как "конкретный пацан", "конкретный мужик". Т.е.  находящийся при деле, причастный, ангажированный, втянутый, задействованный, не абстрактно-невинный. Кто они, политконкретные?  Те, кто очень конкретно себя заявил, "позиционировал" в рамках господствующей политики.  Председатель избиркома, полагающий, что "президент не может быть не прав" (формула папской непогрешимости).  Деятели культуры и спорта, умоляющие президента (из любви лично к нему) нарушить Конституцию. Педагоги и воспитатели, организующие движение малолетних "мишек" во имя победы "общемедвежьего" дела.  Ощутите разницу: на Западе - политкорректность, в России - политконкретность. Слово на редкость емкое.  И деликатное. Зачем оскорблять людей: дескать, продались,  охолуели (выразительный, но очень уж обидный неологизм Б. Немцова). Просто это конкретные люди. Политически конкретные.  Так что Запад все-таки к нам подступает - с другой стороны.  Теперь мы будем таких людей называть политконкретными, что в высшей степени политкорректно.
    Слово становится "анти" не потому, что оно обозначает нечто отрицательное, а потому, что оно лжет, передергивает, искажает свой предмет: очерняет, если он белый, или обеляет, если он черный.  В этом смысле слово "гламур" ничего не искажает и не подменяет, оно  прямо называет товарный блеск, потребительский рай, показную роскошь честным словом "гламур", которое ничего иного и не подразумевает. Если "гламур" и указывает на фальшь, то делает это безо всякой фальши. То же самое и слова "пиар"  и "раскрутка" - они обозначают вполне очевидные формы общественной и коммерческой жизни:  навязчивую, нахрапистую, бесцеремонную рекламу тех или иных людей, товаров, брендов - и употребляются по своему прямому (на)значению.  Другое дело - антислова. Третьим в их ряду идет "преемник".   Прекрасное слово, раньше не столь уж употребительное,  знакомое, например, по такому школьному контексту: "Лермонтов стал преемником Пушкина в русской поэзии". Но в нынешнем обиходе, замечает Г. Тульчинский,  "слово просто достало. Частотой употребления. Политическим цинизмом". Оно подразумевает иной механизм передачи власти, чем тот, который установлен демократическим законодательством. Вполне возможно, что новое значение слова "преемник" настолько закрепится в языке, что, услышав про Лермонтова - преемника Пушкина, школьники захотят  уточнить, какой административный ресурс использовал Александр Сергеевич, чтобы, освободив  вакансию первого поэта, протолкнуть на нее Михаила Юрьевича.
      Не менее выразительно следующее антислово - "шакалить". Всего один раз употребленное президентом (по поводу политических оппонентов, "шакалящих" у иностранных посольств), оно глубоко врезалось в историческую память сограждан. В ту самую историческую память, начиненную зоологическими кличками, где сталинский генпрокурор Вышинский уже объявлял Н. Бухарина "помесью свиньи и лисицы". Вслед за чем последовала высшая мера. Да и чего еще заслуживают эти нелюди? Номинатор биолог Зоя Рысина напоминает, что глагол "шакалить" ворвался в наш язык из уголовного жаргона и означает "попрошайничать". А  вот комментарий писателя А. Курчаткина:  "Слово удивительно энергичное, зрительное, ёмкое, образовано по всем правилам русского языка и хорошо "ложится" на него. Мы знали, что наш президент умеет припечатать смачным выражением. Однако он употребил это слово в отношении политических игроков, которые никак не похожи на шакалов, напротив - в известной мере, выступают даже в роли жертв (как к ним ни относись), а потому это выразительное слово звучит как "антислово", и никак по-другому". В число антислов и антивыражений вошли также "враги России", "мачо" и "мачизм", "рейдер(ство)", "слив", "слить" (информацию, человека), и "дикие девяностые".
   Вот как в итоге распределились места по двум номинациям:
Слово:
1. гламур - 35 баллов
2. нано- (включая нанотехнологии) -  23
3. блог (и блогер) 15
4. раскрутка 11
5. выборы 9
6-8. пиар 7
        гендер 7
        имхо 7

Антислово:
1-2. креатив 15
        политконкретность 15
3. преемник 11
4. шакалить 9
5-6. враги России 6
        мачо, мачизм 6

В заключение - итоговое определение  года по сумме его самых знаковых слов. 2007  - гламурный год с креативной мечтой о нанотехнологиях и под знаменем политконкретности.   Возможно, таким он и останется в памяти потомков, во всяком случае, если они захотят поверить его современникам.

*  *  *
По итогам конкурса стоит отметить не только слова, но и их номинаторов. Выделить из массы  слов, наполняющих нашу речь (а также газеты, интернет, телевидение), несколько самых знаковых,  таких, которые могут  одним штрихом очертить портрет времени, - это особое концептуальное чутье и искусство.  Вот лучшие номинаторы, даже можно сказать, дефиниторы 2007-го года (называем тех, которые первыми выдвинули данные слова, хотя были, конечно, случаи и повторных номинаций):
    Елена Черникова, писательница, журналистка, автор пяти романов (Москва): "гламур" и "блог" (1 и 3 в номинации "Слово").
    Зоя Рысина, биолог (Москва): "креатив" (1-2-ое место среди "Антислов"),  "шакалить" (4-ое среди "Антислов", "имхо", 6-8-ое  среди "Слов").
    Ольга Глазунова, лингвист, автор учебных пособий по русскому языку, доцент С.-Петербургского университета (Петербург): "политконкретность" (1-2-ое среди "Антислов").  Отметим, что О. Глазунова - не только номинатор, но по сути и создатель этого слова, которое до этого лишь несколько раз употреблялось в интернете в случайных контекстах. Редко какое слово, начиная с нуля, так быстро удостаивалось чемпионских почестей.
    Татьяна Ямадзаки, домашняя хозяйка  (Нагоя, Япония): "раскрутка" и "пиар" (4-ое и 6-8-ое среди "Слов").


                    Впервые в России выбраны Слово и Антислово года.
                                                Пресс-релиз

 25. 12. 2007.
Впервые в России состоялись выборы Слова года. Такие выборы уже давно проводятся в США, Германии, Японии. "Слово года" еще более знаково, чем "человек года", оно позволяет подвести кратчайший итог минувшему и конспективно запечатлеть его в памяти потомков. В этом году к клубу стран, осмысляющих себя в минижанре одного слова,  присоединилась и Россия. Выборы проводились  Центром творческого развития русского языка, в совет которого входят писатели, лингвисты, философы. Список слов-кандидатов был составлен по письмам читателей электронной рассылки "Дар слова. Проективный лексикон русского языка" (более трех тысяч подписчиков). Голосование прошло в двух номинациях. Слово года - то, что в наибольшей степени концентрирует в себе его проблематику, заботу и интерес. Антислово  - самое фальшивое,  аморальное, пропагандистское.
        Словом-2007, с большим отрывом от конкурентов, был избран "гламур".  По мнению  членов жюри, "гламур" знаменует торжество массовой культуры и ее ценностей, как в быту, так и в политике.  Гламур - это культ поверхности, глянцево-золоченой видимости, это крикливая роскошь и потребительский рай,  это идеал элиты, который становится все более массовым. На втором месте  "нанотехнологии" и вообще основа "нано-", которая быстро распространяется во множестве производных: наноиндустрия, наноматериалы, нанокрем...  Изобретенное еще в 1974 г. в Японии, слово долгое время оставалось достоянием ученых и только в минувшем году взорвалось уже множеством вполне осязаемых потребительских товаров, рекламируемых под модной этикеткой. Очевидно, "нано-" ждет та же судьба, что и широко известные  "кибер-" и "видео-", вошедшие из науки и техники в массовый обиход. На третьем месте - слово "блог", сетевой дневник, жанр, успех которого сегодня уже не нуждается в объяснениях.
        Среди антислов, основанных на подмене  понятий, первые два места поделили "креатив" и "политконкретность".  Пиаровский трюк,  коммерческий слоган, политический лозунг - всё это именуется "креативом".  Это  претензия и одновременно пародия на творчество и творение. Слово "политконкретность" стало главным открытием конкурса (не путать с американской "политкорректностью").  "Политконкретность" - это когда в политике все заранее предопределено, как случилось с выборами в Думу. Политконкретные - это те, кто конкретно себя заявил, "позиционировал" в рамках господствующей политики, например,  педагоги, организовавшие движение малолетних "мишек" ради победы "общемедвежьего" дела.  Третьим антисловом стало "преемник", оно подразумевает иной механизм передачи власти, чем тот, который закреплен традициями демократических обществ.
        Жюри отмечает, что из 6 слов, удостоенных чемпионских почестей, 5 - иностранного происхождения. Таков удельный вес нашего языкового импорта из передовых стран.  А вот про успехи нашего языкового экспорта говорить пока не приходится. Последние русские слова, которые имели международный успех и вошли в иностранные словари, - это двадцатилетней давности "гласность" и "перестройка".  Горбачевская эпоха оставила более глубокий след в чужих языках, чем две последующие, когда русский язык богатеет почти исключительно за счет импорта.
            По сумме самых знаковых слов 2007-ый можно определить как гламурный год с
креативной мечтой о нанотехнологиях под знаменем политконкретности.



                                Итоги голосования - сводная таблица.
СЛОВО ГОДА
гламур 35 баллов
нано-  23
блог 15
раскрутка 11
выборы 9
имхо 7
гендер 7
пиар 7
биометрический 4
глобальный, глобализм 4
глянец 3
тема 3
антипословица 3
адресный, адресно  2
айпод 2
харизма 2
межкультурная коммуникация  1
мировое сообщество 1
одноклассники 1
амбициозный 1

АНТИСЛОВО ГОДА
креатив 15
политконкретность 15
преемник 11
шакалить 9
враги России 6
мачизм 6
рейдер(ство) 5
дикие девяностые  4
слив, слить 4
запутинец 3
олигарх 3
проект  3
экстремизм 2

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (вставить в эту форму свой эл. адрес)

Языковод   -  новый сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное