Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 53 (88)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна

                                               16 декабря 2002

                                            Тема недели: время (3)



    Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как особый вид искусства. Кого считать времяносцем нового века. Временитые люди и времучие места. Язык - большая азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий. Жизнь требует знаковых инвестиций.
-----------------------------------------------------------------
ОБЪЯВЛЕНИЕ

Вышел юбилейный номер журнала  "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник" (http://veer.info). Подробнее - в конце этого выпуска.

----------------------------------------------------------------
В этом выпуске:

времяпись
вечнопись
времяписец
повремка
временосец
временосный
временовать
временитый
времучий



ВРЕМЯПИСЬ

врЕмяпись (ср. живопись, светопись, звукопись) - написанное временем, совокупность значимых следов и отпечатков времени.

     Для нас что эти хрущевские бетонки, что архив самиздата. Один и тот же стиль. Времяпись шестидесятых.
     Мандельштам в своей "Грифельной оде" читает времяпись горных пород, зримые оттиски времени в образе вздыбленной земли:
 Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
 Свинцовой палочкой молочной,
 Здесь созревает черновик
 Учеников воды проточной.

 Крутые козьи города,
 Кремней могучее слоенье,
 И все-таки еще гряда -
 Овечьи церкви и селенья!
 Им проповедует отвес,
 Вода их учит, точит время...


            Время почти исчезает в современных скоростных средствах коммуникации, и можно предвидеть, что вскоре, как все редкое, странное, исчезающее, оно станет самостоятельным предметом искусства. Не время плюс что-то еще, не история, не эволюция, не процессы развития, а  время само по себе, как незанятый промежуток, чистое дление. И тогда возникнет новый жанр: времяпись. Освобождается некое место, устанавливается отметка чистого нуля. И  мы наблюдаем, какие знаки оставляет на этом месте время. Никто, кроме времени. Время - единственный художник. Времяпись - это письмена, которые оставляет время на чисто выкошенном квадратике луга, или чисто выбритом квадратике лица, или чисто протертом квадратике стекла... Искусство времени. Tempo-art. Technochron. [1]э



ВЕЧНОПИСЬ

вЕчнопись - знаки, письмена вечности.

С детства его влекла загадочная вечнопись созвездий на черном атласе неба.

Есть верховные явления в жизни языка, нестираемые, неуничтожимые. Некоторые строки Пушкина, Достоевского, Хлебникова, Пастернака...  Это - наша вечнопись.



ВРЕМЯПИСЕЦ

врЕмяпИсец - тот, кто пишет, изображает время.

Летописец - это, как правило, хроникер  важных исторических событий, "лет" и "вех". Времяписец  довольствуется более скромной ролью: его интересует мелкозернистая фактура времени,  его мельчайшие составляющие, текучие "хронемы", змеистые "повремки", единицы перемен, кванты новизны.

    Юрий Трифонов не был бытописателем, как его представляли литературные враги. Не был он и летописцем, если понимать под этим пристрастие к большим, общественно важным и достопамятным событиям. Он был времяписцем, наблюдателем тонкой, рвущейся ткани времени, мельчайших сдвигов и колебаний, неуловимых историческими сейсмографами.


ПОВРЕМКА

поврЕмка  (ср. поземка, повестка) -  веяние времени, поветрие, тенденция, одна из составляющих временного процесса.

        Время часто сравнивают  с  ветром, вихрем, потоком, пламенем. Но у ветра и вихря есть свои дуновения, веяния и порывы, у потока - струи и волны, у пламени - языки. Как назвать эту отдельную струю, дуновение, завихрение времени, выделившееся из общей льющейся массы, чтобы вскоре опять с ней слиться? [2] Одно из возможных названий такой динамической, событийной (не астрономической) единицы времени - "повремка", по аналогии с отдельным движением снежной массы - "поземка", и массы административно-информационной - "повестка".

    Сейчас  интересы государства опять ставятся превыше всего. Кажется, эта державная повремка  быстро уляжется.

    Я не журналист, я писатель. Я не спрямляю тенденций, я пытаюсь проследить эту повремку во всей ее змеистости, как она крутится между нами, лижет сердца, туманит головы.

    Социализм... Посмотри на очертание этой повремки, как она перебегает из страну в страну, то ускоряя, то замедляя ход ее развития, а потом изглаживается, как будто пламя времени лижет своим язычком то один, то другой бок планеты.



ВРЕМЯНОСЕЦ, ВРЕМЯНОСНЫЙ

временОсец (ср. знаменосец) - человек, активно представляющий, знаменующий свое время,  выразитель его понятий и ценностей. [3]

На воображаемом слете временосцев всех стран и народов - кому бы вы доверили представлять Россию начала 21-го века?

Самые глубокие мыслители и писатели никогда не  были временосцами в том смысле,  какой сейчас придается "кумирам", "звездам", "культовым фигурам". Они были пленниками своего времени, а не его манифестантами.



временОсный  (ср. знаменосный) -  воплощающий определенное время, эпоху; содержащий в себе богатые пласты времени.
Вобравшая в себя опыт трех поколений, книга получилась воистину временосная.

Любой историк, попавший в этот домашний архив, будет счастлив, наткнувшись на столь временосную жилу.



ВРЕМЕНОВАТЬ

временовАть (ср. знаменовать, именовать)  -  характеризовать по отношению ко времени, с точки зрения хронологии; очерчивать, расчислять, наносить на карту времени; прикреплять к определенной дате, периоду,  "именовать по времени", давать временнЫе клички.

Пожалуйста, не надо так жестко временовать талантливых поэтов и загонять их в наивное прошлое. Они не шестидесятники, как и вы не восьмидесятники. Просто они есть всегда, а вас нет никогда.

Как бы ты овременовал 1960-е годы? Что это - конец модерности или начало постмодерна?

Сейчас появилась группа ученых, которые  временуют
все периоды мировой истории иначе, чем это принято в официальной историографии. Они приближают античность к нам, временуя ее как ретроспективную фантазию эпохи Возрождения. Но и Возрождения, согласно этой концепции, не было, поскольку нечего было возрождать.

А я считаю, что рано временовать начало 21-го века. Оно себя еще не показало. Пусть порастет, подышит, заслужит себе достойное имя.



ВРЕМЕНИТЫЙ

временИтый (ср. именитый, знаменитый)  - богатый опытом времени, переживший и вобравший разные времена, несущий их следы и свидетельства.

Временитая личность! Оттого и толпятся вокруг него люди: живой учебник истории.

Льва Р. нельзя было назвать знаменитым, большого имени он себе не нажил, но временитым он был точно. И каждое из времен, от 30-х до 80-x  - наложило на него свой особый отпечаток, так что по его личности можно было читать судьбу страны, как судьбу дерева - по годовым кольцам.

"Временитый"  может соответствовать английской идиоме "time honored" - "освященный веками".
Посмотри на эти временитые кремлевские башни. Каждый камень - свидетель истории.

В эту временитую книгу, изданную в середине 18 века, вписывали свои  имена все потомки рода Немчиновых по мужской линии. 12 имен. 12 поколений.



ВРЕМУЧИЙ

времУчий (скорнение время + дремучий)   - накопивший в себе время, заросший, переполненный временем.

Если "временитый" вызывает ассоциацию с "именитый", "знаменитый" и представляет время как источник заслуг, почета, славы, то  "времучий", по аналогии с "дремучий", относится скорее к забытым, глухим проявлениям времени.  Может выступать  синонимом таких прилагательных, как "ветхий", "древний", "старинный",  "старый", "дряхлый",  но предполагает не просто отнесенность к давнему прошлому и не возрастную изношенность, а именно погруженность в давнее прошлое, заброшенность в отдаленное время.

О происхождении языка никто ничего не знает. Это такие времучие дебри, что ни один профессиональный лингвист в них не сунется.
Времучие места! "...Где обрывается Россия над
морем черным и глухим". Тут, говорят, еще Овидий, изгнанный из Рима,  нашел приют, и Пушкин странствовал по его следам. И все равно - глухой, заброшенный край великой державы.

Вот уже лет десять он живет один на отшибе. Кто его друг, кто его  бог? Лес дремучий, ручей текучий, камень времучий.

Слово "времучий" звучит по-хлебниковски и образовано его любимым приемом скорнения (замена "д" на "в", типа "вружба",  вранье + дружба, или "творянин", творить + дворянин), но у самого Хлебникова не отмечается.

-------------------------------------------------------------------

Примечания

1. Жирным шрифтом выделяются те английские слова и выражения, которых еще нет в английском языке, по крайней мере в предлагаемом значении.

2. Представление о времени как особой субстанции свойственно не только искусству, но проникает и в науку. Так, астроном Николай
Козырев говорит о "потоке времени" как об особой физической сущности, не совпадающей ни с материей, ни с полем, ни с пространством в обычном их понимании. Субстанциалистские трактовки времени, в отличие от релятивистских, реляционных, получают все большее распространение. См. Александр П. Левич. Парадигмы естествознания и субстанциональная темпорология.

3. О правописании сложных слов с первой частью  "время". Должны ли они сохранять окончание "я" или писаться через соединительную гласную "е"? ВремЕтрясение или времЯтрясение (как в переводе одноименного романа Курта Воннегута)?

По общим правилам русского языка существительные на "я" теряют свое окончание и присоединяются ко второй основе гласной "е", например, "землетрясение", "волеизъявление", "каплеобразный". Однако для  существительных среднего рода на "мя" делается исключение: "времяисчисление", "времяпровождение", "семядоля", "семяизвержение". Из этого исключения в свою очередь делается исключение для сложных слов со второй основой "носный", "носец": "знаменосец", "знаменосный". Причина, очевидно, в том, что  начальное "н" второй основы как бы входит вместе с соединительной гласной "е" в состав почти всех форм  существительного, образующего первую основу (кроме именительного падежа):  "знамена", "знамени", "знаменем".

Этому порядку и мы следуем в новообразованиях.  Поэтому "времябоязнь", "времязависимость",  "времяпись", "времяточина",   "времядоля", "времявладение", но "временосец", "временосный".

-------------------------------------------------------------------
ОБЪЯВЛЕНИЕ

Вышел очередной, 56-ой выпуск ежемесячного журнала  "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник".  В выпуске: "От мудрости к философии - и обратно",  "Видеоигры полезны для организма", "Вечный двигатель", "Поэтика часов и реторты", статья об  "Универсальной Антологии Формы" Михаила Шемякина  и другие материалы.

Этот выпуск -  юбилейный, журналу исполняется два года. Из предисловия:

Хотя смысловое пространство рунета за два года сильно уплотнилось, "Веер" остается единственным  сетевым изданием в своей тематической нише.  Это: связь науки и воображения, фантазии и технологии, гуманитарного и естественнонаучного мышления.
Мы размещаемся на размытых полях и в сумеречных переходах тех
областей,  которые четко разделяются  традиционной классификацией наук
и искусств.  Самые постоянные тематические разделы  "Веера" - это (1)
новинки науки и техники в перспективе их метафизического осмысления и
гуманитарного использования (центральная полоса каждого выпуска); и (2)
проектирование новых гуманитарных технологий, понятий, терминов,
языковых моделей,  коммуникативных стратегий, теоретических и
практических дисциплин (разделы "Новые науки" и "Дар слова. Проективный
словарь").

Наша задача - не популяризация науки, а скорее ее поэтизация: наука как самая грандиозная, убедительная и действенная из человеческих фантазий. Истекшие два года только подтвердили эту тенденцию: наука  и техника все больше сближаются с фантастикой и метафизикой, которые в свою очередь находят все более практическое применение в области бизнеса, экономики, политики, высоких технологий. Генопластика, нанотехнология, микрофизика, теории хаососложности (chaoplexity), информатика, меметика, биосоциология, эволюционная психология, когнитивные науки, работа над созданием искусственного разума - все это приносит нам все больше знаний о единстве мозга и космоса, психического и физического.

Российская наука и культура сейчас переживают кризис, борются за
выживание, и отдаленное будущее не входит в число их приоритетных
ориентаций.  Но эта утрата интереса к будущему и есть грозный признак
кризиса. Сейчас как никогда важно понять, что глобальные и
метафизические проблемы  не уводят нас от современности,  а напротив,
приближают к ней. Путь к настоящему лежит через будущее.

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное